Сущность и принципы позаказного метода учета затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:32, реферат

Краткое описание

Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции. Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений руководителям предприятий необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выявить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства. Эффективность работы организации во многом зависит от информации о формировании себестоимости. Тому есть причины:
▪ затраты на производство продукции являются базой для установления продажной цены
▪ информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством

Вложенные файлы: 1 файл

ваввап.docx

— 56.73 Кб (Скачать файл)

Каждый вариант характеризуется особенностями выбора объектов учета затрат, документирования прямых затрат, обобщения и распределения косвенных расходов между готовой продукцией и незавершенным производством, а также между заказами.

Калькулирование заказа происходит по мере его окончания. Все затраты группируются в карточке набора затрат. До завершения всех работ по заказу затраты представляют собой незавершенное производство. Себестоимость законченного заказа определяют суммированием затрат.

      На практике  производственные условия могут  отличаться от рассмотренного  «классического» варианта. Например, судостроение имеет длительный  цикл производства с одновременным  изготовлением частей судна. Параллельная  технология изготовления не позволяет  последовательно собирать затраты.

      В этом  случае в дополнение к основному  заказу открывают несколько внутренних  заказов, число которых соответствует  конструкционным элементам изделия. Принятый порядок обеспечивает  локализацию:

    • затрат по отдельным частям общего заказа. Кроме того, продукция некоторых отраслей машиностроения имеет взаимозаменяемость отдельных
    • деталей и узлов до 60 – 70 %. Предприятие открывает для таких деталей и узлов отдельный заказ, что локализирует затраты и дает возможность распределить их по индивидуальным заказам.

      Сводный  учет затрат по заказам организуется  по нескольким вариантам:

      • с помощью  контрольных счетов;

      • раздельного  учета;

      • калькуляции  себестоимости по контракту.

      Контрольные  счета – система учета, предусматривающая  открытие счетов затрат и корреспондирующих  с ними счетов в традиционном  порядке финансового учета. Аналитические  счета затрат представлены карточками  набора затрат – «карточками  заказов», на которых обобщают  прямые затраты, косвенные – по  расчетам распределения заносят  по истечении отчетного периода. Карточку закрывают по мере  выполнения всех работ, предусмотренных  заказом. Все бухгалтерские записи  производят в ведомостях, итоги  переносят в счета главной  книги. Раздельный учет – система  учета, предусматривающая отдельное  открытие счетов в управленческом  и финансовом учете, при этом  в счетах затрат не делают  записей о финансовых операциях. Этот вариант предусматривает  дублирование записей в двух  видах учета. Калькуляция себестоимости  по контракту – система учета  и калькулирования крупных изделий  с длительным циклом производства. Контрактом предусматриваются промежуточные  выплаты производителю за этапы  выполненных работ. Сумма платежей  определяется стоимостью реализованных  работ, подтвержденных актом заказчика. По мере поступления платежей  определяют затраты, которые необходимо  включить в себестоимость реализованной  продукции для расчета прибыли  за данный период.

      Здесь же  определяется величина неистекших издержек, т.е. себестоимость незавершенных и не сданных заказчику работ. При использовании системы калькуляции по контракту рекомендуется придерживаться установленных для этой системы следующих принципов:

      1. Не рассчитывать  прибыль на ранних этапах выполнения  контракта – это низкая достоверность  оценки доходов и затрат.

      2. Проявлять  осмотрительность – убытки, выявленные  в отчетный период, должны быть  отнесены к себестоимости реализованных  работ этого же периода. Если  ожидаются убытки, то их

      сумма включается  в себестоимость реализованной  продукции после того, как установлена  вероятность убытков. Например, создается  резерв на оплату отпусков  рабочих и начислений, связанных  с оплатой отпускных сумм.

      3. Быть осмотрительным  при значительных затратах на  контракт, выполненный в пределах 35 – 85%.

      Таким образом, система позаказного учета и  калькуляции себестоимости характеризуется:

      1) концентрацией  данных о расходах и отнесением  затрат на отдельные виды работ  или серии готовой продукции;

      2) изменением  величины затрат по каждой  завершенной партии, а не за  промежуток времени;

      3) ведением  в главной книге счета «Основное  производство», по дебетовому остатку  которого показывается величина  незавершенного производства.

      Позаказный  метод учета затрат калькулирования  себестоимости продукции используют  и в непромышленных фирмах, при  этом:

      • выделяется  одна статья прямых затрат  и применяется один коэффициент  накладных расходов;

      • выделяется  несколько статей прямых затрат  и рассчитывается несколько коэффициентов  накладных расходов.

      Третий  подход на практике встречается  редко.

 

5. Практическое применение позаказного  метода учета затрат.

 

Позаказный метод калькулирования затрат включает в себя ряд операций, связанных с фактическими затратами на материалы, оплату труда и общепроизводственными расходами. Разберем методику применения позаказного метода учета затрат на примерах.

Пример 1. На предприятии для учета материалов, как основных, так и вспомогательных, используется активный счет «Материалы». По дебету счета отражают покупку и поступление материалов на склад, по кредиту – отпуск материалов в производство. В течение года было приобретено основных материалов на сумму 95600 руб., а вспомогательных – на 5100 руб. Материалы по себестоимости оприходованы на счет «Материалы». На начало года сальдо счета «Материалы» – 61000 руб., сальдо счета «Незавершенное производство» – 20000 руб.

Проводка 1

Материалы 95600

Счета к оплате 95 600

Проводка 2

Материалы 5100

Счета к оплате 5100

По предъявлении требования на отпуск материалов были отпущены со склада: основные материалы на 84000 руб. и вспомогательные материалы на 19800 руб. Стоимость отпущенных основных материалов относят на счет «Основное производство» и одновременно делают записи на карточках заказов «16АГ» – 51800 руб. и «23СН» – 32200 руб. Стоимость вспомогательных материалов списывают на счет «Общепроизводственные расходы».

Проводка 3

Незавершенное производство 84000

Общепроизводственные расходы 19800

Материалы 103800

Начисление заработной платы производственным рабочим и административно-управленческому персоналу цехов отражается тремя проводками. Сначала записывается общая задолженность организации по заработной плате к налогам на заработную плату.

Проводка 4

Фонд заработной платы 150 000

Налог на заработную плату к оплате 6 480

Подоходный налог к оплате 14 000

Заработная плата к оплате 129 520

Причитающиеся суммы заработной платы выплачены чеками.

Проводка 5

Заработная плата к оплате 129 520

Денежные средства 129 520

Прямые расходы на заработную плату производственных рабочих списываются на счет «Незавершенное (основное) производство». Общая сумма косвенных затрат на заработную плату управленческого персонала цехов, участков и иных подразделений списывается на счет «Общепроизводственные расходы». Одновременно расходы на оплату труда регистрируются на карточках заказов «16АГ» – 87 000 руб., «23СН» – 28000 руб.

Проводка 6

Незавершенное производство 115000

Общепроизводственные расходы 35000

Фонд заработной платы 150000

Общепроизводственные расходы за отчетный период были следующие: на электричество – 10200 руб.; содержание и ремонт имущества – 18400 руб.; страхование имущества – 7300 руб.; налог на имущество – 6450 руб. Расходы оплачены.

Проводка 7

Общепроизводственные расходы 42350

Денежные средства 42350

Общепроизводственные расходы списывают на основе нормативного коэффициента списания общепроизводственных расходов. В нашем примере – 85% прямых трудовых затрат в рублях (115000 руб. * 85%). Одновременно списание общепроизводственных расходов отражают на карточках заказов «16АГ» – 73950 руб. (87000 руб. * 85%), «23СН» – 23800 руб. (28000 руб. * 85%).

Проводка 8

Незавершенное производство 97750

Списанные общепроизводственные расходы 97750

Законченная продукция поступает на склад готовой продукции, что отражается по дебету счета «Готовая продукция». После выполнения заказа карточка заказа изымается, ее данные переносятся на счет «Готовая продукция». Предположим, что заказ «16АГ» был закончен.

Определение себестоимости производства единицы продукции при позаказном методе калькулирования себестоимости является довольно простой процедурой. Когда заказ выполнен, все затраты суммируются. В нашем примере на заказ «16АГ» было затрачено 212750 руб., заказ состоит из 12 изделий, тогда себестоимость единицы произведенной продукции равна 17729,17 руб. (212750 руб.: 12

Пример 2 .Основным видом деятельности предприятия является строительство. Объектом учета и калькулирования является отдельный заказ на строительство, выполняемый по договору на его осуществление.

Прямые затраты непосредственно относятся к конкретному заказу — это затраты сырья и материалов, заработной платы производственных рабочих, занятых изготовлением заказа, вместе с отчислениями на социальные нужды.

На счете 20 «Основное производство» организуется аналитический учет по каждому заказу. Прямые материалы и прямой труд относятся непосредственно на конкретный заказ, списываются и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство», затраты, прямо не прослеживаемые, такие как заводские накладные расходы, относят на отдельные работы с использованием заданной ставки распределения накладных расходов. Ставкой распределения накладных расходов является заработная плата основных рабочих.

Рассмотрим на примере двух заказов. Организация выполняет два заказа, строительство жилого дома и строительство торгового центра.

Заказ на строительство жилого дома – заказ №1. Стоимость заказа №1 по договору составила 3000000 руб. Заказ на строительство торгового центра – заказ №2.Стоимость заказа №2 по договору – 2000000 руб.

Остаток незавершенного производства на начало месяца по заказу №1 составил:

Основное производство – 1300000 руб.

Общепроизводственные расходы – 160000 руб.

Общехозяйственные расходы – 230000 руб.

В текущем месяце завершен заказ №1 и передан заказчику. По заказу №2 закончено строительство фундамента и начато строительство первого этажа. Общехозяйственные расходы в этом месяце составили 260000 руб.

 

 

Таблица 2. Ведомость по учету затрат по заказу №1 (тыс.руб.)

Статья расходов

Заказ №1

Материалы

110

Заработная плата основных рабочих

100

Отчисления на соц. нужды (26%)

26

Энергия технологическая

53

Топливо

23

Общепроизводственные расходы

41

Остаток НЗП

1690

Итого:

2043


 

 

Таблица 3. Ведомость по учету затрат по заказу №2 (тыс.руб).

Статья

Заказ №2

Материалы

250

Заработная плата основных рабочих

110

Отчисления на соц. нужды (26%)

28,6

Энергия технологическая

56

Топливо

20

Общепроизводственные расходы

160

Остаток НЗП

-

Итого:

624,6


 

 

Распределение общехозяйственных расходов производится по заказам пропорционально заработной плате основных производственных рабочих. Общая сумма начисленной заработной платы составила: 210000 руб.

Заказ №1: (260000 х 100000)/210000= 123809,52

Заказ №2: (260000 х 110000)/210000=136190,48

Остаток НЗП по заказу №2 рассчитывается по фактическим затратам и составляет: 624600 + 136190,48= 760790,48

Фактическая себестоимость заказа №1 определяется после выполнения.

Фактическая себестоимость заказа №1: 2043000 + 123809,52=2166809,5

 Позаказный метод учета  затрат калькулирования себестоимости  продукции используют и в непромышленных  фирмах, при этом:

- выделяется одна статья  прямых затрат и применяется  один коэффициент накладных расходов;

- выделяется несколько  статей прямых затрат и выбирается  один коэффициент накладных расходов;

- выделяется несколько  статей прямых затрат и рассчитывается  несколько коэффициентов накладных  расходов.

Третий подход на практике встречается редко.

Рассмотрим первый и второй подходы на примере аудиторской фирмы.

Пример 3. Труд аудитора, затраченный на консультации (то есть, на выполнение договоров) относится к прямым трудозатратам. Все другие статьи расходов по фирме классифицируются как накладные.

Фирма имеет следующий бюджет (это сумма спрогнозированных затрат, рассчитанных в соответствии с предварительными оценками деятельности предприятия на ближайший финансовый год):

1) выручка 15 000 р. – 100 %;

2) прямые трудозатраты 3750 р. – 25 %;

3) разница 11 250 р. – 75 %;

4) накладные расходы 10 500 р. – 70 %;

5) операционная прибыль 750 р. – 5 %.

В этом примере коэффициент накладных расходов (отношение плановых накладных расходов к плановым затратам труда)

Информация о работе Сущность и принципы позаказного метода учета затрат