Состояние и пути совершенствования учета производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 18:13, реферат

Краткое описание

Главной целью в написании курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов состояния и путей совершенствования учета производственных запасов.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить документальное оформление поступления и расходования производственных запасов;
- рассмотреть синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов;
- углубить знания об оценке и контроле производственных запасов;
- рассмотреть пути совершенствования учета производственных за-пасов;
- провести анализ оснащенности производственными запасами СПК «Маяк».

Вложенные файлы: 1 файл

_BFU.docx

— 96.13 Кб (Скачать файл)

Инвентаризация перед составлением годовой отчетности в СПК «Маяк» проводится обычно в конце года (в октябре-ноябре) – с тем, чтобы к концу года ее можно было завершить и сделать по ее результатам все необходимые проводки.

Кроме того, руководитель организации может распорядиться о проведении дополнительной инвентаризации. В этом случае издается распоряжение или приказ о ее проведении.

Инвентаризация товарно-материальных  ценностей  проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных  ценностей  в  разных  изолированных помещениях  у  одного   материально   ответственного   лица   инвентаризация проводится последовательно по  местам  хранения.  После  проверки  ценностей вход в  помещение  опломбировывается,  и  комиссия  переходит  для  работы  в следующее помещение.

Товарно-материальные  ценности,  поступающие   во   время   проведения инвентаризации, принимают материально ответственные лица в присутствии членов инвентаризационной комиссии  и  приходуют  их  по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти  ценности  заносят  в  отдельную  опись.  В  ней  указывают   дату поступления, наименование поставщика, дату  и  номер  приходного  документа, наименование товара, количество, цену и  сумму.  Одновременно  на  приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или  по  его поручению  члена  комиссии)  делается  отметка  «После  инвентаризации»   со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в  исключительных  случаях  и только  с  письменного  разрешения  руководителя   и   главного   бухгалтера организации в процессе инвентаризации  товарно-материальные  ценности  могут отпускаться  материально ответственными   лицами   в   присутствии   членов инвентаризационной комиссии.

Эти ценности заносят в отдельную  опись  под  наименованием  «Товарно-материальные ценности,  отпущенные  во  время  инвентаризации».  Оформляется опись  по  аналогии  с  документами  на   поступившие   товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делают  отметку  за подписью председателя инвентаризационной комиссии  или  (по  его  поручению) члена комиссии.

В описях на товарно-материальные ценности,  переданные  в переработку другой организации,  указывают  наименование  перерабатывающей  организации, наименование ценностей, количество, фактическую стоимость по  данным  учета, дату передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности,  находящиеся  в эксплуатации,  инвентаризируются  по  местам  их нахождения и материально ответственным лицам,  на  хранении  у  которых  они находятся.

Инвентаризацию проводят путем осмотра каждого предмета.  В  инвентаризационной описи заносят  по  наименованиям  в  соответствии  с  номенклатурой,  принятой   в бухгалтерском учете.

При  инвентаризации  материальных ценностей,  выданных   в   индивидуальное  пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных  описей  с указанием в них ответственных  за  эти  предметы  лиц,  на  которых  открыты личные карточки, с распиской их в описи.

Материальные ценности, пришедшие в негодность и несписанные, в инвентаризационную  опись не включаются, а составляется акт с указанием времени  эксплуатации,  причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

Тару заносят в описи по видам,  целевому  назначению  и  качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и др.).

На  тару,  пришедшую   в   негодность,   инвентаризационная   комиссия составляет акт на списание с указанием причин порчи.

Излишки материально-производственных запасов, выявленные в  результате проведенной   инвентаризации,   отражаются   в   бухгалтерском   учете   как внереализационные доходы (дебетуют счет 10 «Материалы»,  кредитуют  счет  91 «Прочие доходы и расходы»).

При  выявлении  фактов  недостач,   хищений,   порчи   материалов   их фактическая себестоимость или ее часть (при порче материалов) списывается  с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери  от  порчи ценностей».

Со счета 94 стоимость недостающих и испорченных  материалов  списывают на счета издержек производства и обращения (если потери в пределах норм),  в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет  «Расчеты по   возмещению   материального   ущерба»   (при   установлении   конкретных виновников), в дебет счета 91 «Прочие  доходы  и  расходы»  (при  отсутствии конкретных виновников или если  во  взыскании  недостающих  или  испорченных ценностей отказано судом).

Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных  бедствий  или иных  форс-мажорных  обстоятельств,   списывается   с   кредита   счета  10 «Материалы» в дебет счета 91. Материалы,  израсходованные при ликвидации последствий стихийных бедствий, также  списываются  со  счета 10 на счет 91.

Инвентаризация обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета, проверяет  реальность  всех  статей  бухгалтерского  баланса  и   отчетности предприятия. Вот почему СПК «Маяк» обязано проводить инвентаризацию  материальных  ресурсов.

    1. Пути совершенствования учета производственных запасов.

 

Совершенствование учета и контроля наличия и  движения производственных запасов  СПК «Маяк», следует  производить   по   следующим направлениям.

   Во-первых, для совершенствования организации учета производственных запасов необходимо внедрить удобную и совершенную программу автоматизации первичного учета и процесса сбора информации. Наиболее распространена программа «1С: Предприятие 8,0».

