Стандарты аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:10, реферат

Краткое описание

Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Стандарты аудита гарантируют качество и надежность результатов аудиторской проверки.
Стандарты аудита также являются законным основанием для проведения анализа аудита. Специалист, допустивший отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину нарушения. Анализ аудита напрямую зависит от того, были ли четко соблюдены все стандарты аудита.

Вложенные файлы: 1 файл

Стандарты аудита.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Стандарты аудита

Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Стандарты аудита гарантируют качество и надежность результатов аудиторской проверки.  
Стандарты аудита также являются законным основанием для проведения анализа аудита. Специалист, допустивший отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину нарушения. Анализ аудита напрямую зависит от того, были ли четко соблюдены все стандарты аудита.

Стандарты аудита являются нормативными документами, обязательными для применения, однако в аудиторских фирмах часто разрабатываются и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты. Как правило, такие стандарты являются проверенными на практике методиками проведения конкретных аудиторских процедур, разработанными ведущими специалистами фирмы. Подобные методики держатся в строгом секрете, поскольку с их помощью аудиторская фирма может с наименьшим риском и затратами провести качественную аудиторскую проверку.

 

Значение стандартов аудита

- обеспечивать  высокое качество аудиторской  проверки;  
- содействуют внедрению в практику научных достижений ;  
- помогают пользователям понять процесс проверки;  
- создают общественный престиж профессии;  
- устраняют контроль со стороны государства;  
- помогают аудитору вести переговоры с клиентом.

 

Федеральные стандарты

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) — профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации, разработанные Министерством финансов.

 Стандарты первой очереди были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года; на данный момент действуют 29 (5-й,6-й, 13-й, 14-й и 15-й из 34-х утратили силу) стандарта (ПСАД) плюс 8 федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД). Они основаны на официальном переводе международных стандартов аудита.

Федеральные правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные   правила   аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации

Федеральные стандарты аудита подразделяются на: 
1) федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; 
2) внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. 
Все федеральные правила (стандарты) в России могут быть классифицированы на три группы: 
1) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, близкие по содержанию к соответствующим МСА; 
2) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, отличающиеся от МСА, аналогом которых они являются, какими-либо существенными моментами; 
3) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности и МСА, не имеющие взаимных аналогов.

 

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

ФПСАД № 1 Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности

ФПСАД № 2 Документирование аудита 
ФПСАД № 3 Планирование аудита 
ФПСАД № 4 Существенность в аудите 
ФПСАД № 7 Контроль качества выполнения заданий по аудиту 
ФПСАД № 8 Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности 
ФПСАД № 9 Связанные стороны 
ФПСАД № 10 События после отчетной даты 
ФПСАД № 11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица 
ФПСАД № 12 Согласование условий проведения аудита 
ФПСАД № 16 Аудиторская выборка 
ФПСАД № 17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях 
ФПСАД № 18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников 
ФПСАД № 19 Особенности первой проверки аудируемого лица 
ФПСАД № 20 Аналитические процедуры 
ФПСАД № 21 Особенности аудита оценочных значений 
ФПСАД № 22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника 
ФПСАД № 23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица 
ФПСАД № 24 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами 
ФПСАД № 25 Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация 
ФПСАД № 26 Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности 
ФПСАД № 27 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность 
ФПСАД № 28 Использование результатов работы другого аудитора 
ФПСАД № 29 Рассмотрение работы внутреннего аудита 
ФПСАД № 30 Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации 
ФПСАД № 31 Компиляция финансовой информации 
ФПСАД № 32 Использование аудитором результатов работы эксперта 
ФПСАД № 33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности 
ФПСАД № 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях

Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД)

1. Аудиторское  заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности (ФСАД 1/2010)

2. Модифицированное  мнение в аудиторском заключении (ФСАД 2/2010)

3. Дополнительная  информация в аудиторском заключении (ФСАД 3/2010)

4. Принципы  осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля (ФСАД 4/2010)

5. Обязанности  аудитора по рассмотрению недобросовестных  действий в ходе аудита (ФСАД 5/2010)

6. Обязанности  аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (ФСАД 6/2010)

7. Особенности  аудита отчетности, составленной  по специальным правилам (ФСАД 8/2011)

8. Особенности  аудита отдельной части отчетности (ФСАД 9/2011)

 

 

Международные стандарты аудита 

(МСА) разрабатываются  Международной федерацией бухгалтеров  — международной профессиональной  бухгалтерско-аудиторской организацией, объединяющей членов более 160 национальных  бухгалтерско- аудиторских объединений  и профессиональных организаций из 125 стран мира.

Международные стандарты аудита используются во многих странах мира либо непосредственно, либо в качестве основы для разработки национальных стандартов аудита.

Международные стандарты аудиторской деятельности (МСА) состоят из нескольких взаимосвязанных последовательных частей: 

основные постулаты (закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие общую основу стандартов аудиторской деятельности; они служат аудиторам в качестве схемы для формирования мнений и составления отчетов, в частности, в случаях, когда конкретные стандарты неприменимы); 

общие стандарты (определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ними (подготовленность, компетентность, независимость, объективность, надлежащее внимание при проведении аудита).

Таким образом, МСА содержат:

– основные принципы;

– необходимые процедуры;

– рекомендации по применению принципов и процедур, и включают (введение, в котором отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором);

– разделы, излагающие суть стандарта;

– приложения.

 

 

 

Члены AICPA в 1948 г. официально утвердили десять общепринятых аудиторских стандартов.

Решения AICPA расширили и разъяснили эти десять стандартов. С 1939 по 1972 гг. было подготовлено 54 Положения о процедуре аудита (SAP), впоследствии было выпущено 63 Положения о стандартах аудита (SAS).

Некоторые из них уже утратили силу, другие претерпели ряд изменений. Профессионалы, которым необходимо понять работу и отчеты аудиторов, должны быть детально ознакомлены со стандартами, поскольку они лежат в основе всей фундаментальной специальной литературы.

На сегодняшний день стандарты делятся на 9 групп;

десятая группа представляет собой Положения по международной аудиторской практике.

Вступительная часть, включающая предисловие, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и глоссарий, призвана раскрыть основные концептуальные основы аудита, а также способствовать лучшему пониманию задач и методов работы КМАП и всех основных органов, которые участвуют в разработке и развитии системы МСА.

Глоссарий содержит более 100 терминов и фактически скомпонован из терминов и определений, которые входят в отдельные конкретные МСА. Основное назначение глоссария – единообразное толкование пользователями всех терминов и определений, применимых в МСА.

    • Первый раздел содержит МСА, аналоги которых отсутствуют в российских стандартах аудита, и включает два стандарта, характеризующих все аудиторские процедуры, их перечень, виды аудиторских услуг, основные принципы и концепции, на которых базируются МСА.
    • В разделе «Обязанности» объединены МСА, в которых раскрываются все обязанности аудиторов и руководства проверяемого субъекта в ходе аудита.
    • В третий и четвертый разделы МСА включены стандарты, объединенные проблемами планирования организации системы внутреннего контроля. Они посвящены выбору стратегии аудита, изучению специфики деятельности клиента, определению уровня существенности и аудиторских рисков.
    • Пятый и шестой разделы включают стандарты, посвященные получению аудиторских доказательств с использованием аудиторской выборки, аналитических процедур и др. не только силами аудитора, но также и с привлечением третьих лиц.
    • Седьмой и восьмой разделы МСА объединяют стандарты, которые посвящены правилам составления аудиторских отчетов (заключений).
    • В девятом разделе представлены МСА, раскрывающие сущность, цели и задачи сопутствующих услуг в ходе аудита, которые классифицированы в МСС 120 «Основные принципы МСА».
    • В последнем, десятом разделе объединены «Положения по международной аудиторской практике» (ПМАП). В них включены различные документы, посвященные аудиторской практике в различных организациях и специфическим вопросам аудита. ПМАП дают аудиторам дополнительную информацию и практические рекомендации путем детализации отдельных разделов соответствующих стандартов.

 

 Перечень  международных стандартов аудита (МСА)

Коды с 100 – 199 – Вводный аспект

МСА с 200 – 299 – Обязанности

 с 300 – 399 – Планирование 

400 – 499 –  Внутренний контроль 

500 – 599 –  Аудиторские доказательства 

600 – 699 –  Использование работы третьих лиц

700 – 799 –  Аудиторские выводы и подготовка  отчетов 

800 – 899 –  Специализированные области 

900 – 999 –  Сопутствующие услуги 

1000 – 1100 –  Положения по международной аудиторской  практике 

10 РАЗДЕЛ РАЗВЕРНУТЫЙ

(1000 – Процедуры межбанковского подтверждения

1001 – Автономные  персональные компьютеры 

1002 – Онлайновые  компьютерные системы 

1003 – Система  баз данных 

1004 – Взаимоотношения  между органами банковского надзора  и 

внешними аудиторами

1005 – Особенности аудита малых предприятий

1008 – Оценка  рисков и система внутреннего  контроля 

1009 – Методика  аудита с помощью компьютеров 

1010 – Учет  экологических вопросов при аудите  финансовой 

отчетности

1011 – Выводы  для руководства клиентов и  аудиторов по вопросу

2000 года  – отменен в июне 2001 года 

1012 – Аудит  производных финансовых инструментов )

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ МСА И РОССИЙСКИМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТА

Существующая на данный момент в России система аудиторских стандартов свидетельствует о значительных различиях с МСА (состав, перечень документов, их классификация и внутренняя структура).

Сопоставление российских правил аудиторской деятельности с МСА позволяет выделить следующие группы:

1) ПСАД, совпадающие по содержанию с МСА; 

2) ПСАД, которые в своих существенных содержательных аспектах отличаются от аналога МСА; 

3) ПСАД и МСА, не имеющие аналогов.

 

    • Цель разработки ПСАД – подготовка системы документов, которые основаны на МСА.

 

Основные причины несовпадения ПСАД и МСА: 

-отличия  в российском законодательстве, которое формирует ПСАД (бухгалтерское, налоговое и др.);

-изменение  и переработка самих МСА.

К ПСАД, не совпадающим с МСА, относятся следующие: 

1. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведенного аудита. 

2. Образование аудитора. 

3. Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов

4. Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудита организации. 

5. Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Объединение с налоговыми органами.

Основные причины несовпадения стандартов

1. По поводу «Образования аудитора» в МСА нет единого стандарта, но Международным комитетом по МСА (IFAC) выпускаются отдельные инструктивные и регулирующие материалы. 

2. По поводу  «Письма руководству» у российских разработчиков существует четкое мотивированное мнение о том, что такой стандарт необходим, так как обычно национальные аудиторские стандарты предусматривают наличие той или иной формы развернутого отчета аудитора руководству субъекта. 

3. По поводу  ПСАД «Права и обязанности  аудиторской организации» сложилось мнение как о документе, который, очевидно, ниже по своему уровню, чем стандарт. Эта точка зрения может привести в дальнейшем к отмене данного стандарта. 

Информация о работе Стандарты аудита