Роль бухгалтерского учета в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Правильная организация бухгалтерского учета позволяет построить модель функционирования объекта управления, что является предпосылкой для принятия эффективных управленческих решений. Учетная информация служит основой для принятия решений как внутри предприятия, так и вне его.
Бухгалтерия предприятия обеспечивает весь управленческий персонал информацией, необходимой для контроля, анализа, управления и планирования хозяйственной деятельности.

Содержание

1. Теория и практика бухгалтерского учета
2. Роль бухгалтерского учета в системе управления
3. Связь бухгалтерского учета с другими дисциплинами
4. Бухгалтерский учет как наука
5. Культура бухгалтерского учета. Профессиональная этика бухгалтера
6. Структура учетной процедуры
7. Международные стандарты бухгалтерского учета.

Вложенные файлы: 1 файл

бух учёт.docx

— 52.61 Кб (Скачать файл)

К бухгалтерскому учету предъявляются  определенные общеэкономические требования (рисунок ).

 

 

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета на предприятии  и за соблюдение законодательства при  выполнении и отражении хозяйственных  операций несет руководитель организации.

Ответственность за выполнение задач, поставленных перед бухгалтерским  учетом предприятия, несет главный  бухгалтер. Он является ключевой финансовой фигурой на предприятии, и ему  приходится решать всевозможные задачи. Основная из них – организация, управление и контроль за повседневной, подчас рутинной учетной работой.

 

 

 

5. Принципы бухгалтерского  учета

 

В соответствии с переходом  национального бухгалтерского учета  на международные стандарты учета  и отчетности провозглашаются следующие  основные принципы ведения бухгалтерского учета.

 

 

 

1. Принцип целостности - данные бухгалтерского учета представляют собой единую систему, созданную в интересах управления предприятием. Целостность означает, что система учета должна отвечать задачам управления хозяйственными процессами

2. Принцип самостоятельности - предприятие, в котором ведется бухгалтерский учет юридически самостоятельно по отношению к своему собственнику. Из этого следует, что имущество учредителей и предприятия учитываются раздельно.

3. Принцип регистрации – осуществляется регистрация всех фактов хозяйственной деятельности, изменяющегося состава средств и источников

4. Принцип непрерывности – предприятие функционирует в течение неопределенно долгого периода времени. Если предприятие продается целиком, то ни ликвидационный не вступительный балансы не составляются. От смены собственника предприятие не станет другим.

5. Принцип идентификации – все факты хозяйственной жизни должны быть отнесены к соответствующему отчетному периоду. Идентификация - это выбор момента, к которому относят возникновение факта хозяйственной жизни

6. Принцип соответствия (увязки) – если какое-либо событие влияет на доходы и расходы определенного периода, результат этого события должен признан в том же периоде

7. Принцип квантифицирумости - означает количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности вследствие регистрации. Для этого в учете используются все три вида измерителя.

8. Принцип относительности – все данные бухгалтерский учета носят не абсолютно точный, а условно точный характер. Условность данных вытекает из двух признаков:

  • методологический
  • инвентарный

Методологические отклонения объясняются тем, что различные  участники хозяйственного процесса могут преследовать определенные цели. Например, некоторые факты хозяйственной  деятельности учитываются по покупной, продажной, экспертной, восстановительной  цене.

Инвентарные признаки вызываются тем, что реальное состояние объектов не всегда совпадает с данными  бухгалтерского учета, что выявляется в процессе проведения инвентаризации.

9. Принцип контроля  учетных данных - вся информация, исходящая от материально ответственных и подотчетных лиц, должна контролироваться бухгалтерскими служащими.

10. Принцип непротиворечивости – в системе учета не может быть норм противоречащих друг другу. Однако, если один нормативный документ противоречит другому, что иногда бывает, юристы вырабатывают правило:

  • если две нормы документа содержат взаимоисключающие факты, то действует та норма, которая издана вышестоящим органом.
  • если нормативный документ издан одним и тем же органом, то действует норма последнего изданного по времени документа

11. Принцип ясности – данные бухгалтерского учета должны быть понятны заинтересованным пользователям при условии наличия у них минимальных экономических знаний.

12. Принцип интерпретируемости – информация должна предоставляться в таком виде, чтобы можно было принимать управленческие решения

13. Принцип консерватизма – доходы признаются только тогда, когда есть уверенность в их получении. В то время как расходы признаются по мере того, как их обоснованно считают возможными.

14. Принцип приоритета экономического содержания хозяйственной операции над юридической формой.

 

6. Предмет и  методы бухгалтерского учета

 

Предметом бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни предприятия, совокупность которых характеризует хозяйственную деятельность предприятия, и включают в себя:

 

 

 

Познание сущности предмета науки достигается через познание содержания его метода.

Методом бухгалтерского учета называется совокупность приемов и способов, с помощью которых отражается хозяйственная деятельность предприятия.

Наряду с общенаучными методами бухгалтерский учет располагает  своими специфическими приемами, обусловленными сущностью самого предмета, а также  поставленными перед ними задачами и требованиями. Отдельные приемы и способы называются элементами метода бухгалтерского учета (рисунок )

 

 

 

Документация – совокупность носителей первичной информации, отражающей хозяйственную деятельность

Инвентаризация – это способ определения фактического наличия материальных ценностей на предприятии и сверка их с документальными данными бухгалтерского учета. Объектами инвентаризации выступают: все имущество предприятия (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения и т.д.) и все виды финансовых обязательств (дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы, резервы). Инвентаризация проводится по месту нахождения имущества и по каждому материально ответственному лицу.

Счета бухгалтерского учета - это способ экономической группировки информации об имуществе предприятия и его источниках с целью текущего контроля и учета за объектами наблюдения. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательства, дохода и расхода

Двойная запись – это способ бухгалтерской записи, когда учет осуществляется по дебету одного счета и по кредиту другого.

Оценка – это способ отражения объекта в бухгалтерском учете в обобщающем стоимостном измерителе.

Калькуляция - способ определения себестоимости продукции на основе данных бухгалтерского учета

Баланс – способ экономической группировки, обобщения и отражения имущества предприятия в стоимостной оценке на определенную дату. Баланс составляется на ежеквартально (промежуточный) и на конец года (годовой). В соответствии с российским законодательством финансовый год приравнивается к календарному. Балансовое обобщение позволяет сопоставить имущество предприятия с источниками его образования.

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия. Отчетность дополняет и расшифровывает бухгалтерский баланс. Существует ряд положений к балансу:

  • форма №1 «Бухгалтерский баланс»
  • форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»
  • форма №3 «Отчет о движении капитала»
  • форма №4 «Отчет о движении денежных средств»
  • форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

 

 

 

Тема 3. Бухгалтерский баланс

  1. Классификация имущества по составу и источникам образования
  2. Значение и функции баланса
  3. Понятие, структура баланса
  4. Изменения в балансе, вызванные хозяйственными операциями
  5. Классификация балансов

 

1. Классификация  имущества по составу и источникам  образования

 

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

В состав предприятия как  имущественного комплекса (ст. 132 ГК РФ Ч. I) входят все виды имущества, предназначенные  для его деятельности, включая  земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также  права на обозначения, индивидуализирующие  предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или  договором.

Объекты, входящие в состав имущественного комплекса, неодинаковы  по своему функциональному назначению, поэтому для эффективного учета  используется классификация по двум признакам: по составу и размещению и по источникам образования и  целевому финансированию.

 

 

 

 

Классификация имущества  по составу и размещению.

По составу активы, входящие в имущество, подразделяются на внеоборотные и оборотные.

Внеоборотные (долгосрочные) активы — активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение нескольких лет. К ним относятся основные средства, капитальные и финансовые вложения, нематериальные активы.

