С
другой стороны, этой информации недостаточно
для получения объективных и достаточных
доказательств достоверности отражения
валютных операций в бухгалтерском учете,
их законности и эффективности.
Следует
подчеркнуть, что аудиторский контроль
не подменяет другие виды контроля, а имеет
свои цели, заключающиеся в выражении
независимого мнения о достоверности
учета ВЭД; соответствии его действующему
законодательству; его рациональности
и эффективности.
Аудиторские
проверки направлены на защиту интересов
третьих лиц, в т.ч. потенциальных инвесторов
и собственников бизнеса, в то время как
валютный и таможенный контроль нацелены
на защиту государственных интересов.
Аудит проводится в соответствии с требованиями
законодательства и условиями договора
оказания аудиторских услуг.6
В
отношении нормативного регулирования
можно назвать следующие акты:
- Федеральный
закон от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской
деятельности»;
- Федеральные
правила (стандарты) аудиторской деятельности;
- Внутрифирменные
правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Закон
регулирует ряд вопросов, связанных
с осуществлением аудита, определяет
критерии обязательного аудита, определяет
права и обязанности аудиторов и аудируемых
лиц и т. д. Для проведения аудиторской
проверки стороны заключают договор оказания
услуг, в котором определяют объем работ,
сроки проведения и подготовки заключения,
порядок расчетов и др.
На
основе действующих федеральных правил,
аудиторская организация может разрабатывать
внутрифирменные стандарты аудиторской
деятельности и формы рабочих документов
для проведения проверок.
2.2
Технология и последовательность
проведения аудита ВЭД
Внешнеторговая
сделка включает несколько этапов — начиная
с момента заключения сделки до фактического
получения материальной ценности или
услуги.
Сделка
затрагивает как экономические,
так и юридические вопросы. В
сделке участвуют не только продавец
и покупатель как основные участники
сделки, но и другие лица: уполномоченные
как агенты валютного контроля; таможенные
органы, контролирующие пересечение товарами
границ РФ; государственные органы,
разрешающие ввоз/вывоз различных ценностей,
и т. д. Эти особенности позволяют аудитору
при проверках получить доказательства
достоверности информации не только из
внутренних источников — договоров, первичных
документов, учетных регистров и форм
отчетности аудируемой организации, но
и из внешних — паспорт сделки, таможенная
декларация и др. документы по валютному
и таможенному контролю.
Аудиторские
доказательства —
это информация, полученная аудитором
при проведении проверки, и результат
анализа указанной информации, на которых
основывается мнение аудитора.
К
внешним источникам
информационной базы
также относятся:
- информация
об экономической и политической ситуации
стран-участников сделки;
- информация
о денежно-кредитной и бюджетной политике
государства, которая дает возможность
аудитору спрогнозировать целесообразность
заключения контракта;
- характеристика
контрагентов — надежность иностранного
партнера может быть подтверждена публикуемым
аудиторским заключением, знакомство
с которым позволит проверяющему, оценить
вероятность риска расторжения сделки;
- законодательная
и справочно-информационная база — является
основным критерием при определении законности
операции.
Справочная
информация официальных органов, например,
о рыночных ценах на экспортируемую
и импортируемую продукцию и
курсах ЦБ РФ поможет аудитору оценить
реальность цен, указанных в контракте
и правильность их пересчета в рубли.
Внутренние
источники информации
включают:
- правовые
документы предприятия (учредительные
документы, договоры, доверенности на
осуществление сделок, должностные инструкции
и др.). Правильность их составления позволяет
сделать вывод о законности существования
предприятия и заключения сделок, а также
выразить мнение о надежности системы
внутреннего контроля и бухгалтерского
учета и оценить аудиторский риск;
- учетная и
налоговая политики. Из них аудитор получает
данные о том, в каких регистрах бухгалтерского
учета ведутся операции, связанные с ВЭД,
как распределяются затраты по контрактам,
как происходит оценка имущества, выраженного
в инвалюте, и др. Изучение данных документов
позволяет установить специфику обработки
информации аудируемым лицом;
- экспортный
(импортный) контракт — содержит информацию
об условиях перехода права собственности
(рисков) на товар, формы расчетов, валюту
платежа, сроки поставки и сроки оплаты,
базисные условия поставки, которые определяют
состав накладных расходов по сделке;
- первичные
документы (инвойсы, квитанции, накладные
и др.). Отличительной чертой экспортно-импортных
операций является повышенная степень
контроля за первичными документами со
стороны банковских и таможенных органов,
а также необходимость перевода их на
русский язык и пересчета в рубли;
- учетные и
налоговые регистры (оборотные ведомости
по счетам, бухгалтерские расчеты, расшифровки
к счетам, аналитические ведомости и др.).
