Себестоимость услуг автотранспортных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

Настоящее методическое указание содержит описание теоретических, правовых основ расчета затрат на производство услуг автотранспортного предприятия. Рассматриваются вопросы методологии расчета материальных затрат и прочих расходов, включаемых в состав затрат на выполнение технического обслуживания, ремонтов и других автосервисных услуг, а также услуг по автотранспортным перевозкам пассажиров и грузов.

Вложенные файлы: 1 файл

Себестоимость услуг автотранспортных предприятий.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

 

 

4. себестоимость перевозок пассажиров  и грузов автомобильным транспортом

 

Под себестоимостью перевозок понимается стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. В состав затрат включаются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты по воспроизводству основных производственных фондов, затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдение необходимых требований по охране окружающей среды, выполнение обязательств перед банком по полученным кредитам, налоги и сборы.

Затраты по основной деятельности на автомобильном транспорте классифицируются по ряду признаков:

  • по статьям и элементам затрат;
  • по видам перевозок  - грузовым, пассажирским (автобусным, таксомоторным) и другим видам работ;
  • по видам оплаты работ (по грузовым автомобилям оплата начисляется за 1 тонну перевозимого груза, по почасовому тарифу или за автотонно-час; по автобусам – по почасовому тарифу, по тарифу за 1 пассажиро-км, и другие виды оплаты).

 

Классификация расходов по статьям и элементам затрат, а также видам перевозок позволяет  предприятиям знать структуру затрат, направления расходования материальных, трудовых и денежных средств, позволяет управлять затратами с помощью принятия соответствующих управленческих решений.

Группировка по статьям затрат используется для калькулирования и учета себестоимости перевозок, своевременной и полной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, определения расходов по отдельным звеньям транспортного процесса. В настоящее время в АТП принято деление затрат на основные (непосредственно связанные с процессом перевозки) и накладные

 

    1. Основные затраты

 

      1. Заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых) и кондукторов автобусов. В этой статье учитываются все виды заработной платы водителей и кондукторов на линии, исчисленные исходя из сдельных расценок и тарифных ставок в соответствии с принятыми на предприятии системами оплаты труда, в том числе надбавки и доплаты за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время, за совмещение профессий и т.д.; премии, начисленные в соответствии с действующими положениями о премировании а также дополнительная заработная плата и выплаты районного коэффициента. Затраты, относимые к данной статье, входят в состав элемента затрат «затраты на оплату труда».

 

      1. Отчисления на социальные нужды. В этой статье отражаются расходы предприятия на выплату единого социального налога в федеральный бюджет (28% ФОТ), фонд обязательного медицинского страхования (3.6% ФОТ), фонд социального страхования (4% ФОТ).

 

      1. Автомобильное топливо. В этой статье учитываются затраты на все виды топлива, расходуемого предприятием для выполнения перевозок (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ)  по отпускным ценам с установленными скидками и надбавками, включая транспортно-заготовительные расходы. В эту статью включается также стоимость доставки автомобильного топлива от нефтебазы до емкости автотранспортного предприятия. Затраты, относимые к данной статье, входят в состав элемента затрат «материальные затраты». Но здесь не учитываются затраты на топливо, расходуемое на отопление и другие технологические цели, не связанные с осуществлением перевозок. Расчет затрат на топливо (Зт) для автотранспорта рассчитывается  как:

Зт=сумма  Цi·Рi,                                          (1)

Где Цi – цена i вида топлива  без учета налога на добавленную  стоимость, руб/л,

Рi - расход i вида топлива на осуществление перевозки, л

Базовые нормы расхода топлива и поправочные коэффициенты отражены в табл.8.

 

В свою очередь  Рi - расход i вида топлива на осуществление перевозки рассчитывается следующим образом:

 

для легковых автомобилей:

 Рi = 0,01·Нs·S· (1+0.01 D),                                             (2)

где: Нs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км,

S – пробег автомобиля, км,

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение к базовой норме, %

 

для автобусов:

Рi = 0,01·Нs·S· (1+0.01 D)+ Нот·Т,                               (3)

где: Нот –  базовая норма расхода топлива  на работу отопителя, л/час,

Т – время  работы автомобиля с включенным отопителем, час,

 

для бортовых грузовых автомобилей, тягачей  и фургонов:

Рi = 0,01· (Нs·S + Нw·W) · (1+0.01 D),                              (4)

где: Нw – базовая норма расхода топлива на транспортную работу, л/т*км или куб.м/100т*км,

W – объем транспортной работы, т*км,

W=Gгр·Sгр                                                          (5)

где Gгр вес груза, Sгр пробег с грузом, км,

 

Для грузовых автомобилей  и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, установлены нормы (Нw) на 100т·км в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах:

- бензин – 2 л,

- дизельное  топливо – 1,3 л,

- сжиженный  нефтяной газ (ГСН) – 2,5л,

- сжатый природный  газ (СПГ) – 2 куб.м,

При газодизельном  питании:

  • 1,2 куб.м природного газа
  • 0,25 л дизельного топлива.

 

для самосвалов:

Рi = 0,01·Нап·S· (1+0,01 D)+ Нz·Z                              (6)

где: Нап –  норма расхода топлива самосвального  автопоезда, л/100км, ( Нап= Нs+Нw· (G+0,5g), где

Нs - базовая норма топлива автомобиля-самосвала с учетом транспортной работы, л/100км,

Нw – норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа, л/100км,

G – собственная масса прицепа или полуприцепа, т,

g – грузоподъемность прицепа, т,

Нz – дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, л/час,

Z – количество  ездок с грузом за смену.

 

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными  кузовами дополнительно устанавливается  норма расхода топлива (Нz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

  • 0,25л жидкого топлива (0,25 куб.м. природного газа) на каждую единицу самосвального подвижного состава,
  • 0,2 куб.м природного газа и 0,1л дизельного топлива при газодизельном питании двигателя,

 

Для большегрузных  автомобилей-самосвалов БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного топлива  на каждую ездку с грузом устанавливается в размере 1 л.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами норма  расхода топлива увеличивается  на каждую тонну собственной массы  прицепа и половину номинальной  грузоподъемности:

  • бензин – 2 л,
  • дизельное топливо – 1,3 л,
  • сжиженный нефтяной газ (ГСН) – 2,5л,
  • сжатый природный газ (СПГ) – 2 куб.м,

Таблица 8

Базовые нормы расхода топлива на автомобильном  транспорте, % их повышения и снижения

 

№ п/п

 Марка автомобиля, вид работы 

Базовая норма расхода  топлива 

1

Легковой автомобиль ГАЗ 24-10, движение

13

л100/км

2

Городской автобус. Икарус 280.33, движение

43

л/100км

Продолжение таблицы 8

Базовые нормы расхода топлива на автомобильном  транспорте, % их повышения и снижения

3

Одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ –431410, движение

31

л/100км

4

Бортовой автомобиль КамАЗ, движение

25

л/100км

5

Автомобиль-тягач МАЗ-5429, движение

23

л/100км

6

Автомобиль-самосвал МАЗ-503

28

л/100км

7

Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511

27,7

л/100км

8

Грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021

34

л/100км

9

Автомобильный кран КС

52

л/100км

10

Пескоразбрасыватель ЭД-403

27,5

л/100км

11

Работа отопителя автобуса

3,5

л/час

12

Расход бензина на перевозку полезного груза  ЗИЛ  – 421410

2

л/100т*

км

13

На перевозку полезного  груза  КамАЗ-5320 прицепом ГКБ-8350

1,3

л/100т*

км

14

Расход топлива на перевозку полезного груза  МАЗ-5429 полуприцепом МАЗ-5205А

1,3

л/100т*

км

15

Расход топлива для  самосвалов МАЗ-503

0,25

л/ездку

16

Выполнение специальной  работы во время движения (пескоразбрасывание, снегоочистка и т.п)

34,5

л/100км


 

Повышение базовых  норм расхода топлива

Условия

%

1

Работа в зимнее время

10

2

Работа в горной местности  на высоте над уровнем моря:

 
 

От 500 до 1500м

5

 

От 1501 до 2000м

10

 

От 2001 до 3000м

15

 

Свыше 3000м

20

3

Работа автотранспорта на дорогах со сложным планом  (наличие в среднем на 1 км пути более 5 закруглений радиусом менее 40м, т.е на 100 км пути не менее 501 поворота)

До 10

4

Работа в городах  с населением свыше 2,5 млн.чел.