Основные средства — это часть средств производства, целиком и полностью участвующая в хозяйственной деятельности предприятий в течение длительного времени, не меняя своей натуральной формы, и переносящая свою стоимость на продукт постепенно по мере износа.

К основным средствам относятся  здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие машины и оборудование, измерительные  и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и  принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и прочие основные средства.

В составе основных средств  должны учитываться находящиеся  в собственности предприятия  земельные участки и объекты  природопользования (вода, недра и  другие природные ресурсы). Эти средства обладают материальной субстанцией  и относятся к осязаемым активам. Между тем в учете отражаются и так называемые неосязаемые  активы.

Нематериальные  активы — вид внеоборотных активов, которые не имеют физической основы, но представляют ценность, базирующуюся на правах и привилегиях собственников. Стоимость нематериальных активов устанавливается индивидуально в момент их приобретения.

К нематериальным активам  относятся цена фирменной марки, стоимость патентов, авторских прав, рецептур, всего, что получило название «ноу-хау». «Ноу-хау» — это специальные  технические и экономические  знания, которые за вознаграждение могут быть предоставлены и другим предприятиям. Формой передачи «ноу-хау» может быть лицензия или франчайзинг.

Вложения во внеоборотные активы — затраты, связанные со строительством, приобретением основных средств, а также приобретением нематериальных активов. Эти активы учитываются как капитальные вложения до момента ввода в эксплуатацию.

Оборотные средства (активы) — вложения финансовых ресурсов в объекты, которые используются в рамках одного воспроизводственного цикла либо в течение относительно короткого календарного времени (как правило, не более одного года). В составе оборотных средств можно выделить:

1. Запасы и затраты

(запасы):

предметы труда  — сырье, материалы, топливо и т.д. Они полностью потребляются в процессе одного производственного цикла, поэтому вся их стоимость сразу переносится на себестоимость изготовляемой продукции;

орудия труда со сроком службы менее одного года независимо от стоимости;

готовая продукция на складе или отгруженная потребителю.;

товары — товары на складе, в пути, в торговом зале. Товары, приобретенные для перепродажи, закупаются с целью последующей реализации по более высоким ценам.

Затраты:

Незавершенное производство –

Расходы на продажу -

 

2 денежные средства  — финансовые ресурсы предприятия в банке, на расчетном и прочих счетах и наличные деньги в кассе;

3 финансовые вложения  — акции, облигации, векселя, чеки, находящиеся в распоряжении предприятия. Эти бумаги свидетельствуют о вложении средств предприятий в финансирование деятельности сторонних предприятий, а также о выдаче краткосрочных займов на коммерческой основе;

4 средства в  расчетах — задолженность юридических и физических лиц перед предприятием, например, задолженность покупателей за отгруженные, но еще не оплаченные товары, авансовые перечисления. При этом предприятия и лица, которые должны предприятию, называются дебиторами, а сама задолженность — дебиторской.

Классификация имущества предприятия  по источникам образования

Основным принципом группировки  хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению является степень закрепления их за данным предприятием. Исходя из этого  хозяйственные источники делятся  на:

  • собственные;
  • заемные .

Собственные источники — капитал, прибыль и целевое финансирование.

Для осуществления хозяйственной  деятельности необходимо иметь соответствующий  источник или, как это принято  называть в мировой экономике, капитал. Капитал — это не совокупность товарно-материальных ценностей, а  сумма стоимости этих товарно-материальных ценностей, т.е. величин отношений, определяемых общественным характером мирового хозяйства.

Уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах (уставе предприятия) величину собственного капитала, внесенного учредителями в виде денежных средств или другого имущества при организации предприятия:

В условиях рыночной экономики  у предприятий и организаций  может происходить текущее изменение  капитала, в принципе не определяющее необходимости перерегистрации  уставного капитала. В результате появилось понятие добавочного  капитала.

Информация о работе Роль бухгалтерского учета в системе управления