Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка научно обоснованной концепции системы экономического контроля хозяйствующих субъектов, объединяющей внешний и внутренний контроль разных аспектов внешнеэкономической деятельности, обоснование направлений совершенствования методологии учета, анализа и контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…4
Глава 1. Сущность аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций) и их нормативное регулирование……………………………………....7
1.1. Цель и информационная база аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)………………………………………….........7
1.2. Нормативное правовое регулирование аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)……………………………………...……..10
1.3. Этапы аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)……………………………………………………………………………13
Глава 2. Планирование аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)………………………………………..…………………………………..17
2.1. Понимание деятельности аудируемого лица………………...17
2.2. Оценка системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска……………………………………………19
2.3. Формирование плана и программы аудита экспортных и импортных операций………………………………………………………………29
Глава 3. Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки…………………………………………………………………………....38
3.1. Сбор аудиторских доказательств и их документирование…………………………………………………………………38
3.2. Обобщение результатов проверки…………………………38

Заключение…………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

С титульника ВЭД.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Под методами внутреннего  контроля автор понимает способы  достижения целей и решения его задач. Характерной особенностью  этих методов, является использование совокупности методических  приемов, основанных на достижениях экономического анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и статистики.

Системность и комплексность  контрольных действий может быть обеспечена комбинированным использованием различных методов контроля. Применение их позволяет всесторонне анализировать фактический материал, определять последовательность действий субъекта контроля в сложных хозяйственных ситуациях или в условиях неопределенности, устанавливать достоверность привлекаемых источников информации.

В зависимости от последовательности контрольных действий  автором рассматриваются следующие методы документального внутреннего контроля: формальный, арифметический, юридический, логический, встречный и аналитические процедуры. Именно сочетание этих методов позволяет выявить большинство ошибок.

В целях обеспечения  эффективного управления внешнеэкономической  деятельностью хозяйствующего субъекта, повышения ее эффективности, сохранения активов необходим четкий механизм внутреннего  контроля за  осуществляемыми  операциями по экспорту и импорту.

Совершенствование системы  внутреннего контроля  в настоящее  время  направлено на повышение эффективности  финансово-хозяйственной деятельности. По мнению автора, в хозяйствующих субъектах может быть создана частичная или полная система внутреннего контроля, включающая контроль внешнеэкономической деятельности.

В хозяйствующих субъектах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, могут быть сформированы различные  системы внутреннего контроля в  зависимости форм, полноты охвата  и применяемых  методов контроля.

Основными целями внутреннего контроля деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, являются обеспечение  повышения эффективности экспортно-импортных операций,  сохранности всех видов  активов, предотвращение ошибок при отражении экспортно-импортных операций на счетах бухгалтерского учета, подготовка своевременной и достоверной  бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При разработке системы внутреннего контроля внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов не  учитывать все вышеуказанные цели.  Эти цели определяют направления контроля, которые должны  осуществлять конкретные ответственные работники, а также  службы внутреннего  контроля или внутреннего аудита. Наиболее оптимальным является вариант сочетания контрольных функций ответственных работников и служб внутреннего контроля, которые представлены в табл.2.

Система внутреннего  контроля внешнеэкономической деятельности должна носить не формальный, а реальный и систематический характер. Признаками такого контроля являются систематический контроль всей финансово-хозяйственной деятельности, осуществление оперативного контроля за использованием  производственных ресурсов со стороны руководителей структурных подразделений.  Контроль должен быть  основан на точных оценках, объективных измерителях и осуществляться руководителем, его заместителем, главным бухгалтером, бухгалтерами и другими специалистами аппарата управления. В содержание контроля входит  установление обратной связи с контролируемым объектом. 

 

Таблица 2.1

Основные направления  и полнота контроля внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов

 

 

Направления контроля

Соответствующие структуры хозяйствующего

субъекта (СВК)

Служба 

внутреннего аудита

Внешний 

аудит

Эффективность внешнеэкономической деятельности

полностью, в течение года

выборочно, во время 

проверки

выборочно, во время 

проверки

Обеспечение сохранности всех видов  активов на всех этапах товародвижения

полностью, в течение года

выборочно, во время 

проверки

выборочно, во время 

проверки

Предотвращение ошибок при отражении экспортно-импортных операций на счетах бухгалтерского учета

полностью, в течение года

выборочно, во время 

проверки

выборочно, во время 

проверки

Подготовка своевременной и  достоверной  бухгалтерской (финансовой) отчетности

полностью, в течение года

выборочно, во время 

проверки

выборочно, во время 

проверки


 

 Система внутреннего контроля должна рассматриваться в учетной политике, предусматривающей график документооборота, должностные инструкции менеджеров всех уровней по осуществлению контроля,  инструкции по применению рабочего плана счетов и наиболее характерные корреспонденции счетов; обобщение результатов контроля, их анализ и  разработку мер по устранению выявленных  недостатков.