На основании первичных документов группируется
основная информация на счетах синтетического
и аналитического учета, а также формируются
налоговые показатели для заполнения
деклараций;
- бухгалтерская
отчетность. Бухгалтерская отчетность
является для аудитора одним из основных
источников информации. При аудите ВЭД
анализ отчетности позволяет определить
эффективность внешнеторговой операции
для предприятия;
- внеучетные
источники информации — могут быть получены
в результате письменного или устного
опроса должностных лиц, специалистов
по таможенному или международному праву
и др. Например, при формировании мнения
о надежности импортной сделки необходимо
оценить, как предприятие следит за продвижением
товара, его оплатой, за своевременной
подготовкой и оформлением документов.
Основными
направлениями аудиторской
проверки являются:
1.
Соблюдение требований действующего
законодательства, т. е. подтверждение
законности совершения экспортных
и импортных операций. При этом
используются следующие документы:
- документы
органов, осуществляющих первичный контроль
за операциями и дающих разрешение (лицензию,
квоту) по ряду операций;
- документы
банковского контроля в сфере валютного
регулирования;
- документы
таможенного контроля.
2.
Определение полноты, своевременности
и достоверности отражения операций
на счетах бухгалтерского учета
в соответствии с требованиями гражданского,
валютного, бухгалтерского и налогового
законодательства. Используемые документы:
—
экспортный или импортный контракт;
—
учетная и налоговая политика;
—
первичные документы бухгалтерского
учета;
—
документы валютного и таможенного контроля;
—
учетные и налоговые регистры;
—
бухгалтерская (финансовая) отчетность
и налоговые декларации.
Стандарты
аудиторской деятельности придают
особое значение
оценке
системы внутреннего контроля и
бухгалтерского учета, планированию объема
и сбора аудиторских доказательств. Выражение
мнения о достоверности бухгалтерской
отчетности во многом определяется оценкой
аудитором системы внутреннего контроля.
Оценка
надежности системы внутреннего
контроля является одним из основных
направлений при проведении аудита ВЭД.
Правильная оценка системы внутреннего
контроля позволяет аудитору с большой
вероятностью оценить полноту и достоверность
отражения в учете внешнеторговой сделки.
Термин
«система внутреннего контроля»
означает совокупность организационных
мер, методик и процедур, используемых
руководством аудируемого лица в качестве
средств для упорядоченного и эффективного
ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обеспечения сохранности активов, выявления,
исправления и предотвращения ошибок
и искажения информации, а также своевременной
подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской)
отчетности.
Эффективность
конкретных средств контроля включает
в себя следующие составляющие:
- стиль и основные
принципы управления данным аудируемым
лицом;
- организационная
структура аудируемого лица;
- распределение
ответственности и полномочий;
- осуществляемая
кадровая политика;
- порядок подготовки
финансовой (бухгалтерской) отчетности
для внешних пользователей;
- порядок осуществления
внутреннего управленческого учета и
подготовки отчетности для внутренних
целей;
- обеспечение
соответствия хозяйственной деятельности
аудируемого лица требованиям законодательства;
- наличие и
особенности организации работы ревизионной
комиссии, службы внутреннего аудита в
составе органа управления аудируемого
лица.
Большое
влияние на достоверность совершения
экспортно-импортных операций оказывает
порядок проведения внешнего контроля,
т.е. валютного и таможенного.
