Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:55, контрольная работа
Ревизия — это основной метод финансового контроля, она осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.
Содержание:
1.Проверки (ревизии), их виды и основные задачи.
2. Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.
3.Порядок организации контрольной (надзорной) деятельности.
4.Особенности организации и проведения внеплановой тематической оперативной проверки.
5. Государственное регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь.
6. Подготовка к проведению аудиторской проверки.
7. Аудиторские доказательства.
Список используемых источников.
Письмо-обязательство содержит условия аудиторской проверки, обязательства аудиторской организации, обязательства экономического субъекта. В письме-обязательстве должны быть приведены ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых проводится аудит.
В свою очередь клиент должен послать аудитору письмо-предложение с просьбой оказать аудиторские услуги или в подтверждение понимания договоренностей проведения аудиторской проверки подписать письмо о проведении аудита. Затем оформляется договор на проведение аудиторской проверки, в котором согласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности.
Заключать договор целесообразно именно на этапе предварительного планирования. Оформление отношений с клиентом на более позднем этапе планирования, после составления общего плана и программы проверки, увеличивает предпринимательский риск аудитора (так же, как и заключение договора до предварительного изучения его деятельности). После объемной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации.
Заключив договор с клиентом, аудитор приступает к следующим этапам планирования.
Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки. Аудитор рассчитывает уровень существенности (предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности) и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита.
Аудиторской организации в начале работы следует получить общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета.
В том случае, если по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля экономического субъекта аудиторская организация примет решение о том, что она может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля, ей следует осуществить первичную оценку надежности системы внутреннего контроля.
При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля аудиторская организация обязана использовать не менее трех следующих градаций:
- высокая;
- средняя;
- низкая.
Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках эффективности и надежности, чем три вышеупомянутые.
Разработка программы и общего плана аудиторской проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности).
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план в целом, определенные аудиторские процедуры могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица.
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудита охватывает такие позиции, как:
▪ учредительные и другие общие документы предприятия (устав, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения, служебные записки, штатное расписание и др.);
▪ учетная политика предприятия (в целях ведения бухгалтерского учета и в целях налогообложения);
▪ основные средства; нематериальные активы; производственные запасы;
▪ расчеты по оплате труда; затраты на производство;
▪ готовая продукция, товары и реализация;
▪ денежные средства; расчеты;
▪ финансовые результаты и использование прибыли;
▪ капитал и резервы; кредиты и финансирование;
▪ учет по забалансовым счетам; бухгалтерская отчетность.
Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно – средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах.
Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита.
В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
7.Аудиторские доказательства
Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудиторской организацией при проведении аудиторской проверки и позволяющая ей сделать выводы, на которых основывается аудиторское мнение. К аудиторским доказательствам относятся первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой бухгалтерской (финансовой) отчетности, письменные разъяснения работников аудируемого лица, а также информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
Аудиторская процедура - определенный порядок и последовательность действий аудитора, направленные на получение аудиторских доказательств. Аудиторские процедуры подразделяются на тестирование средств контроля и процедуры проверки по существу;
тестирование средств контроля - проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
процедуры проверки по существу - проверки, которые проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Процедуры проверки по существу бывают следующих видов:
- детальные тесты
- аналитические процедуры
Аудиторские доказательства получают в результате тестирования средств контроля и проведения необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях, например, когда аудиторская оценка надежности системы внутреннего контроля является низкой, доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.
Понятия достаточности и надлежащего характера взаимосвязаны и применяются к аудиторским доказательствам, полученным в результате проведения аудиторских процедур. Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер является оценкой качества аудиторских доказательств, их уместности в отношении конкретной предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также надежности такой предпосылки.
В процессе проведения аудита аудиторская организация должна получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства для формулирования обоснованных выводов, на которых основывается аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
На суждение аудиторской организации о достаточности и надлежащем характере аудиторских доказательств влияют следующие факторы:
- аудиторская оценка характера и величины внутрихозяйственного риска на уровне бухгалтерской (финансовой) отчетности, остатков по счетам бухгалтерского учета и однотипных хозяйственных операций;
- характер систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также оценка риска средств контроля;
- значимость проверяемой статьи бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- опыт, полученный в ходе проведения предыдущих аудиторских проверок;
- результаты аудиторских процедур, включая обнаруженные искажения в бухгалтерской (финансовой) отчетности или ошибки;
- источник и достоверность информации.
Надежность аудиторских доказательств зависит от их источника (внутреннего или внешнего), а также от формы их получения (визуальной, документальной или устной). При оценке надежности аудиторских доказательств в зависимости от конкретной ситуации исходят из следующего:
-аудиторские доказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц), более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников;
- аудиторские доказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, если существующие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются эффективными;
- аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудиторской организацией, более надежны, чем доказательства, полученные от аудируемого лица;
- аудиторские доказательства в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме.
Аудиторская организация получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур: инспектирования, наблюдения, запроса, подтверждения, пересчета (проверка арифметических расчетов), а также аналитических процедур.
Список используемых источников:
1. Адамс Р. Основы аудита/Пер. с анг. под ред. проф. Я.В.Соколова.—М.:Аудит, ЮНИТИ, 2000.
2. Аудит и ревизия: Справ. Пособие/ А.Л.Бавдей, И.Н.Белый и др.; под общ. ред. И.Н.Белого. Мн.:Мисанта, 1999.
3. Аудит: Нормативные акты, действующие в РБ: в 3-х ч./Сост. И.Н.Ковалевич.—Витебск, 1999.
4. Барышников И.П. Организация и методика проведения общего аудита. 4-е изд.—М.: Информационно-издательский дом «Филинт», 2002.
5. Бухгалтерский учет и аудит: практическое пособие и комментарии: в 2т./Сост. В.Г.Громов, М.Б.Громова.—Спб.: Герда, 1997.
6. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита/Пер. с англ.—М.:Финансы и статистика; ЮНИТИ, 2002.
7. Елгина Е.Б. Первичные документы.—М.: "Статус-Кво 97", 2004.
8. Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит: Учебный комплекс.—Мн.: Книжный дом, 2005.
9. Болсун В.Ф. Что необходимо аудитору для работы? «Главный бухгалтер», № 16, 2004 г.