Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики важнейшей функцией управления на всех уровнях становится контроль за сохранностью, преумножение собственности и обеспечение текущей доходности капитала. Контроль осуществляется в интересах учредителей, имеющих обязательственные права в отношении организации, в которую они вложили капитал и ориентирующихся на получение дохода (дивиденда) в интересах государства, так как достоверное отражение имущественного положения, доходов (оборотов) и прибыли организации обеспечивает правильное определение налогооблагаемой базы и как следствие налоговых платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………..…............3
1. Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений…………………………………5
1.1. Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по теме курсовой раьоты………
2. Контроль в экономическом значении
2.1. Организациооные формы и виды контроля.………………….……..........9
2.2. Органы государственногоконтроля и их функции……………………..15
2.3. Органы ведомственного контроля и их функции………………………18
2.4. Документальные и фактические методы контроля…………….……22
3.Организация ревизионной работы………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ.…........28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

6.выявление резервов роста финансово-экономического потенциала участников финансовой деятельности;

8.применение мер к  лицам, ответственным за нарушение финансово-экономического законодательства.

Общие принципы финансово-экономического контроля

1. Принцип соответствия является главным принципом контроля. Он означает, что организация, содержание контроля, его цели и задачи должны соответствовать задачам и функциям, стоящими перед государством и экономическими субъектами на данном этапе социально-экономического развития, а так же перед контролирующими органами, организациями и лицами.

2.Принцип эффективности (действенности) проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданных параметров, их причин, а также в оперативности исправления отрицательных результатов, явившихся следствием, обнаруженных отклонений и обеспечении возмещения нарушения причинённого ущерба. На эффективность контроля влияет качество самого контроля и квалификация лиц его осуществляющих.

3. Принцип плановости. Контрльная деятельность должна строиться на обоснованных и проработанных планах и программах. Каждому контрольному мероприятию должно предшествовать предварительное изучение объекта контроля, составление общего плана и программы процедур контроля.

4. Принцип всеобщности. Означает, что любая социально-экономическая деятельность должна системно и комплексно контролироваться с целью установления её законности, целесообразности, эффективности, полноты выполнения и соблюдения установленных сроков.

5. Принцип системности. Подразумевает необходимость обеспечения такой степени охвата различных граней контролируемого процесса, которая гарантировала бы объективность результатов контроля. Этот принцип предполагает так же периодичность проведения контрольных мероприятий на одних и тех же организациях, в том числе повторных проверок по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков.

6. Принцип непрерывности. Означает, что поскольку процесс управления непрерывен, то все объекты контроля подлежат постоянному контролю.

7. Принцип законности. Предполагает осуществление контроля в строгом соответствии с законодательством обеспечения  охраны интересов государства, общества в целом и юридических и физических лиц.

8.Принцип ответственности. Предполагает предусмотренную законодательством ответственность субъектов, вводящих  контроль за соблюдение законов и других нормативных актов, а также за достоверность информации контроля

9. Принцип объективности. Предполагает полное, правильное своевременное отражение результатов контроля и действий должностных лиц на основе сопоставления содержания установленных фактов с регулирующими контролируемую деятельность законами, инструкциями и управленческими решениями.

10. Принцип научности. Означает, что контроль осуществляется путём применения научно-обоснованных методов и приёмов.

Классификация контроля.

По характеру субъектов  контроля: внешний и внутренний.

По охвату проверкой  и обследованием: полный и частичный.

по методу проверки документов: сплошной, выборочный.

По времени проведения: предварительный (до совершения хозяйственной операции): текущий, последовательный.

По источникам информации: документальный и фактический (инвентаризация).

По цели:

1.Ревизия – это система контрольных действий, осуществляемая по заданию руководителя выше стоящей организации налоговых и других органов. В ходе ревизии устанавливается законность, целесообразность, достоверность совершённых операций, а также действий должностных лиц, участвующих в операциях.

2.Тематическая проверка – изучение одной из сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятия (сохранность материалов).

3.Следствие – процессуальные действия, в ходе которых устанавливается виновность отдельных лиц.

