Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 23:13, реферат
Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.
Повышение уровня жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала
1.Введение
2.Статистическая характеристика уровня жизни населения
2.1.Понятие «уровень жизни населения»
2.2.Социальные нормативы и потребности
2.3.Задачи изучения уровня жизни
2.4. Основные индикаторы уровня жизни
3.Современный уровень жизни населения
3.1.Снижение уровня жизни
3.2.Социальная защищенность и борьба с бедностью
4.Заключение
Список используемой литературы
Ê çàäà÷àì èçó÷åíèÿ óðîâíÿ æèçíè òàêæå îòíîñÿòñÿ:
1) êîìïëåêñíîå ðàññìîòðåíèå ñòðóêòóðû, äèíàìèêè è òåìïîâ èçìåíåíèÿ åãî ïîêàçàòåëåé;
2) äèôôåðåíöèàöèÿ ðàçëè÷íûõ ãðóïï íàñåëåíèÿ ïî äîõîäàì è ïîòðåáëåíèþ è àíàëèç âëèÿíèÿ ðàçëè÷íûõ ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèõ ôàêòîðîâ íà ýòî èçìåíåíèå;
3) îöåíêà ñòåïåíè óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòåé íàñåëåíèÿ â ìàòåðèàëüíûõ áëàãàõ è ðàçëè÷íûõ óñëóãàõ ïî ñðàâíåíèþ ñ ðàöèîíàëüíûìè íîðìàìè èõ ïîòðåáëåíèÿ è ðàçðàáîòêà íà ýòîé îñíîâå îáîáùàþùèõ ïîêàçàòåëåé óðîâíÿ æèçíè
Èñòî÷íèêàìè ñâåäåíèé äëÿ ðåøåíèÿ ïîñòàâëåííûõ çàäà÷ ÿâëÿþòñÿ: òåêóùèé ó÷åò è îò÷åòíîñòü îðãàíèçàöèé, ïðåäïðèÿòèé è ó÷ðåæäåíèé, êîòîðûå îáñëóæèâàþò íàñåëåíèå; äàííûå ñòàòèñòèêè òðóäà, ïåðåïèñåé íàñåëåíèÿ, çàíÿòîñòè íàñåëåíèÿ, òðóäîóñòðîéñòâà è îïëàòû, áþäæåòîâ äîìàøíèõ õîçÿéñòâ, ðàçíîãî ðîäà ëîãè÷åñêèõ è äðóãèõ îáñëåäîâàíèé ñîöèàëüíûõ óñëîâèé æèçíè è äåÿòåëüíîñòè ëþäåé.
Îñîáåííîå ìåñòî â àíàëèçå óðîâíÿ æèçíè íàñåëåíèÿ çàíèìàåò ñòàòèñòèêà áþäæåòîâ äîìàøíèõ õîçÿéñòâ, êîòîðàÿ îñíîâàíà íà äíåâíûõ çàïèñÿõ äîõîäîâ è ðàñõîäîâ 49 òûñ. äîìîõîçÿéñòâ. Äëÿ èçó÷åíèÿ îðãàíàìè ãîñóäàðñòâåííîé ñòàòèñòèêè îáîáùàþòñÿ è èñïîëüçóþòñÿ îöåíêè óðîâíÿ è äèíàìèêè ìàòåðèàëüíîé îáåñïå÷åííîñòè äîìîõîçÿéñòâ ñ ðàçëè÷íûìè äîõîäàìè.  îáùåì çäåñü îïðåäåëÿåòñÿ ïðèáëèçèòåëüíî 3 òûñ. ïîêàçàòåëåé, â ÷èñëî êîòîðûõ âõîäÿò è õàðàêòåðèçóþùèå: ñîñòàâ äîìîõîçÿéñòâà ïî âîçðàñòó, ïîëó, âèäó äåÿòåëüíîñòè; äîõîäû äîìîõîçÿéñòâà ïî èñòî÷íèêàì çà÷èñëåíèÿ; çàòðàòû íà íåêîòîðûå âèäû óñëóã; ïðèîáðåòåíèå è ïîòðåáëåíèå ïðîäîâîëüñòâåííûõ è íåïðîäîâîëüñòâåííûõ òîâàðîâ; ëè÷íîå ïîäñîáíîå õîçÿéñòâî; æèëèùíûå óñëîâèÿ è äð.
