Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 11:41, контрольная работа

Краткое описание

Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов. Контроль — это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Экономический контроль предполагает постоянное действие механизма возврата к ранее принятым решениям.

Вложенные файлы: 1 файл

Контроль и ревизия.docx

— 55.11 Кб (Скачать файл)

 

1. Сущность, роль  и функции контроля в управлении  экономикой

Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов. Контроль — это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Экономический контроль предполагает постоянное действие механизма возврата к ранее принятым решениям. Он является объективной необходимостью в сфере деятельности любой организации.

Экономический контроль должен осуществляться на всех уровнях управления и проявляется в постоянной проверке исполнения решений законодательных органов и правительства на федеральном и местном уровне по экономическим и хозяйственным вопросам, осуществляемых специальным аппаратом квалифицированных специалистов.

Действие экономического контроля в обществе неразрывно связано с управлением, является его составной частью и проявляется в систематической проверке исполнения решений федеральных и местных органов по экономическим и хозяйственным вопросам.

Экономический контроль имеет широкое обобщающее значение и включает в себя различные виды:

-финансовый контроль (Финансовый  контроль - завершающая стадия управления  финансами на всех уровнях  финансовой системы).

-производственно-хозяйственный (Производственно - хозяйственный контроль выражается в проверке производства продукции, использования сырья и материалов, основных фондов и трудовых ресурсов, состояния экологии и др.)

-контроль правоохранительных  органов в области экономики (Контроль со стороны правоохранительных органов МВД, прокуратуры, ФСБ и других направлен на пресечение правонарушений в области экономики),

-общественный контроль (Общественный  контроль осуществляется средствами массовой информации, при наличии законодательных актов существует возможность широкого привлечения к данному процессу различных общественных организаций, партий и отдельных граждан. Общественный контроль должен развиваться в органическом сочетании с государственным контролем и быть направлен на пресечение коррупции.)

В осуществлении контроля важное место отводится работникам учетной службы субъекта хозяйствования, так как именно они проверяют действия отдельных должностных лиц, вскрывают недостатки, нарушения или злоупотребления в их деятельности, устанавливают причины нарушений и виновных лиц. Экономический  контроль выполняет несколько функций:

-Информационная функция заключается в том, что информация, полученная в результате экономического контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта. Данная информация способствует объективному изучению состояния дел контролируемого объекта, помогает выявить влияние факторов, способствующих росту эффективности производства.

-Профилактическая функция заключается в том, что экономический контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе.

-Мобилизующая функция контроля заставляет субъекты хозяйствования ответственно выполнять свои обязательства. Предприятие должно обеспечить рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов. Рациональное использование средств — достижение наиболее высоких показателей производства при наименьших затратах ресурсов и труда. Предприятие должно мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы для достижения поставленной цели и эффективного ведения производства.

- Воспитательную функцию; приобщая людей к управлению производством, он воспитывает у работников предприятий потребность неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения своих обязанностей.

Перед контролем стоят следующие основные задачи:

- проверка соблюдения  субъектом хозяйствования законодательства в сфере экономических отношений;

-проверка законности  совершаемых субъектом хозяйствования  хозяйственных и финансовых операций, обеспечение сохранности имущества;

-своевременное выявление, пресечение и предотвращение  правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам общества, установление причин и условий, способствующих их совершению;

-принятие мер по возмещению  причиненного ущерба;

-выявление неиспользуемых  резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта хозяйствования.

 В условиях рыночной экономики функция контроля становится ведущей в государственном управлении. Получив широкую хозяйственную самостоятельность, решая вопрос об источниках привлечения финансовых ресурсов и распределении получаемого дохода, хозяйствующие субъекты несут ответственность за законность своей деятельности и достоверное отражение своих финансовых результатов в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государство и его контрольные органы, осуществляя контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивают защиту своих граждан от незаконных действий предпринимателей, менеджеров; государство гарантирует сохранность собственности граждан и исполнение обязательств, которые принимают собственники в отношении наемных работников, и хозяйствующие субъекты в отношении государства и друг друга.

Контроль может носить правовой, административный характер; большое значение имеет технический, экономический контроль; хозяйствующие субъекты организуют экономический и общехозяйственный контроль.

 Контроль подразделяется по субъектам. Президентский осуществляется Главным контрольным управлением Администрации Президента РФ, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления осуществляется Счетной палатой РФ, федеральным казначейством на местах, министерством финансов РФ; контроль исполнительных органов власти выполняет Федеральная служба финансово  - бюджетного надзора РФ и местные министерства, контроль за финансово-кредитными органами осуществляется со стороны Центрального банка РФ; внутрифирменный может быть представлен в виде контроля министерств за подведомственными организациями и контроль внутри организаций (фирм, акционерных обществ и т.д.), независимый контроль (аудит) осуществляют» аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы.

По объектам контроль можно подразделить на бюджетный налоговый, валютный, кредитный, страховой, таможенный, над внебюджетными фондами, инвестиционный и др.

Государственный финансовый вневедомственный контроль проявляется в деятельности Счетной палаты РФ, действующей в соответствии со ст. 101 п.5 Конституции Российской Федерации и закона РФ №4-ФЗ «О Счетной палате РФ» от 11 января 1995 г.

Деятельность Счетной палаты связана с контролем с использованием федеральной собственности и расходованием федеральных средств. Форма контроля Счетной палаты выражается в организации тематических проверок и ревизий. По результатам проверки и выявленным нарушениям руководителям организаций направляются представления для принятия мер по их устранению, а в случаях хищения государственных средств дела передаются в прокуратуру. На уровне республик, края, области сходные функции выполняют местные контрольно-счетные палаты.

Органы Федерального казначейства наряду с Министерством финансов РФ осуществляют финансовый контроль за соблюдением исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Параллельно с деятельностью Министерства финансов РФ, Федеральным казначейством и другими организациями отдельные функции контроля по формированию доходной части бюджета выполняет Министерство по налогам и сборам.

Ведомственный контроль за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений осуществляется соответствующими вышестоящими органами управления. Данный контроль осуществляют специальные должностные лица, состоящие в штатах контрольно-ревизионных подразделений соответствующих министерств и ведомств. Совокупность этих подразделений и штатов составляет понятие ведомственного контрольно-ревизионного аппарата, численность которого определяется количеством подведомственных организаций и учреждений, деятельность которых подлежит систематическому контролю.

Основными функциями органов ведомственного контроля являются:

- осуществление систематического  контроля за состоянием экономики подведомственных организаций и учреждений;

- осуществление контроля  за производственно-финансовой деятельностью подведомственных предприятий путем проведения ревизий и тематических проверок;

- пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства, наличия всякого рода излишков;

- принятие мер по возмещению  причиненного ущерба как в процессе ревизии, так и после нее и т.д.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

 Форма осуществления  экономического контроля характеризует методологические аспекты и означает технику его проведения. В зависимости от признака, лежащего в основе того или; иного методологического подхода, выделяют различные формы экономического контроля. К таким признакам относятся время- проведения контроля, источники контрольных данных, способы и приемы его осуществления.

В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий, которые принято классифицировать по определенным признакам.

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют: на вневедомственные, ведомственные, внутрихозяйственные и смешанные.

Вневедомственные ревизии проводятся органами государственного контроля, которые наделены контрольными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчиненности. К ним относятся, например, ревизии, проводимые Комитетом государственного контроля, Государственным налоговым комитетом.

Ведомственные ревизии проводятся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов (министерств, ведомств) в подведомственных им организациях, учреждениях.

Внутрихозяйственные ревизии проводятся работниками предприятия (объединения), которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

Смешанные ревизии осуществляются государственными и другими органами контроля одновременно.

По организационному признаку, ревизии подразделяются на плановые, внеплановые и перманентные.

Плановые ревизии проводятся по заранее разработанному и утвержденному плану.

Внеплановые ревизии проводятся по поручению правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов, а в исключительных случаях — по поручению уполномоченных должностных лиц самого контролирующего органа. Они осуществляются в сроки, не предусмотренные утвержденным планом (при стихийных бедствиях, неудовлетворительной работе предприятия, в случаях хищения ценностей).

Перманентные ревизии проводятся непрерывно контрольно-ревизионным аппаратом предприятия (объединения) в структурных подразделениях.

По времени проведения ревизии подразделяются*: на предварительные, текущие и последующие.

Предварительные ревизии осуществляются до совершения проверяемых хозяйственных операций и направлены на предупреждение нарушения законности и неэффективности использования ресурсов.

Текущие ревизии проводятся в ходе выполнения проверяемых хозяйственных операций, что позволяет своевременно выявить и устранить различного рода нарушения и недостатки.

Последующие ревизии осуществляются после совершения проверяемых хозяйственных операций.

В зависимости от полноты проверки хозяйственных операций ревизии подразделяются на сплошные, выборочные и комбинированные.

Сплошные ревизии предусматривают проверку всех без исключения хозяйственных операций, записей в учетных регистрах за весь ревизуемый период.

Выборочные ревизии предусматривают проверку хозяйственных операций и записей в учетных регистрах не за весь ревизуемый период, а только за определенные промежутки времени (определенные, как правило, ревизором).

Комбинированные ревизии сочетают сплошные и выборочные проверки отдельных хозяйственных операций.

Перечисленные формы экономического контроля используются в контрольно-ревизионной практике не изолированно, а в сочетании, что существенно повышает действенность экономического контроля.

  Ревизор — ответственный представитель ревизующего органа Его права и обязанности прописаны в должностных инструкциях. Если ревизию проводит аудиторская фирма, то права и обязанности определяются договором.

Права ревизора. В соответствии с Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. № 325 и Типовой инструкцией Министерства финансов СССР от 14 сентября 1978 г. № 85 «О порядке проведения комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений (комбинатов), предприятий и хозяйственных организаций, проводимых контрольно-ревизионным аппаратом министерств и ведомств», ревизор имеет право:

Информация о работе Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой