Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 23:13, реферат
Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.
Повышение уровня жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала
1.Введение
2.Статистическая характеристика уровня жизни населения
2.1.Понятие «уровень жизни населения»
2.2.Социальные нормативы и потребности
2.3.Задачи изучения уровня жизни
2.4. Основные индикаторы уровня жизни
3.Современный уровень жизни населения
3.1.Снижение уровня жизни
3.2.Социальная защищенность и борьба с бедностью
4.Заключение
Список используемой литературы
ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÁÞÄÆÅÒÍÎÅ
ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÂÛÑØÅÃÎ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß
«ÌÎÑÊÎÂÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ
ÄÈÇÀÉÍÀ È ÒÅÕÍÎËÎÃÈÈ»
Ðåôåðàò
Òåìà: «Ñèñòåìà ïîêàçàòåëåé
óðîâíÿ æèçíè íàñåëåíèÿ»
Âûïîëíèëà: Ñòóäåíòêà 3 êóðñà
Áàçàðîâà Í.Ê.(ãð.46ç-11)
Ïðîâåðèë: Ïðîô. Ïëåõàíîâ À. Ô.
Ìîñêâà 2014
Ñîäåðæàíèå.
1.Ââåäåíèå
2.Ñòàòèñòè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà óðîâíÿ æèçíè íàñåëåíèÿ
2.1.Ïîíÿòèå «óðîâåíü æèçíè íàñåëåíèÿ»
2.2.Ñîöèàëüíûå íîðìàòèâû è ïîòðåáíîñòè
2.3.Çàäà÷è èçó÷åíèÿ óðîâíÿ æèçíè
2.4. Îñíîâíûå èíäèêàòîðû óðîâíÿ æèçíè
3.Ñîâðåìåííûé óðîâåíü æèçíè íàñåëåíèÿ
3.1.Ñíèæåíèå óðîâíÿ æèçíè
3.2.Ñîöèàëüíàÿ çàùèùåííîñòü è áîðüáà ñ áåäíîñòüþ
4.Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû
1.Ââåäåíèå.
Ïîâûøåíèå óðîâíÿ æèçíè ñîöèàëüíî-ïðèîðèòåòíàÿ öåëü ðàçâèòèÿ îáùåñòâà, âàæíåéøåå íàïðàâëåíèå ïðîâîäèìîé ãîñóäàðñòâîì ïîëèòèêè äîõîäîâ è çàðàáîòíîé ïëàòû. Ñðåäñòâîì äîñòèæåíèÿ ýòîé öåëè âûñòóïàþò ðîñò ÂÂÏ è ñîâåðøåíñòâîâàíèå ìåõàíèçìà åãî ðàñïðåäåëåíèÿ íà ìàêðî- è ìèêðîóðîâíÿõ.
Ïîâûøåíèå óðîâíÿ æèçíè ýòî íå òîëüêî ðåçóëüòàò ýêîíîìè÷åñêîãî ðîñòà, íî è åãî óñëîâèå. Ñîâðåìåííîìó ïðîèçâîäñòâó òðåáóþòñÿ êàê ïðèíöèïèàëüíî íîâûå òåõíèêà è òåõíîëîãèè, òàê è âûñîêîêâàëèôèöèðîâàííûå ðàáîòíèêè, ñîáñòâåííèêè ñâîåãî èíòåëëåêòóàëüíîãî êàïèòàëà. Îíè ñîñòàâëÿþò îñíîâó ñðåäíåãî êëàññà. Ó òàêèõ ëþäåé ñëîæíåå ñòðóêòóðà ìàòåðèàëüíûõ, äóõîâíûõ è ñîöèàëüíûõ ïîòðåáíîñòåé, îíè òðàòÿò áîëüøå ñðåäñòâ íà âîññòàíîâëåíèå æèçíåííîé ýíåðãèè, íà îáðàçîâàíèå è ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîäãîòîâêó, à óðîâåíü è êà÷åñòâî èõ æèçíè äîëæíû áûòü âûøå, ÷åì ïðîñòî îáåñïå÷èâàþùèå âûæèâàíèå.
