Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 20:16, курсовая работа
В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства.
Актуальность темы заключается в том, что в рыночной экономике экономические субъекты (предприятия, организации) в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности ежедневно сталкиваются с разными видами расчётов.
ВВЕДЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ РАБОТ И УСЛУГ
.1 Значение расчетов с покупателями и заказчиками. Основные принципы их организации
.2 Основные формы расчетов и их роль в организации платежного оборота ЧПТУП «Брестский областной комбинат противопожарных работ» РГОО «БДПО»
.3 Характеристика противопожарных работ и услуг как вида экономической деятельности предприятия
.4 Общая характеристика деятельности ЧПТУП «Брестский областной комбинат противопожарных работ» РГОО «БДПО». Охрана труда
МЕХАНИЗМ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ РАБОТ И ОКАЗАНИИ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ЧПТУП «БРЕСТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОМБИНАТ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ РАБОТ» РГОО «БДПО»
.1 Нормативно-правовое регулирование расчетов с покупателями и заказчиками
.2 Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками
.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками
АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ЧПТУП «БРЕСТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОМБИНАТ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ РАБОТ» РГОО «БДПО»
.1 Задачи и информационное обеспечение анализа расчетов с покупателями и заказчиками
.2 Соблюдение расчетно-договорной дисциплины с покупателями и заказчиками
.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
.4 Поиск резервов снижения дебиторской задолженности и своевременного погашения кредиторской задолженности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Все платежи, независимо от их направленности, осуществляются путем безналичных и наличных расчетов.
Наличный расчет - расчеты между предприятиями и юридическими лицами наличными денежными средствами [21, стр 257]. Данный вид расчетов наиболее характерен для розничной торговли, а также для расчетов с физическими лицами.
Расчеты наличными денежными средствами осуществляются через операционную кассу предприятия. Порядок ведения кассовых операций, а также сумма наличных денежных средств, которая может использоваться при расчетах между определены Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь 17.01.2008г. № 4 (с изменениями и дополнениями от 21.09.2009 № 154 (ред. 12.10.2009)).
Безналичные расчеты - форма денежного обращения, при которой хранение и движение денежных средств происходит без участия наличных денег, посредством зачисления денег на банковский счет и перечисления со счета плательщика на счет получателя [21, стр 126]. Бурцева И. Н. отметила, что при взаимных расчетах организации с покупателями и заказчиками имеют следующие наиболее часто встречающиеся формы безналичных расчетов: акцептная, аккредитивная, расчетными чеками и посредством банковских пластиковых карточек. Под формой расчетов понимают порядок отпуска продукции (товаров) выполненных работ или оказания услуг и расчета за них, а также документооборот между поставщиками продукции (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) [17, стр 496].
При акцептной форме расчетов вначале отражается передача продукции покупателю, а затем оплаты за нее. Основанием расчетов могут быть платежные требования, выставляемые поставщиком после передачи продукции, либо платежные поручения, заполняемые покупателем. В зависимости от того, кто является инициатором платежа, безналичные расчеты могут осуществляться дебетовыми или кредитовыми переводами. На рис. 1.1 отражен порядок прохождения документов при расчете с покупателями посредством дебетовых переводов, т.е когда инициатором выступает получатель платежа (бенефициар), а основанием для расчетов является платежное требование.
Платежное требование - это требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы денежных средств и зачисления ее на счет получателя средств.
Данной форме расчета присущи три особенности:
Данная форма расчета применяется только после отгрузки продукции.
Требования оплачиваются с предварительным акцептом.
Срок предварительного акцепта составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк. В целях ускорения расчетов между плательщиком и получателем средств договором может быть предусмотрена оплата требований в день их поступления в банк плательщика.
Для этого плательщик должен представить в обслуживающий его банк список предприятий, с которыми заключены договора на оплату требований в день их поступления в банк плательщика. В списке должны быть указаны номера и даты заключения договоров. Список заверяется подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.
Список, с проставленной на нем датой поступления в банк, находится у ответственного исполнителя, обслуживающего плательщика. Требования, подлежащие оплате в день поступления в банк плательщика, должны содержать надпись, учиненную по следующей форме: «Оплата в день поступления». Ответственный исполнитель сверяет со списком только те требования, которые содержат указанную надпись.
При отсутствии на требованиях надписи об оплате в день поступления в банк плательщика, а также при поступлении требований от предприятий, не указанных в списке, оплата их производится с предварительным акцептом.
Требования, подлежащие оплате с предварительным акцептом, оплачиваются на следующий день после истечения срока предварительного акцепта. Плательщик имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта требования в течение установленного срока предварительного акцепта.
Отказ может быть полным или частичным с указанием соответствующих мотивов. Плательщик имеет право полностью отказаться от акцепта требования, а банк обязан принять отказ в случаях:
· отсутствия договора;
· отсутствия данной формы расчетов в договоре;
· предъявление бестоварного требования, т.е. требования оплаты
· товаров, фактически неотгруженных (неотпущенных) получателю;
· предъявления требования за ранее оплаченный товар;
· несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам.
Банки не рассматривают споры между получателем и плательщиком по существу отказов от акцепта.
3. Данная форма расчета осуществляется через систему инкассо.
Инкассо - банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента-получателя средств и на основании составленного им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя.
