Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть систему внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса.
Задачи:
- изучить цель внутрихозяйственной отчетности и ее место в системе управленческого учета;
- рассмотреть особенности составления отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
1. Система внутренней управленческой отчетности………………4
Внутрихозяйственная отчетность в системе управленческого учета……………………………….4
Пользователи внутрихозяйственной отчетности и
периодичность ее составления………………………7
2. Отчетность по уровням управления……………………………...9
2.1.Отчет об исполнении сметы центром затрат……………..9
2.2. Отчет центра прибыли…………………………………...11
2.3. Отчет центра инвестиций………………………………..12
3. Отчетность по сегментам бизнеса……………………………...16
3.1. Сегменты бизнеса и их виды…………………………….16
3.2. Отчетность хозяйственных и географических сегментов бизнеса……………………………………………………………18
Заключение…………………………………………...………….23
Список используемой литературы……………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 50.40 Кб (Скачать файл)

Двойственный характер отчетности о сегментах обусловил, во-первых, необходимость ее централизованной регламентации; во-вторых, породил глубокие противоречия ее составления.

Формирование отчетности о сегментах регламентируется МСФО № 14, который был принят в 1983 г. Суть противоречий состоит в степени  полноты информации о сегментах, которая должна входить в состав финансовой отчетности предприятия. Детальная информация неизбежно раскроет коммерческую тайну предприятия, сокращенная - не сможет удовлетворить информационные потребности внешних пользователей.

Главный фактор, влияющий на информационную емкость отчетности,- принцип выделения сегментов. В  МСФО № 14 этот вопрос решается следующим  образом.

В целях отчетности выделяются сегменты:

• отраслевые на основе:

- группировки родственных  видов производимой продукции  (услуг);

-типа покупателя (заказчика);

• географические на основе:

- географического размещения  операций (услуг) предприятия;

- географического размещения  рынков;

- типа покупателя (заказчика).

Кроме того, при выделении  сегментов как отраслевых, так  и географических, следует учитывать  определенные факторы:

• схожесть и различие видов  продукции или направлений деятельности предприятия, а также соответствующие  показатели рентабельности, риска,роста;

• удельный вес и относительную  роль (важность) сферы производства (или иной основной деятельности) и  сферы сбыта (маркетинга, рыночных отношений) для предприятия в целом;

• наличие специального правового регулирования и отраслевых особенностей (например, в сфере  банковской и страховой деятельности);

• организационную структуру  предприятия (наличие отделений, филиалов, дочерних предприятий и т.п.);

• взаимосвязь структурных  единиц, которые нельзя рассматривать  как отдельные отраслевые сегменты, поскольку между ними высока степень  взаимозависимости или интеграции (в случае выделения отраслевых сегментов);

• необходимость ограничить число сегментов, чтобы избежать информационной перегрузки отчетности. Для этого рекомендуется определять степень важности (веса) сегмента в  деятельности предприятия. Например, рекомендуется  минимальный 10%-ный уровень валовых доходов и прибыли от основной деятельности или суммарных активов сегмента по отношению к тем же показателям предприятия (группы) в целом.

Отчетность о сегментах  должна содержать следующие показатели:

• объем продаж или иных поступлений (доходов) от основной деятельности в разрезе операций с внешними контрагентами предприятия и  другими сегментами;

• результат деятельности сегмента;

• используемые активы сегмента (в абсолютном или относительном  выражении по отношению к этому  же показателю предприятия в целом);

• принципы трансфертного  ценообразования, применяемые во внутрипроизводственной кооперации между сегментами предприятия.

Кроме вышеперечисленных  показателей, которые указаны в  п.13 МСФО № 14, на практике как для внутренних целей предприятия, так и для его внешней финансовой отчетности используются также показатели амортизации и капитальных вложений в отраслевой сегмент.

Раскроем содержание некоторых  показателей отчетности о сегментах.

Доходы сегмента - это  поступления (выручка), непосредственно  увязываемые с сегментом или  соответствующей частью поступлений  предприятия, которую можно распределить на объективной (разумной) основе на конкретный сегмент. Они включают как поступления  от опера­ций сегмента с внешними контрагентами предприятия, так и с другими сегментами того же предприятия.

Расходы сегмента - это расходы, непосредственно увязываемые с  сегментом, или соответствующая  часть расходов предприятия, которую  можно на объективной (разумной) основе распределить на конкретный сегмент.

