Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 13:28, контрольная работа
Кредитный мультипликатор раскрывает двигатель процесса мультипликации, то есть мультипликация осуществляется лишь в результате кредитования хозяйства.
Депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации – деньги на депозитных счетах коммерческих банков.
Механизм банковского мультипликатора может действовать в двухуровневых (и более) банковских системах. Первый уровень – Центральный банк – управляет этим механизмом, а второй уровень – коммерческие банки – заставляет его действовать. Для этого необходим свободный резерв.
Механизм банковского мультипликатора
Анализ статистики
- динамика денежной массы в 2005-2010гг.
- динамика денежной массы в 2011-2014гг.
- финансовые результаты деятельности кредитных организаций с 2005 по 2014 гг.
-Российские банки в 2013 году.
Сравнение банковского мультипликатора с США.
- банковская система США
Заключение
Литература
В отсутствие новых драйверов роста мы ожидаем дальнейшего снижения темпов роста банковского сектора до конца 2013 года. Наш сценарий исходит из предпосылки к замедлению динамики реального ВВП до 2—3% (с 3,4% в 2012 году). При этом мы не ожидаем каких-либо резких колебаний на мировых финансовых рынках, а также существенных изменений динамики валютного курса и инфляции (целевой ориентир — 6,5—6,6% по итогам года). По прогнозам «Эксперта РА», по итогам 2012 года темп прироста активов и валового кредитного портфеля банков составит порядка 15 и 17% соответственно (см. график 8).
График 8. В 2013 году темп прироста банковских активов снизится с 19% до 15%
Источник: оценка «Эксперта РА», данные Банка России
Розничное кредитование продолжит демонстрировать высокие темпы роста, однако они не превысят 30%, в первую очередь за счет «мягкой посадки» сегмента необеспеченных кредитов (с 55—60% до 40—45%). Сдерживающее влияние на розницу окажет и прогнозируемое замедление ипотечного кредитования: свою роль сыграет отложенный эффект роста ставок по кредитам во второй половине прошлого года, а также планируемое увеличение ставок по программам АИЖК. Результаты ипотечного рынка будут во многом определяться динамикой процентных ставок: при их сохранении на текущем уровне рынок прибавит порядка 20%, а в случае снижения (в пределах 1 п. п.) темпы прироста могут составить 25%. Вероятность реализации последнего сценария мы оцениваем как достаточно низкую — 20—30%.
Вместе с тем, динамика потребкредитования все еще почти в полтора раза будет превышать темпы роста остальных сегментов. Темпы роста кредитования крупного бизнеса не превысят 10—11%: в настоящее время наблюдается избыток ликвидности у крупного бизнеса (см. график 9), и с января по апрель кредитный портфель таких клиентов практически не показал роста. Однако участники рынка выделяют и другой ограничитель. «Управленческие решения в крупном бизнесе традиционно контролируются государством, — полагает Петр Ушанов, председатель правления ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ». — Это имеет для него некоторые плюсы, в том числе возможность комфортного кредитования на астрономические суммы в банках с государственным участием. Наверное, в ближайшее время ожидать чуда, что на этот рынок выйдут массово обычные коммерческие банки, не стоит».
От рынка кредитования малого и среднего бизнеса также не стоит ожидать сюрпризов, мы прогнозируем поддержание темпов роста на уровне 15—17%. Не последнюю роль сыграет постепенное «тиражирование» крупными банками «кредитных фабрик» для малого бизнеса, а также активное освоение ими новой ниши — работы с МСБ по комплексным тарифам (кредитование, РКО, консалтинг, ВЭД). По итогам прошлого года применение комплексного подхода крайне позитивно отразилось на динамике кредитного портфеля таких банков: они показали темп прироста портфеля МСБ в 30% против 17 по рынку в целом.
График 9. В I квартале 2013 года наблюдался избыток денежных средств у организаций
Источник: «Эксперт РА» по данным Банка России
На фоне достаточно слабого роста кредитного портфеля банки могут более активно наращивать портфель ценных бумаг: таким образом банкиры постараются компенсировать недостаток спроса со стороны крупного бизнеса. Мы ожидаем рост портфеля ценных бумаг на уровне 14% (13% в 2012-м) в первую очередь за счет роста вложений в облигации из Ломбардного списка и акции высоконадежных эмитентов.
При этом значения норматива Н1 в среднем по системе до конца года могут даже сохраниться на уровне 13%: динамика собственного капитала в IV квартале продемонстрировала готовность акционеров поддерживать свой бизнес в «стрессовых» условиях. В случае принудительного поддержания капитализации очень велик соблазн увеличения капитала кредитной организации за счет вывода активов через связанные стороны, проведения их по цепочке компаний и возврата их уже в виде «заработанных» акционерами денег обратно в банк. Введение особых правил резервирования по кредитам связанным сторонам и не ведущим реальную деятельность компаниям (предполагается с июля 2013 года по вновь выданным кредитам), конечно, осложнит использование подобной лазейки, однако не перекроет ее полностью. По нашим оценкам, подобная практика не будет носить массовый характер, и в целом по системе мы будем наблюдать относительно «качественный» рост капитала.