Îïðåäåëÿåòñÿ èíôîðìàöèÿ â òåððèòîðèàëüíîì è ôåäåðàëüíîì ðàçäåëåíèÿõ: ïî íåêîòîðûì êàòåãîðèÿì èçó÷àåìûõ õîçÿéñòâ; ïî âåëè÷èíå äîìîõîçÿéñòâà, ïî âåëè÷èíå ñðåäíåäóøåâîãî ñîâîêóïíîãî äîõîäà; ñóùåñòâîâàíèþ äåòåé è ò. ï. Áëàãîäàðÿ ýòèì äàííûì ìîæíî îïðåäåëèòü äîõîäû íàñåëåíèÿ, ñîñòàâ åãî äåíåæíûõ äîõîäîâ è ðàñõîäîâ, ïîòðåáëåíèå ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ, íåïðîäîâîëüñòâåííûõ òîâàðîâ è óñëóã, ýëàñòè÷íîñòü ïîòðåáëåíèÿ, ïîêàçàòåëè äèôôåðåíöèàöèè äîõîäîâ è ðàñõîäîâ è ò. ä.
Âîçíèêàåò ðÿä ïðîáëåì, ñâÿçàííûõ ñ óëó÷øåíèåì áþäæåòíûõ îáñëåäîâàíèé. Ãëàâíûì îáðàçîì ðå÷ü èäåò îá óëó÷øåíèè âûáîðêè äîìîõîçÿéñòâ, îò êîòîðîé çàâèñèò ïðåäñòàâèòåëüíîñòü âûáîðêè (ðåïðåçåíòàòèâíîñòü) äàííûõ, âûáîðêó íåîáõîäèìî ïðåäñòàâèòü è õîçÿéñòâàìè, îðèåíòèðîâàííûìè íà ïðåäïðèíèìàòåëüñêèé äîõîä, è äîìîõîçÿéñòâàìè ñòóäåíòîâ, èíâàëèäîâ, äîìàøíèìè õîçÿéñòâàìè ñ ãëàâîé ñåìüè áåçðàáîòíûì.
Ñóùåñòâåííî òî, ÷òîáû â íåé áûëè ïðåäñòàâëåíû äîìîõîçÿéñòâà âñåõ ñôåð äåÿòåëüíîñòè, âêëþ÷àÿ òîðãîâëþ, íàóêó, êóëüòóðó, èñêóññòâî, ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå âñåõ óðîâíåé, îáîðîíó, çàùèòó áåçîïàñíîñòè è îõðàíó îáùåñòâåííîãî ïîðÿäêà.
Íåîáõîäèìà è ïëàíîâàÿ ðîòàöèÿ (ïîî÷åðåäíàÿ çàìåíà ðóêîâîäèòåëåé ñ öåëüþ îáíîâëåíèÿ óïðàâëåí÷åñêîãî çâåíà è ñîçäàíèÿ âîçìîæíîñòåé ðîñòà äëÿ äðóãèõ ÷ëåíîâ) íàáëþäàåìûõ äîìàøíèõ õîçÿéñòâ, ÷òî ïîçâîëÿåò èñêëþ÷èòü äëèòåëüíîå ïðåáûâàíèå â îáñëåäîâàíèè ïîñòîÿííîãî èõ êðóãà è òåì ñàìûì îáåñïå÷èòü áîëüøóþ àäåêâàòíîñòü ñîöèàëüíî-äåìîãðàôè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèê äîìîõîçÿéñòâ àíàëîãè÷íûì ïîêàçàòåëÿì ïî íàñåëåíèþ â öåëîì.
Ðåàëüíûå äîõîäû íàñåëåíèÿ (Äð) îïðåäåëÿþòñÿ ïóòåì äåëåíèÿ îáùåé ñóììû äåíåæíûõ äîõîäîâ (Ää) íà èíäåêñ ïîòðåáèòåëüñêèõ öåí (I).