Ответственный исполнитель банка, принимающий документы на инкассо, обязан проверить:
· наличие в требовании даты и номера договора, предусматривающего отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;
· наличие товарно-транспортных или заменяющих их документов, соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;
· при отсутствии товарно-транспортных или заменяющих их документов - дату их отсылки (вручения) плательщику;
· соответствие образцов подписей и оттиска печати на требованиях заявленным в банк образцом подписей и оттиска печати;
· правильность составления представленных реестров, в частности, соответствие общей суммы требований, принятых на инкассо, данным реестра, соответствие подписей и оттиска печати на реестре заявленным в банк образцам, а также даты составления реестров дню приема их банком.
Требования, не отвечающие правилам, установленным для предоставления документов в банк, вычеркиваются из реестра с исправлением его итогов и возвращаются представившему их предприятию.
У этой формы безналичного расчета есть свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
Система инкассо обеспечивает четкий порядок адресации доставки требований и контроль за расчетами со стороны покупателя и поставщика.
Может осуществляться отгрузка без предварительной оплаты.
Недостатки:
Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.
Рис. 1.1 Акцептная форма расчетов (платежными требованиями)
Последовательность выполнения операций при расчетах платежными требованиями:
- отдел сбыта выписывает товарно-транспортные накладные на передачу продукции (товаров) покупателю;
- отпуск продукции со склада покупателю на основании товарно-транспортной накладной и доверенности;
- представление в банк поставщика платежного требования для оплаты за поставленную продукцию, товары;
- представление копии товарно-транспортной накладной в банк поставщика;
- передача платежного требования для оплаты в банк покупателя;
- получение покупателем платежного требования для акцепта (согласие на оплату платежного требования);
- оплата платежного требования;
- перечисление денег на расчетный счет поставщика за реализованную продукцию.
Платежное поручение (в дальнейшем - «поручение») представляет собой расчетный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.
Поручением могут производиться:
· расчеты за полученные товары при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного или иного документа, подтверждающего отгрузку (отпуск) товара;
· расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение задолженности банку по ссуде и процентам, переводы средств на выплату заработной платы в пользу отдельных граждан, оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа);
· предварительная оплата (в случаях, предусмотренных нормативными актами, договорами). Под предварительной оплатой понимается оплата товаров, готовых к отгрузке (отпуску) покупателям к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не определены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен данный порядок расчетов;
· авансовые платежи (в соответствии с заключенными договорами). Авансовый платеж - сумма денежных средств, перечисленная, выданная в счет условленного платежа или расходов, по которым отчет будет дан впоследствии;
· оплата товарных векселей.
Преимущества данной формы расчетов:
. Универсальность.
. Можно сблизить дату отгрузки с датой оплаты.
. Простота оформления и прохождения через банк.
Недостатки данной формы расчетов:
. Нет должной гарантии платежа.
. Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.
Порядок прохождения документов при расчете с покупателями посредством кредитовых переводов, т.е. когда инициатором расчетов выступает покупатель, а основание для расчетов является платежное поручение, отражен на рис. 1.2.
Рис. 1.2 Акцептная форма расчетов (платежными поручениями)
Последовательность выполнения операции при расчетах платежными поручениям следующая:
- отдел сбыта выписывает товарно-транспортные накладные на передачу продукции (товаров) покупателю;
- отпуск продукции со склада покупателю на основании товарно-транспортной накладной и доверенности;
- передача покупателем платежного поручения для оплаты в банк покупателя;
- перечисление денег на расчетный счет поставщика за реализованную продукцию;
- предоставление покупателю выписки из расчетного счета о снятии денег и перечислении поставщику;
- предоставление получателю платежа (бенефициару) выписки с расчетного счета о поступлении денег за реализованную продукцию.
Суть аккредитивной формы расчета заключается в том, что оплата предшествует передаче продукции - выполнению работ, оказанию услуг. При такой форме оплата может производиться платежными поручениями в виде предоплаты или посредством заявлений на аккредитив.
Когда основанием для безналичных расчетов является платежное поручение, передаваемое покупателем в банк в порядке предоплаты за продукцию, т.е. инициатором расчетов выступает плательщик (покупатель), переводы называются кредитовыми.
На рисунке 1.3 отражена последовательность выполнения операций при расчетах платежными поручениями:
- выписка счета-фактуры на предполагаемую сумму сделки и передача покупателю;
- представление платежного поручения и счета-фактуры покупателем в банк для оплаты стоимости покупки;
- перечисление денег на расчетный счет поставщика за продукцию;
- выписка с расчетного счета о поступлении средств на расчетный счет поставщика;
- отпуск продукции со склада поставщика покупателю на основании товарно-транспортной накладной и доверенности.
Рис. 1.3 Аккредитивная форма расчетов (платежными поручениями)
Платежное требование-поручение (в дальнейшем - «требование-поручение») - расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям.
Требования-поручения выписываются получателем средств на бланке установленной формы и, вместе с отгрузочными и другими, предусмотренными договором документами, направляются непосредственно плательщику.
Первый экземпляр требования-поручения должен быть оформлен подписями и оттиском печати получателя средств. Плательщик, при согласии оплатить требование-поручение, представляет его в обслуживающий банк в 3-х экземплярах. В реквизите требования-поручения «Сумма к оплате» должна быть проставлена цифрами и прописью сумма, акцептованная плательщиком и подлежащая списанию с его счета.
Требование-поручение принимается банком к исполнению в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика, и после совершения операции помещается в документы для банка, второй - направляется банку получателя для приложения к выписке из счета получателя, третий - выдается плательщику с распиской в приеме поручения и штампом банка.
Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.