Типология культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 21:13, доклад

Краткое описание

1.Многообразие типологий культур как отражение полифункциональности культуры и ее соотнесенности с социальными структурами

Вложенные файлы: 1 файл

Типология культур.docx

— 23.14 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ «МАМИ» /УНИВЕРСИТЕТ  МАШИНОСТРОЕНИЯ/

 

 

 

Доклад по культурологии

 

Тема «Типология культур»

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 1 курса

Группы 1-ЭСТн-11

Дмитриченко Анна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Многообразие  типологий культур как отражение  полифункциональности культуры и ее соотнесенности с социальными структурами

 

Типология культур – это условная, приблизительная систематизация и

классификация культур.

Многообразие культур является эмпирическим фактом. Что означает это многообразие, каковы его причины, какую роль оно играет в истории, каковы принципы взаимоотношения различных культур и т. д. — все это проблемы, мимо которых философия культуры пройти не может. Она оперирует понятием культуры как таковой, но это понятие лишь выделяет то существенное, что объединяет реально существующие культуры, является общим для них. Картина же мировой культуры — это многоцветие, многообразие культур и форм их взаимоотношения. Границы между культурами образуются потому, что каждая из них имеет свою специфику, определяемую условиями бытия той или иной социально-исторической или этнической общности, ее внутренней взаимосвязью с природной и социальной средой. Так возникли локальные (европейская, латиноамериканская и т. д.), национальные, этнические культуры. Различия в культуре образуются также под влиянием социальных, демографических и других факторов (молодежная культура, массовая культура и другие).

В докапиталистических обществах  многообразие культур складывалось в условиях относительной изолированности  различных регионов планеты. Сложившись, культура становится активно действующей  исторической силой. Наиболее мощные культуры проявили себя в истории как фактор, определяющий специфику цивилизации.

2 В современной культурологии и социологии понятие культуры стоит в ряду фундаментальных понятий этих дисциплин. Оно считается столь же важным для анализа социальной жизни и деятельности индивида, как понятие «гравитация» для физики или понятие «эволюция» для биологии.

Такое многообразие определений свидетельствует  о полифункциональности, емкости и сложности понятия культуры и вместе с тем влечет за собой многообразие типологий культуры. В свете концепции материалистического понимания истории основой типологии культуры, как правило, считают типологию общественного воспроизводства (это не значит, что типологии другого рода следует отбросить, напротив, они тоже представляют интерес и их использование позволяет под необычным углом зрения анализировать многообразие локальных культур).

Роль и место культуры в деятельности человека весьма четко можно понять на основе представлений о том, что  деятельность людей носит, в конечном счете, воспроизводственный характер. Общественное воспроизводство включает воспроизводство личности, всей системы  общественных отношений, в том числе  технологических и организационных, а также культуру сущностью, главным  содержанием и назначением сферы  культуры является процесс общественного  воспроизводства и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и общественных отношений. Культура, взятая как необходимый  элемент общественного воспроизводства  и одновременно как важнейшая  характеристика субъекта деятельности, развивается в единстве с воспроизводственным  процессом в целом во всей его  исторической конкретности. Поэтому  понятно, что с каждым типом общественного  воспроизводства (простой, интенсивный  и деструктивный) связан свой тип  культуры, выражающий место и значение культуры в жизнедеятельности общества.

3 Формационная и цивилизационная типологии. Цивилизация как социально-культурная общность

 

Формационная  типология культур. 

Тип культуры совпадает с формацией, когда  способ производства определяет надстройку, отсюда типы культуры:

первобытная, рабовладельческая, феодальная,

капиталистическая, коммунистическая.

Долгое время  в нашей отечественной науке  господствовала формационная типология  культур, в соответствии с которой  история человечества разделялась  на определенные общественно-экономические  формации. Данная типология основывается на утверждении, что способ производства определяет надстройку, элементом которой  является культура. С изменением способа  производства изменяется формация в  целом и содержание ее культуры: меняется качественный состав элементов  культуры, характер связей между ними, трансформируются ее функции, изменяется ее роль в системе духовных ценностей  и т.п. Из этого делается вывод, что  тип культуры совпадает с типом  общественно-экономической формации, и в соответствии с этим в культурной истории человечества выделяются первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический  и коммунистический типы культуры.

По мнению сторонников этой типологии, реальная всемирная история, начиная с  первобытного и кончая капиталистическим  обществом, — всего лишь предыстория  человечества. Культура и духовная жизнь в эту эпоху не имеют  самостоятельного значения, поскольку  особенности жизни человека и  общества обусловлены способом производства и воспроизводства людьми своей  материальной жизни. Материальное производство каждого общества развивается в  следующей последовательности: общинное производства, азиатский способ производства, производство мелких производителей-собственников, наемный труд. Все эти способы  производства являются только лишь предысторией человечества. Капиталистическая форма  производства становится постепенно универсальной  и наиболее эффективной, что приводит человечество к переходу из доистории  в историю.

Культура  считалась производным фактором от экономических отношений в  обществе, от господствующей формы  собственности. В рамках данного  подхода формационная типология  дополнялась классовой типологией культур, в соответствии с которой  каждый класс антагонистических  формаций создавал свой тип культуры. При таком подходе анализ любого явления культуры начинался с  его отнесения к одному из классов, к той или иной системе ценностей. История культуры в таком варианте предстает как борьба двух тенденций, двух типов культур — прогрессивной, выражающей интересы трудящегося класса, и консервативной, защищающей интересы эксплуататорского класса.