Преимущества этой программы:

- ведение учета деятельности  нескольких организаций в одной информационной базе;

- единые справочники товаров, контрагентов и статей затрат для всех организаций;

- обязательная отчетность  формируется раздельно по организациям;

- налоговый учет с помощью отдельного плана счетов;

- по составу и структуре  план счетов налогового учета  приближен к бухгалтерскому плану  счетов. Это упрощает освоение  и повышает прозрачность налогового учета;

- разные схемы налогообложения в одной программе;

- общая система налогообложения, УСН, ЕНВД в единой информационной базе;

- книга учета доходов  и расходов формируется автоматически;

- расширенные возможности  настройки типовых операций. Можно  самостоятельно создавать новые  виды типовых операций. При изменении  типовой операции можно переформировать все проводки;

- современный удобный  интерфейс «1С Бухгалтерия 8» разработан на современной технологической платформе «1С: Предприятие 8» с широкими сервисными возможностями.

Следовательно, «1С: Бухгалтерия 8.0» обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой предприятия. В «1С: Бухгалтерию 8.0» заложена возможность совместного использования с прикладными решениями «Управление торговлей» и «Зарплата и Управление Персоналом» системы «1С: Предприятие 8.0».

Во-вторых, исходя из  требований  рыночной  экономики,  совершенствовать методологию  бухгалтерского  учета  материальных  ресурсов.  До   настоящего времени нет единого мнения  о  классификации  производственных  запасов,  их оценке в текущем учете, составе отклонений в стоимости материалов и т.д. До настоящего  времени  среди  экономистов   отсутствует   единое   мнение   по организации учета тары. Нет единого подхода в начислении  износа  малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

В-третьих,   следить   за   тщательным   и   своевременным   проведением инвентаризаций, контрольных и  выборочных  проверок,  которые  имеют  важное значение в сохранности материалов.

Действуя в этих направлениях можно существенно усовершенствовать учет производственных запасов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Главной целью в написании работе является исследование теоретических и практических аспектов учета процесса заготовления материальных запасов, анализ их использования и эффективного размещения, а также поиск путей совершенствования учета производственных запасов.

Для этого было изучено экономическое состояние СПК «Маяк». Его размеры в 2011 году существенно не изменились. основную часть товарной продукции занимает растениеводство, которое в 2009 году составляло 79,79%, за 2010 год – 59,42%, за 2011 – 69,99%, а животноводство за 2009 год составило 20,21%, за 2010 – 40,58% и сокращается до 30,01% в 2011 году. Данное предприятие  является прибыльным и в 2011 году приносит прибыль, значительно превышающую 2009 и 2010 годы. Всего в 2011 году предприятие имеет оборотных активов на сумму 478397 тыс. руб. Что касается состава и структуры производственных запасов СПК, их основу в 2011 году составляют сырьё, материалы и др. аналогичные ценности – 59,65%. Всего в 2011 году на предприятии имеется производственных запасов на 148188 тыс. руб.

Экономическое положение СПК «Маяк» требует преобразований и нововведений, в том числе и совершенствование учета и контроля наличия и  движения производственных запасов  предприятия следует  производить   по   следующим направлениям:

-внедрение удобной и  совершенной программы автоматизации  первичного учета и процесса  сбора информации;

-совершенствование методологии  бухгалтерского  учета  материальных  ресурсов;

-тщательное   и   своевременное   проведение инвентаризаций, контрольных и  выборочных  проверок. Для этого необходимо:

•своевременно и качественно отражать все хозяйственные операции по поступлению, выбытию, товарным потерям;

•своевременно производить истребование недостающих документов при расчетах с поставщиками и подрядчиками через использование актов сверок расчетов;

•проведение своевременных расчетов с поставщиками по приобретенным товарно-материальным ценностям, направленных на погашение чрезмерной кредиторской задолженности;

•контролировать состояние расчетов по отсроченной (просроченной) задолженности через проведение инвентаризации расчетов;

•следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностью;

•необходимо усилить внутренний контроль за поступающими первичными документами по поступлению, выбытию, материальным потерям;

•осуществлять предварительный контроль, который начинается в процессе подписания главным бухгалтеров документов;

•осуществлять оперативный последующий контроль, который должен осуществляться работниками бухгалтерии постоянно при совершении финансово-хозяйственных операций;

•проводить своевременный учет неправильно оформленных документов по поступлению, выбытию, материальным потерям;

•ввести график документооборота по поступлению, выбытию, товарным потерям.

Решение этих и других проблем позволит наладить  более  действенный  и менее трудоемкий учет и контроль  за  наличием,  движение  и  использование материальных ресурсов, а также достичь их.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
  2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов от 31 октября 2000 г. № 94н.
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н с изменениями от 27.11.2006 № 156н, от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н).
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации..
  5. Бухарин, С.В. Автоматизация бухгалтерского и налогового учета: Учеб. пособие / СВ. Бухарин, А.В. Мельников. - Воронеж: АОНО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов» 2008. - 91 с.
  6. Бухарин, С.В. Аудит: Учеб. Пособие / СВ. Бухарин, Н, В. Зубкова. - Воронеж: АОНО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», 2009. - 103 с.
  7. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю, А. Бабаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 476 с.
  8. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. И.А. Анциферова / Под ред. к.э.н., доц Дуденко Л.Е. - М.: «Перспектива», 2008. - 358 с.
  9. Вакуленко, Т.Г., Фомина, Л.Н. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. - СПб.: «Изд. Дом Герда», 2009. - 288 с.
  10. Ковалева, О.В. Бухгалтерский учет и аудит коммерческих предприятий. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов на Дону: Феникс, 2011, - 512 с.
  11. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие /Н.П. Кондраков: Учебное пособие. - 5-е изд. перераб. и доп. - М: ИНФРА, 2009. - 717 с.
  12. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. - М.: «Налоговый вестник», 2008. - 256 с.
  13. Пошерстник Н. В. Бухгалтерский учет на современном предприятии: учеб. – практ. пособие: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 532 с.
  14. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – 2- изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 448 с.
  15. Журнал «Бухгалтерский учет», 2012.

Информация о работе Состояние и пути совершенствования учета производственных запасов