Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики важнейшей функцией управления на всех уровнях становится контроль за сохранностью, преумножение собственности и обеспечение текущей доходности капитала. Контроль осуществляется в интересах учредителей, имеющих обязательственные права в отношении организации, в которую они вложили капитал и ориентирующихся на получение дохода (дивиденда) в интересах государства, так как достоверное отражение имущественного положения, доходов (оборотов) и прибыли организации обеспечивает правильное определение налогооблагаемой базы и как следствие налоговых платежей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………..…............3
1. Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений…………………………………5
1.1. Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по теме курсовой раьоты………
2. Контроль в экономическом значении
2.1. Организациооные формы и виды контроля.………………….……..........9
2.2. Органы государственногоконтроля и их функции……………………..15
2.3. Органы ведомственного контроля и их функции………………………18
2.4. Документальные и фактические методы контроля…………….……22
3.Организация ревизионной работы………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ.…........28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Основными задачами контролирующих органов в ходе проверок субъектов хозяйствования являются:

  • проверка соблюдения законодательства Республики Беларусь;
  • выявление и пресечение злоупотреблений и других правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам государства;
  • проверка законности совершаемых хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;
  • проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в государственный бюджет и государственные фонды налогов и неналоговых платежей;
  • проверка соблюдения правил экологии, промышленно-бытовой санитарии и пожарной безопасности, условий эксплуатации объектов повышенной опасности, соблюдения лицензионных требований;
  • защита прав, свобод, законных интересов, собственности граждан, общества, государства от преступных посягательств.

В целях координации  деятельности контролирующих органов  Указом Президента Республики Беларусь № 673 от 15.09.99 г. образован Совет по координации контрольной деятельности, который должен обеспечить выполнение решений президента, координировать деятельность контролирующих органов, организовывать совместные проверки хозяйствующих субъектов, проводить анализ итогов контрольной деятельности.

Основные функции Комитета государственного контроля:

1) контроль исполнения  законов Республики Беларусь, постановлений Верховного Совета, Палаты представителей и соответствия им других актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

2) контроль за своевременным  поступлением доходов в бюджет, целевым и экономным использованием средств государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов;

3) проверка законности  и эффективности использования  государственных ресурсов всеми государственными организациями и предприятиями, а также предприятиями с долей государственной собственности, использования материальных и денежных средств, направляемых государством на создание и развитие предприятий негосударственных форм собственности;

4) контроль за состоянием  контрольно-ревизионной работы в органах государственного управления;

5) проверка финансово-хозяйственной  деятельности государственных организаций, представительств и учреждений, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств бюджета;

6) контроль внешнеэкономической  деятельности органов государственного управления, законности и эффективности использования государственных средств при осуществлении внешнеторговых операций, создании и организации деятельности совместных предприятий, привлечении иностранных инвестиций на развитие экономики республики.

Министерство финансов и eгo органы ведут контроль за полнотой и своевременностью поступления  средств в бюджет и целевым  их использованием, за соблюдением финансовой дисциплины учреждениями и организациями, состоящими на государственном бюджете.

Органы Государственного налогового комитета контролируют соблюдение налогового законодательства, призваны предупреждать, выявлять и пресекать  факты нарушения налогового законодательства, обеспечивать своевременность поступления налоговых и неналоговых платежей в бюджет. При выявлении нарушений органы Государственного налогового комитета имеют право взыскивать налоги, сборы и отчисления, применять к нарушителям финансовые санкции.

Министерство экономики  осуществляет контроль за социально-экономическим развитием республики в территориально-отраслевом разрезе и эффективностью использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Министерство статистики и анализа контролирует по данным отчетности выполнение планов социально-экономического развития по территориально-отраслевому признаку, наличие материальных, трудовых и других ресурсов, необходимых для развития национальной экономики; анализирует статистические материалы и вносит правительственным органам республики предложения по актуальным вопросам развития национальной экономики.

Большую и важную работу проводят органы специализированного контроля, представленные различными государственными инспекциями. Инспекции контролируют предприятия, организации и учреждения по вопросам, входящим в их компетенцию.

Административные  органы (Верховный суд, Хозяйственный  суд и др.) призваны обеспечить строгий контроль за соблюдением всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными лицами действующего законодательства.. В соответствии с этим административные органы осуществляют проверки состояния исполнительской дисциплины, выявляют факты нарушений законов, виновных в этом лиц и сумму причинённого материального ущерба, принимают меры к привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причиненного государству материального ущерба.

 

2.3. Органы ведомственного  контроля и их функции.

Ведомственный контроль – составная часть государственного контроля, осуществляемая республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами (далее – органы государственного управления) в целях обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности (далее – организации) требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических правонарушений, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организаций.

Министерства, иные республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы (если не определено иное, далее – органы государственного управления) осуществляют контроль за финансово-хозяйственной деятельностью всех подчиненных или входящих в их состав организаций государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности.

В осуществлении  функций ведомственного контроля принимают  участие все подразделения и  службы органов государственного управления с учетом специфики возложенных на них задач.

Ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных органам государственного управления или входящих в их состав, по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов проводятся ведомственными контрольно-ревизионными службами этих органов.

Ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных органам государственного управления или входящих в их состав, не имеющих собственной контрольно-ревизионной службы, и индивидуальных предпринимателей по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов проводятся Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РБ и его органами на местах.

При министерствах, иных республиканских органах государственного управления, объединениях (учреждениях), подчиненных правительству Республики Беларусь, могут создаваться с согласия Президента Республики Беларусь организации, осуществляющие ведомственный контроль.

Юридические лица с долей государственной собственности, в которых в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от обязательных ежегодных аудиторских проверок.

Министерства, иные республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные правительству Республики Беларусь, ежегодно до 1 января представляют в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь утвержденные планы проведения ревизий (проверок) юридических лиц, находящихся в их ведении, на предстоящий год для использования этих планов при подготовке единого координационного плана работы контролирующих органов.

Юридические лица, у которых ведомственными контрольно-ревизи-онными службами в результате проведения ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности выявлены нарушения законодательства в сфере экономических отношений, освобождаются от экономической ответственности в случае устранения выявленных нарушений и информирования об этом ведомственных контрольно-ревизионных служб в течение 30 дней со дня составления акта ревизии (проверки). При неустранении юридическим лицом в течение указанного срока выявленных нарушений и неинформировании об их устранении ведомственных контрольно-ревизионных служб, проводивших ревизию (проверку) финансово-хозяйственной деятельности, уполномоченными контролирующими органами применяются экономические санкции в полном объеме.

Ответственность за организацию и состояние ведомственного контроля в соответствующих органах государственного управления возлагается на их руководителей.

Контрольно-ревизионная  служба является самостоятельным структурным подразделением (управление, отдел) органа государственного управления и подчиняется непосредственно его руководителю. В случае, если в качестве самостоятельного структурного подразделения контрольно-ревизионная служба не может быть создана, организация и осуществление ведомственного контроля возлагаются на руководителя службы бухгалтерского учета (главного бухгалтера) соответствующего органа государственного управления.

Контрольно-ревизионная  служба органа государственного управления:

  • координирует деятельность структурных подразделений органа государственного управления при осуществлении им ведомственного контроля;
  • организует и проводит проверки (ревизии) финансово-хозяйст-венной деятельности организаций, подчиненных соответствующему органу государственного управления или входящих в его состав;
  • разрабатывает проекты нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление ведомственного контроля;
  • проводит работу по изучению и распространению в соответствующей отрасли более совершенных форм организации ведомственного контроля;
  • на основе анализа выявляемых нарушений в установленном порядке вносит предложения по изменению и дополнению законодательства в сфере экономических отношений;
  • ведет учет проведенных проверок (ревизий) финансово-хозяйст-венной деятельности организаций, их результатов и принятых по ним мер, составляет и представляет отчетность о проделанной контрольно-ревизи-онной работе.

Плановые проверки (ревизии) финансово-хозяйственной  деятельности организаций проводятся, как правило, один раз в год, а организаций, финансируемых из бюджета, – не реже одного раза в два года. В отдельных случаях руководитель органа государственного управления вправе принять решение о проведении плановой проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организации один раз в два – три года.

Внеплановые проверки (ревизии) одной и той же организации проводятся в соответствии с Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 (в редакции Указа № 722 от 06.12.2001г.).

Порядок организации  и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной  деятельности организаций контрольно-ревизионной  службой органа государственного управления определяется Инструкцией о порядке организации и проведения проверок (ревизий), которые утверждаются руководителем соответствующего органа государственного управления по согласованию с Министерством финансов либо его территориальными органами в областях и г. Минске.

Материалы проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, проведенных контрольно-ревизионными службами органов государственного управления, представляются по запросам в Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам и их территориальные органы.

В условиях рыночных отношений в целях стабилизации экономики и наиболее эффективного воздействия государственных органов  на хозяйственные структуры, базирующиеся на государственной собственности или состоящие на государственном бюджете, контроль должен отличаться высокой мобильностью, оперативностью и достоверностью.

 

 

2.4. Документальные и фактические методы контроля.

Метод финансового контроля характеризуется использованием ненаучных  методических приемов исследуемых  объектов контроля и собственных конкретно научных имперических, методических приемов экономического исследования.

Существует 2 группы методов документального  контроля:

1.Методы формально-правовой проверки документов:

А) проверка соблюдения правил составления. Полноты и подлинности оформления документов;

Б) сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными нормативами;

В) проверка соблюдения правил. Учета выделенных хозяйственных опреций. Т.е. проверка соответствия отражения в документах оперций установленным правилам;

Г) проверка арифметических расчетов.

2.Методы проверки  реальности (достоверности) отражения в документах обстоятельств и процессов:

А) сопоставление данных документов отражающих операции с данными документов, которые явились основанием этих операций;

Б) получение письменного подтверждения от 3-х лиц о реальности остатков на счетах 50,51,76,60,62;

В) проверка записей в  регистрах бухгалтерского учета и отчетности. Корреспонденция счетов;

Г) аналитические процедуры;

Д) прослеживание;

Е) специальные методы – встречная проверка, взаимная проверка, контрольное сличение;

Информация о работе Сущность и назначение контроля в условиях развития рыночных отношений