Сочетание
внутреннего и внешнего контроля
позволяет аудитору получить независимые
источники доказательств, дает возможность
сопоставить их между собой и оценить
их объективность.
При
проведении аудита проверяющий исходит
из основополагающего принципа непрерывности
деятельности организации. Для формирования
такого мнения необходимо достаточное
количество аудиторских доказательств,
так как именно внешнеэкономическая операция
подвластна большему числу рисков, чем
любая другая сделка.
На
основании целей и задач аудита,
исследование сущности экспортно-импортных
операций разрабатывается программа
аудиторской проверки ВЭД. Программа
аудиторской проверки включает ключевые
этапы, последовательная проверка которых
позволяет получить аудиторские доказательства
для формирования мнения о достоверности
данной операции в целом.
Аудиторская
проверка ВЭД может
включать следующие
этапы:7
- оценка системы
внутреннего контроля за проведением
экспортно-импортных операций;
- проверка
наличия и правильности оформления экспортно-импортных
контрактов, оценка экономических, бухгалтерских
и налоговых последствий;
- оценка соблюдения
норм действующего валютного и таможенного
законодательства при совершении внешнеторговых
сделок;
- проверка
достоверности и полноты отражения внешнеторговых
сделок на счетах бухгалтерского учета;
- оценка правильности
формирования фактической себестоимости
импортных материальных ценностей, доходов
и расходов от проведения экспортных операций;
- контроль
за правильностью исчисления курсовых
разниц и отражения их в бухгалтерском
и налоговом учете и т. д.
Формирование
аудитором мнения о достоверности
внешнеторговых операций и их законности
должно основываться на соблюдении при
ведении учета и составлении отчетности
норм действующего законодательства.
Таким
образом, на основании проведенного
в данной главе анализа, можно
сделать следующие выводы:
- Аудит внешнеэкономической
деятельности является частью аудиторской
проверки. Он может иметь самостоятельное
значение, если предметом договора является
специальный аудит ВЭД, или разделом общего
аудита.
- Цель аудита
ВЭД — выражение независимого мнения
о достоверности учета экспортно-импортных
сделок во всех существующих аспектах,
о соответствии их нормам действующего
законодательства, о надежности и эффективности
системы внутреннего контроля в организации.
- Основными
направлениями аудиторской проверки ВЭД
являются соблюдение требований действующего
законодательства и Определение полноты,
своевременности и достоверности отражения
операций на счетах бухгалтерского учета
в соответствии с требованиями гражданского,
валютного, бухгалтерского и налогового
законодательства.
- На основании
целей и задач аудита, исследование сущности
экспортно-импортных операций разрабатывается
программа аудиторской проверки ВЭД. Программа
аудиторской проверки включает ключевые
этапы, последовательная проверка которых
позволяет получить аудиторские доказательства
для формирования мнения о достоверности
данной операции в целом.
На основании проведенного
исследования можно сделать следующие
выводы:
- Развитие
аудита в России происходило в несколько
этапов. Принятие закона «Об аудиторской
деятельности» на последнем этапе, подтвердило
окончательное становление аудита в России.
Предприняты шаги по пути интеграции российского
аудита в международную аудиторскую систему.
- Аудит представляет
собой предпринимательскую деятельность
по независимой проверке бухгалтерского
учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности
организации и индивидуальных предпринимателей.
- Аудит внешнеэкономической
деятельности является частью аудиторской
проверки. Он может иметь самостоятельное
значение, если предметом договора является
специальный аудит ВЭД, или разделом общего
аудита. Цель аудита ВЭД — выражение независимого
мнения о достоверности учета экспортно-импортных
сделок во всех существующих аспектах,
о соответствии их нормам действующего
законодательства, о надежности и эффективности
системы внутреннего контроля в организации.
- На основании
целей и задач аудита, исследование сущности
экспортно-импортных операций разрабатывается
программа аудиторской проверки ВЭД. Программа
аудиторской проверки включает ключевые
этапы, последовательная проверка которых
позволяет получить аудиторские доказательства
для формирования мнения о достоверности
данной операции в целом.