Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:25, контрольная работа
Бухгалтерский учет должен иметь систему счетов, которая в достаточной мере отражала бы и характеризовала всю финансово – хозяйственную деятельность предприятия, способствовала оперативному руководству и управлению предприятием, контроль за исполнением заданий и оптимальному использованию внутрихозяйственных резервов. В этих целях счета делят на различные группы. Изучение состава этих групп поможет правильно понимать экономический смысл бухгалтерских проводок, а также правильно и однозначно определять корреспонденцию счетов при отражении в учете отдельных хозяйственных операций.
Все выше сказанное свидетельствует об актуальности изучения классификации счетов на современном этапе. Кроме того, прогнозирование развития системы счетов бухгалтерского учета можно осуществлять только на основе четкого представления о характере экономической информации, необходимой для решения задач управления и контроля.
СМК Ф 7.5.0-01-33
минобрнауки россии федеральное государственное
бюджетное образовательное высшего профессионального образования |
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему |
Счета и двойная запись: сущность, назначение. План счетов. Классификация |
счетов. Понятия и виды бухгалтерских проводок. |
Дата представления работы |
«21» мая 2013 г. |
Заключение о допуске к защите |
Оценка _______________, _______________ |
количество баллов |
Подпись преподавателя_________________ |
Череповец, 2013
Год
Содержание
Бухгалтерский учет должен иметь систему счетов, которая в достаточной мере отражала бы и характеризовала всю финансово – хозяйственную деятельность предприятия, способствовала оперативному руководству и управлению предприятием, контроль за исполнением заданий и оптимальному использованию внутрихозяйственных резервов. В этих целях счета делят на различные группы. Изучение состава этих групп поможет правильно понимать экономический смысл бухгалтерских проводок, а также правильно и однозначно определять корреспонденцию счетов при отражении в учете отдельных хозяйственных операций.
Все выше сказанное свидетельствует об актуальности изучения классификации счетов на современном этапе. Кроме того, прогнозирование развития системы счетов бухгалтерского учета можно осуществлять только на основе четкого представления о характере экономической информации, необходимой для решения задач управления и контроля. Именно поэтому такое большое значение в теории учета придается совершенствованию классификации счетов.
Объектом данной курсовой работы являются бухгалтерские счета и проводки.
Предметом данной курсовой работы является классификация счетов, виды бухгалтерских проводок, план счетов.
Целью данной работы является рассмотрение вопросов классификации счетов бухгалтерского учета, определение значения и строения плана счетов. При этом следует уяснить необходимость знания классификации счетов в работе бухгалтера. Бухгалтер должен вести учет осмысленно, со знанием дела. Составление бухгалтерских проводок также требует экономического понимания их содержания. Для этого нужно знать назначение счета. В бухгалтерском учете применяется большое количество счетов. Многие из них имеют общие признаки, поэтому возникает необходимость группировать их.
Полное представление о счетах бухгалтерского учета можно получить лишь изучив план счетов, который разрабатывается для единообразного обобщения данных о работе предприятий различных форм собственности и для удобства работ контрольных органов. План счетов представляет собой учетную модель, составляющую методическую основу формирования бухгалтерской информационной системы.
Рассмотрим основные принципы бухгалтерского учета, ключевые понятия бухгалтерского языка, которые используются для описания хозяйственной жизни любой организации.
Базовым понятием бухгалтерского языка является понятие бухгалтерский счет.
Бухгалтерский счет – это основной бухгалтерский измеритель для группировки информации о стоимости имущества организации, о ее долгах и должниках. Каждый счет предназначен для отражения конкретных объектов бухгалтерского учета. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям.
Каждый счет представляет собой двухстороннюю таблицу, одна часть которой предназначена для отражения увеличения, а другая – уменьшения. Эти части счета называют: левую – дебет (от лат. «должен»); правую – кредит (от лат. «верит»). Данные о хозяйственных операциях, отражаемых на счете, представляют собой вектор числовых показателей со знаками плюс или минус, которые и определяют в какой части счета (дебет-кредит) они будут зафиксированы. Если на дебете счета отражаются хозяйственные факты, характеризующие увеличение того объекта учета, для которого открыт данный счет, то на его кредите – факты, уменьшающие этот объект. Или, наоборот, на дебете – уменьшение, а на кредите – увеличение объекта учета. Любой хозяйственный факт получает отражение по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме.
Двойственное отражение
информации, как и балансовый метод
ее обобщения, является универсальным
приемом, позволяющим строить
Разность между суммами, проставленными на одной стороне счета, и суммами, указанными на другой его стороне, называется остаток по счету или сальдо. Эта сумма отражает величину остатка, наличия определенного вида средств или источника на дату составления баланса, обычно на первое число месяца. Сальдо на начало отчетного месяца называют начальным сальдо, а на конец – конечным, полученным за данный отрезок времени. Сальдо может быть дебетовым, либо кредитовым, либо нулевым. Счет, не имеющий сальдо (оно равно нулю), называется закрытым счетом. Открыть счет – значит отразить на нем данные хотя бы об одной хозяйственной операции, закрыть счет – свести его сальдо к нулю.
Каждый счет имеет следующие характеристики:
Полный список бухгалтерских счетов и субсчетов, которые могут использоваться в бухгалтерском учете организации, на бухгалтерском языке называется Планом счетов представленном в приложении А [3].
Каждая организация разрабатывает собственный рабочий план счетов. Но свобода организации в этом вопросе несколько ограничена законодательством. Рабочий план счетов организации должен быть построен на основании типового Плана счетов, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации (Минфином России).
Рабочий план счетов организации – это важнейший компонент ее учетной политики; он должен быть утвержден приказом руководителя организации. Разработкой рабочего плана счетов занимается бухгалтерия организации.
Организация не имеет права изменять названия бухгалтерских счетов, приведенных в типовом плане счетов, а также вводить счета, используя свободные номера.
Для нужд бухгалтерского
учета того количества счетов, которое
имеется в типовом плане
Субсчета могут нумероваться не только цифрами, но и буквами.
Номер субсчета записывается после номера счета и отделяется от него дефисом, точкой или косой чертой.
Организация может вводить в свой рабочий план счетов сколько угодно субсчетов по своему усмотрению. Типовой план счетов, утвержденный Минфином России, уже содержит некоторые субсчета, но они носят рекомендательный характер.
Новые субсчета вводятся исключительно для удобства бухгалтерского учета. Например, бухгалтерский счет 51 «Расчетные счета» предусмотрен типовым планом счетов и предназначен для учета денег на расчетных счетах в банках.
Если организация имеет два расчетных счета в двух разных банках (а обычно расчетных счетов бывает больше), то на счете 51 будет учитываться общая сумма денег на двух расчетных счетах. Это удобно для того, чтобы видеть общую сумму безналичных денег, но неудобно, чтобы разбираться с конкретным банком. Для решения этой проблемы бухгалтерия организации может ввести следующие субсчета к счету 51:
• 51-1 «Расчетный счет в банке АБВГД»;
• 51-Б «Расчетный счет в банке ЕЖЗ».
Если счет имеет субсчета, то денежная сумма на этом счете будет складываться из всех денежных сумм, числящихся на его субсчетах.
Субсчета можно в свою очередь еще делить на субсчета, что особенно распространено в эпоху компьютеризации бухгалтерского учета. При этом понадобилось новое понятие – уровень счета.
Счет первого уровня – это бухгалтерский счет. Счет второго уровня – это субсчет, входящий в состав счета первого уровня, счет третьего уровня – это субсчет, входящий в состав счета второго уровня, и т. д.
Счет или субсчет, который не делится на другие субсчета, называется конечным счетом [4].
В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета.
Понятия «активы» и «пассивы» в бухгалтерском учете используются в следующих смыслах:
• активы – это имущество организации и ее долги со стороны внешнего мира;
• пассивы – это долги самой организации.
В последнем определении долги организации понимаются очень широко. К ним относятся не только долги, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности организации, т. е. не только долги деловым партнерам, собственным сотрудникам и государству. Предполагается, что организация должна еще и своему владельцу, причем всю денежную сумму, которую владелец вложил в организацию.
Суммарная денежная оценка
активов организации равна
Активы и пассивы учитываются на разных бухгалтерских счетах.
Активные счета в типовом Плане счетов входят в разделы с I по V и имеют номера с 01 до 59. Пассивные счета в типовом Плане счетов входят в разделы VII и VIII и имеют номера с 80 до 99.
Особый случай – это счета раздела VI. Расчеты, которые имеют номера с 60 до 79. В зависимости от того, кто кому должен, денежная сумма, числящаяся на таком счете (или субсчете), может быть либо активом, либо пассивом.
Счета, которые в зависимости от ситуации могут быть как активными, так и пассивными, называются активно-пассивными счетами.
Активами организации являются товарно-материальные ценности и денежные средства, которые числятся на счетах с 01 до 59, а также долги организации, которые числятся на счетах с 60 до 79. А пассивами предприятия являются денежные средства, которые числятся на счетах с 80 до 99, а также долги организации, которые числятся на счетах с 60 до 79.
Счет 02 «Амортизация основных средств» – это особый случай. По своему экономическому смыслу этот счет является активным, при этом суммы на нем должны быть отрицательными. Бухгалтерские отчеты исходят как раз из этого смысла счета 02: итоги по счету 02 объединяются с итогами по счету 01 посредством вычитания (напомним, счет 02 является контрарным счетом по отношению к счету 01) [4].
Так же бухгалтерские счета делятся на синтетические и аналитические счета.
Синтетические счета – это счета учета имущества, обязательств и хозяйственных процессов в обобщенном виде, т. е. только в деньгах. Синтетические счета – это бухгалтерские счета первого порядка.
Отражение событий хозяйственной жизни организации с использованием синтетических счетов называется синтетическим учетом. Синтетический учет является частью бухгалтерского учета.
Аналитические счета – это счета детального учета с точностью до конкретного объекта учета, например, до конкретной ценности или конкретного работника организации. Аналитические счета вводятся (открываются) в развитие синтетических счетов.
Отражение событий хозяйственной жизни организации на аналитических счетах называется аналитическим учетом.
Денежная сумма, числящаяся на синтетическом счете, должна быть равна общей денежной сумме, числящейся на всех аналитических счетах, открытых в развитие этого синтетического счета. Отсутствие такого равенства означает, что в синтетическом или аналитическом учете допущена ошибка.