Содержание и значение аудита учета и использования производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить порядок проведения аудита оценки материально-производственных запасов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить цели, задачи, объекты аудита учёта материально-производственных запасов и источники информации для их проверки.
2. Рассмотреть основные нормативные документы, приёмы и методы, используемые при аудите.
3. Рассмотреть методику аудита материально-производственных запасов.
4. Изучить план и программу аудиторской проверки.

Вложенные файлы: 1 файл

Бух.учет, эк.анализ и аудит курсовая готовая 11 тема (1).docx

— 112.89 Кб (Скачать файл)

- акт о приемке материалов (форма №М-7) – для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;

- лимитно-заборная карта (форма №М-8) – применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца;

- требование-накладная (форма №М-11) – используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами;

- накладная на отпуск материалов на сторону (форма №М-15) – применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям;

- карточка учета материалов (форма №М-17) – предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала;

- акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма №М-35) – применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

Необходимо проверить, как ведется учет на синтетических счетах 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 15"Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей" и 19 «НДС». Забалансовый учет материальных ценностей ведется на счетах: счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" счет 003 "Материалы, принятые в переработку" счет 004 "Товары, принятые на комиссию".

Основное внимание при этом, безусловно, следует уделить счету 10 «Материалы», который подразделяется на субсчета по группам материалов.

Общие данные по учету материальных ценностей и производственных запасов проверяются по статьям раздела 2 «Оборотные активы» актива баланса (форма № 1) по строкам 210,211,212, 213,218 и по таким бухгалтерским регистрам, как Главная книга, журналы-ордера № 6, 10, 10/1, вспомогательная ведомость № 10 при мемориально-ордерной форме учета или соответствующие машинограммы, полученные на персональных компьютерах.

Для подтверждения фактического наличия товарно-материальных ценностей следует провести инвентаризацию. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения. Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского, учета, обычно используется пересчет данных. В случае если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации на отчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольная инвентаризация.

При аудите организации учета движения материальных ценностей на складах прежде всего надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет материалов и как ведется контроль со стороны бухгалтерии.

 

 

1.3. Организация аудиторской проверки учета МПЗ

 

Весь объем аудиторских процедур проверки, по существу, можно условно разделить на несколько групп: аудит наличия и сохранности МПЗ; аудит движения МПЗ; проверка правильности налогообложения МПЗ.

В ходе проверки наличия и сохранности МПЗ аудитор осуществляет ряд процедур:

- проверяет отсутствие искажений в начальном сальдо по МПЗ, правильность перенесения остатков по счетам учета из предыдущего периода на начало анализируемого;

- сопоставляет данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета;

- анализирует правильность синтетического и аналитического учета МПЗ;

- удостоверивается, что к исполнению принимаются лишь надлежащим образом оформленные документы;

- проверяет установление порядка нормирования МПЗ, соблюдение норм, выявляет отклонения и меры, принимаемые для их ликвидации;

- проверяет своевременное и полное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, проведение периодической сверки синтетического учета с данными карточек складского учета;

- устанавливает правильность определения и списания стоимости израсходованных МПЗ на себестоимость;

- анализирует организацию контроля за закупками, сам процесс закупок: наличие договора, оплату счетов, накладных, счетов-фактур, оприходование МПЗ в регистрах бухгалтерского учета;

- проверяет сроки и периодичность проведения инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства, правильность оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете.

Сохранность сырья и материалов зависит от условий хранения, поэтому следующим этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства на предприятии. Аудитор выясняет число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию, проверяет условия для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией, весоизмерительным оборудованием, тарой и т.д.

После этого целесообразно провести тестирование по специальной анкете и определить, как следует проводить инвентаризацию материально-производственных запасов – полную или частичную, а также осуществить сплошную документальную проверку отдельных направлений движения ценностей или ограничиться выборочной. Выводы делаются на основе изучения системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета на предприятии по примерной анкете.

Вопросы для оценки системы внутреннего контроля материально-производственных запасов:

- созданы ли условия, обеспечивающие сохранность материально-производственных запасов;

- кто осуществляет функции контроля сохранности и использования материально-производственных запасов;

- производятся ли инвентаризации материально-производственных запасов, когда и сколько раз;

- проводятся ли проверки полноты и своевременности оприходования материально-производственных запасов;

- осуществляется ли контроль за обоснованностью норм расхода материалов на производстве;

- выявляются ли лица, виновные в перерасходе сырья и материалов;

- сличаются ли первичные данные о расходе материально-производственных запасов с данными отчетов об их движении, производственных отчетов;

- проверяется ли законность и целесообразность расходования материально-производственных запасов и т.д.

При проверке движения МПЗ аудитор детально изучает:

- документальное оформление операций по движению МПЗ, применение унифицированных форм, наличие всех необходимых реквизитов, отношение операций к проверяемому периоду;

- правильность оприходования МПЗ при покупке, безвозмездном получении, прочем поступлении;

- верность списания и отражения прибыли при продаже, прочем выбытии МПЗ;

- правильность оприходования материалов, полученных при ликвидации основных средств;

- соблюдение законодательства при отражении нетипичных операций;

- правильность забалансового учета МПЗ, принятых на ответственное хранение, а также товаров, взятых на комиссию;

- полноту учета операций с аффилированными лицами;

- соответствие законодательству операций при передаче МПЗ в залог и т. д.

Для определения правильности налогообложения МПЗ аудитор проверяет:

- правомерность отражения в учете НДС при приобретении МПЗ, применение налогового вычета;

- верность начисления в учете НДС при реализации;

- правильность и полноту формирования первоначальной стоимости МПЗ для целей налогового учета;

- правильность включения в расходы израсходованных МПЗ;

- списание МПЗ по методам, закрепленным в учетной политике для целей налогового учета;

- правильность формирования доходов и расходов при продаже МПЗ.

Аудитор по результатам анализа системы внутреннего контроля и учета на предприятии составляет программу проверки операций с материально-производственными запасами. Если у аудитора сложилось мнение о неудовлетворительном уровне хранения ценностей на складах предприятия, он может порекомендовать его руководству провести выборочную инвентаризацию некоторых групп материалов (дефицитных, дорогостоящих), закрепленных за конкретными материально ответственными лицами. При получении согласия и назначении инвентаризационной комиссии аудитор составляет перечень подлежащих проверке ценностей; далее требует от заведующего складом (кладовщика) отчета по приходу и отпуску материалов на дату начала инвентаризации (один экземпляр отчета передается в бухгалтерию, второй остается у аудитора), получает от него расписку об отсутствии неоприходованных и не списанных в расход ценностей. Во время инвентаризации аудитор наблюдает за правильным проведением членами инвентаризационной комиссии установленных процедур (пересчет запасов, их взвешивание, заполнение инвентаризационных описей и т.д.).

Все вышеуказанные процедуры помогают аудитору собрать необходимую аналитическую информацию о составе, стоимости и движении МПЗ, которая в совокупности с данными, полученными в ходе аудита всех остальных статей финансовой отчетности, позволит проверяющему выразить мнение о достоверности полученных сведений.

Таким образом, плюсы проведения аудиторской проверки для финансово-хозяйственной деятельности предприятия очевидны. Помимо официального мнения в форме аудиторского заключения о финансовой (бухгалтерской) отчетности, полученная от аудиторов по итогам проверки информация, в том числе о состоянии учета МПЗ, важна для обеспечения контроля за их сохранностью, снижения налоговых рисков, а также для принятия оптимальных управленческих решений.

 

 

1.4. Планирование аудиторской проверки использования производственных запасов, связь с учетной политикой предприятия

 

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудитор должен основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С помощью проведения аналитических процедур аудитор должен выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур, аудитору следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудитор оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудитор должен собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

Проверка соответствия Учетной политики в части раскрытия способов ведения бухгалтерского учета МПЗ действующему законодательству и иным нормативным актам.

Источник информации:

- Приказ об учетной  политике предприятия.

Порядок выполнения: заполнить в соответствии с приказом об учетной политике рабочий документ РД-0.3.

Таблица 1.1

Рабочий документ РД-0.3

Элемент

Учетной политики

Фактически в Учетной политике предприятия

Нормативный документ

Примечание

1. Сроки и периодичность  проведения инвентаризации

 

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н

 

2. Оценка материалов при  постановке на учет

 

ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденное Приказом Минфина от 09.07.2001 N 44н; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н

 

3. Учет выпуска готовой  продукции

 

ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденное Приказом Минфина от 09.07.2001 N 44н; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н; п. 204 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н

 

4. Метод оценки материалов,списываемых  в производство

 

ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденное Приказом Минфина от 09.07.2001 N 44н

 

5. Создание резерва под  снижение стоимости МПЗ

 

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н

 

 

 

Данные рабочего документа РД-0.3 в дальнейшем используются при проведении процедур по проверке правильности и последовательности применения выбранной учетной политики.

Выявленные расхождения фиксируются в отчетном документе ОД-0.3, и оценивается их влияние на достоверность финансовой отчетности. Применение методов учета, противоречащих действующим нормативным документам, может являться основанием для выдачи аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.

Таблица 1.2

Отчетный документ ОД-0.3

N п/п

Содержание нарушения

Ссылка на нормативный документ

Влияние на бухгалтерскую отчетность

 

 

   

 

 

Учетная политика должна содержать:

- указание на то, что  организация пользуется типовыми  формами первичных учетных документов, или описание первичных учетных  документов, по которым не предусмотрены  унифицированные формы;

- схему документооборота;

- описание форм внутренней  бухгалтерской отчетности и т.д.

При формировании учетной политики организация выбирает один из нескольких способов ведения и организации бухгалтерского учета, допускаемых законодательством и нормативными актами.

При подготовке общего плана и программы аудита аудитору следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудитор определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудитор выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и программу аудита, аудитору следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит аудитору точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Аудитор, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудитор является независимым в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Информация о работе Содержание и значение аудита учета и использования производственных запасов