Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 16:14, реферат
Цель проверки расчетных операций — оценка правильности ведения учета расчетов в организации, подтверждение законно¬сти образования дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.
В соответствии с целью предметом проверки являются деби¬торская и кредиторская задолженность, их реальное существо¬вание, правильное отражение в учете и отчетности.
1. Цель, задачи и источники информации проверки расчетных опера-ций.
2. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками.
З. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками. .
4. Проверка расчетов по претензиям.
5. Проверка расчетов с подотчетными лицами.
6. Проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
7. Проверка операций по расчетам с учредителями.
8. Проверка расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
9. Проверка расчетов по кредитам и займам
Путем прослеживания и арифметического контроля устанавливаются правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок; отсутствие случаев расчетов с покупателями по ценам ниже себестоимости при взаимозачетах, использовании векселей.
Проверяется также правильность ведения аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», который должен обеспечивать возможность получения информации о реальной задолженности покупателей. Изучаются также имеющиеся факты просроченной дебиторской задолженности, причины неплатежей.
В ходе ревизии (аудита) расчетов с покупателями и заказчиками также проверяется соблюдение принятого в учетной политике порядка списания дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, и других нереальных для взыскания долгов за счет соответствующего резерва по сомнительным долгам или отнесение их на финансовые результаты хозяйственной деятельности организации.
В заключение выясняется правильность применяемых схем корреспонденции счетов по расчетам с покупателями и заказчиками, соответствие данных аналитического и синтетического учета.
4 Проверка расчетов по претензиям
В ходе ревизии (аудита) расчетных операций немаловажное значение имеет проверка расчетов по претензиям за невыполнение договорных обязательств.
В организации могут возникать претензии:
- к поставщикам и подрядчикам в связи с несоблюдением цен и тарифов, предусмотренных договорами; обнаружением арифметических ошибок в расчетных документах; несоответствием качества поставленных ценностей стандартам или техническим условиям и др.;
- к транспортным организациям за недостачу и порчу груза в пути;
— к банку по суммам, ошибочно списанным со счетов организации;
— по санкциям (штрафы, пени, неустойки) за несоблюдение договорных условий, признанных плательщиками или присужденных хозяйственным судом.
Претензии нередко предъявляют также самой организации по различным основаниям.
Учет таких расчетов ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 3 «Расчеты по претензиям».
При их анализе ревизору (аудитору) следует обратить внимание на следующие вопросы:
- своевременность
и правильность оформления
- обоснованность
предъявленных претензий к
- правильность корреспонденции счетов;
- правильность ведения аналитического учета в разрезе каждой предъявленной претензии.
Проверяющий должен знать, что претензии предъявляются в письменной форме с указанием требований заявителя, суммы претензии и ее расчета, фактов, на которых основаны требования, доказательств, подтверждающих требования со ссылкой на соответствующие нормативные акты, и должны содержать перечень прилагаемых документов.
Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по факсу или вручается под расписку и рассматривается в течение 30 дней, если иной срок не установлен договором. Ответ на претензию дается в письменном виде. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на нее заявитель вправе предъявить иск в хозяйственный суд.
При проверке реальности сальдо субсчета 76.3 ревизор (аудитор) выясняет:
- отсутствие в учете сумм по претензиям с истекшим сроком исковой давности;
- наличие претензий,
предъявленных с нарушением
- наличие претензий,
не подтвержденных
по субсчету 76.3 проверяющему предстоит выяснить, не скрываются ли под видом расчетов по претензиям суммы недостач и потерь товарно-материальных ценностей, не возмещенных организации в установленном порядке и по которым отсутствуют документы, дающие право на списание, а также факты хищений ценностей должностными лицами. Следует, кроме того, установить, не проводились ли внутренние расследования с целью выявления лиц, виновных в возникновении претензии к организации, и взыскивался ли с них причиненный ущерб.
При проверке правильности и своевременности отражения в учете расчетов по претензиям следует иметь в виду то, что суммы предъявленных претензий в основном должны быть отражены в учете по факту предъявления (начисления), а в случаях предъявления претензий за брак, простои и по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, покупателей и др. виновных лиц только при условии их признания плательщиком или присужденных судом следующей записью:
Д-т 76.3 «Расчеты по претензиям»;
К-т 10, 26, 41, 60, 92.
С сумм штрафов, пеней, неустоек, полученных за нарушение договорных обязательств, должен быть начислен НДС.