 ðàçðàáîòêå ïîëèòèêè äîõîäîâ è çàðàáîòíîé ïëàòû ó÷èòûâàþòñÿ íå òîëüêî îáùèå õàðàêòåðèñòèêè óðîâíÿ æèçíè â ñòðàíå, íî è èõ äèôôåðåíöèàöèÿ ïî ñîöèàëüíî-äåìîãðàôè÷åñêèì, ïðîôåññèîíàëüíûì è äîõîäíûì ãðóïïàì íàñåëåíèÿ ïî ðåãèîíàì, ñåëüñêîé è ãîðîäñêîé ìåñòíîñòè ñ èñïîëüçîâàíèåì äëÿ èçìåðåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ ïîêàçàòåëåé ñèñòåìû èíäèêàòîðîâ (èíòåãðàëüíûõ è ÷àñòíûõ, íàòóðàëüíûõ è ñòîèìîñòíûõ).
 ñîâðåìåííîé Ðîññèè íàèáîëåå àêòóàëüíûìè ïðîáëåìàìè ïîâûøåíèÿ óðîâíÿ æèçíè ÿâëÿþòñÿ îáåñïå÷åíèå çàíÿòîñòè, óñèëåíèå ñîöèàëüíîé çàùèùåííîñòè íàñåëåíèÿ, áîðüáà ñ áåäíîñòüþ.
2.Ñòàòèñòè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà óðîâíÿ æèçíè íàñåëåíèÿ.
2.1 Ïîíÿòèå «óðîâåíü æèçíè íàñåëåíèÿ».
Óðîâåíü æèçíè ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç âàæíåéøèõ ñîöèàëüíûõ êàòåãîðèé, êîòîðàÿ õàðàêòåðèçóåò ñòðóêòóðó ïîòðåáíîñòåé ÷åëîâåêà è âîçìîæíîñòè èõ óäîâëåòâîðåíèÿ. Ïîòðåáíîñòè ëþäåé ìíîãîîáðàçíû. Íàðÿäó ñ ìàòåðèàëüíûìè ñóùåñòâóþò (è íå ìåíåå âàæíû) ïîòðåáíîñòè äóõîâíûå è ñîöèàëüíûå. Ïîòðåáíîñòü ýòî íåîáõîäèìîñòü, ïðèíÿâøàÿ ñïåöèôè÷åñêóþ ôîðìó â ñîîòâåòñòâèè ñ êóëüòóðíûì óðîâíåì è ëè÷íîñòüþ èíäèâèäà.  ñâÿçè ñ ýòèì ðàçëè÷åí íàáîð ïîòðåáíîñòåé êàæäîãî ÷åëîâåêà: îäèí çàíèìàåòñÿ ñïîðòîì, äðóãîé íåò, îäèí ïîñâÿùàåò ñâîé äîñóã ÷òåíèþ èëè ïîñåùåíèþ òåàòðîâ, äðóãîé ïðîâîäèò ñâîå ñâîáîäíîå âðåìÿ ó òåëåâèçîðà èëè íà äèñêîòåêàõ, è ò.ä. Îäíè èìåþò âîçìîæíîñòü ïîêóïàòü ëèøü îòå÷åñòâåííûå àâòîìàøèíû, äðóãèå ïðèîáðåòàòü èíîìàðêè. Äëÿ îïðåäåëåíèÿ ñòåïåíè óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòåé ôàêòè÷åñêîå ïîòðåáëåíèå òîâàðîâ è óñëóã ñîîòíîñÿò ñ ìèíèìàëüíûìè è ðàöèîíàëüíûìè ñòàíäàðòàìè èõ ïîòðåáëåíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, ïîä óðîâíåì æèçíè ïîíèìàþòñÿ îáåñïå÷åííîñòü íàñåëåíèÿ íåîáõîäèìûìè ìàòåðèàëüíûìè áëàãàìè è óñëóãàìè, äîñòèãíóòûé óðîâåíü èõ ïîòðåáëåíèÿ è ñòåïåíü óäîâëåòâîðåíèÿ ðàçóìíûõ (ðàöèîíàëüíûõ) ïîòðåáíîñòåé.
Óðîâåíü æèçíè íàñåëåíèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ýêîíîìè÷åñêóþ êàòåãîðèþ. Ýòî óðîâåíü îáåñïå÷åííîñòè íàñåëåíèÿ íåîáõîäèìûìè ìàòåðèàëüíûìè áëàãàìè è óñëóãàìè.
