Типология и типовые изменения в балансе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

Умение читать баланс – знание содержания каждой его статьи, способа её оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия.
Умение чтения бухгалтерского баланса даёт возможность:
получить значительный объем информации о предприятии;
определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами;
установить, за счёт каких статей изменилась величина оборотных средств;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность бухгалтерского баланса………………………………….5
1.1 Понятие и значение бухгалтерской отчетности, значение и функции
баланса………………………………………………………………………...5
1.2 Строение бухгалтерского баланса…………………………………………. 11
2. Типология и типовые изменения в балансе……………………………………13
2.1 Классификация имущества предприятия по источникам образования….13
Классификация балансов……………………………………………………13
2.2 Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций…………..21
Заключение…………………. ……………………………………. ………… ……24
Список литературы……. ……………………………………………............. ……26

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский баланс.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Значение отчетности заключается в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур, оформлении и публичности.

Достоверная отчетность помогает руководить предприятием, устранять  недостатки, выявлять неиспользованные внутренние резервы, своевременно реагировать  и принимать правильные решения в связи с изменениями на рынке.

Целостность или полнота  отчетности позволяет принимать  более обоснованные управленческие решения.

Своевременность предполагает представление необходимой бухгалтерской  отчетности в соответствующие адреса в установленный срок.

Простота бухгалтерской  отчетности состоит в ее упрощении  и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного  требования.

Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время.

Сравнимость предусматривает  наличие одинаковых показателей  на протяжении различных отрезков времени  с целью выявления различий и  тенденций. Цель такого сравнения -  выявить тенденции развития фирмы.

Экономичность достигается  путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращении отдельных показателей не в ущерб  качеству отчетных данных, автоматизации  учета, выбора оптимальных форм учета.

Оформление  означает, что составление отчетности равно как и ведение бухгалтерского учета осуществляется на русском языке и в валюте РФ.

Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской  отчетности в средствах массовой информации, передачу в органы статистики. Перечень предприятий, которые должны публиковать свою годовую отчетность регламентирован законодательством.

Баланс (франц. balance – буквально весы) означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, это модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определённый момент времени финансовое положение предприятия.

В условия рыночной экономики  бухгалтерский баланс служит основным источником информации для различных  пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием предприятия. Из баланса узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться. По балансу определяют, способно предприятие выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения.

По балансу так же определяют конечный финансовый результат  деятельности предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчётный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы.

На основе данных  баланса  строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью.

Данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.

Строение баланса основывается на принципе двойственности – основополагающей концепции бухгалтерского учёта. Уравнение двойственности можно записать в виде:

Активы = Собственный  капитал + Кредиторская задолженность

Активы – это хозяйственные  средства, контроль над которыми предприятие получило в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Будущие экономические  выгоды – это потенциальная возможность  активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств на предприятие. Считается, что актив принесёт экономически выгоды тогда, когда он может быть:

  • использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
  • обменен на другой актив;
  • использован для погашения обязательства;
  • распределён между собственниками предприятия.

В переводных изданиях англо-американской литературы по бухгалтерскому учёту  уравнение двойственности представляется в следующем виде:

Активы = Капитал + Обязательства

Под капиталом понимается не весь полный капитал фирмы, а только часть его, принадлежащая владельцу, т.е. собственный капитал.

Собственный капитал  – это средства, полученные от органов, а также прибыль как финансовый результат эффективной деятельности предприятия.

В левой части балансового  уравнения в составе активов  указывается дебиторская задолженность  перед экономическим субъектом, в правой – отражается другая часть  обязательств – кредиторская задолженность.

Обязательства – это  источник привлечённых средств, образующихся в результате уже свершившихся действий, которые служат юридическим основанием для последующих платежей за товары, работы, выполненные услуги. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

Погашение обязательства  предполагает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны предприятие  лишается соответствующих активов. Кроме того, погашение обязательств может происходить в форме  замены обязательств одного вида другим. [5,12]

1.2 Строение бухгалтерского  баланса

 

Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки  имущества по его составу и  размещению и источникам его формирования на первое число, месяца, квартала, года. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество предприятия рассматривается с двух позиций: по составу и размещению (актив баланса) и по источникам образования (пассив баланса).

По внешнему виду бухгалтерский  баланс представляет собой таблицу, левой частью которой является актив, а правой – пассив. В бухгалтерском балансе всегда соблюдается равенство сумм левой и правой сторон. Основным элементом баланса является балансовая статья. Под статьёй понимается показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Различают баланс-брутто и баланс-нетто. Форма баланса-брутто используется лишь для различных научных исследований, изучения исторических аспектов, совершенствования балансовых обобщений и др. В настоящее время в организациях используется форма баланса, которая определена в соответствии с требованиями Международных бухгалтерских стандартов, что соответствует балансу-нетто.

