Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 18:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является проверка и оценка правильности ведения учета основных средств предприятия ООО «Звезда» и на основании полученных данных дать аудиторское заключение и рекомендации по дальнейшему учету. Задачи при выполнении работы ставятся следующим образом: проследить за заполнением и наличием первичной документации по основным средствам, оценить их соответствие нормативным документам, выявить ошибки, дать рекомендации по их исправлению, проследить за оформлением операций, связанных с движением основных средств и порядком начисления амортизации по объектам основных средств.
При этом проверяющему следует убедиться в соблюдении положений по бухгалтерскому учету, регулирующих порядок и сроки проведения инвентаризаций. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда осуществить инвентаризацию обязательно. Оценивая достоверность данных о наличии основных средств на дату проверки, аудитор может использовать, например, сверку описей карточек инвентарного учета с имеющимися в картотеке инвентарными карточками. В ходе проверки он может наблюдать за процессом проведения инвентаризации, принимать участие в контрольном осмотре основных средств, изучать, имеются ли в наличии объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию, а также длительно не используемое имущество [15].
Глава 2. Подготовительный этап аудиторской проверки учета основных средств
2.1. Экономическая характеристика ООО «Звезда»
ООО «Звезда» утверждено в соответствии с законом РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 03.07.91 года №1531 .
Основной целью ООО «Звезда» является получение прибыли.
Основные виды деятельности, позволяющие получать стабильную прибыль: производство и реализация: муки, круп, хлеба, растительного масла, макарон и других товаров народного потребления; очистка, сушка, хранение и перевалка зерна и зернопродуктов; сельскохозяйственная деятельность и др
ООО «Звезда» находится на общем режиме налогообложения.
ООО «Звезда» имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в учреждении банка, круглую печать со своим наименованием, штампы и бланки.
Основные показатели деятельности ООО «Звезда»
Показатели |
Ед. изм. |
2012г. |
2013г. |
Выручка от продажи товаров, работ, услуг |
Тыс.р. |
1774957 |
2086358 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ услуг |
тыс.р. |
1426186 |
1675495 |
Прибыль от продаж |
Тыс.р. |
348771 |
457760 |
Рентабельность продаж |
% |
19,6 |
21,9 |
Среднесписочная численность |
чел. |
431 |
471 |
Фонд заработной платы |
Тыс.р. |
43943 |
48589 |
Средняя заработная плата |
Тыс.р. |
101,9 |
103,1 |
Годовая выручка за 2013 год составила 2086358 тыс.руб. За анализируемый период выручка от продаж увеличилась на 117,5% , прибыль от продаж возросла на 131,2%. Что говорит об улучшении эффективности деятельности организации и ее стабильном и устойчивом финансовом состоянии.
Представленные в таблице показатели рентабельности за 2013г. имеют положительное значение как следствие прибыльности ООО «Звезда» за данный период. Так, например, рентабельность продаж увеличилась на 2,3 % по сравнению с 2012г, что свидетельствует о правильности ценовой политики, эффективном функционировании предприятия, и способностью контролировать издержки.
Среднесписочная численность работников по предприятию увеличилась на 40 человек, что послужило увеличению фонда заработной платы на 4646 тыс.р.
ООО «Звезда» имеет структуру предприятия, представленную на рис. 1.
ООО «Звезда»
Служба бухгалтерского учета и отчетности |
Экономическая служба |
Инженерная служба |
Агрономическая служба |
Зоотехническая служба |
Ветеринарная служба |
Отдел кадров |
Мельница |
Диспетчерская служба |
Пекарня |
Склады |
РТМ |
МЕхток |
Автопарк |
Нефтебаза |
Столовая |
Котельная |
Тракторно-полевая бригада №1 |
Тракторно-полевая бригада №2 |
Тракторно-полевая работа №3 |
Ферма ремонтного молодняка и скота на откорме |
Ферма дойного стада |
Рис. 1 Структура ООО «Звезда»
2.2. Аудиторская оценка системы внутреннего контроля
В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405 система внутреннего контроля экономического субъекта включает в себя: система бухгалтерского учета; контрольную среду; отдельные средства контроля.
Система бухгалтерского учета экономического субъекта может считаться эффективной, если в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования: операции в учете правильно отражают временной период их осуществления; операции в учете зафиксированы в правильных суммах; операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета; зафиксированы особенности операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности; ограничена возможность появления злоупотреблений.