До 20

5

Работа в городах  с населением от 0,5 до 2,5 млн.чел.

До 15

Окончание таблицы 8

 Снижение базовых норм расхода топлива

1

При работе на дорогах (за пределами пригородной зоны) из цементобетона  на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300м)

До 5%

2

При работе на дорогах (за пределами пригородной зоны) с холмистой местностью (высота над уровнем моря от 300м до 1000м)

До 15

3

При работе на дорогах (за пределами пригородной зоны) из битумоминеральной  смеси, щебня, и гористой местностью (высота над уровнем моря от1000м до 2000м)

До 10


 

Пример расчета  расхода на топливо:

Автомобиль-самосвал МАЗ-503 совершает пробег 165км, выполняя при этом 10 ездок с грузом. Работа осуществляется в зимнее время в  карьере. Расход топлива согласно формуле 6. составит:

Рi=0,01·Нап·S·(1+0,01D)+Нz·Z= =0,01·28·165·1+0,01·18)+0,25·10=57л

 где: Нап – норма расхода топлива самосвала,=28 л/100км

S – пробег, = 165 км

D – надбавка к расходу топлива при работе в зимних условиях =6% и за работу в карьере = 12%; общая сумма надбавок = 18%

Нz – дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, = 0,25 л/час,

Z – количество  ездок с грузом =10

 

      1. Смазочные и прочие эксплуатационные материалы. В этой статье учитываются затраты на все виды масел, смазок, а также материалы, применяемые при эксплуатации подвижного состава. Затраты, относимые к данной статье, входят в состав элемента затрат «материальные затраты». Расчет затрат на масла и смазочные материалы (Зм) для автотранспорта рассчитывается  как:

Зм=сумма  Цмi·Рмi,                                               (7)

Где Цм i – цена i вида масла и смазочных материалов без учета налога на добавленную  стоимость, руб/л или руб/кг,

Рмi - расход i вида масла и смазочных материалов на 100 л общего расхода топлива на осуществление перевозки, л (кг).

Нормы расхода  масел и смазочных материалов на 100 л общего расхода топлива  отражены в табл. 9

 

 Таблица 9

Нормы расхода масел и смазок

 

 

 

Виды и сорта масел (смазок)

Временная норма расхода  масел в литрах (смазок в кг) на 100 л общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для

Легковых, грузовых автомобилей  и автобусов, работающих на бензине  и сжиженном газе

Грузовых автомобилей  и автобусов, работающих на дизельном  топливе

Внедоржных автомобилей-самосвалов, работающих на дизельном топливе

Моторные масла

2,4

3,2

5

Трансмиссионные масла

0,3

0,4

0,5

Спец. масла

0,1

0,1

1

Пластичные смазки

0,2

0,3

0,2


 

 

Пример расчета  расхода масла и смазок на работу самосвала:

  1. моторного масла: 5·0,01·57= 2,85 л,

  1. трансмиссионного масла: 0,5·0,01·57=0,285 л,

  1. специальных масел: 1·0,01·57= 0,57л,

  1. пластичных смазок: 0,2·0,01·57= 0,114кг

 

      1. Износ и ремонт автомобильной резины. Комплексная статья затрат, учитываются затраты на приобретение, снятие и установку автомобильных шин, зарплата работников, выполняющих эти работы и социальные отчисления на зарплату. В случае выполнения этой работы сторонними шиномонтажными предприятиями – оплата их услуг по предъявленным счетам. Расход автомобильной резины нормируется аналогично расходу топлива. На 50 000 км пробега автомобиля предусматривается полная замена комплекта авторезины. Сумму трудозатрат с социальными отчислениями на замену комплекта для курсового и дипломного проектирования рекомендуется принять в размере 60 руб.

Информация о работе Себестоимость услуг автотранспортных предприятий