Результат деятельности сегмента должен отражать меру рентабельности сегмента и равен разнице между доходами (поступлениями, выручкой) сегмента и его расходами. Как правило, результат деятельности сегмента исчисляется на основе следующих показателей: прибыли от основной деятельности; налогов на прибыль, случайных (экстраординарных) статей. Проценты, полученные и выплаченные (если основная деятельность предприятия нефинансовая), обычно не учитываются в расчете такого результата.

Активы сегмента - совокупность материальных и нематериальных активов, непосредственно относящихся к  данному сегменту, а также (если это  имеет место) доля совместно используемых несколькими сегментами активов, распределенная на конкретный актив, если для распределения  можно использовать обоснованную базу.

Трансфертная цена (как  уже сказано в предыдущей главе  и подробнее изучено в следующем  разделе) - это внутренняя цена передачи продуктов и услуг одним сегментом другому сегменту того же предприятия. Может исчисляться: на базе фактических затрат сегмента; «справедливой» рыночной цены; рыночной цены за вычетом определенной скидки.

Рассмотрение отчетности отраслевых и географических сегментов  позволяет сделать некоторые  основные выводы:

• несмотря на то что отчетность о сегментах крупных диверсифицированных предприятий входит в состав их внешней финансовой отчетности, показатели этой отчетности исчисляются на основе принципов внутренней отчетности центров ответственности. В первую очередь это находит свое выражение в том, что отчетные показатели включают результаты от операций сегмента как с внешними контрагентами предприятия, так и с другими сегментами предприятия, т.е. внутренний оборот, оборот по внутренней кооперации. Во-вторых, для исчисления стоимостных показателей используются трансфертные цены. Данное обстоятельство позволяет использовать отчетность о сегментах непосредственно и для внешних, и для внутренних целей, а это дает возможность снизить трудоемкость учетно-расчетных работ. Однако необходимо отметить, что для целей внутрифирменного управления в отчетность о сегментах можно вводить и другие показатели;

• составление отчетности о сегментах ведет к появлению  в системе управленческого учета  новых объектов: направлений деятельности предприятия, групп родственных  продуктов или услуг, географических регионов, где предприятие осуществляет те или иные хозяйственные операции, в разрезе которых следует  группировать данные о затратах, выручке (поступлениях), прибыли (доходах), активах  и т.п., что ведет к увеличению объема учетных работ, а значит, и  затрат на ведение учета и отчетности. Однако опыт использования отчетности о сегментах убежда­ет, что эффект отчетной информации для принятия управленческих решений намного превышает расходы на ее получение.

Заключение

     Быстро меняющиеся экономические условия предполагают поиск новых подходов к внутрифирменному управлению. В этой связи трудно переоценить значение учета и отчетности по отдельным сегментам бизнеса. Информация, собранная в этой учетной системе, позволяет: оценивать эффективность работы отдельных структурных подразделений организации; координировать их деятельность; добиваться согласованности поставленных задач, когда интересы каждого конкретного сотрудника, каждого сегмента бизнеса совпадают с интересами организации в целом; принимать стратегические управленческие решения.

     Содержание внутренней отчетности определяется объемом полномочий передаваемых конкретному центру ответственности, а также отраслевой или географической принадлежностью сегментов. Исчисление конкретных показателей отчетности в значительной степени зависит от организационно-технологических особенностей, присущих конкретному предприятию и его структурным подразделениям. Поэтому все вопросы, связанные с внутренней отчетностью (в отличие от внешней, финансовой отчетности), и на Западе, и в России отнесены к компетенции предприятия. В нашу задачу в первую очередь входит выявление того общего, что присуще внутренней отчетности каждого предприятия.

     Общим критерием выбора периодов составления отчетности является своевременность принятия по данным отчетности управленческих решений, т. е., когда управленческие решения способны в начальной стадии предотвратить развитие негативных тенденций, или наоборот, способствовать развитию позитивных тенденций. Так как на нижних уровнях роль оперативности принятия управленческих решений выше, чем на верхних, периоды представления отчетности на нижних уровнях значительно короче.

Список используемой литературы

  1. Вазрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. – М.: ИКФ Омега-Л, 2000;
  2. Карпова Т. П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004;
  3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006;
  4. Шеремет А. Д. Управленческий учет. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2005:
  5. www.audit-it.ru

Информация о работе Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса