Современная оценка деятельности НКО в условиях адаптации МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:33, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Негосударственные некоммерческие организации занимают в настоящее время все более важное место в общественной жизни на всех уровнях и во всех регионах нашей страны: предоставляют социальные услуги, содействуют развитию культуры, науки, образования, занимаются благотворительностью, а также осуществляют другую общественно полезную деятельность. Велик вклад негосударственных некоммерческих организаций в становление и развитие бухгалтерской и аудиторской профессии. Многие образовательные, управленческие и информационные технологии, современные методы социальной работы были впервые внедрены негосударственными некоммерческими организациями, а затем стали частью государственной и муниципальной политики. Таким образом, некоммерческие организации одновременно являются и продуктом и производителем социальных процессов. Развиваясь вследствие перемен в обществе, они, в свою очередь, влияют на его дальнейшее преобразование.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-экономические и правовые аспекты деятельности неком мерческих организаций 12
1.1. Этапы формирования некоммерческого сектора, его бухгалтерского учета и отчетности 12
1.2. Понятие, сущность, цели и классификация российских некоммерческих организаций 23
1.3. Регулирование деятельности некоммерческих организаций в России 42
Глава 2. Состав показателей и содержание форм бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций 54
2.1. Формирование учетной политики некоммерческих организаций 54
2.2. Совершенствование современных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций 60
2.3. Анализ состава показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций 76
Глава 3. МСФО-ориентированная бухгалтерская (финансовая) отчетность не коммерческих организаций 98
3.1. Анализ международной практики составления финансовой отчетности 98
3.2. Обоснование значения и подходов к формированию МСФО-ориентированной бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций 107
3.3. Разработка методики формирования отдельных показателей МСФО-ориентированной бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерче-ских организаций 128
Заключение 138
Список использованной литературы 151

Вложенные файлы: 1 файл

нко.docx

— 39.84 Кб (Скачать файл)

Несмотря» на то, что ННКО при разработке рабочего плана счетов используют не бюджетный план счетов, как государственные некоммерческие организации, финансируемые из бюджета, а план счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000г., способы применения счетов бухгалтерского учета в отношении некоммерческих организаций- имеют свою специфику. Специалистам бухгалтерских служб НКО часто приходится делать в журнале хозяйственных операций бухгалтерские проводки, не предусмотренные планом счетов, и аргументировать свое профессиональное суждение. Поскольку некоторые проводки отсутствуют в плане счетов, они должны быть отражены в учетной политике НКО. Лишь в этом случае они приобретают юридическую силу. Термин «профессиональное суждение» не так давно вошел в лексикон российскогобухгалтера. Связано это с тем, что в России появилась принципиально новая система нормативного регулирования. До недавнего времени в Российской Федерации осуществлялся «учет по правилам», при котором от бухгалтера требовалось знание и четкое исполнение инструкций и указаний, разрабатываемых на государственном уровне. При этом бухгалтер рассматривался как исполнитель, владеющий техникой ведения бухгалтерского учета, -бухгалтер-учетчик (book-keeper). В настоящее время «учет по правилам» вытесняется «учетом по принципам». Фундаментальным отличием данного подхода к регулированию бухгалтерского учета является то, что принятие решений о том, как отразить тот или иной факт хозяйственной жизни организации, возложено на бухгалтера. Он выступает уже в качестве бухгалтера-аналитика (accountant), обладающего знаниями и опытом не только в области бухгалтерского учета, но и в смежных областях. Такой подход предполагает, прежде всего, описание общих подходов и принципов к формированию финансовой отчетности, и лишь.затем регулирование учета отдельных объектов и операций. Основное внимание уделяется при этом не ведению бухгалтерского учета, а формированию финансовой отчетности, полезной для принятия экономических решений пользователями. Ключевой составляющей «учета по принципам» является профессиональное суждение бухгалтера [76,с.54-55].

Профессиональное суждение в западной практике является важнейшим элементом культуры бухгалтерской профессии, однако в системе документов МСФОf определения термина «профессиональное суждение» не приводится. По мнению Н.ВЇ Генераловой, это не является случайным упущением, поскольку применение профессионального суждения - это скорее подход к ведению учета и, главным образом, формированию финансовой отчетности, а не единовременная процедура, которая поддается жесткой регламентации [76,с.55]. Понимание и соответственно определение профессионального суждения должно вырабатываться профессиональным сообществом. По мнению Я.В. Соколова,.под профессиональным суждением следует понимать добросовестно высказанное профессиональным бухгалтером мнение о хозяйственной ситуации, полезное как для ее: описания, так и для принятия действенных управленческих решений [135,с.46]: Однако профессиональный; взгляд и профессионализм бухгалтера: сами по себе не являются безусловной: гарантией: вынесения объективного профессионального суждения [127,с.142].

По мнению ЯіВ. Соколова, для того чтобы отступить от нормативных требований или решить проблему, когда этих требований вообще нет, бухгалтеру надо руководствоваться общими принципами; которые приведены в ПБУ Г/98; поскольку это и есть., важный нормативный документ,, который, парадоксальным; образом?делает бухгалтера свободным [135,с.46]1 Целесообразность профессионального суждения на основе принципов:Сформирования;учетных и отчетных показателей НКО можно проиллюстрировать на, примере основных принципов: временной определенности и;осмотрительности [6І,С.32]і

На г практике: бухгалтер НКО зачастую отражает наличие целевого: финансирования после фактического поступления средств на счета учета денежных средств, в кассу организации или иных активов.

В то же время Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций; утвержденной Приказом Минфина России от 31.10:2000і г. №94н (далее - Инструкция; по применению Плана счетов).рекомендуется кредитование счета 86 «Целевое финансирование» в; корреспонденции со счетом 76 «Расчеты; с разными дебиторами и кредиторами», исходя изшринципа начисления [59]:

Анализ международной практики составления финансовой отчетности


Каждая страна имеет свою историю, культурные ценности, политическую систему, традиции. То же самое можно сказать и о бухгалтерском учете: принципы бухгалтерского учета в одной стране значительно отличаются от построения учета в другой. Все эти отличия обусловлены как разнообразием существующих форм организации хозяйственной деятельности, так и влиянием внешних факторов. В каждой стране сформировались свои подходы к составлению форм отчетности и перечня показателей, включенных в них, способов контроля деятельности фирм [134,с.46]. Финансовая отчетность готовится в интересах пользователей этой информации, и, в зависимости от того, какая группа пользователей занимает доминирующую позицию, определяется ее состав и объем. В процессе исторического развития общества возникали и постоянно совершенствовались национальные системы бухгалтерского учета. В конце 60-х в мире сформировалось и использовалось более ста моделей. Большей частью в экономической и учетной литературе учетные модели классифицируют по субъективно-географическому признаку [134,с.71]:

- англо-американская система  функционирует в условиях развитого  финансового и акционерного рынков, ориентирована на интересы мелких  и средних акционеров-инвесторов. Методология бухгалтерского учета  определяется независимым профессиональным  сообществом;

- континентальная система  ориентирована на банки, как основных  крупных акционеров и инвесторов, и государственное налоговое  регулирование. Она имеет регламентированную  основу, но в альтернативных вариантах  оценки;

- южно-американская система  ориентирована исключительно на  налоговые правила; предполагает  перманентные корректировки данных  отчетности на показатели инфляции [108,с.6-7].

С развитием международной торговли, появлением многонациональных компаний и глобализацией рынка капитала, возникла потребность в гармонизации финансовой отчетности компаний разных стран. Поэтому возникла необходимость в том, чтобы все компании, независимо от национальной принадлежности, одинаково-формировали и раскрывали: текущее финансовое состояние (баланс); финансовые результаты (отчет о прибылях и убытках); динамику финансового состояния (отчет о движении денежных средств и капитала). Такая стандартизация оказывает содействие повышению эффективности мирового рынка, снижению расходов на финансирование деятельности компаний на внешних рынках, упрощению процесса.размещения акций и» выпуска долговых обязательств. В каждой стране сформирована своя собственная система .учета, но эти национальные системы ориентированы на определенные общие принципы. Разработка общих принципов- учета и отчетности связана, прежде всего, с глобализацией экономических процессов и информационных технологий, а также с развитием всемирного рынка инвестиций [134,с.250].

Таким образом, для удовлетворения информационных потребностей пользователей необходимо, чтобы финансовая отчетность была «понятной». Одним из путей достижения этой цели является унификация бухгалтерских стандартов и финансовой отчетности, т.е. установление единых (унифицированных) правил формирования бухгалтерской отчетности [75,с.5].

Устранение противоречий между национальными системами учета и отчетности осуществляется по двум изначально независимым направлениям:

- европейская гармонизация;

- международная стандартизация  учета и отчетности. ,

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета с начала 60-х годов реализовывалась в рамках Европейского экономического сообщества, а позже - Евросоюза (далее - ЕС). Суть ее заключалась в том, что в каждой стра 100 не может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах - членах сообщества, т. е. находились в относительной "гармонии" друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961г.

В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета. Согласование общих принципов учета в ЕС осуществлялось на основе директив, издаваемых Европейской комиссией. Директивы обязательны для всех государств - членов ЕС, однако формы и методы их исполнения оставлены, на усмотрение стран - участниц. Четвертая директива Совета-ЕС содержит предписания относительно построения и содержания годового отчета, оценки финансового положения компании - обществ, предполагающих участие в капитале третьих лиц, применяемых методах оценки и публикации отчетов в открытой печати. В обязательном порядке должны соблюдаться схемы построения баланса и отчета о прибылях и убытках. Установлен минимальный набор приложений к отчетам [87,с.309]. В директиве приводятся. два варианта структуры баланса. Принимается во внимание размер компании: крупные составляют баланс по полной схеме, а малые могут использовать только укрупненные статьи, отмеченные в директиве римскими цифрами. Особенностью 4-й директивы, по сравнению с МСФО и российскими стандартами являлось разнообразие предлагаемых форм отчета о прибылях и убытках. Директива предлагает четыре варианта построения отчета. Седьмая директива ЕС, принятая в 1983 году, продолжала и развивала положения 4-ой Директивы в отношении консолидированной отчетности транснациональных корпораций.

 


Информация о работе Современная оценка деятельности НКО в условиях адаптации МСФО