Вместе с тем, до конца года мы ожидаем заметного роста уровня активов «под стрессом» на банковских балансах. Это будет связано не только с меньшим размыванием просроченной задолженности по розничному портфелю (см. график 10), но и со снижением требований по риск-менеджменту на фоне ужесточения конкуренции за заемщиков. Определенный рост просроченных кредитов можно ожидать и на фоне расширения масштабов «кредитных фабрик» для малого бизнеса, поскольку данный инструмент фактически получил свое развитие менее двух лет назад и еще не прошел «проверку на прочность». С учетом необходимости создания повышенных резервов по необеспеченным ссудам это окажет дополнительное давление на рентабельность банковского бизнеса (см. график 11).
График 10. В 2013 году снижение уровня просроченной задолженности по розничным кредитам прекратилось
Источник: оценка «Эксперта РА», данные Банка России
График 11. Изменения в 254-П вместе с ростом просроченной задолженности приведут к увеличению уровня резервирования по банковской системе
Источник: оценка «Эксперта РА», данные Банка России
В поисках новых «точек роста»: регулятивная диверсификация
Поддержать традиционные сегменты кредитного рынка и помочь отдельным банкам диверсифицировать свой бизнес сегодня способен регулятор. Ключевая мера — масштабное расширение действующей системы рефинансирования не только за счет увеличения лимитов по существующим инструментам, но и включение в залоговую базу новых продуктов. Сегодня рефинансирование стало не только мерой поддержания ликвидности банковского сектора, но и одним из основных источников формирования денежного предложения. Расширение масштабов рефинансирования работает на увеличение денежного мультипликатора и насыщение экономики деньгами без раздувания инфляции, стимулируя снижение процентных ставок. «Деятельность банков в настоящее время постоянно контролируется со стороны ЦБ РФ, соответственно, бремя, которое несут банки при этом, желательно уравновесить возможностью получения дополнительных ресурсов, — полагает Петр Ушанов. — Особенно важно, чтобы эти ресурсы были долгосрочными».
Залоговая база по инструментам рефинансирования
должна расширяться, в первую очередь,
за счет низкорискованных долгосрочных
кредитов населению (ипотека, автокредиты),
а также ссуд малому и среднему бизнесу
I категории качества. При этом должна
расти срочность данных инструментов,
поскольку сегодня основной объем рефинансирования
приходится на кредиты срочностью до 7
дней. Таким образом, будет стимулироваться
не только развитие социально значимых
сегментов кредитования, но и формирование
диверсифицированной и более стабильной
ресурсной базы (график 12). Помимо диверсификации
бизнеса, такой подход дает банкам знак
формировать качественную залоговую базу
(благодаря более жесткому подходу к оценке
рисков и управлению проблемной задолженностью),
что работает на повышение стабильности
системы в целом. «Появление новых инструментов
рефинансирования — насущная необходимость,
и российское банковское сообщество к
этому готово, — полагает Федор Поспелов.
— Опыт 2008 года показывает, что российские
банки способны адекватно распоряжаться
средствами: по триллионам рублей кризисного
фондирования невозвраты исчислялись
лишь десятками миллиардов рублей».
График 12. Доля средств Банка России в
пассивах системы сегодня в два раза ниже
кризисных значений
Источник: «Эксперт РА» по данным Банка России
Сравнение механизма банковского мультипликатора с США
Банковская система США до определенного времени была децентрализованной. В стране было несколько десятков тысяч банков, однако, они не подчинялись государству. По сути, в каждом из них была своя политика. В небольших городках Америки такие учреждения могли устанавливать собственные монополии, особенно, если они были учреждены крупными промышленными холдингами. Однако в начале 20 века развитие банковской системы США пошло по другому пути. Чтобы установить контроль над всеми учреждениями в этой сфере, была создана федеральная резервная система. Указом правительства было организовано несколько банков. С их помощью государство получило возможность отслеживать деятельность частных структур. Любой федеральный резервный банк можно назвать "банком для банка", а также банком правительства. Ведь частные учреждения обязаны были отдать определенную часть средств в паи таких организаций. При этом устанавливать котировки и условия обмена стали только банки ФРС. Сегодня в Америке существует несколько типов банковских учреждений. В первую очередь это, конечно, элементы структуры ФРС. Далее идут частные банки, инвестиционные организации и банковские конторы. Сегодня разницы между ними почти нет, ведь и инвестиционный, и частный банк может разместить средства в акциях. Федеральная резервная система имеет исключительное право на спонсирование государства. Именно эта организация покупает ценные облигации, которые выпускаются правительством.