Контрольная среда представляет собой осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, и включают в себя:
Системы внутреннего контроля функционируют в следующих условиях: затраты на осуществление контрольных мероприятий должны быть меньше тех экономических выгод, которые дает применение таких мероприятий; цель большинства средств контроля состоит в выявлении нежелательных хозяйственных операций, а не тех, которые являются необычными; человеку свойственно делать ошибки по небрежности, из-за рассеянности, неверных суждений или недопонимания инструктивных материалов; возможно умышленное нарушение системы контроля в результате сговора сотрудников экономического субъекта, как с другими сотрудниками данного экономического субъекта, так и с третьими лицами; возможно нарушение системы контроля вследствие злоупотреблений со стороны кого-либо из руководителей, ответственных за функционирование данных аспектов контроля; встречается практика существенного изменения условий ведения хозяйственной деятельности или правил учета, в результате чего принятые контрольные процедуры могут перестать выполнять свои функции.
Средства контроля должны обеспечить: выполнение хозяйственных операций только с одобрения руководства; фиксирование в бухгалтерском учете всех операций в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой у аудируемого лица учетной; доступ к активам только с разрешения соответствующего руководства; определение руководством с установленной периодичностью соответствия зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов.
Процедурами внутреннего контроля являются: арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей; проведение сверок расчетов; проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала; проведение в соответствии с установленным порядком периодических плановых и внезапных инвентаризаций; использование для целей контроля информации из источников, расположенных вне данного экономического субъекта; осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к активам предприятия; исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных хозяйственных показателей с фактически имевшими место и выяснение причин существенных расхождений.
В ходе аудиторской проверки необходимо проанализировать систему бухгалтерского учета, которая применяется у аудируемого лица, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он должен определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур. Если в итоге можно утверждать, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность, то получаем возможность: сократить объем аудиторских процедур; проводить аудиторские процедуры более выборочно, чем делалось бы в противном случае; внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур; внести изменения в предполагаемые затраты времени на осуществление аудиторских процедур.
При оценке используются не менее трех следующих градаций:
а) высокая; б) средняя; в) низкая.
Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться в ходе аудиторской проверки [6, стр. 49].
Первичная оценка эффективности СВК
№ |
Проверяемые вопросы |
Да |
Нет |
Не знаю | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Стиль управления | |||||
1 |
Руководством осознается значимость и необходимость бухгалтерского учета и финансовой отчетности |
+ |
|||
2 |
Руководство принимает ответственность за организацию и состояние системы внутреннего контроля |
+ |
|||
3 |
Руководство готово к своевременному исправлению допущенных ошибок и искажений |
+ |
|||
4 |
Руководство аудируемого лица обращается к внешним консультантам по вопросам учета и отчетности |
+ |
|||
5 |
Руководство выполняет рекомендации, сформулированные в результате проверок, проводимых в рамках финансового контроля |
+ |
|||
Организационная структур | |||||
6 |
Разработана и утверждена схема организационной структуры Общества |
+ |
|||
7 |
Разработана и утверждена схема организационной структуры подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности |
+ |
|||
8 |
Имеется разработанный и утвержденный график документооборота |
+ |
|||
Распределение ответственности и полномочий | |||||
9 |
Распределены обязанности и полномочия между сотрудниками, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность и сотрудниками, отражающими ее результаты в бухгалтерском учете |
+ |
|||
10 |
Разработаны и утверждены должностные инструкции |
+ |
|||
11 |
Установлен круг должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов |
+ |
|||
12 |
Установлен круг материально ответственных лиц и с ними заключены договора о полной материальной ответственности |
ᵥ |
|||
Контроль | |||||
13 |
Созданы условия для обеспечения сохранности (наличных средств; чеков, ценных бумаг, векселей; товарных запасов; основных средств; прочего имущества). |
+ |
|||
14 |
Создана система защиты от несанкционированного доступа к офисам; бухгалтерской документации; компьютерным установкам; компьютерным программам, дискетам и другим средствам хранения информации на жестких носителях |
+ |
|||
15 |
Разработана номенклатура дел |
+ |
|||
16 |
Все документы брошюруются и последовательно нумеруются |
+ |
|||
17 |
Бухгалтерские документы хранятся в специально оборудованном помещении |
+ |
|||
Утверждены и действуют внутренние контролирующие органы: |
+ |
||||
18 |
- служба внутреннего аудита; |
+ |
|||
19 |
- ревизионная комиссия; |
+ |
|||
20 |
- инвентаризационная комиссия, |
+ |
|||
21 |
- комиссия по приему (передаче), вводу в эксплуатацию, списанию основных средств. |
+ |
|||
22 |
Утвержден график проведения инвентаризации активов и обязательств |
+ |
|||
23 |
Внутренними контролирующими органами проводятся плановые проверки |
+ |
|||
24 |
Внедрена практика проведения внезапных инвентаризаций активов и обязательств |
+ |
|||
Учет и отчетность | |||||
25 |
Сформирована учетная политика |
+ |
|||
26 |
Разработан рабочий план счетов |
+ |
|||
27 |
Определены ли как элемент учетной политики формы учетных регистров бухгалтерского учета в организации |
+ |
|||
28 |
Содержание и последовательность действий хозяйственного процесса описаны |
+ |
|||
29 |
Разработаны и утверждены формы первичной документации и бланков |
+ |
|||
30 |
Разработаны формы внутренней отчетности, для целей управленческого учета и осуществления внутреннего контроля |
+ |
|||
31 |
Промежуточная бухгалтерская отчетность формируется регулярно |
+ |
|||
32 |
Своевременно учитываются изменения в порядке ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности |
+ |
|||
33 |
Соблюдается ли график предоставления отчетности |
+ |
|||
Кадры | |||||
34 |
Определена кадровая политика |
+ |
|||
35 |
Подбор кадров осуществляется на основе разработанных параметров и требований к персоналу |
+ |
|||
36 |
Определены требования к специалистам и критерии, которым должен соответствовать претендент на занимаемую должность |
+ |
|||
37 |
Утвержден и реализуется порядок проведения аттестации персонала |
+ |
|||
39 |
Осуществляется подготовка и повышения квалификации кадров |
+ |
Для оценки надежности и эффективности СВК используется три градации: высокая, средняя, низкая.