Цивилизационная типология культур. В изучении цивилизаций есть несколько подходов:

1) культурологический, где цивилизация рассматривается как

историческое  социокультурное образование, основу которого

составляет  уникальная однородная культура;

2) социологический,  где цивилизация понимается как  синоним

социального образования, имеющего общий временной и

пространственный  ареал, кристаллизирующийся вокруг

городских центров  с социо-политическим механизмом;

3)этнопсихологический, где понятие цивилизации связывают с

особенностями этнической истории, с психическим и

национальным  характером народа.

 

Цивилизация как крупномасштабная социокультурная общность обладает собственной иерархией ценностей и идеалов, представляющих общество как целостную систему и субъект мировой истории. Каждая цивилизация отличается от другой особыми формами жизнедеятельности, оказывающих активное воздействие на содержание всех социальных процессов. Совокупность конкретных социокультурных факторов в их взаимодействии образует механизм функционирования цивилизации, особенности которого проявляются в этнонациональных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятельности данного человеческого сообщества

Цивилизация — понятие историческое. Она постоянно  развивается. Совокупным показателем  ее уровня являются характер социальной деятельности индивидов, степень развития духовной культуры и гуманизма. Качество цивилизации определяется положением человека в обществе, его социальным и духовным благополучием, способностью социальной системы к прогрессу. Кризис цивилизации наступает в  тех случаях, когда то или иное общество не в состоянии дать ответ  на вопросы, которые необходимо возникают  в процессе исторического развития. Неподготовленность к этому субъективного  фактора, неспособность его обеспечить переход общественной системы на качественно новый виток общественного  развития может определить ситуацию застоя, упадка, социальных потрясений, а длительный период состояния деградации может привести к гибели цивилизации. Так, например, глубокие потрясения в  своем развитии неоднократно испытывали великие цивилизации Египта, Китая, Индии, Персии и др., а некоторые, например, Римская, Ассирийская и  другие, в свое время погибли. Кризис цивилизации означает невозможность  ее дальнейшего развития в прежних  социокультурных формах, исчерпанность последних для дальнейшего социального прогресса. В настоящее время в состоянии глубокого кризиса оказалась российская цивилизация. Преодоление его требует решительного обновления всей социокультурной, в том числе политической, надстройки с целью перехода на новый уровень цивилизационного процесса.

Цивилизационный подход к анализу общества исключает жесткое разделение объекта и субъекта истории. Личность, коллектив, общество в целом могут выступать одновременно в качестве того и другого. В цивилизационном конструкте при характеристике его отдельных элементов теряет свою правомерность и вопрос «что первично?», поскольку в каждом из них одновременно присутствуют как материальные, так и духовные факторы, которые не только взаимодействуют в процессе развития, но и постоянно меняются местами. Субъект деятельности на любом его уровне сначала формирует цель, затем создает модель ее реализации, а потом воплощает ее в реальной жизни. Первичность социального бытия в цивилизационной теории утверждается лишь как исходная основа социокультурного развития, а в процессе его реализации правомерна постановка вопроса о наличии духовного, этического, политического и иных видов детерминизма. Практическая значимость данного вывода заключается в возможности использования цивилизационной теории в качестве средства рационализации наличного бытия.

В настоящее  время в содержание цивилизации  добавляется также способность  общества решать глобальные проблемы, в том числе основную из них  — выживание человечества. Таким  образом, в основе понятия цивилизации  лежит деятельностный подход, который решающую роль в цивилизационном процессе отводит субъективному фактору и духовной культуре. Глобальные трансформации в современном обществе во многом по-новому ставят вопросы общественного развития: о качественно новой роли субъективного фактора, содержании социальных общностей и политических институтов, критериях периодизации социальной жизни и др., что определило необходимость нового уровня их философско-методологического осмысления. Это нашло свое отражение в разработке современной философии, как теоретической модели общественного развития в условиях становления информационного общества.

 

3 Кровнородственная , этническая и национальная культуры.

 

  Кровнородственный тип культуры является наиболее древним. Это первая форма групповой солидарности, зафиксированная еще у предков человека и доминировавшая как основная форма социальной организации человеческих коллективов фактически до неолитической эпохи и перехода к территориально-соседскому типу интеграции. Степень солидарности и любые типы обязательств и форм поведения одного человека по отношению к другому зависела от степени их кровного родства. Этот тип социальной организации еще не сошел с исторической арены: в некоторых обществах сохраняется развитая родственно-клановая система, только она уже не играет роли основного регулятора социального поведения. Наиболее распространенной формой социокультурной системы этого типа до сих пор остается  семья.

 

В основе этнического типа культуры лежит новый принцип формирования культурных систем, основанный на опыте совместного проживания и деятельности на смежных территориях. На базе этого постепенно складываются общие черты: язык, ценности и нормы, единый образ жизни, приемы и способы хозяйствования. Таким образом формируется родоплеменная и межплеменная, преимущественно сельскохозяйственная, культурная система. Со временем актуальность аспекта кровного родства постепенно вытесняется общностью обычаев, нравов, верований, территориально – соседской солидарностью.  Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве – одна из основных особенностей этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению.

 

Тип культуры, построенный на соседской солидарности, проходит существенную трансформацию  с возникновением буржуазии и  становлением нового способа производства. Формируется национальный тип культуры, в рамках которого существенно понижается значимость сословной дифференциации общества.  Складывается культура, основанная на том же территориальном единстве, но к прежнему политико-идеологическому объединению добавляется и национальный экономический интерес. В национальной культуре существуют самые различные основания интеграции людей, но основой их организации и регуляции остается национальное государство и общенациональные системы ценностей. Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные  области культуры. Национальные культуры формируются в условиях дифференцированного общества, имеющего сложную социальную структуру и социальную стратификацию. Поэтому национальные культуры включают субкультуры всех социальных групп и культуры этносов.  Национальная культура не сводится к простой сумме этнических культур. У неё есть собственно национальные черты, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.


Информация о работе Типология культур