Óðîâåíü æèçíè ýòî óðîâåíü áëàãîñîñòîÿíèÿ íàñåëåíèÿ, ïîòðåáëåíèÿ áëàã è óñëóã, ñîâîêóïíîñòü óñëîâèé è ïîêàçàòåëåé, õàðàêòåðèçóþùèõ ìåðó óäîâëåòâîðåíèÿ îñíîâíûõ æèçíåííûõ ïîòðåáíîñòåé ëþäåé.
Ñòîèìîñòü æèçíè ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé äåíåæíóþ îöåíêó áëàã è óñëóã, ôàêòè÷åñêè ïîòðåáëÿåìûõ â ñðåäíåì äîìîõîçÿéñòâå â òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî ïðîìåæóòêà âðåìåíè è ñîîòâåòñòâóþùèõ óñòàíîâëåííîìó óðîâíþ óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòåé.  îáùåì çíà÷åíèè òåðìèí «óðîâåíü æèçíè íàñåëåíèÿ» ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïîíÿòèå «êà÷åñòâî æèçíè».
Ñëåäîâàòåëüíî, êà÷åñòâî æèçíè âêëþ÷àåò â ñåáÿ åùå è óäîâëåòâîðåíèå äóõîâíûõ ïîòðåáíîñòåé, óñëîâèÿ æèçíè, òðóäà è çàíÿòîñòè, áûòà è äîñóãà, çäîðîâüå, ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè, îáðàçîâàíèå, ïðèðîäíóþ ñðåäó îáèòàíèÿ è ò. ä.
Âûäåëÿåòñÿ ÷åòûðå óðîâíÿ æèçíè íàñåëåíèÿ:
1) äîñòàòîê (ïîòðåáëåíèå áëàã, êîòîðûå îáåñïå÷èâàþò ïîëíîå ôîðìèðîâàíèå ÷åëîâåêà);
2) íîðìàëüíûé óðîâåíü (öåëåñîîáðàçíîå ïîòðåáëåíèå ïî íàó÷íî äîêàçàííûì íîðìàì, äàþùåå âîçìîæíîñòü ÷åëîâåêó âîññòàíîâèòü åãî ôèçè÷åñêèå è èíòåëëåêòóàëüíûå ñèëû);
3) áåäíîñòü (êðàéíå íåäîñòàòî÷íîå ïîòðåáëåíèå áëàã äëÿ íîðìàëüíîé æèçíåäåÿòåëüíîñòè);
4) íèùåòà (ìèíèìàëüíîå ïîòðåáëåíèå áëàã, íå ïîçâîëÿþùåå óäîâëåòâîðèòü ñàìûå ýëåìåíòàðíûå ôèçèîëîãè÷åñêèå è ñîöèàëüíûå ïîòðåáíîñòè è äàþùåå âîçìîæíîñòü òîëüêî ëèøü ïîääåðæàòü æèçíåñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà).
Âñëåäñòâèå ïåðåõîäà ê ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå ïðîèçîøëî ðåçêîå ñíèæåíèå óðîâíÿ æèçíè íàñåëåíèÿ, óñèëèëàñü äèôôåðåíöèàöèÿ íàñåëåíèÿ ïî óðîâíþ äîõîäîâ. Ïîâûøåíèå óðîâíÿ æèçíè ÿâëÿåòñÿ ïåðâîî÷åðåäíûì íàïðàâëåíèåì îáùåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ.
Áëàãîïîëó÷èå íàðîäà ýòî ãëàâíûé êðèòåðèé ïðîãðåññà. Òàê êàê â ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå îñíîâíûì óñëîâèåì ÿâëÿåòñÿ âñåîáùåå ïîòðåáëåíèå, òî ïîòðåáèòåëü ýòî öåíòðàëüíàÿ ôèãóðà, âîêðóã êîòîðîé âñå âåðòèòñÿ. Ñëåäîâàòåëüíî, íåëüçÿ ïðîèçâîäèòü òî, ÷òî íå áóäåò ïîòðåáëÿòüñÿ.
Íàèáîëåå âàæíûìè ýëåìåíòàìè óðîâíÿ æèçíè âûñòóïàþò äîõîäû íàñåëåíèÿ è åãî ñîöèàëüíîå îáåñïå÷åíèå, ïîòðåáëåíèå èì ìàòåðèàëüíûõ áëàã è óñëóã, óñëîâèÿ æèçíè, ñâîáîäíîå âðåìÿ.