Система внутреннего  контроля предполагает выделение  объектов и субъектов контроля. Объектом внутреннего  контроля внешнеэкономической деятельности являются производственные ресурсы, доходы, финансовые результаты и налогооблагаемая прибыль. Каждому объекту контроля соответствует центр ответственности (бригада, цех по производству продукции на экспорт, торговый отдел, отдел продаж и т.д.). Состояние и изменение объектов контролируют  субъекты, которые являются должностными лицами  или группами лиц, которые имеют обязанности, отвечающие интересам хозяйствующего субъекта. В исследовании приведены объекты, субъекты внутреннего контроля и их функции.

Внутренний контроль необходимо рассматривать во взаимодействии с другими элементами системы управления хозяйствующего субъекта, осуществлять  контроль во взаимодействии всех ответственных работников.

 

Определение аудиторского риска и уровня существенности вызвано необходимостью сокращения трудовых и финансовых затрат при проведении аудита. Аудиторская фирма, как правило, не может себе позволить проверки всех первичных документов, поскольку в этом случае стоимость аудиторской проверки значительно возрастет и организация будет вытеснена с рынка аудиторских услуг. Поэтому характер аудиторской деятельности подразумевает, что при проведении проверки все ошибки не могут быть обнаружены, но пользователи бухгалтерской отчетности хотят быть уверенными в ее достоверности, чтобы принимать правильные экономические решения. То есть возникает проблема, как при снижении трудозатрат и стоимости проверки обеспечить обоснованность выводов.

В Федеральном стандарте "Существенность в аудите" указано, что информация является существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей. В этом же стандарте указано на субъективный характер оценки существенности показателей. При рассмотрении показателей аудитор должен не пропустить и сравнительно небольшие величины, если они в своей совокупности могут оказать существенное влияние. Уровень существенности определяется аудитором как на этапе планирования, так и в ходе проверки. Этот стандарт не устанавливает способов определения уровня существенности, единых для всех аудиторов, отмечая лишь, что существенность зависит от величины показателя финансовой отчетности или ошибки.

 

 

                   ┌──────────────────────────────────────────────────────────┐

                   │Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля│

                   └─────────────────────────────┬────────────────────────────┘

                                                 ▼

           Да ┌──────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┐Нет

          ┌───┤Возможность и необходимость  выделения компонентов аудиторского  риска├───┐

          │   └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘   │

          │                                                                            │

          ▼                                                                            ▼

┌─────────┴──────────────────┐                                 ┌───────────────────────┴───┐

│Раздельная оценка (поуровне-│                          Да     │Существуют доказательства в│

│вое тестирование):          │                      ┌──────────┤поддержку средств  контроля │

│- неотъемлемого риска;      │                      │          └────────────────────┬──────┘

│- контрольного риска,  (про-│                      ▼                               ▼ Нет

│водится по  алгоритму,  ана-│        ┌─────────────┴────────────┐  ┌───────────────┴──────────────┐

│логичному алгоритму  комбини-│        │Применение  комбинированной│  │Получение доказательств только│

│рованной оценки)            │        │оценки (сквозного  теста)  │  │путем проведения  процедур  по│

└────────────────────────────┘        └─────────────┬────────────┘  │существу  (самый  низкий  риск│

                                                    │               │необнаружения)                │

                                                 Да │               └──────────────────────────────┘

                                                    ▼

                                   ┌────────────────┴───────┐       ┌────────────────────────┐

                                   │Текст   первого   уровня│  Нет   │Высокий риск внутреннего│

                                   │(наиболее общие вопросы)├──────►┤контроля                │

                                   └────────────────┬───────┘       └────────────────────────┘

                                                 Да ▼

                                   ┌────────────────┴───────┐  Нет   ┌────────────────────────┐

                                   │ Текст второго уровня  ├──────►┤Средний риск внутреннего│

                                   └────────────────┬───────┘       │контроля                │

                                                 Да ▼               └────────────────────────┘

                                   ┌────────────────┴───────┐       ┌────────────────────────┐

                                   │Текст  третьего   уровня│  Нет   │Низкий  риск внутреннего│

                                   │(наиболее подробный)    ├──────►┤контроля                │

                                   └────────────────────────┘       └────────────────────────┘

Рис. 2.1. Блок-схема тестирования системы внутреннего контроля

 

При определении уровня существенности сначала необходимо отобрать показатели бухгалтерской отчетности, причем для каждого из показателей может быть установлен свой уровень существенности. Рекомендуется применять следующие доли от базовых показателей:

прибыль предприятия от продаж - 5%;

валовый объем реализации без НДС - 2%;

валюта баланса - 2%;

собственный капитал - 10%;

общие затраты предприятия - 2%.

По отчетности ЗАО "Феникс" можно построить таблицу базовых  показателей (табл. 3).

На основании этого распределения существует ряд способов определения уровня существенности, например:

- определяется среднее  арифметическое от уровней существенности  по всем показателям и отбрасываются  значения, отличающиеся более чем  на 20% от него (или отличающиеся на порядок). Затем определяется новое значение среднего арифметического, и после округления последнего в пределах 20% получается итоговый уровень существенности;

 

 

 

Таблица 2.2

Система базовых показателей и порядок 
нахождения уровня существенности

 

┌───────────────────────────────────────────────────┬────────────────┬───────┬─────────────────────┐

│             Наименование показателя               │Значение показа-│Доля, %│Значение, применяемое│

Информация о работе Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки