Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:00, реферат
Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны, т.к. включают в себя: приобретение за наличный расчет запасных частей, материалов, топлива, канцелярский товаров; оплату мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств; расходы на командировки по территории Российской Федерации и за границу; представительские расходы.
Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны, т.к. включают в себя: приобретение за наличный расчет запасных частей, материалов, топлива, канцелярский товаров; оплату мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств; расходы на командировки по территории Российской Федерации и за границу; представительские расходы.
Как правило, в практической деятельности любого предприятия расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер и связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д., что обуславливает высокую трудоемкость и актуальность учета расчетов с подотчетными лицами.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникает потребность использовать наличные денежные средства для расчетов с работниками по командировкам, выдачи им средств на представительские цели, для покупки за наличный расчет товаров в других организациях или у физических лиц, для оплаты выполненных работ, оказанных услуг, а так же на иные хозяйственно-операционные цели, на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, расходы уполномоченных предприятий и организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организации.
Подотчетные лица – физические лица, которым выданы наличные деньги, а также другие ценности, обязанные предоставить отчет об их использовании.
Подотчетными суммами называются денежные авансы, выданные работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и расходы по командировкам.
Как правило, в практической деятельности любого предприятия расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер и связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д., что обуславливает высокую трудоемкость и актуальность учета расчетов с подотчетными лицами.
Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами являются:
1. своевременное, полное
и достоверное отражение на
счетах бухгалтерского учета
фактических затрат на
2. документальная обоснованность
использования подотчетных
3. контроль за экономным
и рациональным использованием
денежных средств на
Бухгалтерский учет с подотчетными лицами имеет свои особенности.
Под подотчетными лицами в бухгалтерском учете понимают работников организации (в том числе и совместителей), которым выданы из кассы наличные деньги с условием представления отчета об их использовании (отсюда и термин - "под отчет").
Подотчетными лицами считаются работники организации, получившие авансом денежные средства из кассы. В подотчет выдаются деньги для предстоящих командировочных расходов, а также для оплаты хозяйственных расходов, расходов, связанных с приобретением материалов по мелкому опту в розничной торговле, и на другие хозяйственные нужды.
При ведении расчётов с подотчётными лицами организация преследует следующие цели:
- установление партнёрских отношений с другими организациями в целях расширения производства, заключение выгодных контрактов, способствующих дальнейшему развитию предприятия, поиск новых рынков сбыта своей продукции, работ, услуг;
- обеспечение работоспособности организации;
- приобретение хорошей деловой репутации на отраслевом рынке.
Задачами организации учёта расчётов подотчётными лицами являются контроль за целенаправленным использованием авансированных сумм, соблюдением правильности их документального оформления, а также своевременного отчёта о произведённых операциях.
Организации могут выдавать работникам из кассы наличные денежные средства под отчёт на: командировочные расходы; хозяйственно-операционные нужды; представительские расходы; расходы экспедиций, геологоразведочных партий; расходы уполномоченных предприятий и организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организации.
При выдаче денежных средств организация обязана:
- определить сумму подотчётных средств и срок, на который она выдаётся;
- получить от подотчётного
лица отчёт о расходах в
срок не позднее 3 рабочих дней
по истечении срока, на
- выдавать денежные
средства под отчёт при
- запретить передачу
- определить перечень
лиц, которые могут заменять
кассиров и получать в банке
денежные средства под отчет.
Перечень подотчетных лиц и
правила расчетов с ними
Таким образом, в приказе
нужно не только перечислять подотчетных
сотрудников, но и указать, какую
сумму каждый из них может получить
за один раз, на какой срок и когда
они должны сдавать авансовые
отчеты в бухгалтерию. Если же понадобилось
выдать деньги под отчет сотруднику,
которого нет в списке, то составляется
отдельный приказ, где нужно указать
фамилию и должность
Задачами бухгалтерского учета по формированию полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении обеспечивается едиными правовыми и методологическими основами организации и ведения бухгалтерского учета. Именно поэтому для обеспечения формирования бухгалтерской информации первостепенное значение имеют нормативные правовые акты, поскольку учет тесно связан с несколькими областями права.
Исследуя заданную тему,
необходимо рассмотреть нормативно-
В таблице № 1 приведены основные нормативно-правовые акты, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения расчётов с подотчётными лицами. Первый (законодательный) уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта расчётов с подотчётными лицами составляют Федеральные законы, постановления Правительства РФ.
Таблица 1
Законодательный уровень нормативного регулирования учёта расчётов с подотчётными лицами
№ п/п |
Название нормативного документа |
Дата и номер документа |
Сфера регулирования |
1. |
Трудовой Кодекс РФ |
Федеральный закон РФ от 11.07.2011 г. № 197-ФЗ |
Установление государственных гарантий трудовых прав граждан, защита интересов работников и работодателей. |
2. |
Налоговый Кодекс РФ |
Федеральный закон РФ от 02.07.2013 г. № 146-ФЗ |
Устанавливает систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения в РФ. |
3. |
Гражданский Кодекс РФ |
Федеральный закон РФ от 05.04.2013 г. № 51-ФЗ |
Включает акты, содержащие нормы гражданского права; отношения, регулируемые гражданским законодательством. |
4. |
«О бухгалтерском учете» |
Федеральный закон РФ от 07.06.2013 г. № 129-ФЗ |
Содержит данные об общих положениях бухгалтерского учёта, его объектах и основных задачах |
5. |
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» |
Федеральный закон РФ от 07.06.2013 г. № 125-ФЗ |
Устанавливает правовые, экономические основы обязательного социального страхования. |
6. |
«Об обязательном пенсионном страховании в РФ» |
Федеральный закон РФ от 02.07.2013 г. № 167-ФЗ |
Устанавливает правовые, финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ. |
7. |
«О валютном регулировании и валютном контроле» |
Федеральный закон РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (редакция от 01.09.2013г.) |
Обеспечение реализации единой государственной валютной политики. |
8. |
«О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» |
Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 729 |
Определение размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ. |
9. |
«Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в РФ» |
Постановление Правительства РФ от 30.05.2012 г. № 490 |
Информация об услугах, порядок оформления проживания в гостинице и оплаты услуг, порядок предоставления услуг. |
10. |
«О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым на работу в представительства РФ за границей» |
Постановление Правительства РФ от 23.10.2013 г. № 911 |
Указание гарантий работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей. |
11. |
«О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках» |
Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 г. № 812 (редакция от 24.12.2008г.) |
Определение размеров суточных в иностранной валюте, при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. |
Таблица 2
Нормативный уровень регулирования учёта расчётов с подотчётными лицами
№ п/п |
Название нормативного документа |
Дата и номер документа |
Сфера регулирования |
1. |
ПБУ 3/2000 «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» |
Приказ Минфина РФ от 13.11.2011г. № 2н |
Регулирует особенности бухгалтерского учета имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте. |
2. |
ПБУ 10/1999 «Расходы организации» |
Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 г. № 33н |
Конкретизирует расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы, указываются критерии признания расходов. |
3. |
ПБУ 6/2001 «Учет основных средств» |
Приказ Минфина РФ от 03.03.2011 г. № 26н |
Указываются критерии оценки основных средств, положения по их амортизации, восстановлению, выбытию. |
4. |
ПБУ 5/2001 «Учет материально- |
Приказ Минфина РФ от 17.04.2013 г. № 44н |
Устанавливает правила формирования информации о МПЗ организации. |
5. |
ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» |
Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н |
Указываются критерии оценки нематериальных активов, положения по амортизации, списанию. |
6. |
«Об установлении размеров выплаты суточных и предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран» |
Приказ Минфина РФ от 02.08.2004 г. № 64н |
Установление размеров выплаты
суточных и предельных норм возмещения
расходов по найму жилого помещения
при краткосрочных |
В таблице № 2 представлен второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта расчётов с подотчётными лицами. Данный уровень составляют положения (стандарты) бухгалтерского учета (ПБУ), регламентирующие расчёты с подотчётными лицами. ПБУ были разработаны Министерством финансов РФ согласно государственной программе перехода России на принятую в международной практике систему учета и отчетности в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
Таблица 3
Методический уровень регулирования учёта расчётов с подотчётными лицами
1. |
«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» |
Постановление Госкомстата России от 5.01.2004 г. № 1 |
Утверждение унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. |
2. |
«Об утверждении унифицированной
формы первичной учетной |
Постановление Госкомстата России от 1.08.2001 г. № 55 |
Утверждение унифицированной
формы первичной учетной |
3. |
«О служебных командировках в пределах СССР» |
Инструкция Минфина СССР от 7.04.1988 г. № 62 |
Содержит определение служебной командировки, правила документального оформления командировки, формы журналов по ведению учета работников, отбывающих в командировки. |
4. |
«О порядке документального оформления служебных командировок». |
Письмо Минфина РФ от 6.12.2002 г. № 16-00-16/158 |
Представлены перечень, формы документов строгой отчетности, используемые гостиничными хозяйствами при расчетах с подотчётными лицами. |
5. |
«Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» |
Приказ Минфина РФ от 26.02. 2013 г. № 94н |
Правила синтетического учета операций в бухгалтерском учете |
Третий уровень (методический) объединяет нормативные документы рекомендательного характера. В таблице № 3 указаны нормативно-правовые акты, регламентирующие бухгалтерский учёт расчётов с подотчётными лицами: инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств, конкретизирующие общие методологические положения.
Четвёртый уровень нормативно-правового
регулирования включает документы
по организации и ведению
Состав первичных документов по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок - это авансовые отчеты, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно широк и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т. д. и, следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета.
Основными документами, которые
необходимо подвергнуть изучению при
проверке расчетов с подотчетными лицами,
являются: авансовый отчет; приказы
о направлении сотрудников в
командировки; командировочные удостоверения;
копии загранпаспортов с
список лиц, которым разрешено
получение наличных денег из кассы;
сметы представительских
Операции по расчетам с подотчетными лицами находят свое отражение в регистрах синтетического учета и отчетности:
- баланс предприятия (форма № 1);
- отчет о движении денежных средств (форма № 4);
- журнал-ордер № 7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (при журнально-ордерной форме учета);
- главная книга;
Информация о работе Расчет подотчетных лиц как рбъект бухгалтерского учета