Форма бухгалтерского баланса-нетто предусматривает три раздела в активе и три раздела в пассиве.

Актив:

  • Внеоборотные активы;
  • Оборотные активы;
  • Отвлечённые средства;

 

Пассив:

  • Собственные средства;
  • Заёмные средства;
  • Обязательства по распределению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типология и типовые изменения в балансе

2.1 Классификация имущества предприятия по источникам образования. Классификация балансов

 

 

       Основным  принципом группировки хозяйственных  средств по источникам образования  и целевому назначению является  степень закрепления их за  данным предприятием. Исходя из  этого хозяйственные средства делятся на следующие:

  • собственные (закреплённые);
  • заёмные (привлечённые).

Собственные средства –  фонды, целевое финансирование, резервы  и прибыль.

Для осуществления хозяйственной  деятельности необходимо иметь соответствующий  источник, или, как это принято называть в мировой экономике, капитал. Капитал – это не совокупность товарно-материальных ценностей, а сумма стоимости этих товарно-материальных ценностей, т.е. величин отношений, определяемых общественным характером мирового хозяйства.

Сами товарно-материальные ценности, вырванные из сложившейся  структуры общественного производства, стоимости не имеют и поэтому  капитала не составляют. Например, кассовый аппарат на пустынном острове  не имеет никакой стоимости и  владение им не делает человека собственником в общественном понимании этого слова. Товарно-материальные ценности становятся суммой стоимостей только при соответствии их уровню общественного производства. Но и это ещё не капитал. Капиталом данная сумма стоимостей становится лишь тогда, когда она используется с целью получения дохода. Швейная машина, стоящая у нас дома, конечно, имеет стоимость, но не является капиталом до тех пор, пока её не начинают использовать для пошива одежды с целью её дальнейшей реализации.

Так как капитал должен приносить доход, то требуется вести учёт вложения источника (капитала) в средства (товарно-материальные ценности).

Основной собственный источник хозяйственных средств предприятия  – уставный капитал. Его первоначальная величина фиксируется в уставе предприятия (без фиксирования в уставе документ фактически не имеет смысла). Уставный капитал может быть размещён в любых средствах – как в товарно-материальных, так и в денежных. Направления и величина уставного капитала определяются собственником предприятия.

  • Уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах (уставе предприятия) величину собственного капитала, внесённого учредителями в виде денежных средств или другого имущества при организации предприятия:
  • в обществах с ограниченной ответственностью – в сумме долей учредителей, определённых учредительными документами;
  • в хозяйственных товариществах – в сумме долей учредителей в уставный капитал;
  • в акционерных обществах – в совокупной номинальной стоимости акций всех видов;
  • в производственных кооперативах – в сумме паевых взносов в виде денежных средств и другого имущества, объединённого членами кооператива для совместного ведения предпринимательской деятельности;
  • на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, основанных на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, - в сумме имущества, закреплённого собственником этого имущества за предприятием.

В условиях рыночной экономики  у предприятий и организаций  может происходить текущее изменение  капитала, в принципе не определяющее необходимость перерегистрации уставного капитала. В результате появилось понятие добавочного капитала.

  • Добавочный капитал включает в себя:
  • суммы дооценки внеоборотных активов предприятий, проводимой в установленном порядке;
  • эмиссионный доход, который возникает при формировании уставного капитала путём дополнительной эмиссии акций или изменения номинальной стоимости акций).

В условиях рыночной экономики важное значение представляет создание и правильное использование резервных фондов и платежей. Резервирование прибыли осуществляется для пополнения уставного капитала и выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчётного года для этих целей или для покрытия возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь  резервирование предстоящих платежей путём заблаговременного включения в издержки обращения части расходов, до того как они фактически произведены. Благодаря образованным резервным капиталам у предприятий появляется возможность в отдельные отчётные периоды несмотря на низкую прибыль всё же выдавать дивиденды в установленных пределах.

  • Резервный капитал – это страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, а также для выплаты доходов инвесторам или кредиторам, если на эти цели не хватает прибыли.

Средства резервного капитала выступают гарантией бесперебойной  работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц.

Резервный капитал создаётся в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятия на покрытие возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь. Образуется он за счёт отчислений от прибыли в размерах, предусмотренных уставом или учредительными документами предприятия. АО зачисляют в этот фонд эмиссионный доход. Резервный капитал может также создавать в обществах с ограниченной ответственностью. Другие предприятия создают резервный фонд за счёт прибыли, оставшейся в их распоряжении.

Образование резервного капитала может носить обязательный и добровольный характер. В первом случае он создаётся в соответствии с законодательством РФ, во втором – в соответствии с порядком, установленным в учредительных документах предприятия. В настоящее время создание резервного капитала обязательно только для акционерных обществ и совместных предприятий.

Информация о работе Типология и типовые изменения в балансе