Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:50, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение особенностей содержания, техники составления Пояснительной записки, а также ее значения как важнейшего элемента бухгалтерской отчетности.
Введение…………………………………………………………………….…3
1. Теоретические основы формирования Пояснительной записки .............5
1.1. Значение Пояснительной записки как элемента бухгалтерской
финансовой отчётности………………………………………………………5
1.2. Состав и структура Пояснительной записки………………….…..….7
1.3. Нормативно-правовое регулирование формирования Пояснительной записки ………………….………………………………………….………...15
2.Методика составления Пояснительной записки …..……….……………19
Заключение………….………………………………………………..………30
Список использованной литературы….…………………………………….32
Приложения…………………………………………..………………………37
Акционерные общества в этом разделе указывают следующие данные:
о количестве выпущенных и полностью оплаченных акций;
количестве акций, выпущенных, но неоплаченных или оплаченных частично;
номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее - дочерних и зависимых обществ[3].
Раздел 2 «Информация об учетной политике», посвященный учетной политике организации, состоит из двух подразделов. В первом приводится информация об учетной политике, во втором — о произошедших в ней изменениях.
В этом разделе Пояснительной записке раскрываются способы ведения бухучета, без которых нельзя достоверно оценить финансовое положение организации (п. 17, 24 ПБУ 1/2008).
Кроме того, здесь нужно объяснить все отступления от правил ведения бухгалтерского учета и допущений, принятых при формировании учетной политики. Например, в Пояснительной записке должна быть раскрыта информация об учете лизингового имущества на балансе лизингополучателя (если Пояснительную записку составляет лизингополучатель, то в этом случае нарушается допущение об имущественной обособленности организации). Об этом говорится в пункте 19, 20 ПБУ 1/2008. Если организация приняла решение об изменении учетной политики, то все изменения тоже нужно указать в Пояснительной записке. Там же необходимо обосновать эти изменения и оценить их результат в денежном выражении согласно п. 21 и 25 ПБУ 1/2008. Это означает, что нужно указать величину, на которую изменилась оценка статей бухгалтерской отчетности в связи с изменениями способов бухучета.
В разделе 3 «Сведения об отдельных активах и обязательствах», согласно требованиям ПБУ 3/06, 5/01, 6/01, 14/2007, 15/08, 18/02 и 19/02 приводятся сведения:
об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте[16];
о материально-производственных запасах[9];
об основных средствах[8];
о нематериальных активах[12];
о заемных и кредитных обязательствах[14];
об учете расходов по налогу на прибыль организации[17];
о финансовых вложениях[7].
В разделе 4 «Информация о доходах и расходах организации» указываются сведения о доходах и расходах организации в соответствии с требованиями пункта 27 ПБУ 4/99, пункта 19 ПБУ 9/99[19] и пункта 23 ПБУ 10/99[18]. Это могут быть данные об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности), о составе прочих доходов и расходов, а также о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и об их последствиях.
В разделе 5 «Прочая информация» приводятся сведения:
о событиях после отчетной даты (ПБУ 7/98)[20];
об оценочных обязательствах, условных обязательствах и условных активах (ПБУ 8/10)[11];
о прекращаемой деятельности (ПБУ 16/02)[21];
о государственной помощи (ПБУ 13/2000)[22].
Организация расшифровывает информацию по прекращаемой деятельности начиная с отчетного года, в котором деятельность признана прекращаемой, до отчетного периода (включая его), когда завершается прекращение деятельности. То есть когда программа по прекращению деятельности фактически выполнена (несмотря на то, что расчеты по ней могут быть не закончены) или организация от нее отказалась (п. 15 ПБУ 16/02).
Так же рекомендуется в данном разделе Пояснительной записки отразить информацию о предполагаемых существенных структурных преобразованиях.
В разделе 6. «Информация о связанных сторонах» организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, приводит информацию о связанных сторонах в случаях, когда (п. 6 ПБУ 11/2008)[23]:
данная организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом;
организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо;
такая организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние (непосредственно или через третьи юридические лица) - одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц).
В разделе 7 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации», в Пояснительной записке следует привести информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении:
краткую характеристику деятельности организации (обычных видов деятельности, текущей, инвестиционной и финансовой деятельности);
основные показатели ее деятельности;
факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли.