Оценка системы внутреннего контроля определяется процентным соотношением положительных ответов к общему количеству вопросов, включенных в тест.
Если соотношение составляет выше 70% оценка определяется как "высокая", а менее 40 - "низкая".
На основании первичной оценки СВК необходимо произвести оценку по каждому разделу и этапу в целом. Полученные результаты представлены в ниже.
Результаты выведения оценок
Наименование раздела |
Оценка эффективности СВК |
Последствия |
Стиль управления |
Высокая |
100% ᵥ |
Средняя |
||
Низкая |
||
Организационная структура |
Высокая |
100% ᵥ |
Средняя |
||
Низкая |
||
Разделение ответственности и полномочий |
Высокая |
100% ᵥ |
Средняя |
||
Низкая |
||
Контроль |
Высокая |
|
Средняя |
69% ᵥ | |
Низкая |
||
Учет и отчетность |
Высокая |
88% ᵥ |
Средняя |
||
Низкая |
||
Кадры |
Высокая |
100% ᵥ |
Средняя |
||
Низкая |
Вывод: Надежность СВК в результате первичной оценки можно оценить как высокую. К основным факторам повышающим эффективность СВК относятся: высокий уровень стиля управления, сформированная организационная структура, разделение ответственности и полномочий, высокий уровень квалификации кадров и соблюдение кадровой политики. Система контроля находится на среднем уровне. На предприятии не проводится внутреннего аудита. Не создана ревизионная группа. Учетная система и отчетность находятся также на высоком уровне, однако на предприятии не разработаны формы внутренней отчетности, для целей управленческого учета и осуществления внутреннего контроля.
Тест оценки эффективности системы бухгалтерского учета
Направления и вопросы контроля |
Ответ |
Символ |
Выводы
и решения |
| |||
Разработаны ли методические инструкции по учету ОС? |
Да |
У3 |
Удовлетворительная база для организации учета |
Имеется ли в штате организации внутренний аудитор? |
Нет |
У1 |
Имеется вероятность ошибок в учете |
Используются ли ответственными за ведение бухгалтерского учета лицами рекомендации внутреннего аудитора? |
Нет |
У1 |
Возможно искажение данных о ОС в финансовой (бухгалтерской) отчетности. |
Рационально ли распределены обязанности и полномочия между лицами, ответственными за составление и обработку документации? |
Да |
У3 |
Существенно снижается вероятность возникновения ошибок. |
Высока ли степень автоматизации бухгалтерского учета и формирования документов? |
Да |
У3 |
Существенно снижается вероятность возникновения ошибок. |
Соблюдается ли график документооборота по учету движения основных средств? |
Да, но она не всегда эффективна и имеются случаи отражения операций с нарушением принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности. |
У2 |
Имеется вероятность ошибок в учете |
Исключены ли в организации операции, по которым велик риск возникновения ошибок? |
Не знаю |
У2 |
Имеется вероятность ошибок в учете |
Организован ли аналитический учет основных средств? |
Да |
У3 |
Существенно снижается вероятность возникновения ошибок. |
Используются ли забалансовые счета для учета основных средств? |
Нет. Хотя информация, подлежащая отражению в рамках забалансовых счетов, в Обществе имеется. |
У2 |
Имеется вероятность ошибок в учете |
Информация о работе Теоретические аспекты аудита основных средств