Погашение задолженности по претензиям проверяется по данным платежных документов и выписок банка.
5. Проверка расчетов с подотчетными лицами
Расчеты с подотчетными лицами возникают по суммам денежных средств, выданных работникам организации на хозяйственные, командировочные, представительские расходы, на оплату поставщикам за продукцию (работы, услуги) и др. Их учет осуществляется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Целью проверки является установление законности и правильности расчетов с подотчетными лицами.
Основными задачами проверки расчетов с подотчетными лицами являются:
- установление правильного и целевого использования подотчетных сумм;
- выявление
незаконных и экономически
- соблюдение
установленного порядка
Источниками информации при проверке данных хозяйственных операций являются: приказы и распоряжения по организации, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм, отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, Главная книга, баланс организации, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Проверку достоверности обязательств по расчетам с подотчетными лицами начинают с установления тождества учетных и отчетных данных по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». В случае обнаружения несоответствия данных необходимо определить величину отклонений и их причины.
Расчеты с подотчетными лицами проверяются, как правило, сплошным способом. При этом устанавливается:
- соблюдение правил выдачи авансов;
- своевременность
предоставления авансовых
- целесообразность
и законность использования
- соблюдение
установленного в законодательн
- порядок погашения
оправдательных документов с
целью предотвращения их
- соблюдение правомерности выделения НДС во всех первичных документах, подтверждающих расходы;
- своевременность
возврата неиспользованных
- обоснованность
и правильность авансовых
- обоснованность
произведенных через подотчетно
- правильность
составления корреспонденции
Подтвердив
сальдо задолженности по счету 71 «Расчеты
с подотчетными лицами», проверяющий
приступает непосредственно к документальн
В процессе контроля необходимо проверить законность и целесообразность возмещения командировочных расходов.
Проверка расчетов с подотчетными лицами по командировкам предполагает:
- признание факта служебной командировки;
-проверку обоснованности и правильности расходов, связанных с командировкой.
Проверяя авансовые
отчеты по командировкам, ревизор (аудитор)
устанавливает наличие
Проверка отражения в учете расчетов с подотчетными лицами проводится прослеживанием записей корреспондирующих счетов в авансовых отчетах и регистре по счету 71 «Расчеты с подотчетными лигами». Затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включаются в себестоимость и отражаются на счетах учета затрат с выделением сверхнормативных расходов для налогового учета.
Нарушения, встречающиеся в практике учета расчетов с подотчетными лицами, делятся на две группы:
- допускаемые администрацией организации;
- возникающие
по вине подотчетных лиц при
недосмотре или
К первой группе нарушений относятся:
- отсутствие
утвержденного списка лиц,
- выдача денег в под отчет работникам, не предусмотренным в списке;
- выдача подотчетных сумм работникам, имеющим задолженность по ранее полученным авансам;
- скрытое кредитование работников путем выдачи им авансов без всякой потребности;
- несвоевременное
принятие мер к
Ко второй группе нарушений относятся:
- несвоевременное
предоставление авансового
- передача денег другому подотчетному лицу;
- расходование аванса не по назначению;
- неправильное оформление документов, подтверждающих использование аванса;
- предоставление
оправдательных документов, искажающих
размеры или направления
6. Проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Целью проверки расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей.
Проверка данных видов расчетов должна осуществляться по следующим направлениям:
- проверка правильности начисления, полноты и своевременности перечисления отчислений в государственные целевые бюджетные фонды;
- проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты республиканских налогов и сборов;
- проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты областей и г. Минска;
- проверка местных налогов и сборов;
— проверка расчетов с государственным внебюджетным Фондом социальной защиты населения Республики Беларусь.
По каждому виду расчетов с бюджетом ревизор (аудитор) должен проверить:
— состояние внутреннего контроля этих расчетов;
— правильность определения налогооблагаемой базы;
— установить правильность,
полноту и своевременность
— правильность применения ставок налогов, сборов и отчислений;
— правильность применения льгот при расчете и уплате налогов;
— правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ценностям;
— полноту и своевременность начисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности;
— причины просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений;
— правильность оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей.
Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются: расчетные ведомости по начислению заработной платы, выписки банка с приложенными к ним документами, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 90, 91, 92, 68, 69, 70, 99 и др., Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1). отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам, акты проверок, проведенных налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения, регистры налогового учета и др.