В этом разделе Пояснительной записки нужно проанализировать факторы, которые повлияли на формирование финансового результата организации в отчетном году. К ним можно отнести рост покупательского спроса, снижение процента за банковский кредит, улучшение качества продукции, совершенствование структуры управления и т. д. [31].
Может сложиться ситуация, при которой прибыли, полученной в отчетном году, недостаточно для покрытия ряда обязательных расходов (уплата налогов и сборов, выплата дивидендов по привилегированным акциям и т. д.). В этом случае в Пояснительной записке нужно раскрыть источники погашения этих расходов (нераспределенная прибыль прошлых лет, фонды специального назначения, резервный фонд и т. п.)[32].
Если в течение года в деятельности организации имели место форс-мажорные обстоятельства, в Пояснительной записке нужно назвать их и раскрыть их последствия. Например, если на складе организации произошел пожар, укажите сумму ущерба и расходов, связанных с ликвидацией последствий возгорания(п. 27 ПБУ 4/99).
При изложении основных показателей деятельности, характеризующих качественные изменения в имущественном и финансовом положении и их причины, в случае необходимости указывается принятый порядок расчета аналитических показателей (рентабельность, доля собственных оборотных средств и др.)[36]. При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При оценке финансового положения на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и т. д. Дается характеристика динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций.
Кроме того, может быть приведена оценка деловой активности организации. Ее критериями являются:
широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и иная информация;
степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения);
уровень эффективности использования ресурсов организации.
Расшифровки показателей могут быть представлены в виде таблиц, дополнительных расчетов и текстовых пояснений. Организация может ограничиться только текстовыми пояснениями, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:
составляющие разбираемого показателя несущественны;
отчетный показатель невозможно разбить на составляющие.
В любом случае организация сама определяет, какие показатели необходимо расшифровать и как это сделать[38].
1.3. Нормативно-правовое регулирование формирования
Пояснительной записки
Пояснительная записка является обязательной составляющей частью бухгалтерской отчетности в п. 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также обеспечивать пользователей отчетности дополнительными данными – теми данными, которые нецелесообразно включать в табличные формы отчетности, но которые необходимы пользователям для оценки показателей деятельности организации.
Право не предоставлять Пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности дано только малым предприятиям, не обязанным проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности.
При составлении Пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
Федеральным законом № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"[1];
Приказом Минфина России № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"[2];
Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России № 142н [5];
Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (Приказ Минфина России № 180[15];
Приказом Госкомстата России и Минфина России № 475/102н "О Кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики"[13].
В Пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В Пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.
В Пояснительной записке подлежат раскрытию данные статей, по которым в Бухгалтерском балансе организации и Отчете о прибылях и убытка отражаются прочие активы, прочие кредиторы, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае их существенности.
В Пояснительной записке раскрываются состав, порядок (методы) расчета страховых резервов, использованный при формировании соответствующих показателей бухгалтерской отчетности, с указанием номера и даты документа, в соответствии с которым производилось формирование страховых резервов.
В случае формирования организацией резерва финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения имущества указывается использование средств резерва с расшифровкой профинансированных мероприятий и эффекта вложения средств в те или иные мероприятия.
В Пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности организации (обычных видов деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли, т.е. соответствующую информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении.
При изложении в Пояснительной записке основных показателей деятельности, характеризующих качественные изменения в имущественном и финансовом положении, их причины в случае необходимости следует указывать принятый порядок расчета аналитических показателей (рентабельность, доля собственных оборотных средств и пр.)[35].
При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу могут приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченные дебиторскую и кредиторскую задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, полноту перечисления соответствующих налогов в бюджет, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом. Также следует обратить внимание на оценку положения организации на рынке ценных бумаг и причины имевших место негативных явлений[33].
При оценке финансового положения на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и прочее. Дается характеристика динамики инвестиций за предыдущие годы и на перспективу с определением эффективности этих инвестиций.
Кроме того, может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и иная информация; степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения); уровень эффективности использования ресурсов организации. Целесообразно включение в Пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей бухгалтерской отчетности[39] .
Информация о работе Роль пояснительной записки в формирование бухгалтерской отчетности