4.Служебное расследование – ведётся по инициативе руководителя предприятия. Поводом является факты злоупотреблений должностных лиц.

5.Аудит – независимая проверка  с целью выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Формы контроля:

1.Государственный контроль –  обеспечивает  интерес государства и общества. Проверяет выполнение обязательств физическими и юридическими лицами перед государством и соблюдение законности.

Государственный контроль ведется как в масштабе РБ, так и в масштабе

Основные задачи государственного контроля:

1.контроль за образованием и использованием государственных средств и ее субъектов;

2.контроль за деятельностью  органов исполнительной власти  на которые возложено проведение  финансовой, налоговой, бюджетной, денежной и валютной политики;

3.проверка правильности  и законности проведения финансовых  средств государства и ведения бухгалтерскго учета;

4.проверка эффективности  и законности расходования государственных   средств;

5.проверка правильнсти  расчетов и уплаты налогов.

Объекты государственного финансового контроля:

1.государственные органы и структуры;

2.промышленные и коммерческие предприятия финансируемые за счет государственных средств или полученные государственные субсидии;

3.общественные и правительственные  организации и физические лица в части уплаты налогов и осуществляющие деятельность регулируемой государством.

Внутриведомственный контроль. Его осуществляют министерства, ведомства, департаменты, комитеты в отношении подведомтсвенных организаций. Осуществляет контрольно-ревизионное управление (КРУ), министерства и ведомств.

Функциями которых  является:

1.всесторонняя проверка состояния подведомств организаций;

2.контроль за сохранностью  ресурсов;

3.выявление хозяйственных  и финансовых нарушений;

4.контроль за правильностью  постановки учета и отчетности;

5.выявление внутрихозяйственных  резервов повышения эффективности производства.

Вневедомственный контроль. Он  осуществляется министерствами в отношении различных организаций в виде ревизий производственно-хозяйственной деятельности.

Внутрихозяйственный контроль. Осуществляется внутри организации  отделами, службами. Он защищает интересы предприятия и его коллектива от злоупотребления и обеспечивает повышение эффективности его хозяйственной деятельности. Задача этого контроля систематизированное и повседневное наблюдение за использованием всех видов ресурсов.

Специализизируемый контроль. Осуществляет проверку соблюдения уставов порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций вхрдящих в их компетенцию.

Общественный контроль. Реализуется на основе общественных институтов и законах. Обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтерисованым лицам.

На предприятии контроль заключается в том, чтобы проверять, всё ли полняется в соответствии с учреждёнными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель – выявить слабые места и ошибки, своевременно исправлять их и не допускать повторения. Контролируется всё: предметы, люди, действия. Методы контроля – способы проверки состояния дел, определения эффективности хода работы, выполнения решений, соблюдение требований законодательства, норм морали. Существует множество конкретных мероприятий, реализующих контроль. Но во всех случаях необходимо выполнение двух условий: наличие плана и каких-либо нормативов, а также организационных структур, ответственных за соответствующие вопросы. Выделяют три вида контроля: текущий, опережающий, результирующий. Текущий контроль предполагает три этапа:

1. Установление нормативов;

2. Сопоставление фактической  деятельности с нормативами;

3. Корректирование отклонений  от плана или норматива.

Реализация этого контура  обратной связи обладает некоторой  инерцией. За счёт потери времени и  отсрочки корригирующих воздействий возможно усугубление положения, переход в новое, подчас грозное качество. В связи с этим существует иной вид контроля, который позволяет компенсировать инерционность системы. Это – опережающий контроль. Опережающий контроль базируется на предвидении. Использование опережающего контроля предполагает контроль за вводными переменными и прогноз развития ситуации. Сложность состоит в том, чтобы правильно определить эти переменные, построить модель процесса, отразить в этой модели динамику, организовать отбор данных о вводных переменных, осуществить оценку вводных данных в контексте их контрольных значений, наметить и осуществить корректирующие мероприятия. Имея систему опережающего контроля, руководитель уже может не тащиться в хвосте у событий, а вносить изменения в систему до снижения параметров ниже некоторых критических точек. Таким образом в поле внимания руководителя должна быть информация не только об отклонениях вводных переменных, но и о критических точках.

Для постановки системы  опережающего контроля Г. Кунц предлагает руководителю ответить на следующие вопросы:

1. Какие моменты лучшим  образом отражают цели подразделения?

2. По каким признакам  вернее всего можно судить  о том, что эти цели не  выполняются?

3. Каковы оптимальные  методы оценки серьёзных отклонений?

4. Каким образом можно  получить информацию о том,  кто конкретно несёт ответственность  за те или иные неполадки?

5. Разработка каких  нормативов потребует наименьших  затрат?

6. Для каких нормативов  сбор данных экономически оправдан?

Степень направленности опережающего контроля в деятельности руководителей зависит от опыта, индивидуально-психологических особенностей, характера мотивационных значений, исходящих от разных подсистем организации.

В настоящее время  предъявляют особые требования к  навыкам создания систем опережающего контроля даже на уровне небольших  по объёму деятельности предприятий. Так  предпосылкой выживания предприятия в условиях рынка является отлаженный опережающий контроль.  Наряду с текущим и опережающим контролем можно выделить ещё один его вид. Это – контроль выполнения или результирующий контроль. Его целью является определение степени соответствия конечного результата какой-либо деятельности образцу, ожидаемому результату или нормативно обусловленному варианту поведения. Контроль выполнения целесообразен тогда, когда, хотя воздействовать на результаты уже невозможно, на его основе возможны выводы, способствующие разработке мероприятий по совершенствованию в данном вопросе.  Как правило, делаются выводы о необходимости применения соответствующих санкций в отношении исполнителей или организаторов исполнения.

 

2.2. Органы государственного  контроля и их функции.

Контролирующими органами Республики Беларусь являются:

а) Министерство внутренних дел Республики Беларусь. От имени  МВД на проведение проверок уполномочены сотрудники подразделений:

- по борьбе с экономическими преступлениями;

- по организованной преступности и коррупции;

- других подразделений Следственного комитета МВД;

б) милиция общественной безопасности в лице участковых инспекторов милиции, которые вправе осуществлять проверки предприятия на его объектах, расположенных на территории административных участков, вверенных им в оперативное обслуживание;

в) Прокуратура Республики Беларусь;

г) Комитет государственного контроля Республики Беларусь;

д) Государственный комитет  финансовых расследований Республики Беларусь;

е) Государственный налоговый комитет Республики Беларусь;

ж) Комитет государственной  безопасности Республики Беларусь;

з) Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;

и) Комитет по надзору  за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Проматомнадзор);

к) Концерн по нефти  и химии Республики Беларусь (Белнефтехим);

л) органы пожарного надзора, государственной инспекции труда, государственной статистики, государственной  инспекции архивов и делопроизводства, комитета стандартизации, метрологии и сертификации, санитарного надзора, государственного контроля за порядком формирования цен и т. д.

Права, обязанности названных  органов и порядок реализации их полномочий регламентируются следующими актами законодательства:

  • Закон Республики Беларусь "О милиции" (от 26 февраля 1991 г. № 637-ХП);
  • Закон Республики Беларусь "О прокуратуре Республики Беларусь" (от 29 января 1993 г. № 2139-ХП);
  • Закон Республики Беларусь "О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь" (от 2 февраля 1994 г. № 2737-ХП);
  • Закон Республики Беларусь "Об органах государственной безопасности Республики Беларусь" (от 3 декабря 1997 г. № 102-3);
  • Закон Республики Беларусь "Об оперативно-розыскной деятельности" (от 9 июля 1999 г. № 289-3);
  • Закон Республики Беларусь "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (от 9 июля 1999 г. № 275-3);
  • Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (от 16 июля 1999 г. № 295-3);
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях) (от 6 декабря 1984 г. № 4048-Х);
  • Положение о Государственном комитете финансовых расследований Республики Беларусь (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 1998 г. № 313);
  • Закон Республики Беларусь "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь" (от 9 февраля 2000 г. № 369-3);
  • Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673);
  • Положение о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1999 г. № 87);
  • другие подзаконные нормативные акты.

Информация о работе Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений