Министерство финансов
РК утверждает программы проведения квалификационных
экзаменов на получение квалификационного
аттестата аудитора. Претенденты сдают
квалификационные экзамены в соответствии
с программами.
Каждый аудитор, имеющий
квалификационный аттестат, обязан в течение
каждого календарного года, начиная с
года, следующего за годом получения аттестата
(продления на неограниченный срок либо
обмена), проходить обучение по программам
повышения квалификации аудиторов, утверждаемым
Министерством финансов РК.
Повышение квалификации
для аудиторов, имеющих квалификационный
аттестат одного типа, осуществляется
в объеме не менее 40 академических часов
в год. Повышение квалификации для аудиторов,
имеющих квалификационные аттестаты двух
типов и более, осуществляется в объеме
не менее 10 академических часов в год по
каждому направлению аудита, которому
соответствует тип квалификационного
аттестата, но не менее 40 академических
часов в общем объеме.
Министерство финансов
РК один раз в 3 года подтверждает повышение
квалификации аудитора. На оборотной стороне
бланка квалификационного аттестата производится
соответствующая отметка о прохождении
повышения квалификации. При отсутствии
данного подтверждения при сроке действия
квалификационного аттестата аудитора
более 4 лет квалификационный аттестат
аудитора аннулируется.
Квалификационный
аттестат также аннулируется в случаях,
если:
- установлен факт получения
квалификационного аттестата аудитора
с использованием подложных документов;
- вступил в законную
силу приговор суда, предусматривающий
наказание в виде лишения права заниматься
аудиторской деятельностью в течение
определенного срока;
- установлен факт несоблюдения
требований по неразглашению аудиторской
тайны, а также требований независимости;
- установлен факт систематического
нарушения аудитором при проведении аудита
требований, установленных законодательством РК
- установлен факт подписания
аудитором аудиторского заключения без
проведения аудиторской проверки;
- установлен факт, что
в течение двух календарных лет подряд
аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность;
- аудитор нарушает требование
о прохождении обучения по программам
повышения квалификации, установленное законом РК .
Решение об аннулировании
квалификационного аттестата аудитора
принимается уполномоченным органом.
Лицо, квалификационный
аттестат которого аннулирован, вправе
обжаловать решение уполномоченного федерального
органа об аннулировании квалификационного
аттестата в суд в течение трех месяцев
со дня получения решения об аннулировании
квалификационного аттестата аудитора.
Лицо, квалификационный
аттестат которого аннулирован по причине
его получения по подложным документам,
разглашения аудиторской тайны, несоблюдения
требований независимости, несоблюдения
требований закона об аудиторской деятельности
и аудиторских правил (стандартов), подписания
аудиторского заключения без проведения
аудиторской проверки, не вправе повторно
обращаться с заявлением о получении аттестата
на право осуществления аудиторской деятельности
в течение трех лет со дня принятия решения
об аннулировании квалификационного аттестата
аудитора.
Лицо, квалификационный
аттестат которого аннулирован по приговору
суда, не вправе повторно обращаться с
заявлением о получении аттестата на право
осуществления аудиторской деятельности
в течение срока, предусмотренного вступившим
в законную силу приговором суда.
Лица, успешно сдавшие
квалификационные экзамены, получают
аттестат аудитора единого образца. Если
аудитор в течение двух лет с момента получения
аттестата не приступил к аудиторской
деятельности, аттестат утрачивает силу
2.3 Независимость аудитора и
аудиторских организаций
Сущность независимости аудиторов
и аудиторских организаций
При проведении аудита бухгалтерской
(финансовой) отчетности аудиторы и аудиторские
организации должны создать условия полного
доверия в отношении мнения, выраженного
ими в аудиторском заключении, со стороны
всех пользователей этой отчетности. Это
доверие должно быть обеспечено соблюдением
требований закона РК "Об аудиторской
деятельности", правил (стандартов)
аудиторской деятельности, норм профессиональной
этики аудиторов и устранением угроз,
затрудняющих или не позволяющих их соблюдение.
Одной из таких угроз является зависимость
аудиторской организации, а также руководителей
и должностных лиц аудиторских организаций,
аудиторов и других специалистов, принимающих
участие в выполнении задания по проведению
аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности,
от учредителей аудируемой организации,
ее руководства и должностных лиц, которые
заинтересованы в получении безоговорочно
положительного аудиторского заключения.
Независимость в контексте аудиторской деятельности
означает возможность осуществлять аудиторские
услуги, давать оценку полученных результатов
и составлять аудиторское заключение
с непредвзятой точки зрения. Зависимость
от чьей-либо заинтересованности в аудиторской
деятельности признается несовместимой
с принципами честности и объективности
аудитора.
Правила соблюдения независимости.
Внутренние правила (стандарт)
включают два раздела:
- правила соблюдения независимости
аудиторскими организациями;
- правила соблюдения независимости
аудиторами.
Кроме того, эти правила могут применяться и
при оказании других аудиторских услуг,
связанных с выражением уверенности.
При проведении процедур принятия
клиента и в ходе проведения внутреннего
контроля качества руководством аудиторской
организации, индивидуальным аудитором,
а также лицами, ответственными за обеспечение
независимости, должны своевременно выявляться,
оцениваться угрозы соблюдения независимости
аудиторских организаций и приниматься
меры по их устранению или сведению до
приемлемого уровня. Тест по всем возможным
ситуациям угрозы независимости аудиторской
организации, оценки ее существенности
должен включаться в состав рабочих документов,
составляемых при проведении аудита.
В сложных и неоднозначных ситуациях
должна существовать возможность привлечения
компетентной и информированной третьей
стороны для подтверждения независимости
сторон в отношениях при проведении аудита
бухгалтерской (финансовой) отчетности
или оказания сопутствующих аудиту услуг.
Потенциальную угрозу независимости
аудиторской организации представляют:
финансовая заинтересованность и чрезмерная
зависимость от клиента, ограничение или
отсутствие самоконтроля со стороны аудируемой
организации, а также заступничество и
шантаж.
Аудиторы, получившие задание в рамках
проведения аудита бухгалтерской (финансовой)
отчетности, должны иметь возможность
объективно и честно выражать свое мнение,
основанное на независимости мышления
и поведения, быть свободными от личных,
финансовых и иных отношений с учредителями,
руководителями и другими должностными
лицами аудируемого лица, заинтересованными
в положительных результатах аудита. Аналогичные
требования по соблюдению независимости
относятся и к другим специалистам, руководителям
и должностным лицам аудиторской организации,
индивидуальным аудиторам, прямо или косвенно
участвующим в проведении аудита.
Руководитель аудиторской организации и
индивидуальный аудитор должны обеспечить
условия выражения независимого суждения
всеми участниками аудиторской группы,
даже в случае если их мнение не совпадает
с мнением руководства и лица, ответственного
за результаты аудита. При этом должно
вырабатываться и протоколироваться общее
мнение по принципу "мнение большинства".
Независимость поведения физических
лиц, прямо или косвенно участвующих в проведении
аудита, означает избежание ситуаций,
которые могли бы поставить под сомнение
их честность и объективность при формировании
результатов аудита и выражении мнения
в аудиторском заключении, а в случае их
возникновения - принятие соответствующих
мер.
Аудиторы и другие специалисты,
участвующие в проведении аудита бухгалтерской
(финансовой) отчетности, (далее - физические
лица), должны в письменной форме подтвердить
отсутствие угрозы соблюдению личной
независимости во всех отношениях, предусмотренных Законом
и Кодексом этики аудиторов РК, и гарантировать
соблюдение независимости на протяжении
всего времени действия договора с клиентом
на проведение аудита.
Заявление о соблюдении независимости
предоставляется каждым физическим лицом
(партнером, руководителем проверки, аудитором
и другим специалистом, участвующим в
аудите) до момента включения его в аудиторскую
группу по проведению аудита бухгалтерской
(финансовой) отчетности конкретного аудируемого
лица. Руководителем и иным должностным
лицом аудиторской организации, индивидуальным
аудитором заявление о независимости
может представляться в отношении каждого
аудируемого лица или нескольких аудируемых
лиц по списку.
Согласно Закону Об «аудиторской деятельности»
в РК независимая аудиторская проверка
не может проводиться:
- аудиторами, являющимися учредителями
аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами
и иными лицами, несущими ответственность
за организацию и ведение бухгалтерского
учета и составление финансовой (бухгалтерской)
отчетности;
- аудиторскими организациями,
руководители и иные должностные лица
которых являются учредителями аудируемых
лиц, их должностными лицами, бухгалтерами
и иными лицами, несущими ответственность
за организацию и ведение бухгалтерского
учета и составление финансовой ( бухгалтерской)
отчетности;
- аудиторами, состоящими с учредителями
аудируемых лиц, их должностными лицами,
бухгалтерами и иными лицами, несущими
ответственность за организацию и ведение
бухгалтерского учета и составление финансовой
( бухгалтерской) отчетности, в близком
родстве ( родители, супруги, братья, сестры,
дети);
- аудиторскими организациями
в отношении аудируемых лиц, являющихся
их учредителями, в отношении аудируемых
лиц, для которых эти аудиторские организации
являются учредителями, в отношении дочерних
организаций, филиалов и представительств
указанных аудируемых лиц, а также в отношении
организации, имеющих общих с этой аудиторской
организацией учредителей;
- аудиторскими организациями,
руководители и иные должностные лица
которых состоят в близком родстве ( родители,
супруги, братья, сестры, дети) с учредителями
аудируемых лиц, их должностными лицами,
бухгалтерами и иными лицами, несущими
ответственность за организацию и ведение
бухгалтерского учета и составление финансовой
(бухгалтерской) отчетности;
- аудиторскими организациями
и индивидуальными аудиторами, оказывавшими
в течение трех лет, непосредственно предшествовавших
проведению аудиторской проверки, услуги
по восстановлению и ведению бухгалтерского
учета, а также по составлению финансовой
(бухгалтерской) отчетности физическим
и юридическим лицам, - в отношении этих
лиц.
Аудиторы должны быть не зависимы
от аудируемой организации, любой третьей
стороны, собственников и руководителей
аудиторской организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход к рыночной экономике
обусловил появление новой отрасли научных
знаний и практической деятельности. Это
- аудит. Но для того, что бы разобраться
в данной изучаемой дисциплине, необходимо
начать с ее истории - возникновения, путей
развития. Изучение истории возникновения
и становления аудита поможет глубже понять
суть аудита и его роль. Аудит имеет многовековую
историю. В литературе период его возникновения
определяется по-разному. Согласно историческим
записям, Китай, возможно первая страна
в мире, создавшая аудиторскую систему.
А в Казахстане первая аудиторская фирма
была создана в 1990 году согласно Постановлению
Совета Министров КазССР от 15 февраля
1990 г. № 60 при Министерстве финансов республики
был организован хозрасчетный аудиторский
центр «Казахстан аудит» с территориальными
отделениями. С 1992 г. фирма является самостоятельной
крупной акционерной компанией, которая
оказывает аудиторские услуги казахстанским
предприятиям и учреждениям всех форм
собственности.
В Законе Республики Казахстан
«Об аудиторской деятельности» от 20 ноября
1998 года № 304 (с изменениями и дополнениями
по состоянию на 17.07.2009 г.) дается следующее
определение аудита: «Аудит представляет
собой независимую проверку аудиторами
и аудиторскими организациями финансовой
отчетности и иных документов юридических
и физических лиц с целью оценки достоверности
и соответствия совершенных финансовых
и хозяйственных операций законодательству
Республики Казахстан».
В рамках определения содержания
аудита можно отметить ряд ключевых компонентов,
каковыми являются:
- хозяйствующий субъект;
- информация;
- квалификация аудитора;
- сбор и оценка фактов;
- стандарты или критерии;
- аудиторский отчет.
На основании статьи 4, Закона
Р.К. Об аудиторской деятельности от 20
ноября 1998г. №304 (с изменениями и дополнениями
по состоянию на 17.07.2009г.) и согласно МСА
№ 200, аудитор должен соблюдать «Кодекс
этики профессиональных бухгалтеров»,
изданный Международной федерацией бухгалтеров.