Äð=
Ïðè ýòîì ðàçëè÷àþòñÿ ðåàëüíûå äîõîäû íàñåëåíèÿ áåç ó÷åòà è ñ ó÷åòîì óñëóã. Ïåðâàÿ ðàçíîâèäíîñòü ýòèõ äîõîäîâ ÷àñòü ÂÂÏ, èñïîëüçóåìàÿ íàñåëåíèåì äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ ìàòåðèàëüíûì è êóëüòóðíûõ ïîòðåáíîñòåé; âòîðàÿ ÷àñòü ÂÂÏ, èñïîëüçóåìàÿ íàñåëåíèåì íà ïîòðåáëåíèå è íàêîïëåíèå ìàòåðèàëüíûõ áëàã è óñëóã.
Äëÿ õàðàêòåðèñòèêè ðîñòà (ñíèæåíèÿ) ðåàëüíûõ äîõîäîâ èõ èíäåêñû èñ÷èñëÿþòñÿ äëÿ âñåãî íàñåëåíèÿ, à òàêæå â ðàçðåçå ñîöèàëüíûõ ãðóïï è ñóáúåêòîâ ÐÔ. Äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ñîïîñòàâèìîñòè ïðè èñ÷èñëåíèè èíäåêñîâ ðåàëüíûõ äîõîäîâ ó÷èòûâàåòñÿ èçìåíåíèÿ öåí çà ñðàâíèìûé ïåðèîä (èíäåêñ ïîòðåáèòåëüñêèõ öåí).
Ðåàëüíàÿ çàðàáîòíàÿ ïëàòà ðàáîòíèêîâ (ÇÏð) ñîñòàâíàÿ ÷àñòü ðåàëüíûõ äîõîäîâ (ñ ó÷åòîì óñëóã). Îíà îïðåäåëÿåòñÿ ïóòåì äåëåíèÿ íîìèíàëüíîé (íà÷èñëåííîé) çàðàáîòíîé ïëàòû (ÇÏí) íà èíäåêñ ïîòðåáèòåëüñêèõ öåí íà òîâàðû è óñëóãè (I):
 ïîëèòèêå äîõîäîâ è çàðàáîòíîé ïëàòû âàæíîå ìåñòî çàíèìàþò òàêæå èíäèêàòîðû, õàðàêòåðèçóþùèå èõ äèôôåðåíöèàöèþ. Ïîñëåäíÿÿ ïîçâîëÿåò îöåíèòü ïðîèñõîäÿùèå ñîöèàëüíûå èçìåíåíèÿ, óðîâåíü ñîöèàëüíîé íàïðÿæåííîñòè â îáùåñòâå è îïðåäåëèòü õàðàêòåð ïîëèòèêè, êîòîðîé ñëåäóåò ïðèäåðæèâàòüñÿ ïðàâèòåëüñòâó äàííîé ñòðàíû.
Èíäèêàòîðàìè äèôôåðåíöèàöèè äîõîäîâ è çàðàáîòíîé ïëàòû ÿâëÿþòñÿ:
Ê ÷èñëó íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ èíäèêàòîðîâ äèôôåðåíöèàöèè äîõîäîâ îòíîñÿòñÿ òàêæå êîýôôèöèåíò êîíöåíòðàöèè äîõîäîâ (èíäåêñ Äæèíè) è êðèâàÿ Ëîðåíöà (ñì. ðèñ1), ïîçâîëÿþùèå ñóäèòü î ñòåïåíè óäàëåíèÿ îò ñîñòîÿíèÿ ðàâåíñòâà â ðàñïðåäåëåíèè äîõîäîâ. Ðàñ÷åò èíäåêñà Äæèíè ñâÿçàí ñ êðèâîé Ëîðåíöà.
Ïðÿìàÿ ÎÀ íàçûâàåòñÿ ëèíèåé àáñîëþòíîãî ðàâåíñòâà ðàñïðåäåëåíèÿ äîõîäîâ: îíà îòðàæàåò ñèòóàöèþ, êîãäà 20% ëþäåé èìåþò 20% äîõîäîâ, 40% ëþäåé 40% äîõîäîâ, è ò.ä.; êðèâàÿ  ïîêàçûâàåò äîëåâîå ðàñïðåäåëåíèå äîõîäîâ ïî ãðóïïàì ñåìåé â äåéñòâèòåëüíîñòè. Óñèëåíèå íåðàâåíñòâà â ðàñïðåäåëåíèè äîõîäîâ âûðàæàåòñÿ èçìåíåíèåì êîíôèãóðàöèè êðèâîé Ëîðåíöà â ñòîðîíó óâåëè÷åíèÿ åå âîãíóòîñòè ïî îòíîøåíèþ ê ëèíèè àáñîëþòíîãî ðàâåíñòâà.
Ðèñ.1
Êîýôôèöèåíò êîíöåíòðàöèè äîõîäîâ (èíäåêñ Äæèíè) ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âåëè÷èíó îòêëîíåíèÿ ôàêòè÷åñêîãî ðàñïðåäåëåíèÿ äîõîäîâ íàñåëåíèÿ îò ëèíèè èõ ðàâíîìåðíîãî ðàñïðåäåëåíèÿ. Îí îïðåäåëÿåòñÿ îòíîøåíèåì ïëîùàäè ôèãóðû, îáðàçîâàííîé êðèâîé Ëîðåíöà è ëèíèåé àáñîëþòíîãî ðàâåíñòâà, ê ïëîùàäè âñåãî òðåóãîëüíèêà ÎÀÑ. Âåëè÷èíà êîýôôèöèåíòà ìîæåò âàðüèðîâàòü îò 0 äî 1 èëè îò 0 äî 100%, ïðè ýòîì, ÷åì âûøå çíà÷åíèå ïîêàçàòåëÿ, òåì áîëåå íåðàâíîìåðíî ðàñïðåäåëåíû äîõîäû â îáùåñòâå.
Äëÿ îïðåäåëåíèÿ îáùåãî íàïðàâëåíèÿ èçìåíåíèé â ðàñïðåäåëåíèè äîõîäîâ èñïîëüçóåòñÿ êîýôôèöèåíò íàïðàâëåííîñòè ïðîöåññà ñòðàòèôèêàöèè íàñåëåíèÿ ñîîòíîøåíèå ÷èñëåííîñòè íàñåëåíèÿ ñ äîõîäàìè íèæå ïðîæèòî÷íîãî ìèíèìóìà è âûøå áþäæåòà âûñîêîãî äîñòàòêà â ðàñ÷åòå íà 1 òûñ. ÷åëîâåê. Äèíàìèêà êîýôôèöèåíòà ñòðàòèôèêàöèè õàðàêòåðèçóåò íàðàñòàíèå èëè ñíèæåíèå ïîëÿðèçàöèè îáùåñòâà.
 Ðîññèè íà äîëþ 20% íàèìåíåå îáåñïå÷åííûõ ãðàæäàí ïðèõîäèòñÿ 6,2% äîõîäîâ, à íà äîëþ 20% íàèáîëåå îáåñïå÷åííûõ 47,4%. Àíàëîãè÷íî ðàñïðåäåëÿþòñÿ äîõîäû, íàïðèìåð, â Âåëèêîáðèòàíèè, Ýñòîíèè, Êèðãèçèè. Áîëåå íèçêîå ñîîòíîøåíèå äîëè äîõîäîâ 20% íàèìåíåå è íàèáîëåå îáåñïå÷åííûõ ãðàæäàí õàðàêòåðíî äëÿ Ñëîâàêèè 12% ê 31%, ×åõèè 10% ê 37%, Âåíãðèè 9% ê 37%.  ðÿäå ðàçâèâàþùèõñÿ ñòðàí ýòî ñîîòíîøåíèå íàìíîãî ìåíüøå: â ÞÀÐ 3% ê 63%, ×èëè 3% ê 61%, â Ìåêñèêå 4% ê 58%.
Êîýôôèöèåíò Äæèíè â Ðîññèè ñîñòàâëÿåò 38%, ÷òî íèæå, ÷åì â ÞÀÐ (58%), ×èëè (56%) è Ìåêñèêå (54%), íî âûøå, ÷åì â Ñëîâàêèè (19%), Äàíèè (24%), Øâåöèè (25%), ×åõèè (26%), Ïîëüøå (27%).
Ê ÷àñòíûì èíäèêàòîðàì óðîâíÿ æèçíè îòíîñÿòñÿ ïîêàçàòåëè ïîòðåáëåíèÿ îòäåëüíûõ òîâàðîâ è óñëóã (íà äóøó íàñåëåíèÿ, íà ñåìüþ, ïî ñîöèàëüíûì ãðóïïàì, ðåãèîíàì), îáåñïå÷åííîñòè òîâàðàìè äëèòåëüíîãî ïîëüçîâàíèÿ, æèëüåì, êîììóíàëüíî-áûòîâûìè óäîáñòâàìè. Ñðåäè íèõ âûäåëÿþò íàòóðàëüíûå è ñòîèìîñòíûå èíäèêàòîðû.
Íàòóðàëüíûå èíäèêàòîðû íåïîñðåäñòâåííî õàðàêòåðèçóþò óðîâåíü ïîòðåáëåíèÿ, îáåñïå÷åííîñòü òåìè èëè èíûìè áëàãàìè. Äëÿ ïðåäñòàâëåíèÿ îá óðîâíå óäîâëåòâîðåíèÿ êîíêðåòíîé ïîòðåáíîñòè ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ íåñêîëüêî ïîêàçàòåëåé. Íàïðèìåð, ÷òîáû îõàðàêòåðèçîâàòü óðîâåíü óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòåé â ïðîäóêòàõ ïèòàíèÿ, íåîáõîäèìû äàííûå î êîëè÷åñòâå ïîòðåáëÿåìûõ ÷åëîâåêîì ïðîäóêòîâ è èõ êàëîðèéíîñòè â ñîïîñòàâëåíèè ñ íàó÷íî îáîñíîâàííûìè íîðìàìè. Ïðè ýòîì ïîòðåáëåíèå îñíîâíûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ íà äóøó íàñåëåíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ ñ ó÷åòîì êàê ïðîèçâåäåííûõ â ñòðàíå, òàê è èìïîðòèðîâàííûõ ïðîäóêòîâ, íåçàâèñèìî îò ñïîñîáà ïðîäàæè èõ íàñåëåíèþ è îò âèäà ïîòðåáëåíèÿ.
Óðîâåíü óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòåé â óñëóãàõ øêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ ñ ïîìîùüþ äàííûõ î äîëå äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà, ïîñåùàþùèõ øêîëû, ÷èñëåííîñòè ó÷àùèõñÿ â ïëàòíûõ è áåñïëàòíûõ øêîëàõ, à òàêæå îáó÷àþùèõñÿ çà ãðàíèöåé. Êðîìå òîãî, âàæíî ó÷èòûâàòü òåõíè÷åñêîå ñîñòîÿíèå è áëàãîóñòðîéñòâî ó÷åáíûõ çàâåäåíèé, óðîâåíü îáðàçîâàíèÿ ïðåïîäàâàòåëüñêîãî ñîñòàâà.
Ñòîèìîñòíûå èíäèêàòîðû, îòðàæàÿ çàòðàòû íà óäîâëåòâîðåíèå êîíêðåòíûõ ïîòðåáíîñòåé è èõ äèíàìèêó, ãðóïïèðóþòñÿ ïî âèäàì ïîòðåáíîñòåé, - íàïðèìåð, çàòðàòû íà ïèòàíèå, íà îïëàòó æèëüÿ, êîììóíàëüíûõ óñëóã, íà îäåæäó, ïðåäìåòû äëèòåëüíîãî ïîëüçîâàíèÿ, îòäûõ, óäîâëåòâîðåíèå êóëüòóðíûõ ïîòðåáíîñòåé, è ò.ä.
Îáùåå ïîòðåáëåíèå ìàòåðèàëüíûõ áëàã è óñëóã â ñòîèìîñòíîì âèäå âêëþ÷àåò âñå ðàñõîäû íà ïðèîáðåòåíèå òîâàðîâ è óñëóã è äåíåæíóþ îöåíêó ïîòðåáëåííûõ áëàã ñîáñòâåííîãî ïðîèçâîäñòâà (íàïðèìåð, ïðîäóêöèè ëè÷íîãî ïîäñîáíîãî õîçÿéñòâà). Ðàñ÷åò ýòîãî ïîêàçàòåëÿ ïîçâîëÿåò ðàññìàòðèâàòü óðîâåíü è ñòðóêòóðó ïîòðåáëåíèÿ âî âçàèìîñâÿçè ñ ñîâîêóïíûìè äîõîäàìè íàñåëåíèÿ è äàåò äîñòàòî÷íî ïîëíóþ õàðàêòåðèñòèêó óäîâëåòâîðåíèÿ åãî ëè÷íûõ ïîòðåáíîñòåé.
3.Ñîâðåìåííûé óðîâåíü æèçíè íàñåëåíèÿ.
3.1.Ñíèæåíèå óðîâíÿ æèçíè.
Îíî ïðîèñõîäèëî â òå÷åíèå âñåãî ïåðèîäà ïîñòñîâåòñêèõ ðûíî÷íûõ ðåôîðì. Èíäåêñ ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî ïîòåíöèàëà ñíèçèëñÿ ñ 0,848 â 1992ã. äî 0,78 â 1996ã.; ïî ýòîìó ïîêàçàòåëþ Ðîññèÿ áûëà îòáðîøåíà â ÷èñëî ðàçâèâàþùèõñÿ ñòðàí.
Çà ãîäû ðåôîðì áûëè ðàçðóøåíû ìíîãèå îòðàñëè ñîöèàëüíîé ñôåðû, ñîêðàòèëàñü äîëÿ ðàñõîäîâ íàñåëåíèÿ íà ïëàòíûå óñëóãè. Ñíèçèëîñü êà÷åñòâî ìåäèöèíñêîãî îáñëóæèâàíèÿ è îáðàçîâàíèÿ, ëå÷åíèå è îòäûõ ñòàëè íåäîñòóïíûìè äëÿ çíà÷èòåëüíîé ÷àñòè íàñåëåíèÿ.
Îáùåå ñíèæåíèå óðîâíÿ æèçíè â ñòðàíå âûðàçèëîñü â ñóùåñòâîâàíèè çíà÷èòåëüíîãî ñëîÿ ãðàæäàí, ÷üè ðåàëüíûå äîõîäû íå äîñòèãàþò ïðîæèòî÷íîãî ìèíèìóìà. Óñèëèëèñü òàêæå ìåæîòðàñëåâûå è ìåæðåãèîíàëüíûå ðàçëè÷èÿ â äîõîäàõ è çàðàáîòíîé ïëàòå.  îñîáåííî òÿæåëîì ïîëîæåíèè îòðàñëè ñîöèàëüíîé ñôåðû (îáðàçîâàíèå, çäðàâîîõðàíåíèå, êóëüòóðà, íàóêà), ñåëüñêîå è ëåñíîå õîçÿéñòâî, ëåãêàÿ ïðîìûøëåííîñòü è ìàøèíîñòðîåíèå, â êîòîðûõ óñòàíîâèëàñü ñàìàÿ íèçêàÿ çàðàáîòíàÿ ïëàòà. Çàòî çíà÷èòåëüíî ïðåâûøàåò ñðåäíèé óðîâåíü çàðàáîòíàÿ ïëàòà â ãàçîâîé, íåôòåäîáûâàþùåé è íåôòåïåðåðàáàòûâàþùåé ïðîìûøëåííîñòè, â öâåòíîé ìåòàëëóðãèè.
Ìåæðåãèîíàëüíàÿ äèôôåðåíöèàöèÿ â äîõîäàõ è çàðàáîòíîé ïëàòå âî ìíîãîì ñâÿçàíà ñ áåçðàáîòèöåé. Òàê, íèæå ñðåäíåãî óðîâíÿ ïî ñòðàíå áåçðàáîòèöà â Ìîñêâå, Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå, Òþìåíñêîé îáëàñòè; â ßìàëî-Íåíåöêîì è Õàíòû-Ìàíñèéñêîì àâòîíîìíûõ îêðóãàõ îíà íàõîäèòñÿ ïðèìåðíî íà ñðåäíåì óðîâíå. Íàïðîòèâ, â äåïðåññèâíûõ ðåãèîíàõ óðîâåíü áåçðàáîòèöû çíà÷èòåëüíî ïðåâûøàåò ñðåäíèé: â ðåñïóáëèêàõ Èíãóøåòèÿ ïî÷òè â 5 ðàç, Äàãåñòàí ïî÷òè â 2 ðàçà, â ðåñïóáëèêå Òûâà, Êîìè-Ïåðìÿöêîì àâòîíîìíîì îêðóãå è ×èòèíñêîé îáëàñòè â 1,5 ðàçà.
Òåñíàÿ ñâÿçü äèôôåðåíöèàöèè äîõîäîâ è áåçðàáîòèöû ñâèäåòåëüñòâóåò î òîì, ÷òî â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ ïîâûøåíèå çàíÿòîñòè íàñåëåíèÿ ïðèîáðåòàåò âàæíåéøåå çíà÷åíèå â ïîëèòèêå äîõîäîâ è çàðàáîòíîé ïëàòû.
3.2.Ñîöèàëüíàÿ çàùèùåííîñòü è áîðüáà ñ áåäíîñòüþ.
Ñèñòåìà ñîöèàëüíîé çàùèùåííîñòè íàñåëåíèÿ âêëþ÷àåò â ñåáÿ îáÿçàòåëüíîå ìåäèöèíñêîå ñòðàõîâàíèå, ïåíñèîííîå îáåñïå÷åíèå, ñîöèàëüíîå ñòðàõîâàíèå, ìèíèìàëüíûå ñîöèàëüíûå ãàðàíòèè, âûïëàòó ïîñîáèé (ïî íåòðóäîñïîñîáíîñòè, áåçðàáîòèöå, ìàëîîáåñïå÷åííûì è ìíîãîäåòíûì ñåìüÿì, â ñâÿçè ñ ðîæäåíèåì ðåáåíêà, èíâàëèäàì, áåæåíöàì, äåòÿì, îñòàâøèìñÿ áåç ïîïå÷åíèÿ ðîäèòåëåé), äîòàöèè è ëüãîòû ìàëîîáåñïå÷åííûì ñëîÿì íàñåëåíèÿ.
Âàæíóþ ðîëü â ïðîãðàììàõ ïîâûøåíèÿ óðîâíÿ æèçíè íàñåëåíèÿ èãðàþò óëó÷øåíèå æèëèùíûõ óñëîâèé, ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå ðûíêà æèëüÿ. Ïðè íûíåøíåì óðîâíå äîõîäîâ ïîäàâëÿþùåìó áîëüøèíñòâó íàñåëåíèÿ óëó÷øåíèå æèëèùíûõ óñëîâèé çà ñ÷åò ñîáñòâåííûõ ñðåäñòâ ïîêà íåäîñòóïíî. Ïîýòîìó íåîáõîäèìî ñîõðàíèòü ãîñóäàðñòâåííóþ ñèñòåìó îáåñïå÷åíèÿ æèëüåì ñàìûõ áåäíûõ è èìåþùèõ ïëîõèå æèëèùíûå óñëîâèÿ ñåìåé, îäíîâðåìåííî ïðàêòèêóÿ íàåì ãîñóäàðñòâåííîãî æèëüÿ, ðàñøèðÿÿ ïðîäàæó æèëüÿ â êðåäèò, ðàçâèâàÿ èïîòåêó.
Информация о работе Система показателей уровня жизни населения