Сводная бухгалтерская отчетнось

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей составления сводной бухгалтерской отчетности. Объект исследования – ОАО «Маркус». Предмет исследования – сводная отчетность.
Для этого поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие сводной отчетности и общие правила ее составления;
2) изучить нормативное регулирование сводной бухгалтерской отчетности;
3) рассмотреть практический пример составления сводного отчета о прибылях и убытках;
4) изучить методику разработки сводного отчета о прибылях и убытках в соответствии с МСФО и по российским стандартам;
5) сопоставить методики разработки сводного отчета о прибылях и убытках в соответствии с РПБУ и МСФО.

Вложенные файлы: 1 файл

сводная отчетность.docx

— 81.30 Кб (Скачать файл)

3

Продолжение приложении 10

Введение

  Одним из перспективных направлений развития бизнеса в настоящее время является создание групп предприятий, связанных между собой экономически, но одновременно остающихся самостоятельными юридическими лицами, - концернов или холдинговых фирм, в которых одна компания, называемая головной или материнской, контролирует одну или несколько других.

  Образование групп предприятий позволяет существенно укрепить инвестиционный потенциал такого хозяйственного объединения, повысить рентабельность и технологический уровень производства. Также создание групп предприятий открывает широкие возможности для проведения ряда групповых операций по экономии финансовых ресурсов, уменьшению налоговых потерь, координации финансовых и материальных потоков внутри группы.

  Компании, входящие в группы, проводят согласованную производственную, финансовую и маркетинговую политику, что дает основание рассматривать группу как единый хозяйствующий субъект. И пользователей интересует информация о финансовых показателях не отдельной компании, а группы в целом. Источником такой информации служит сводная (консолидированная) финансовая отчетность.

Сводная финансовая отчетность адресована широкому кругу пользователей  финансовой информации: инвесторам, кредиторам, аналитикам, государственным органам (например, в лице налоговой службы и службы статистики) и т.д. Цель данного  вида отчетности - предоставить полную и достоверную информацию о финансовом положении и финансовых результатах  деятельности группы компаний, необходимую  пользователям для принятия обоснованных экономических решений.

Рассмотрев значение сводной бухгалтерской отчетности, как важнейший источник информации о финансовом состоянии предприятия  для всех пользователей можно сказать, что избранная тема курсовой работы весьма актуальна.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей составления сводной бухгалтерской отчетности. Объект исследования – ОАО «Маркус». Предмет исследования – сводная отчетность.

Для этого поставлены следующие  задачи:

  1. рассмотреть понятие сводной отчетности и общие правила ее составления;
  2. изучить нормативное регулирование сводной бухгалтерской отчетности;
  3. рассмотреть практический пример составления сводного отчета о прибылях и убытках;
  4. изучить методику разработки   сводного отчета о прибылях и убытках  в соответствии с МСФО и по российским стандартам;
  5. сопоставить методики разработки сводного отчета о прибылях и убытках в соответствии с РПБУ и МСФО.

При написании курсовой работы были использованы учебная литература российских и зарубежных авторов: Лупикова Е.В., Пашук Н.К. , Баканов М. И., Шеремет А.Д., а также нормативно - правовые документы, регламентирующие бухгалтерскую финансовую отчетность такие, как Положение  по  ведению  бухгалтерского  учета  и  бухгалтерской  отчетности  в РФ и Методические рекомендации по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности.

 

 

 

 

 

  1. Сводная бухгалтерская отчетность: назначение, нормативное регулирование, порядок составления и представления

 

    1. Понятие и назначение сводной (консолидированной) бухгалтерской финансовой отчетности

Понятие «сводная» в русском  языке означает «составленная из различных частей», а «консолидированная» - «сплоченная для усиления деятельности». По смыслу эти понятия близки, поскольку  выражают соединение в какое-нибудь новое целое, но имеют разные оттенки  значений. Так и понятия сводной  и консолидированной бухгалтерской  отчетности различаются, хотя в нормативных  документах отождествлены. Методические рекомендации по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности дают следующее определение: «Сводная бухгалтерская отчетность – это  система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций».

Сводная бухгалтерская отчетность составляется в рамках одного собственника, а консолидированная – несколькими  собственниками по совместно контролируемому  имуществу.

Сводную годовую бухгалтерскую  отчетность составляют федеральные  министерства и другие федеральные  органы исполнительной власти Российской Федерации по унитарным предприятиям и отдельно по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной  собственности (независимо от размера  доли).

Составляется сводная  годовая отчетность путем построчного  суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской  отчетности организаций и унитарных  предприятий.

Положением по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации (п.91) определено, что «в случае наличия  у организации дочерних и зависимых  обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная  бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами». Определение  «сводная бухгалтерская отчетность»  является недостаточно точным. Правильнее ее назвать консолидированной, представляющей разновидность сводной отчетности.

Консолидированная бухгалтерская  отчетность – это отчетность группы объединенных взаимосвязанных организаций, в которой одна организация (головная) контролирует другие (дочерние, зависимые). Согласно Гражданскому кодексу РФ, хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) общество в силу преобладающего участия в  его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность  определять решения, принимаемые таким  обществом. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Головная организация по отношению к дочерним обществам выступает как основное, а по отношению к зависимым  – преобладающее общество. Все  входящие в группу организации являются самостоятельными юридическими лицами, но сама группа как хозяйственное  образование не является юридическим  лицом. При составлении отчетности по группе головная организация, имеющая  дочерние и зависимые общества, помимо суммирования показателей соответствующих  форм исключает операции между организациями, входящими в группу, путем выполнения определенных учетных процедур (консолидации показателей).

Консолидированная бухгалтерская  отчетность составляется путем объединения  показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ и включения данных об участии в зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места его государственной регистрации. Отличительной ее особенностью является исключение операций между организациями, входящими в группу, для устранения повторного счета в итоговом отчете группы.

При реорганизации организаций  с переходом к правопреемнику прав в отношении дочерних и зависимых  обществ правопреемник наряду со вступительной бухгалтерской отчетностью своей организации должен составлять сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность группы взаимосвязанных организаций.

Консолидированная бухгалтерская  отчетность используется инвесторами  и другими заинтересованными  пользователями для оценки эффективности  взаимосвязей организаций группы, а  основным обществом – для контроля за деятельностью группы. Вместе с тем, консолидированная отчетность обобщает информацию о результатах деятельности и финансовом положении группы в целом, поэтому в ней нивелируются сведения отдельных обществ, входящих в группу. Прибыль и устойчивое финансовое положение одного общества группы может скрывать убытки и неплатежеспособность другого общества группы.

С 2015 года вступит в действие Федеральный закон «О консолидированной  финансовой отчетности». Согласно этому  закону «под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная  информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и  изменения финансового положения  организации, организаций и (или) иностранных  организаций – группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности». Закон распространяется на кредитные, страховые организации, а также  на иные организации, ценные бумаги которых  допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. При этом составление консолидированной финансовой отчетности по правилам МСФО указанными организациями не заменяет, а дополняет отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Консолидированная финансовая отчетность составляется наряду с бухгалтерской отчетностью, составляемой в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Таким образом, консолидированная  бухгалтерская отчетность составляется по российским стандартам, а консолидированная  финансовая – по правилам МСФО.

 

    1. Нормативное регулирование сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности.

Основными нормативными документами, регламентирующими порядок составления  и представления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности, являются следующие:

  1. Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Министерства финансов РФ от 29.07.1998 №34н), содержащее специальный раздел «V. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности»;
  2. Порядок составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации  (приказ Министерства финансов РФ от 15.08.1997 №3). В нем определен состав сводной годовой бухгалтерской отчетности, перечень видов деятельности, по которым рекомендуется составлять отчетность, сроки ее представления;
  3. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (приказ Министерства финансов РФ от 30.12.1996 №112). Они устанавливают общий порядок составления и представления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности, правила объединения показателей в отчетности и раскрытия информации о дочерних и зависимых обществах в пояснительной записке;
  4. О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы (постановление Правительства РФ от 09.01.1997 № 24). Согласно данному постановлению, ведение сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы осуществляет центральная компания, учрежденная всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющаяся по отношению к этим участникам основным обществом, уполномоченным на ведение дел финансово-промышленной группы. В постановлении  также определены принципы объединения показателей в сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности, раскрытия в пояснительной записке информации об участниках группы, срок представления годового отчета всем участникам финансово-промышленной группы (не позднее 90 дней после окончания финансового года);
  5. ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», устанавливающее правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих (кроме кредитных) организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

 

 

 

    1. Общие правила составления и представления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности

Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность составляется в объеме и порядке, установленном  ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». В ее состав включаются: сводный (консолидированный) баланс, сводный (консолидированный) отчет о прибылях и убытках и приложения (пояснения) к ним. Каждая форма, входящая в состав сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности, должна содержать в наименовании слово «сводный» или «консолидированный» и наименование группы.

До составления консолидированной  бухгалтерской отчетности выверяются и урегулируются все взаиморасчеты  головной организации и дочерних обществ, а также расчеты между  дочерними обществами. При наличии  у головной организации помимо дочерних еще и зависимых обществ, при  составлении консолидированной  бухгалтерской отчетности объединяются показатели отчетности головной организации  и дочерних обществ, а также включаются данные об участии головной организации  в формировании уставного капитала зависимых обществ.

При составлении консолидированной  бухгалтерской отчетности используется единая учетная политика в отношении  аналогичных статей имущества и  обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности и головной организации и дочерних обществ. Если в дочернем обществе учетная  политика отличается, то статьи ее отчетности приводятся в соответствии с учетной  политикой головной организации  до составления консолидированной  бухгалтерской отчетности.

В консолидированную бухгалтерскую  отчетность объединяется бухгалтерская  отчетность головной организации и  дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату. Включение  данных бухгалтерской отчетности дочернего  общества, составленной на иную отчетную дату, возможно при условии, что расхождение между отчетной датой консолидированной отчетности и отчетности дочернего общества не превышает трех месяцев.

Для включения в консолидированную  бухгалтерскую отчетность показатели бухгалтерской отчетности дочернего  общества, составленной  в иностранной  валюте, пересчитываются в рубли  следующим образом:

    • стоимость активов и пассивов, величина доходов и расходов – по курсу ЦБ РФ, последнему по времени котировки в отчетном периоде;
    • величина доходов и расходов, формирующих финансовые результаты деятельности дочернего общества, - с использованием курсов, действовавших на соответствующие даты совершения операций в иностранной валюте, либо с использованием средней величины курсов, исчисленной как результат от деления суммы произведений величин курсов и дней их действия в отчетном  периоде на количество дней в отчетном периоде;
    • разницы, возникающие в результате перерасчета стоимости активов и пассивов, величины доходов и расходов, отражаются в консолидированном бухгалтерском балансе в составе добавочного капитала и отдельно раскрываются в пояснениях к консолидированному бухгалтерскому балансу и консолидированному отчету о прибылях и убытках.

Информация о работе Сводная бухгалтерская отчетнось