Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:01, курсовая работа
Упрочение рыночных отношений в экономике России предъявляет все новые требования к процессу формирования финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов. В центре внимания специалистов оказываются проблемы обеспечения полезности результатной информации бухгалтерского учета, что, с точки зрения заинтересованных пользователей (инвесторов, займодавцев, кредиторов, менеджеров и др.), выражается в достоверности и объективности данных о финансовом положении организации, изменениях в нем и финансовых результатах деятельности. В первую очередь, это затрагивает систему бухгалтерской отчетности.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Сущность и значение сегментарной отчётности………………………….......4
2. Понятие и значение отчетности об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса……………………………………………………………….. …………….7
3. Составление сегментарной отчетности и ее показатели …………………......11
4. Методика анализа по данным сегментарной отчетности …………………….15
5. Учетная политика ОАО «УДМУРТАВТОТРАНС»…………………………18
Заключение………………………………………………………………………..22
Список литературы ………………………………………………………………24
Двойственный характер отчетности о сегментах обусловил, во-первых, необходимость ее централизованной регламентации; во-вторых, породил глубокие противоречия ее составления.
Как говорилось во введении, формирование отчетности о сегментах регламентируется МСФО № 14, который был принят в 1983 г. Суть противоречий состоит в степени полноты информации о сегментах, которая должна входить в состав финансовой отчетности предприятия. Детальная информация неизбежно раскроет коммерческую тайну предприятия, сокращенная – не сможет удовлетворить информационные потребности внешних пользователей.
Главный фактор, влияющий на информационную емкость отчетности,– принцип выделения сегментов. В МСФО № 14 этот вопрос решается следующим образом.
В целях отчетности выделяются сегменты:
1) отраслевые на основе:
- группировки родственных видов производимой продукции (услуг);
- типа покупателя (заказчика);
2) географические на основе:
- географического размещения операций (услуг) предприятия;
- географического размещения рынков;
- типа покупателя (заказчика).
Кроме того, при выделении сегментов как отраслевых, так и географических, следует учитывать определенные факторы.
Факторы, влияющие на выделение сегментов (отраслевых, географических):
- схожесть и различие
видов продукции или
- удельный вес и относительную
роль (важность) сферы производства
(или иной основной
- наличие специального
правового регулирования и
- необходимость ограничить
число сегментов, чтобы избежать
информационной перегрузки
- организационную структуру предприятия (наличие отделений, филиалов, дочерних предприятий и т.п.);
- взаимосвязь структурных
единиц, которые нельзя рассматривать
как отдельные отраслевые
Сегментарная отчетность более полно раскрывает значимость разных направлений деятельности, влияние структурных сдвигов на финансовые результаты деятельности организации и тенденции изменения ассортиментных программ производства.
В пояснениях к форме № 2 для привлечения клиентов могут быть приведены данные о дебиторской задолженности и условиях предоставления отсрочки платежей клиентам, о системе скидок и т. п., в том числе и по разным сегментам. Что касается поставщиков, то организация для них специально включает в пояснения к отчетности информацию об устойчивых потребностях в определенном виде сырья, материалов и т. п.
Таким образом, российские стандарты учета рекомендуют выделять два разреза сегментирования: хозяйственный (виды деятельности) и географический (географические рынки сбыта). Такой подход к раскрытию информации по сегментам полностью соответствует классификации информации, рекомендуемой Международными стандартами № 14, где дано определение хозяйственных (business) и географических (geographical) сегментов.
Сегментация отчетности позволяет выявить особенности формирования затрат, различия в доходности и уровне коммерческих рисков по разным видам деятельности, что показывает целесообразность диверсификации производства через сопоставление изменения рентабельности затрат и распределения рисков. Сегментация по географическому признаку также позволяет обосновать изменения коммерческих расходов и сопоставить их рост с увеличением объема продаж и массы получаемой прибыли. Кроме того, при освоении новых рынков сбыта появляется возможность оценить изменение риска не востребованности продукции [10].
При региональном сегментировании проблема раскрытия информации отчетности состоит в том, чтобы сделать прозрачной зависимость предприятия от возможностей и рисков, определяющихся спецификой различных регионов.
3. Составление сегментарной отчетности и ее показатели
Отчетность о сегментах должна содержать следующие показатели [6]:
- объем продаж или иных
поступлений (доходов) от основной
деятельности в разрезе
- результат деятельности сегмента;
- используемые активы
сегмента (в абсолютном или
- принципы трансфертного
ценообразования, применяемые во
внутрипроизводственной
Кроме вышеперечисленных показателей, которые указаны в п.13 МСФО № 14, на практике как для внутренних целей предприятия, так и для его внешней финансовой отчетности используются также показатели амортизации и капитальных вложений в отраслевой сегмент.
Раскроем содержание некоторых показателей отчетности о сегментах.
Доходы сегмента – это поступления (выручка), непосредственно увязываемые с сегментом или соответствующей частью поступлений предприятия, которую можно распределить на объективной (разумной) основе на конкретный сегмент. Они включают как поступления от операций сегмента с внешними контрагентами предприятия, так и с другими сегментами того же предприятия.
Расходы сегмента – это расходы, непосредственно увязываемые с сегментом, или соответствующая часть расходов предприятия, которую можно на объективной (разумной) основе распределить на конкретный сегмент.
Результат деятельности сегмента должен отражать меру рентабельности сегмента и равен разнице между доходами (поступлениями, выручкой) сегмента и его расходами. Как правило, результат деятельности сегмента исчисляется на основе следующих показателей: прибыли от основной деятельности; налогов на прибыль, случайных (экстраординарных) статей. Проценты, полученные и выплаченные (если основная деятельность предприятия нефинансовая), обычно не учитываются в расчете такого результата.
Активы сегмента – совокупность материальных и нематериальных активов, непосредственно относящихся к данному сегменту, а также (если это имеет место) доля совместно используемых несколькими сегментами активов, распределенная на конкретный актив, если для распределения можно использовать обоснованную базу.
Трансфертная цена (как уже сказано в предыдущей главе и подробнее изучено в следующем разделе) – это внутренняя цена передачи продуктов и услуг одним сегментом другому сегменту того же предприятия. Может исчисляться: на базе фактических затрат сегмента; "справедливой" рыночной цены; рыночной цены за вычетом определенной скидки.
Последовательность действий по выделению сегмента и подготовке информации по ним, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, может быть представлена следующим образом.
Последовательность действий по выделению сегмента и подготовке информации по ним, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности:
1. Анализ деятельности организации по производству определенного товара (однородных групп товаров) с точки зрения рисков и прибылей, присущих этой деятельности
1.1 Определение операционных сегментов
1.2 Выделение отчетных операционных сегментов
2. Анализ деятельности
организации по производству
товаров в определенном
2.1 Определение географических сегментов
2.2 Выделение отчетных географических сегментов
3. Определение первичной и вторичной информации
4. Формирование и раскрытие
первичной информации по
5. Формирование и раскрытие
вторичной информации по
Раскрытие информации по отчетным сегментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей. При этом информация может быть первичной (более важной для пользователей) или вторичной (менее важной). Выделение первичной и вторичной информации по сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей в деятельности организации. Преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности (п.16 ПБУ 12) [1].
В п.17-20 ПБУ 12 раскрываются принципы деления информации на первичную и вторичную. Если риски и прибыли определяются, главным образом, различиями в производимых товарах (работах, услугах), то первичной признается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим. Примером может служить ситуация, когда разброс в уровнях рентабельности продаж (в сравнении с общим уровнем по организации в целом) наблюдается в большей степени по видам продукции, чем по географическим регионам [3].
Наоборот, если риски и прибыли определяются, главным образом, различиями в географических регионах, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной – по операционным. Если же риски и прибыли определяются в равной мере различиями в производимых товарах (работах, услугах) и различиями в географических регионах, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим.
В случае, когда организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности не основываются ни на производимых товарах (работах, услугах), ни на географических регионах деятельности, выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится на основе решения руководителя организации.
Показателями первичной информации по отчетным сегментам (операционным или географическим) являются следующие: общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами; финансовый результат (прибыль или убыток); общая балансовая величина активов; общая величина обязательств; общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы; общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам; совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность [9].
В ПБУ 12 приведены перечни показателей вторичной информации. Для географических сегментов: величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта; балансовая величина активов по местам их расположения; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов. При этом доля каждого отчетного сегмента должна составлять не менее 10% вышеуказанных показателей всех географических сегментов.
Для операционных сегментов: выручка от продажи внешним покупателям; балансовая величина активов; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы. Данные показатели приводятся по каждому операционному сегменту, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации либо величина активов которого составляет не менее 10% величины всех операционных сегментов.
4. Методика анализа по данным сегментарной отчетности
Анализ финансово-хозяйственной деятельности по данным сегментарной отчетности можно проводить с различной степенью детализации. В данном случае не ставится задача представить всеобъемлющий анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. Ниже приведены комплексные показатели, которые достаточно надежно характеризуют финансовое и имущественное положение организации и которые можно рассчитать по данным сегментарной отчетности. Следует иметь в виду, что разных пользователей будут интересовать различные аспекты деятельности организации. Так, кредиторы прежде всего обратят внимание на состояние платежеспособности, собственники – на рентабельность собственного капитала, инвесторы – на показатели фондового рынка, конкуренты – на показатели продукции, коммерческой активности, доли рынка и пр. Не всю необходимую для анализа информацию можно найти в сегментарной отчетности, которая при всех ограничениях является достаточно надежным источником для анализа деятельности организации. Дополнительные данные публикуют статистические агентства, финансовую информацию – биржи [7].
Чтобы не утонуть в море цифр, содержащихся в отчетности, целесообразно начать с ее чтения, в ходе которого можно определить основные тенденции деятельности организации и ее сегментов, а также структурные сдвиги в их развитии. При первом просмотре сегментарной отчетности следует держать в поле зрения не более десятка статей: активы, прибыль, реализация, число работающих в организации и некоторые другие. У нормально развивающейся организации из года в год будет отмечаться положительная динамика основных показателей: итога баланса, выручки от реализации, чистой прибыли. Сокращение абсолютных значений этих статей требует углубленного анализа.