Ревизия расчетных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 16:14, реферат

Краткое описание

Цель проверки расчетных операций — оценка правильности ведения учета расчетов в организации, подтверждение законно¬сти образования дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.
В соответствии с целью предметом проверки являются деби¬торская и кредиторская задолженность, их реальное существо¬вание, правильное отражение в учете и отчетности.

Содержание

1. Цель, задачи и источники информации проверки расчетных опера-ций.
2. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками.
З. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками. .
4. Проверка расчетов по претензиям.
5. Проверка расчетов с подотчетными лицами.
6. Проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
7. Проверка операций по расчетам с учредителями.
8. Проверка расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
9. Проверка расчетов по кредитам и займам

Вложенные файлы: 1 файл

4.РЕВИЗИЯ (АУДИТ) РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Путем прослеживания  и арифметического контроля устанавливаются правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок; отсутствие случаев расчетов с покупателями по ценам ниже себестоимости при взаимозачетах, использовании векселей.

Проверяется также  правильность ведения аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», который должен обеспечивать возможность получения информации о реальной задолженности покупателей. Изучаются также имеющиеся факты просроченной дебиторской задолженности, причины неплатежей.

В ходе ревизии (аудита) расчетов с покупателями и заказчиками также проверяется соблюдение принятого в учетной политике порядка списания дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, и других нереальных для взыскания долгов за счет соответствующего резерва по сомнительным долгам или отнесение их на финансовые результаты хозяйственной деятельности организации.

В заключение выясняется правильность применяемых схем корреспонденции  счетов по расчетам с покупателями и заказчиками, соответствие данных аналитического и синтетического учета.

 

 

4 Проверка  расчетов по претензиям

 

В ходе ревизии (аудита) расчетных операций немаловажное значение имеет проверка расчетов по претензиям за невыполнение договорных обязательств.

В организации  могут возникать претензии:

- к поставщикам  и подрядчикам в связи с несоблюдением цен и тарифов, предусмотренных договорами; обнаружением арифметических ошибок в расчетных документах; несоответствием качества поставленных ценностей стандартам или техническим условиям и др.;

- к транспортным  организациям за недостачу и порчу груза в пути;

— к банку  по суммам, ошибочно списанным со счетов организации;

— по санкциям (штрафы, пени, неустойки) за несоблюдение договорных условий, признанных плательщиками или присужденных хозяйственным судом.

Претензии нередко предъявляют также самой организации по различным основаниям.

Учет таких  расчетов ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 3 «Расчеты по претензиям».

При их анализе  ревизору (аудитору) следует обратить внимание на следующие вопросы:

- своевременность  и правильность оформления претензионных документов;

- обоснованность  предъявленных претензий к проверяемой  организации;

- правильность  корреспонденции счетов;

- правильность  ведения аналитического учета  в разрезе каждой предъявленной претензии.

Проверяющий должен знать, что претензии предъявляются  в письменной форме с указанием  требований заявителя, суммы претензии  и ее расчета, фактов, на которых  основаны требования, доказательств, подтверждающих требования со ссылкой на соответствующие нормативные акты, и должны содержать перечень прилагаемых документов.

Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по факсу  или вручается под расписку и  рассматривается в течение 30 дней, если иной срок не установлен договором. Ответ на претензию дается в письменном виде. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на нее заявитель вправе предъявить иск в хозяйственный суд.

При проверке реальности сальдо субсчета 76.3 ревизор (аудитор) выясняет:

- отсутствие  в учете сумм по претензиям  с истекшим сроком исковой  давности;

- наличие претензий,  предъявленных с нарушением сроков, предусмотренных в договоре;

- наличие претензий,  не подтвержденных документально.  Путем изучения первичных документов и учетных регистров

по субсчету 76.3 проверяющему предстоит выяснить, не скрываются ли под видом расчетов по претензиям суммы недостач и потерь товарно-материальных ценностей, не возмещенных организации в установленном порядке и по которым отсутствуют документы, дающие право на списание, а также факты хищений ценностей должностными лицами. Следует, кроме того, установить, не проводились ли внутренние расследования с целью выявления лиц, виновных в возникновении претензии к организации, и взыскивался ли с них причиненный ущерб.

При проверке правильности и своевременности отражения  в учете расчетов по претензиям следует  иметь в виду то, что суммы предъявленных претензий в основном должны быть отражены в учете по факту предъявления (начисления), а в случаях предъявления претензий за брак, простои и по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, покупателей и др. виновных лиц только при условии их признания плательщиком или присужденных судом следующей записью:

Д-т 76.3 «Расчеты по претензиям»;

К-т 10, 26, 41, 60, 92.

С сумм штрафов, пеней, неустоек, полученных за нарушение договорных обязательств, должен быть начислен НДС.

Погашение задолженности  по претензиям проверяется по данным платежных документов и выписок  банка.

 

5. Проверка  расчетов с подотчетными лицами

 

Расчеты с подотчетными лицами возникают по суммам денежных средств, выданных работникам организации на хозяйственные, командировочные, представительские расходы, на оплату поставщикам за продукцию (работы, услуги) и др. Их учет осуществляется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Целью проверки является установление законности и правильности расчетов с подотчетными лицами.