Однако доход
и прибыль от этого достается крупным
холдингам и промышленным компаниям. Потому
что государство, в свою очередь, предпочитает
вкладывать полученные средства в эти
организации. Федеральная банковская
система США имеет центральный офис, расположенный
в Вашингтоне. Руководителем этого подразделения
выбирается председатель или президент
на срок в 14 лет. Влиять на председателя
и всю систему ФРС может сенат. А вот президент
вряд ли имеет такую возможность. Выборы
главного лица в федеральной банковской
системе проводятся сенаторами. У председателя
есть возможность занять эту должность
и второй раз, если его выберут большинством
голосов. Именно это произошло при перевыборах
в 2009 году. Банковская система США пережила
шесть основных этапов. В стране уже пробовали
ввести ранее единую систему, но она не
получалась. Так, в конце 18 - начале 19 века
существовал Первый банк США. Потом на
короткое время не было ни одной централизующей
силы в этом секторе. Чуть позже был образован
Второй банк США. Вскоре наступила так
называемая "эра свободных банковских
систем". Потом был учрежден Национальный
банк. А в начале 20 века появилась ФРС.
Две первых централизующих системы не
были успешны. Они не получили продления
договора. Первый из таких банков основал
Гамильтон. Обе организации имели несколько
недостатков, основной из которых – недостаток
ликвидности. Третья централизованная
система получила свое развитие не только
благодаря высокой ликвидности и наличию
достаточно эластичной валюты, но и из-за
одного чрезвычайного обстоятельства
– паники. Своим длительным существованием,
а особенно укреплением позиций на американской
земле, федеральная банковская система
обязана финансовому кризису, который
произошел в 1907 году. Паника, которую он
вызвал, стала той причиной, по которой
государство в срочном порядке решило
взять под контроль деятельность частных
банковских организаций. И это правительству
удалось. У ФРС очень много функций. Помимо
того, что он считается национальным государственным
банком, в его обязанности входит также
участие в международных денежных операциях
от лица правительства США, защита потребителей,
контроль над частными структурами и многое
другое. ФРС также занимается проблемами
ликвидности и корректирует котировки.
Банковская система США стала более организованной.
[FB.ru: http://fb.ru/article/45555/
Сложившаяся на сегодняшний день банковская система Соединенных Штатов Америки значительно отличается от структур с аналогичными функциями, существующими в других развитых странах. Главное отличие банковской системы США состоит в огромном числе банков. В 20 веке число работающих в Штатах банков значительно сократилось примерно до 15 000, хотя еще в 1931 году работало более 31 000 банковских организаций.
Основой банковской системы США является Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка страны. В нее входит 12 Федеральных резервных банков, равномерно распределенных по территории страны в соответствии с экономической активностью каждого из штатов. Эти двенадцать банков находятся в частной собственности, но при этом контролируются государственной машиной и являются проводниками финансовой политики центрального банковского органа страны. В своей работе Федеральные резервные банки руководствуются не соображениями извлечения прибыли, а общей политикой управленцев из ФРС (многие из которых назначаются лично президентом США) с целью улучшения состояния экономики страны в целом.
Кроме того, в банковской системе США большое развитие получили прочие финансовые учреждения, наиболее весомые позиции среди которых занимают коммерческие и инвестиционные банки.
Коммерческие банки США в банковской системе Штатов являются наиболее многочисленной и ведущей по основным позициям группой. Данные банки по своему основному назначению являются депозитными, то есть в качестве главных источников их ресурсов выступают депозитные вклады, которые могут быть срочными или вложенными до востребования. К функциям коммерческих банков относится краткосрочное финансирование торговли, поддержание платежного оборота (в том числе, чеками и кредитными картами), а также услуги по управлению имуществом. Кроме этого, данные банки могут выполнять сделки с ценными бумагами, но только по поручению своих клиентов и за их счет.
Инвестиционные банки США в банковской системе Штатов занимаются в основном торговлей ценными бумагами и выступают в качестве консультантов по вопросам выгодных вложений капитала, а также слияний и поглощений компаний из различных отраслей. Если говорить строгим понятийным языком, то работающие в Соединенных Штатах Америки инвестиционные банки, по сути, нельзя называть банковскими организациями. Они не выполняют традиционных для банков функций – не принимают вклады и не занимаются кредитованием. При этом деятельность инвестиционных банков напрямую связана с рынком ценных бумаг. В случае роста рынка их прибыль растет, а при возникновении кризисов, как можно было наблюдать совсем недавно, даже самые крупные банки со 150-летней историей иногда становятся банкротами.
Банковская система США разделилась на коммерческие и инвестиционные случилось в 1929-33 годах, когда произошли массовые банкротства в банковском секторе. С того времени заниматься серьезными операциями с ценными бумагами по закону могут только инвестиционные банки. За счет этого устранено одно из главных противоречий, приводящих к конфликту интересов в банках, работающих по универсальной схеме. Такие банки могут одновременно становиться кредиторами и инвесторами в отношении одного и того же заемщика. Есть мнение, что фондовый рынок Соединенных Штатов Америки добился столь значительных успехов как раз по причине разделения полномочий банков.
Информация о работе Сравнение банковского мультипликатора с США