Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Значительная роль рынка ценных бумаг отводится и в стабилизации национальной валюты России, снижении темпов инфляции. Рынок ценных бумаг - это не обособленная система, а сегмент рынка, который не может функционировать без всестороннего развития рыночной экономики в целом. Состояние финансового рынка зависит от ряда факторов, среди которых главную роль играют темпы инфляции. Дело в том, что при спаде производства и безудержном росте инфляции многие преимущества фондового рынка, всегда считающегося надежным средством защиты сбережений от инфляции, становятся абсурдом.
Рынок ценных бумаг - регулятор многих стихийно протекающих процессов в рыночной экономике. Это относится, прежде всего, к процессу инвестирования капитала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.РЫНОК ЦЕНННЫХ БУМАГ ЕГО ВИДЫ И УЧАСТНИКИ………………………………………………..…………………….6
1.1.Рынок ценных бумаг его виды и функции…………………………..6
1.2.Участники рынка ценных бумаг и его регулирование……………..9
2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ……………………………………………………………………..15
2.1.Становление рынка ценных бумаг в Российской Федерации…….15
2.2.Развитие российского рынка ценных бумаг……………………….23
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсач.docx

— 58.30 Кб (Скачать файл)

В то же время, по существующим оценкам рыночная стоимость публичного размещения акций в 2007 году приблизилась к 30 млрд. долларов или 740 млрд. рублей. Таким образом, объем капитала, привлеченного  путем публичного выпуска акций  и облигаций, может быть оценен в  размере около 1360 млрд. рублей или  более 21% от объема инвестиций в основной капитал (целевой ориентир Стратегии - 20% к 2008 году). С учетом размещения еврооблигаций  на зарубежных рынках (порядка 37 млрд. долларов США) соотношение объема капитала, привлеченного российскими компаниями посредством эмиссии ценных бумаг, и объема инвестиций в основной капитал  превысило 35% (целевой ориентир Стратегии - 35-40% к 2008 году).

Таким образом, уже в 2007 году целевые ориентиры Стратегии  были превышены.

Таблица 2.1

Выпуски эмиссионных ценных бумаг в 2007 году.

Выпуски эмиссионных ценных бумаг в 2007 году

 

Акции

 

Облигации

 

Всего

Открытая подписка, млрд. руб.

74,6

616,4

691

Закрытая подписка, млрд. руб.

550,6

10,3

560,9

Прочие, млрд. руб.

637,4

-

637,4

Всего, млрд. руб.

1262,6

627,6

1889,3

Инвестиции в основной капитал (оценка 2007), млрд. рублей

-

-

6418,7


 

В последние годы наблюдается  устойчивая тенденция роста роли российского финансового рынка  в процессе трансформации индивидуальных сбережений в инвестиции. Об этом свидетельствует  существенное расширение институтов коллективных инвестиций. По итогам 2007 года пайщиками  паевых инвестиционных фондов являлись более 1640 тыс. человек. За год число  пайщиков выросло на 12% при том, что  число паевых фондов увеличилось  более чем на 50%. Указанная пропорция  между ростом численности пайщиков и паевых фондов свидетельствует о повышении конкуренции со стороны управляющих фондами за инвесторов и об опережающем расширении видов инструментов коллективного инвестирования. Это обеспечивает потенциально высокую емкость рынка таких услуг в России. На конец 2007 года в России действовало 1030 паевых инвестиционных фондов по сравнению с 642 фондами в 2006 году.

Одновременно ускорился  процесс формирования розничных  инвесторов на фондовом рынке. За год  число физических лиц, зарегистрированных в торговой системе Фондовой биржи  ММВБ, возросло более чем в 2 раза с 199 тысяч до 417 тысяч человек. Соотношение  численности физических лиц, непосредственно  участвующих в сделках на фондовом рынке, и численности участников схем коллективного инвестирования возросло с 14 до 25% в пользу тех, кто  готов напрямую совершать сделки с ценными бумагами.

Увеличение внутреннего  спроса на российском финансовом рынке  с одной стороны, расширение использования  возможностей российского фондового  рынка акционерными обществами для  привлечения инвестиционных ресурсов создает более устойчивую основу функционирования российского рынка  ценных бумаг, его большую ориентированность  на потребности национальной экономики  и снижение относительной зависимости  от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Особенно наглядно рост относительной  независимости российского рынка  ценных бумаг от глобальных рынков проявился в конце 2007 - в начале 2008 годов. Хотя на определенном этапе  глобального падения котировок  мировых финансовых рынков аналогичная  негативная динамика котировок наблюдалась  и в России, тем не менее, впервые  за последние 10 лет в отдельные  периоды кризиса (декабрь 2007 - январь 2008) российские биржевые индексы не только снижались в меньшей пропорции, чем зарубежные индексы, но и росли  вопреки общему падению мировых  биржевых индексов. 

 

2.2. Развитие  рынка ценных бумаг в Российской Федерации

 

На основе вышеприведенных  фактов можно сформировать следующую  периодизацию развития российского  рынка ценных бумаг:

Дореволюционный этап.. В 18-19 и начале 20 столетия столетиях и  в российском обороте активно  использовали долговые расписки, облигации  и казначейские обязательства. В  первых десятилетиях 18 столетия была создана  первая биржа ценных бумаг в Санкт-Петербурге. В дореволюционные года в России почти во всех губерниях активно  использовались различного рода ценные бумаги. В основном в обороте были векселя, облигации, расписки, выданные казначейскими домами, первичные  акции акционерных обществ (например, облигации государственных займов, облигации предприятия Юго-Западных железных путей.)

Советский этап. Во времена  НЭПА в обороте было множество  видов ценных бумаг, активно вели свою деятельность биржи. При правлении  И.В. Сталина в союзе в добровольно- принудительном порядке было размещено  облигации государственных сберегательных займов. Встречались случаи, когда  этими облигациями выдавали заработную плату, а показательным является тот факт, что эти облигации  погашались только через 35-40 лет.

Вначале 90-х годов началось перерождение рынка ценных бумаг  в России на качественно новом  уровне. Начался процесс выдачи акций  трудовых коллективов и разработки базы нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность фондового  рынка.  

Постсоветский этап. В 1992г. Верховным  Советом РФ была принята « Государственная  программа приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации на 1992 г.», также было сформировано законодательные  основы внедрения этой программы  и осуществлено первые пункты ее выполнения. Принятие данной программы ознаменовало в России тихую экономическую революцию, в результате которой произошла смена одного общественного строя другим.

Период 1993-1994 гг. характеризуется  началом обвальных приватизационных процессов, в результате чего общество разделилось на противоположные  лагеря: крупномасштабные собственники, в ряды которых входили основные держатели капитала и ведущие  акционеры предприятий, маломасштабные собственники, которые в большинстве  своем были неконкурентоспособными и формальными участниками рынка. Теоретически каждый обладал равными  правами на часть государственной  собственности, имея в наличии приватизационный чек и имея полную свободу действий (продажа, дарение, вложение) по отношению  к нему. На основании этих процессов  началось активное учреждение инвестиционно-финансовых компаний, финансовых брокеров, фондовых отделов банков, чековые инвестиционные фонды, деятельность которых была направлена на привлечение ваучеров населения, их аккумуляцию и дальнейшее участие  в приватизационных аукционах. Следует  сказать, что в основном большинство  из них потерпели крах, несмотря на потенциальные возможности и  средства в виде аккумулированных приватизационных прав населения. На этом этапе развития перед правительством преследовало следующие цели:

- создание условий для  появления групп акционеров.

- появление новых эффективных  и значимых собственников, с  целью понижения нагрузки на  бюджет государства.

-ускорение дальнейшего  развития механизма рынка ценных  бумаг, 

- увеличение бюджетных  поступлений. 

        Но  программа не оправдала надежд, отличительным ее достижением  было подорванное доверие к  фондовому рынку. Несоответствие  государственного нормативного  регулирования темпам и оборотам  рынка привело к банкротству  финансово-инвестиционных структур  и так званых финансовых пирамид,  большинство вкладчиков потеряли  свои сбережения. Большинство акционеров  на рынке являлись только формальными, пассивными участниками рынка. Хотя на рынке появилось значительное число новых предприятий и их акций, которые ранее были приватизированы, акции которых, по сути, были неликвидными.

       Этот  этап развития РЦБ закончился  падением финансовых пирамид,  в результате чего наступило  понижение акций в цене и  разочарование акционеров в российском  рынке ценных бумаг.

        Отрицательно  воздействовал на рынок ценных  бумаг азиатский кризис в азиатском  районе, что повлекло за собой  снижение цен на энергоресурсы,  которые были основным источником  валютных поступлений. Эти обстоятельства  повлекли за собой ухудшение  платежного баланса страны, сомнения  инвесторов в надежности валютного  коридора и проведении форвардных  сделок российских банков по  части поставки долларов США.  Неопределенной стала конечная  доходность в СКВ большинства  финансовых инструментов. Началась  массовая продажа ГКО, обмен  рублей в доллары, с последующей  их утечкой за границу.

           В некоторой степени на короткое время удалось разрядить обстановку с помощью получения кредитов от МВФ. Но, данные средства были использованы первоначально неправильно: Государственный банк пустил их на удержание курса рубля и вскоре средства исчерпались, не принесся результата. Намного рациональней было их использование для погашения ГКО или выкупа их на рынке с доходностью более 150% годовых. 17 августа 1998 года было объявлено дефолт России по внутренним долгам.

            Современный этап развития рынка  ценных бумаг. Ключевые проблемы  его развития.

           На сегодняшний день в РФ  развился новый рынок ценных  бумаг, который базируется на  торговле акциями уже существующих  акционерных обществ России. Активно  ведется процесс принятия основной  законодательной базы, совершенствуются  принятые основополагающие законы  «О рынке ценных бумаг», «Положение об акционерных обществах», ведется работа над созданием органов по регулированию рынка ценных бумаг ФКЦБ. В данный момент усилия направлены на формирование эффективной и целостной системы регулирования рынка ценных бумаг. Современный этап вполне обоснованно считается переломным: меняются приоритеты. Фактически пройдено этап перехода и возрождения рынка: организованно действенный аппарат центрального регулирования, принято основную массу законодательных актов, налажено систему лицензирования и перелицензирования профессиональных участников рынка. Ведется деятельность по развитию систем мониторинга, контролирования, предоставления информации, обеспечения исполнения законодательной базы в сфере рынка ценных бумаг и защита прав инвесторов, создать условия для эффективной системы саморегулирования рынка.

           Таким образом, задача сегодняшнего  периода в основном состоит  в том, чтобы время вернуться  к фундаментальным проблемам  развития отечественного рынка  ценных бумаг. В конце 90-х  годов стало очевидно, что место,  которое занимает Россия на  мировом финансовом рынке, явно  не соответствует экономическому  потенциалу нашей страны. Президент  России в послании Федеральному  собранию в 2001 г. обращал внимание  на низкую капитализацию фондового  рынка. Крупнейшие российские  компании недооценены в 10-15 раз  (на конец 2001 г.). Ежегодная потребность  в средствах для модернизации  российской экономики, по оценке, составляет ежегодно 100 млрд. долл. (в  индустриальном мире через фондовый  рынок финансируется свыше 50% всех инвестиционных проектов). 

           Масштаб проблем, стоящих перед  рынком ценных бумаг, показывает, что в стране должна появиться  Государственная программа развития  фондового рынка, в центре которой  должны стоять задачи повышения  капитализации российской экономики  и финансирования экономического  роста, конкретные меры по ее  реализации. Уже несколько лет  (1998-2002 гг.) ведутся дискуссии о  необходимости такой программы, о том, что рынок должен определиться в своих проблемах и целях. Должна состояться новая роль государства на рынке, выраженная в стимулировании инвестиций в ценные бумаги реального сектора, в выводе отечественных эмитентов на фондовый рынок, в более эффективном регулировании, в строительстве новых рынков, в содействии снижению рисков, в честности и справедливости механизма ценообразования.

         В 90-е годы в России была  создана современная инфраструктура  рынка ценных бумаг, которая  позволяет перераспределять с  его помощью долгосрочные инвестиции  на цели модернизации реального  сектора. По аналогии с зарубежными  моделями создана система регулирования  рынка ценных бумаг, ориентированная  на защиту инвесторов и обеспечение  его информационной прозрачности.

           К проблемам РЦБ РФ считается  наиболее целесообразным отнести  следующие внутренние проблемы  организации и важнейшие диспропорции  фондового рынка России, те проблемы, которые могут нарушать справедливость  ценообразования и равенство  инвесторов на российском рынке  ценных бумаг, подрывая тем  самым основы их интереса к  вложению средств в ценные  бумаги. Нельзя добиться массового  выхода инвесторов на рынок,  если на формирование цен влияют  искусственные факторы, если рынок  не обеспечивает условий, при  которых инвестор всегда получает  лучшую цену, или если нарушения  этики ведения бизнеса на рынке  ценных бумаг (клиентские и  торговые практики) имеют устойчивый  характер и создают атмосферу  недоверия массовой клиентуры  к финансовым посредникам. Среди  них: 

        Олигополистический  характер рынка. 10-20 универсальных  банков и брокерских компаний, составляющих 5-10% числа компаний, заключающих  сделки на организованных рынках, формируют 60-80% торгового оборота  по акциям.

      Сверхконцентрация   рынка на нескольких акциях. Степень  концентрации российского рынка  на нескольких акциях, прежде  всего акциях РАО ЕЭС, является  одной из самых высоких в  мире.

       Несмотря  на то, что на организованном  рынке обращается 230-250 акций российских  компаний, сделки устойчиво концентрируются  вокруг нескольких эмитентов.  Сделки с 4-5 акциями составляли  в 1998-1999 гг. в РТС 85-90% оборотов  рынка, сделки с 2-3 акциями (РАО ЕЭС, ЛУКОЙЛ) -55-65%.

       Следует  отметить, что концентрация двух  третей российского рынка на  одной акции (РАО ЕЭС) несет  в себе масштабный рыночный  риск.

       Фрагментарность  рынка акций. На российском  рынке возникла группа наиболее  ликвидных акций, которые допущены  к обращению одновременно в  крупнейших российских торговых  системах. В октябре 2001 г. более  40% акций (примерно 120 эмитентов) одновременно  обращается либо на ММВБ и  РТС, либо на ММВБ, РТС и фондовой  бирже «Санкт-Петербург», либо на  ММВБ, РТС и Московской фондовой  бирже. Наряду с общностью для  торговых систем ряда акций,  которые в них обращаются, сложилась  группа наиболее активных брокеров-дилеров,  которые являются членами той  или иной биржи и активно  работают в 3-4 торговых системах. Отечественный фондовый рынок  отличается фрагментарностью - он  разделен на мелкие сегменты, формируемые отдельными торговыми  системами, существуют информационные  барьеры между ними, затруднен  доступ различных групп инвесторов  и финансовых посредников, нарушается  принцип свободного и честного  ценообразования на открытом  и эффективном рынке. Как следствие,  возникают значительные искусственные  различия курсов одной и той  же ценной бумаги, обращающейся  на различных рынках, ослабляющие  способность инвесторов получить  наилучшую цену. Региональные фондовые  биржи во многом замкнуты на  свои регионы, формируя рынки  с угасающей торговой активностью,  отделенные от национального  рынка.

Информация о работе Рынок ценных бумаг