Современное состояние учета расчетов по налогам и сборам и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить порядок налогообложения сельскохозяйственных предприятий, рассмотреть организацию учета и контроля расчетов по налогам и сборам в действующем предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
1. Система налогообложения в организациях агропромышленного комплекса..5
1.1. Сущность налогов и их виды. Этапы становления и развития налогообложения……………………………………………………………………5
1.2. Элементы налога и терминология……………………………………………11
1.3. Нормативно-правовое регулирование налогообложения………………….15
1.4. Обзор литературных источников по теме исследования…………………...16
1.5. Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие методических аспектов учета налогообложения в учетной политике исследуемой организации………………………………………………………….18
2. Организация налогообложения на предприятии ЧУП «Смолевичи-Сузон»...20
2.1. Виды, порядок расчета и уплаты платежей в бюджет………………………20
2.2. Контроль за соблюдением правильности ведения учета расчетов по налогам и сборам. Меры ответственности за несоблюдением налогового законодательства…………………………………………………………………...30
3. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом……………………………………..35
3.1. Организация синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам…………………………………………………………………………..…35
3.2. Автоматизация учета расчетов по налогам и сборам и пути его усовершенствования………………………………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованных источников……………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Желток курсач.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Далее осуществляется проверка соблюдения определения видов налогов, пошлин и сборов в соответствии с осуществляемыми видами экономической деятельности и их источниками (выручка, себестоимость, прибыль, доходы физических лиц и т.д.).

Затем осуществляется контроль правильности определения объектов налогообложения, обоснованность получения налоговых льгот, налоговых кредитов, определения ставок налогов в зависимости от осуществляемых видов экономической деятельности.

На основании сформированной информации анализируется правильность исчисления и своевременность осуществления расчетов по налогам и налоговым кредитам, в том числе по соблюдению своевременности предоставления отчетности и других обязательных сведений в ИМНС.

В ходе проверок организаций  контролирующими органами и аудиторами выявляются различные нарушения, которые оформляются актом. Результаты проверок, в ходе которых не установлено нарушений законодательства, оформляются справками. По результатам проверки делаются соответствующие выводы и предложения.

К основным видам ответственности за нарушение законодательства относятся: экономическая ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; административная ответственность граждан; уголовная ответственность; гражданско-правовая ответственность.

Приведем примеры некоторых  видов ответственности за нарушение законодательства:

  • Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины). Наложение штрафа на юридическое лицо - в размере 20% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин. Статья 13.6 КоАП
  • Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности и выявленные в результате камеральных проверок. Наложение штрафа в размере от 2 до 8 базовых величин. Статья 13.6 КоАП
  • Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица умышленно. Наложение штрафа в размере от 20 до 60 базовых величин.  Статья 13.6 КоАП
  • Отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, повлекшее за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин), в том числе совершенное должностным лицом юридического лица. Наложение штрафа на юридическое лицо – от 5 до 50 базовых величин. Статья 13.5 КоАП
  • Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица. Наложение штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 1 базовых величин за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин. Статья 13.8 КоАП
  • Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере. Штраф, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок. Статья 243 УК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом

    1. Организация синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам

 

Сельскохозяйственное  предприятие ЧУП "Смолевичи-Сузон", как и другие с/х предприятия, а также предприятия других отраслей народного хозяйства, участвует в формировании общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

В зависимости от источников возмещения, налоги в бюджет, уплачиваемые на исследуемом предприятии, можно подразделить на следующие группы:

  • уплачиваемые из выручки от реализации продукции (косвенные налоги);
    • удержанные из заработной платы работников организации.

Синтетический учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам ведется на пассивном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», к которому для каждого вида налогов и сборов открываются необходимые субсчета:

68.1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость товаров, продукции, работ, услуг»;

    1. «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг»;

68.3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)»;

68.4 «Налоги на доходы физических лиц»;

68.5 «Прочие налоги, сборы и отчисления».

Синтетический учет налогов  и сборов по счету 68 «Расчеты по налогам  и сборам» ведется в оборотно - сальдовой ведомости, куда записываются остатки и обороты из оборотной ведомости по аналитическим счетам.

По кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, причитающиеся к уплате по данным налоговых деклараций, в корреспонденции с соответствующими счетами источников начисления налогов.

По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» фиксируются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Для отражения в бухгалтерском  учете хозяйственных операций, связанных  с НДС, предназначаются счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам». Это объясняется тем, когда предприятие покупает материальные ценности, готовую продукцию оно выступает покупателем и уплачивает НДС, а когда предприятие продает готовую продукцию, оно выступает продавцом и получает НДС от покупателя. В бюджет направляется разница между полученной и уплаченной суммой НДС.

Счет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» имеет следующие субсчета:

18.1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»;

18.2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;

18.3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам»;

18.4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам».

Счет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» активный.

По дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» по соответствующим субсчетам организация – заказчик отражает суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

По основным средствам, нематериальным активам и материально  – производственным запасам после  их принятия на учет сумма НДС, учтенная на счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», списывается с кредита этого счета в дебет счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При оказании услуг (пошив  одежды), работ исчисленная сумма  налога отражается по дебету счетов 90 «Реализация» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Уплата налога на добавленную  стоимость отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»  и по кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Для расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 1 «Налог на доходы физических лиц». Сумма НДФЛ удержанная из заработной платы работника отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 1 «Налог на доходы физических лиц» и по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Перечисление налога в бюджет отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 1 «Налог на доходы физических лиц» и по кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Расчеты с бюджетом по налогу на недвижимость осуществляются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)». Начисление налога отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» и по дебету счета 91 «Операционные доходы и расходы» субсчет 2 «Операционные расходы». Уплата налога отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» и по кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Для расчетов с бюджетом по налогу на прибыль используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»  субсчет 3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)». Начисление налога на прибыль отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» и по дебету счета 99 «Прибыли и убытки». Уплата налога отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» и по кредиту счета 51 «Расчетные счета». Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» имеет аналитический учет по видам бюджета (Республиканский, Местный). В зависимости от того, в какой бюджет осуществляется начисление налога, операция отражается на соответствующем субконто.

Учет расчетов юридических лиц  с бюджетов по земельному налогу и  арендной плате за землю ведется  на счете 68 «Расчеты с бюджетом»  на отдельном субсчете «Расчеты по земельному налогу». Сумма налога (арендной платы), рассчитанная в установленном порядке, ежемесячно отражается по кредиту счета 68 и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг).

Перечисленные суммы  налога (арендной платы) в бюджет отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту  счета 51 «Расчетный счет».

Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, в учете  отражается следующими записями:

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы – Кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом» – начисление земельного налога, установленного по производственным площадям;

Дебет счета 08 «Капитальные вложения» – Кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом» - Начисления земельного налога по площадям, где ведется капитальное строительство;

Дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» – Кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом» – начисление земельного налога по площадям непроизводственной сферы;

Дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом» – Кредит счета 51 «Расчетный счет» – оплата земельного налога.

Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, по мере начисления отражается по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом» и дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».

По кредиту счета 26 учтенные суммы налога относят по назначению и включают в себестоимость  продукции основных производств, т.е. земельный налог включается в  издержки производства.

Сумма налога отражается в лицевом счете хозяйства  в статье «Прочие затраты» в соответствии с корреспонденцией счетов.

Для аналитического учета  по счетам 68 "Расчеты по налогам  и сборам" и 18 "Налог на добавленную  стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" ведется ведомость № 32-АПК "Ведомость аналитического учета операций по налогу на добавленную стоимость".

Аналитический учет расчетов по налогам и сборам (кроме НДС) ведется в ведомости формы  № 37-АПК. Учет расчетов в ведомости формы № 37-АПК организуется по каждому виду налогов и сборов в разрезе субсчетов, открываемым к счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" в соответствии с источниками их возмещения (себестоимость, выручка от реализации, прибыль и др.). В ведомости формы № 37-АПК указываются дебетовые или кредитовые остатки на начало месяца по каждому виду налогов и сборов и по субсчетам, отражаются дебетовые и кредитовые обороты в корреспонденции с соответствующими счетами, а также остатки по каждому аналитическому счету и субсчету на конец отчетного периода. Записи в ведомости осуществляются на основании соответствующих первичных документов, расчетов по начислению налогов и платежей или же по данным бухгалтерских справок (листков-расшифровок).

Итоговые данные за месяц  по кредиту аналитических счетов и субсчетов из ведомости формы № 37-АПК с расшифровкой по корреспондирующим счетам переносят в журнал-ордер формы № 8-АПК.

Сверку расчетов по налогу на добавленную стоимость производят с регистрами по учету расчетов с  поставщиками и подрядчиками, с покупателями продукции, товаров, работ, услуг.

Законом, методическими  указаниями, инструкциями предусмотрены  сроки уплаты налогов в бюджет, порядок предоставления отчетности налоговой инспекции и соответствующим  органам, нарушение которых влечет наложение финансовых санкций. Платежи и отчисления в бюджет производятся согласно инструкциям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и других органов государственного управления Республики Беларусь.

 

    1. Автоматизация учета расчетов по налогам и сборам и пути его усовершенствования

 

Бухгалтерский учет приобретает  в условиях переходной экономики  первостепенное значение для предприятий  всех форм собственности и размеров: обеспечивает регистрацию, xpанение и  обработку информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях экономической нестабильности и частой смены нормативных актов государства, правил ведения бухгалтерского учета профессия бухгалтера становится все более престижной, а его роль в управлении предприятием - ключевой. Сложности настоящего времени вынуждают бухгалтеров постоянно совершенствовать квалификацию, отслеживать последние изменения и дополнения к действующим законам и учитывать их в практической деятельности. Бухгалтерский учет в таких условиях гораздо менее формализуется, чем при стабильной экономической ситуации, и от бухгалтера подчас требуется настоящее искусство, чтобы, с одной стороны, не загнать предприятие в угол из-за уплаты налогов, а с другой - формально не нарушить закон и избежать штрафных санкций.

Информация о работе Современное состояние учета расчетов по налогам и сборам и пути его совершенствования