Основными задачами проверки расчетов с подотчетными лицами являются:

- установление  правильного и целевого использования подотчетных сумм;

- выявление  незаконных и экономически нецелесообразных  расходов, осуществляемых наличными  денежными средствами;

- соблюдение  установленного порядка возмещения  командировочных расходов.

Источниками информации при проверке данных хозяйственных операций являются: приказы и распоряжения по организации, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм, отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, Главная книга, баланс организации, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Проверку достоверности  обязательств по расчетам с подотчетными лицами начинают с установления тождества учетных и отчетных данных по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». В случае обнаружения несоответствия данных необходимо определить величину отклонений и их причины.

Расчеты с подотчетными лицами проверяются, как правило, сплошным способом. При этом устанавливается:

- соблюдение правил выдачи авансов;

- своевременность  предоставления авансовых отчетов  и документальная обоснованность  использования подотчетных сумм;

- целесообразность  и законность использования подотчетных  сумм;

- соблюдение  установленного в законодательном порядке предельного размера расчетов наличными денежными средствами между субъектами хозяйствования;

- порядок погашения  оправдательных документов с  целью предотвращения их повторного  использования;

- соблюдение  правомерности выделения НДС  во всех первичных документах, подтверждающих расходы;

- своевременность  возврата неиспользованных сумм;

- обоснованность  и правильность авансовых отчетов  по служебным командировкам в  пределах Республики Беларусь  и за границу;

- обоснованность  произведенных через подотчетное лицо представительских расходов;

- правильность  составления корреспонденции счетов  по операциям с подотчетными  лицами.

Подтвердив  сальдо задолженности по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», проверяющий  приступает непосредственно к документальной проверке хозяйственных операций по расчетам с подотчетными лицами.

В процессе контроля необходимо проверить законность и  целесообразность возмещения командировочных  расходов.

Проверка расчетов с подотчетными лицами по командировкам предполагает:

- признание факта служебной командировки;

-проверку обоснованности  и правильности расходов, связанных  с командировкой.

Проверяя авансовые  отчеты по командировкам, ревизор (аудитор) устанавливает наличие командировочного удостоверения с указанием цели командировки с соответствующими отметками о выбытии и прибытии; первичных документов, подтверждающих расходы. Авансовые отчеты должны быть утверждены руководителем организации.

Проверка отражения  в учете расчетов с подотчетными лицами проводится прослеживанием записей корреспондирующих счетов в авансовых отчетах и регистре по счету 71 «Расчеты с подотчетными лигами». Затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включаются в себестоимость и отражаются на счетах учета затрат с выделением сверхнормативных расходов для налогового учета.

Нарушения, встречающиеся в практике учета расчетов с подотчетными лицами, делятся на две группы:

- допускаемые  администрацией организации;

- возникающие  по вине подотчетных лиц при  недосмотре или попустительстве  администрации.

К первой группе нарушений относятся:

- отсутствие  утвержденного списка лиц, которым  могут выдаваться подотчетные  суммы на хозяйственно-операционные  нужды;

- выдача денег  в под отчет работникам, не  предусмотренным в списке;

- выдача подотчетных сумм работникам, имеющим задолженность по ранее полученным авансам;

- скрытое кредитование  работников путем выдачи им  авансов без всякой потребности;

- несвоевременное  принятие мер к принудительному  взысканию задолженности подотчетного  лица по невозвращенному в кассу остатку подотчетных сумм и др.

Ко второй группе нарушений относятся:

- несвоевременное  предоставление авансового отчета  и возвращение остатка денег  в кассу;

- передача денег  другому подотчетному лицу;

- расходование  аванса не по назначению;

- неправильное оформление документов, подтверждающих использование аванса;

- предоставление  оправдательных документов, искажающих  размеры или направления действительного  расходования средств.

 

6. Проверка  расчетов с бюджетом по налогам и сборам

 

Целью проверки расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей.

Проверка данных видов расчетов должна осуществляться по следующим направлениям:

- проверка правильности  начисления, полноты и своевременности перечисления отчислений в государственные целевые бюджетные фонды;

- проверка правильности  начисления, полноты и своевременности уплаты республиканских налогов и сборов;

- проверка правильности  начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты областей и г. Минска;

- проверка местных  налогов и сборов;

— проверка расчетов с государственным внебюджетным Фондом социальной защиты населения  Республики Беларусь.

По каждому  виду расчетов с бюджетом ревизор (аудитор) должен проверить:

— состояние  внутреннего контроля этих расчетов;

— правильность определения налогооблагаемой базы;

— установить правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

— правильность применения ставок налогов, сборов и  отчислений;

— правильность применения льгот при расчете и уплате налогов;

— правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным  ценностям;

— полноту и  своевременность начисления налоговых  платежей, правильность составления  налоговой отчетности;

— причины просрочки  платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений;

— правильность оформления первичных расчетно-платежных  документов и отражения в учете  операций по начислению и уплате налоговых платежей.

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются: расчетные ведомости по начислению заработной платы, выписки банка с приложенными к ним документами, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 90, 91, 92, 68, 69, 70, 99 и др., Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1). отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам, акты проверок, проведенных налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения, регистры налогового учета и др.

Информация о работе Ревизия расчетных операций