Îáîáùåííî óñëîâèÿ æèçíè ìîæíî ðàçäåëèòü íà óñëîâèÿ òðóäà, áûòà è äîñóãà. Óñëîâèÿ òðóäà âêëþ÷àþò ôàêòîðû ïðîèçâîäñòâåííîé ñðåäû è òðóäîâîãî ïðîöåññà (ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèå, ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå, ýñòåòè÷åñêèå è ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå), îêàçûâàþùèå âëèÿíèå íà ðàáîòîñïîñîáíîñòü è çäîðîâüå ðàáîòíèêà. Óñëîâèÿ áûòà ýòî îáåñïå÷åííîñòü íàñåëåíèÿ æèëüåì, åãî áëàãîóñòðîåííîñòü, ðàçâèòèå ñåòè áûòîâîãî îáñëóæèâàíèÿ (áàíü, ïðà÷å÷íûõ, ôîòîàòåëüå, ïàðèêìàõåðñêèõ, ðåìîíòíûõ ìàñòåðñêèõ, ïðåäïðèÿòèé ðèòóàëüíûõ óñëóã, ïðîêàòíûõ ïóíêòîâ è ò. ä.), ñîñòîÿíèå îáùåñòâåííîãî ïèòàíèÿ è òîðãîâëè, îáùåñòâåííîãî òðàíñïîðòà, ìåäèöèíñêîå îáñëóæèâàíèå. Óñëîâèÿ äîñóãà íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíû ñ èñïîëüçîâàíèåì ñâîáîäíîãî âðåìåíè ëþäåé. Ñâîáîäíîå âðåìÿ ÷àñòü âíåðàáî÷åãî âðåìåíè, èñïîëüçóåìàÿ ïîëíîñòüþ ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ, ò. å. äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, áîëåå ïîëíîãî óäîâëåòâîðåíèÿ ñîöèàëüíûõ, äóõîâíûõ è èíòåëëåêòóàëüíûõ åå ïîòðåáíîñòåé.
Âåðîÿòíû òðè àñïåêòà èññëåäîâàíèÿ óðîâíÿ æèçíè:
1) ïðèìåíèòåëüíî êî âñåìó íàñåëåíèþ;
2) ê åãî ñîöèàëüíûì ãðóïïàì;
2.2Ñîöèàëüíûå íîðìàòèâû è ïîòðåáíîñòè.
Çíà÷èòåëüíóþ ðîëü â èçó÷åíèè óðîâíÿ æèçíè íàñåëåíèÿ âûïîëíÿþò ñîöèàëüíûå íîðìàòèâû êàê íàó÷íî îáîñíîâàííûå íàïðàâëåíèÿ ñîöèàëüíûõ ïðîöåññîâ â îáùåñòâå. Áûâàþò ñîöèàëüíûå íîðìàòèâû ñëåäóþùèå: ðàçâèòèå ìàòåðèàëüíîé áàçû ñîöèàëüíîé ñôåðû, äîõîäîâ è ðàñõîäîâ íàñåëåíèÿ, ñîöèàëüíîãî îáåñïå÷åíèÿ è îáñëóæèâàíèÿ, ïîòðåáëåíèÿ íàñåëåíèåì ìàòåðèàëüíûõ áëàã è ïëàòíûõ óñëóã, óñëîâèé æèçíè, ïîòðåáèòåëüñêîãî áþäæåòà è äð. Äàííûå íîðìàòèâû ìîãóò áûòü ðàâíûìè, ïðåäñòàâëÿþùèìè àáñîëþòíóþ èëè îòíîñèòåëüíóþ âåëè÷èíó íîðìû. Ñîîòâåòñòâåííî, âûðàæàþòñÿ ýòè íîðìû â íàòóðàëüíûõ ïîêàçàòåëÿõ èëè ïðîöåíòàõ (äîïóñòèìûå âàðèàíòû íîðìàòèâîâ: ìîìåíòíûå, èíòåðâàëüíûå, ìèíèìàëüíûå, ìàêñèìàëüíûå), à òàêæå ïðèðîñòíûìè, ïðåäñòàâëåííûìè â âèäå ñîîòíîøåíèÿ ïðèðîñòîâ äâóõ ïîêàçàòåëåé.
Íåïîñðåäñòâåííîå îòíîøåíèå ê óðîâíþ æèçíè èìååò ïîòðåáèòåëüñêèé áþäæåò, êîòîðûé ñóììèðóåò íîðìàòèâû (íîðìû) ïîòðåáëåíèÿ íàñåëåíèåì ìàòåðèàëüíûõ áëàã è óñëóã, ðàçäåëåííûå ïî ñîöèàëüíûì è ïîëîâîçðàñòíûì ãðóïïàì íàñåëåíèÿ, óñëîâèÿì è òÿæåñòè òðóäà, êëèìàòè÷åñêèì çîíàì, ìåñòó ïðîæèâàíèÿ è ò. ä. Ïîòðåáèòåëüñêèé áþäæåò áûâàåò ìèíèìàëüíûì è ðàöèîíàëüíûì. Ïîìèìî ýòîãî, ê îñíîâíûì ñîöèàëüíûì íîðìàòèâàì îòíîñÿòñÿ: ïîñîáèå ïî âðåìåííîé íåòðóäîñïîñîáíîñòè è ìèíèìàëüíàÿ çàðàáîòíàÿ ïëàòà, ïîñîáèå ïî áåçðàáîòèöå, ìèíèìàëüíûå òðóäîâûå è ñîöèàëüíûå ïåíñèè äëÿ ïîæèëûõ è íåòðóäîñïîñîáíûõ ãðàæäàí, èíâàëèäîâ, ñòèïåíäèè ó÷àùèìñÿ, ðåãóëÿðíûå èëè ðàçîâûå öåëåâûå ïîñîáèÿ íàèáîëåå ðàíèìûì â ìàòåðèàëüíîì îòíîøåíèè ãðóïïàì íàñåëåíèÿ (ìíîãîäåòíûì è ìàëîîáåñïå÷åííûì ñåìüÿì, ìàòåðÿì-îäèíî÷êàì è äð.).
Ñîâìåñòíî îíè ñîçäàþò ñèñòåìó ìèíèìàëüíûõ ñîöèàëüíûõ ãàðàíòèé êàê äîëã ãîñóäàðñòâà îáåñïå÷èòü íàñåëåíèþ ìèíèìàëüíûå ðàçìåðû îïëàòû òðóäà è òðóäîâîé ïåíñèè, âîçìîæíîñòü íà ïîëó÷åíèå ïîñîáèé â ðàìêàõ ãîñóäàðñòâåííîãî ñîöèàëüíîãî ñòðàõîâàíèÿ (â òîì ÷èñëå ïî áåçðàáîòèöå, ïî áîëåçíè, ïî áåðåìåííîñòè è ïðè ðîæäåíèè ðåáåíêà, ïî óõîäó çà ðåáåíêîì äî äîñòèæåíèÿ èì âîçðàñòà ïîëóòîðà ëåò, íà ïîãðåáåíèå è äð.), ìèíèìàëüíûé íàáîð îáùåäîñòóïíûõ è áåñïëàòíûõ óñëóã â îáëàñòè îáðàçîâàíèÿ, çäðàâîîõðàíåíèÿ è êóëüòóðû.
Ïðîæèòî÷íûé ìèíèìóì ýòî öåíòð ñîöèàëüíîé ïîëèòèêè, ïðåäñòàâëÿþùèé ñîáîé ñòîèìîñòíóþ îöåíêó ïîòðåáèòåëüñêîé êîðçèíû, à òàêæå îáÿçàòåëüíûå ïëàòåæè è ñáîðû; è ñ íèì äîëæíû óâÿçûâàòüñÿ âñå äðóãèå ñîöèàëüíûå ñòàíäàðòû è ãàðàíòèè.
Èìåþùèåñÿ íîðìàòèâû îòðàæàþò ñîâðåìåííûå íàó÷íûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ïîòðåáíîñòÿõ ëþäåé â ïðîäóêöèè, òîâàðàõ, óñëóãàõ, âåùàõ ëè÷íûõ ïîòðåáíîñòÿõ. Óñëóãè âñåãäà èçìåí÷èâû, ïîýòîìó çàòðóäíÿåòñÿ èõ êîëè÷åñòâåííàÿ îöåíêà. Ëè÷íûå ïîòðåáíîñòè ïîêàçûâàþò îáúåêòèâíóþ íåîáõîäèìîñòü â êîíêðåòíîì íàáîðå è êîëè÷åñòâå ìàòåðèàëüíûõ áëàã è óñëóã è ñîöèàëüíûõ óñëîâèé, â êîòîðûõ íóæäàåòñÿ ÷åëîâåê, êîòîðûå æåëàåò, ñòðåìèòñÿ èìåòü è ïîòðåáëÿòü, èñïîëüçîâàòü. Äàííûå áëàãà è óñëóãè îáåñïå÷èâàþò âñåñòîðîííþþ äåÿòåëüíîñòü îïðåäåëåííîãî ÷åëîâåêà. Ëè÷íûå ïîòðåáíîñòè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà: ôèçèîëîãè÷åñêèå (ôèçè÷åñêèå), èíòåëëåêòóàëüíûå (äóõîâíûå) è ñîöèàëüíûå.
Ôèçèîëîãè÷åñêèå (ôèçè÷åñêèå) ïîòðåáíîñòè ÿâëÿþòñÿ áàçîâûìè, òàê êàê âûðàæàþò ïîòðåáíîñòè ÷åëîâåêà êàê áèîëîãè÷åñêîãî ñóùåñòâà.  èõ ñîñòàâå åñòåñòâåííûìè, ïåðâè÷íûìè, âûñòóïàþò ïîòðåáíîñòè â ïèùå, âîäå, âîçäóõå, îäåæäå, îáóâè, òåïëå, æèëèùå, îòäûõå, ñíå, äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè, à òàêæå äðóãèå ïîòðåáíîñòè îðãàíèçìà, ñâÿçàííûå ñ ïîääåðæàíèåì æèçíè è ïðîäëåíèåì ðîäà. Ýòè ïîòðåáíîñòè ñîñòàâëÿþò ôóíäàìåíò âñåé ïîòðåáíîñòíîé ñôåðû ÷åëîâåêà. Óäîâëåòâîðåíèå äàííûõ ïîòðåáíîñòåé íåîáõîäèìî äëÿ ïîääåðæàíèÿ íîðìàëüíîé æèçíåäåÿòåëüíîñòè.
Äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ âàæíåéøèõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé ÷åëîâåê äîëæåí áûòü îáåñïå÷åí íîðìàëüíûìè óñëîâèÿìè òðóäà è çàðàáîòíîé ïëàòîé, ïîçâîëÿþùåé íà ïðèåìëåìîì óðîâíå óäîâëåòâîðÿòü ïîòðåáíîñòè â åäå, îäåæäå, â æèëüå (äëÿ ðàçíûõ ëþäåé è äëÿ ðàçíûõ ñòðàí èëè äëÿ ðàçíûõ ðåãèîíîâ îäíîé è òîé æå ñòðàíû ýòîò óðîâåíü ìîæåò ñóùåñòâåííî ðàçëè÷àòüñÿ).
Èíòåëëåêòóàëüíûå (äóõîâíûå) ïîòðåáíîñòè çàòðàãèâàþò îáðàçîâàíèå, ïîâûøåíèå êâàëèôèêàöèè, òâîð÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü, ïîðîæäàåìóþ âíóòðåííèì ñîñòîÿíèåì ÷åëîâåêà.
Ñîöèàëüíûå ïîòðåáíîñòè ñîåäèíåíû ñ ôóíêöèîíèðîâàíèåì ÷åëîâåêà â îáùåñòâå ýòî ñîöèàëüíî-ïîëèòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü, ïðèíàäëåæíîñòü ê ãðóïïå, äðóæáà, ñàìîâûðàæåíèå, îáùåíèå ñ ëþäüìè, ëþáîâü, ïðèâÿçàííîñòü, îäîáðåíèå, îáåñïå÷åíèå ñîöèàëüíûõ ïðàâ è ò. ä.
Òàê êàê èíòåëëåêòóàëüíûå è ñîöèàëüíûå íàäîáíîñòè ÿâëÿþòñÿ íå ãëàâíûìè íóæäàìè è óäîâëåòâîðåíèå èõ ïðîèñõîäèò ïîñëå òîãî, êàê ïðîèçîéäåò íåêîòîðûé óðîâåíü óäîâëåòâîðåíèÿ îñíîâíûõ íóæä, òî îíè èìåþò òîëüêî êîñâåííóþ îöåíêó. Îáñòàíîâêà äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ äàííûõ ïîòðåáíîñòåé çàâèñèò îò áþäæåòà âðåìåíè íàñåëåíèÿ. Ïî çíà÷åíèÿì ðàáî÷åãî, íåðàáî÷åãî è ñâîáîäíîãî âðåìåíè ïðîèñõîäèò îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè ðàáî÷åãî âðåìåíè è âîçìîæíîñòè óäîâëåòâîðåíèÿ èíòåëëåêòóàëüíûõ è ñîöèàëüíûõ ïîòðåáíîñòåé ÷åëîâåêà.
Ïîòðåáíîñòè òàêæå ðàçäåëÿþò íà: ðàöèîíàëüíûå (ðàçóìíûå) è èððàöèîíàëüíûå.
Ðàöèîíàëüíûå ïîòðåáíîñòè ýòî ïîòðåáëåíèå òåõ áëàã è óñëóã, êîòîðûå íåîáõîäèìû äëÿ ïîääåðæàíèÿ çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè ÷åëîâåêà è ãàðìîíè÷íîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Òàêîâûìè ÿâëÿþòñÿ îáùåñòâåííî ïîëåçíûå ïîòðåáíîñòè, ïëîõî ïîääàþùèåñÿ êîëè÷åñòâåííîé îöåíêå, îïðåäåëÿåìûå óñëîâíî ñ ïîìîùüþ ðàöèîíàëüíûõ íîðì è íîðìàòèâîâ (êðîìå ðàöèîíàëüíûõ íîðì ïîòðåáëåíèÿ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ, óñòàíàâëèâàåìûõ íà îñíîâå äàííûõ íàóêè î ïèòàíèè).
Èððàöèîíàëüíûå ïîòðåáíîñòè ýòî âðåäíûå ïîòðåáíîñòè, âûõîäÿùèå çà ðàìêè ðàçóìíûõ íîðì, ïðèíèìàþùèå ãèïåðòðîôèðîâàííûå, èíîãäà èçâðàùåííûå ôîðìû, â ÷àñòíîñòè ïî îòíîøåíèþ ê ïèòàíèþ.
Âíåøíåé ôîðìîé îáíàðóæåíèÿ ëè÷íûõ ïîòðåáíîñòåé âûñòóïàåò ñïðîñ íàñåëåíèÿ, îòðàæàþùèé åãî ïëàòåæåñïîñîáíûå âîçìîæíîñòè.
Íàèãëàâíåéøàÿ çàäà÷à ñòàòèñòèêè óðîâíÿ æèçíè îáíàðóæåíèå çàêîíîìåðíîñòåé òðàíñôîðìèðîâàíèÿ áëàãîñîñòîÿíèÿ íàñåëåíèÿ. Äëÿ ýòîãî îñóùåñòâëÿþòñÿ èññëåäîâàíèÿ, êîòîðûå îõâàòûâàþò êàê âñþ ñòðàíó, òàê è åå ðåãèîíû, ñîöèàëüíî-äåìîãðàôè÷åñêèå ãðóïïû íàñåëåíèÿ è ðàçëè÷íûå òèïû äîìàøíèõ õîçÿéñòâ. Ñîîòâåòñòâåííî, ýòî äàñò âîçìîæíîñòü ïðîñëåäèòü îòëè÷èÿ â óðîâíå æèçíè â çàâèñèìîñòè îò ýêîíîìè÷åñêèõ, ïðèðîäíî-êëèìàòè÷åñêèõ, íàöèîíàëüíûõ è äðóãèõ îñîáåííîñòåé, à òàêæå îò äîõîäîâ íàñåëåíèÿ. Ïëîäû èññëåäîâàíèé ìîãóò íîñèòü ëèáî îáùèé õàðàêòåð, ëèáî ÷àñòíûé, îáúåäèíåííûé, íàïðèìåð, ñ îöåíêîé ïîòðåáëåíèÿ íàñåëåíèåì îïðåäåëåííûõ áëàã è îáåñïå÷åííîñòè åãî ðàçëè÷íûìè óñëóãàìè.
Информация о работе Система показателей уровня жизни населения