Современное состояние учета расчетов по налогам и сборам и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить порядок налогообложения сельскохозяйственных предприятий, рассмотреть организацию учета и контроля расчетов по налогам и сборам в действующем предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
1. Система налогообложения в организациях агропромышленного комплекса..5
1.1. Сущность налогов и их виды. Этапы становления и развития налогообложения……………………………………………………………………5
1.2. Элементы налога и терминология……………………………………………11
1.3. Нормативно-правовое регулирование налогообложения………………….15
1.4. Обзор литературных источников по теме исследования…………………...16
1.5. Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие методических аспектов учета налогообложения в учетной политике исследуемой организации………………………………………………………….18
2. Организация налогообложения на предприятии ЧУП «Смолевичи-Сузон»...20
2.1. Виды, порядок расчета и уплаты платежей в бюджет………………………20
2.2. Контроль за соблюдением правильности ведения учета расчетов по налогам и сборам. Меры ответственности за несоблюдением налогового законодательства…………………………………………………………………...30
3. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом……………………………………..35
3.1. Организация синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам…………………………………………………………………………..…35
3.2. Автоматизация учета расчетов по налогам и сборам и пути его усовершенствования………………………………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованных источников……………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Желток курсач.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

- акцизы, которые в настоящее время делятся на индивидуальные (обложение по строго определенной группе товаров - по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (обложение по всем товарам). Универсальные косвенные налоги часто называют налогами с оборота; они делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

- государственные фискальные монополии, которые делятся на полные и частичные, представляющие полную или частичную монополию государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

- таможенные пошлины, которыми облагаются все товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

По целевой направленности введения налогов различают:

- общие налоги (абстрактные), предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом. Они обезличиваются и поступают в единую кассу государств.

- специальные (целевые) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).

В зависимости от субъекта-налогоплательщика  выделяют:

- налоги, взимаемые с физических лиц;

- налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций);

- смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица.

По уровню бюджета, в  который зачисляется налоговый  платеж, различают:

- закрепленные налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета;        

- регулирующие налоги, которые используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год [6, с.34-35].

По порядку введения налоги могут быть:

-  общеобязательными, взимаемыми на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

-  факультативными, предусмотренными основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления.

В зависимости от характера  ставок налоги можно подразделить на:

- пропорциональные, если их ставки неизменны и не зависят от величины дохода или масштаба объектов налогообложения (например, налоги на доходы, прибыль, имущество);

- прогрессивные, ставки которых повышаются по мере возрастания величины объекта налогообложения;

- регрессивные, ставки которых уменьшаются по мере увеличения размера объекта налогообложения.

По источникам средств  для уплаты различают налоги, относимые  на:

- себестоимость продукции - земельный налог, экологический налог, налог на недвижимость;

- финансовые результаты – налог на прибыль.

По срокам уплаты налоги делятся на:

- срочные;

- периодично-календарные, которые в свою очередь подразделяются на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые. [6, с. 35-37].

Предпосылкой для возникновения  налогов стало формирование государства  и товарное производство с рыночными  отношениями. Налоги являются мощным инструментом поддержания дееспособности государства  и воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала, протекционизма национальной экономики, регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества.

Налогообложение старо  как мир. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или побором [8, с. 5]. В Древнем Риме налоговая система была во многом схожа с налоговой системой современной Беларуси. Одним из самых известных тогда налогов была "десятина": десятую часть урожая крестьянин отдавал в уплату за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия.

На протяжении всей истории  человечества складывалась система  налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных  податей и служили дополнением  к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то, по мере развития товарно-денежных отношений, налоги приобрели денежную форму.

Первой теоретической  работой, посвященной проблемам  налогообложения, является "Трактат  о налогах и сборах" У. Петти, изданный в 1662 г.[9]. В ней автор последовательно рассмотрел проблемы необходимости налогообложения и различных видов государственных расходов, различные способы взимания налогов и типичные формы налогообложения.

 

1.2. Элементы налога и терминология

Развивающиеся в течение нескольких тысячелетий налоговые теория и практика выработали огромное количество специальных налоговых терминов, которые достаточно прочно укоренились и широко используются в разработке налогового законодательства.

Элементы налога —  отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.

Налогообложение — процесс  установления и взимания налогов  в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей  налогов, порядка их уплаты, круга  юридических и физических лиц  в соответствии с выработанной налоговой политикой принципами их установления.

Субъект налога (налогоплательщик) — это физическое либо юридическое  лицо, на которое законом возложена  обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком.

Носитель налога —  физическое или юридическое лицо, уплачивающее оклад налога субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Классический пример переложения налога — косвенный налог. Тогда субъектом налога является производитель, продавец товара, а носителем налога — потребитель товара.

Объект налога (объект обложения) — имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные  виды деятельности и др., которые  служат основанием для обложения  налогом. Объекты налога многообразны. К ним относятся недвижимое имущество — земельные участки, дома, строения и т. п.; движимое имущество — ценные бумаги, денежные средства (на счетах в банке, в кассе хозяйствующего субъекта); предметы потребления — чай, сахар, соль и т, д.; доходы — заработная плата, прибыль, рента и др.

Источник налога —  доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога. Например: источником налога на прибыль  является прибыль; подоходного налога — заработная плата, доходы лиц, работающих не по найму, дивиденды по акциям и т. д. Источник может совпадать с объектом налога, примером может служить подоходный налог с рабочих и служащих: объект налога — заработная плата (она же источник налога).

Единица (масштаб) налога — единица измерения объекта  налога, принятая за основу для исчисления оклада налога. Такой единицей по подоходному налогу может служить один рубль дохода, по поземельному налогу — единица измерения площади (0,01 га, квадратный метр).

Ставка налога — размер налога, установленный на единицу  налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо к процентах. Различают: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, регрессивные ставки. [10, c. 27]

Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога, и сроки внесения последнего в бюджетный фонд (например, ежеквартально, один раз в месяц, один раз в квартал, один раз и год).

Налоговая льгота — снижение размера (тяжести) налогообложения. Могут  применяться следующие льготы: введение налогооблагаемого минимума — освобождение от налога части объекта налога; установление налогового иммунитета — освобождение от налога отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога); освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.

Налоговая политика —  комплекс мероприятий в области  налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты  и ставки налогов служат проявлением  налоговой политики.

Система налогов —  совокупность и структура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке.

Налоговый иммунитет — освобождение лиц, занимающих особо привилегированное  положение, от обязанности платить  налоги.

Налоговая декларация — официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах.

Налоговое бремя - обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП.

Налоговое обязательство — экономическое  отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства. [10, c. 29]

Налоговые каникулы — установленный  законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.

Налогообложение двойное — неоднократное  обложение одною и того же объекта  налога. Налогообложение двойное  распространено во всех странах, например, при обложении доходов предприятия с последующим обложением образующихся из них индивидуальных доходов.

Налогоплательщики — юридические  и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги.

Юридическое лицо — организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей. Юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, устав (юридический адрес), а также печать и расчетный счет в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в государственный реестр.

Физическое лицо — гражданин, участвующий  в экономической деятельности и  выступающий в качестве полноправного  ее субъекта. К физическим лицам  относят граждан данной страны, иностранных  граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юридическими лицами.

Налоговый агент - лицо, на которое  в силу принятых актов налогового законодательства возлагаются обязанности  по исчислению в соответствующий  бюджет (бюджетным фонд) налога или  сбора.

Резидент — юридическое или  физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране.

Нерезидент: 1) юридическое лицо, действующее  в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в  другой; 2) физическое лицо, действующее  в одной стране, но постоянно проживающее  в другой. Для нерезидентов могут быть установлены особые правила налогообложения.

 

1.3.  Нормативно-правовое  регулирование  налогообложения

Порядок начисления и взносы платежей в бюджет регулируется законами Республики Беларусь. Законодательную базу составляют следующие нормативно - правовые документы, соблюдение которых является обязательным для налогоплательщиков:

Налоговый кодекс РБ (Общая и Особенная часть);

Закон РБ "О бухгалтерском учете  и отчетности";

Закон РБ "О налоге на добавленную  стоимость".

Налоговый кодекс РБ [11] устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет РБ, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Закон РБ "О бухгалтерском  учете и отчетности" [12] определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и предоставлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в РБ.

Закон РБ "О подоходном налоге с физических лиц" [13] определяет плательщиков налога, налоговую базу, налоговые ставки и т.д.

В соответствии с Законом  РБ "О налоге на добавленную стоимость" [14] определены плательщики налога на добавленную стоимость, объекты обложения, налоговые ставки и т.д. Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной форме, натуральной или иных формах.

Информация о работе Современное состояние учета расчетов по налогам и сборам и пути его совершенствования