Трансфертное ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XVIII в. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по БУУ.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Практика выработала несколько методов определения трансфертных цен:

1. Ценообразование на основе рыночных цен. Если для промежуточного продукта существует совершенный конкурентный рынок, то для принятия решений и оценки деятельности предприятий оптимальным является установление трансфертных цен по ценам конкурентного рынка. Финансовые результаты предприятия отражают реальный экономический вклад подразделения в прибыль холдинга. Деятельность предприятия регулируется рынком, и корпоративный центр не оказывает влияния на ее финансовые результаты. Можно утверждать, что при данном подходе предприятия действуют автономно, и поэтому их деятельность может быть оценена объективно.

2. Ценообразование на основе маржинальных затрат. Ценообразование на основе маржинальных затрат используется, когда рынок для промежуточного продукта либо не существует, либо является несовершенным, а предприятие-производитель располагает свободными производственными мощностями. Под маржинальными затратами понимаются, как правило, краткосрочные переменные затраты. Ценообразование на основе маржинальных затрат позволяет, согласно экономической теории, максимизировать прибыль холдинга в целом. Однако при этом предприятие, поставляющее продукцию по маржинальным затратам, работает с отрицательным финансовым результатом, равным постоянным расходам. Это негативно сказывается на мотивации сотрудников предприятия. Поэтому на практике этот способ применяется крайне редко.

Во всех методах, основанных на затратах, должны использоваться показатели нормативных (плановых), а не фактических издержек, чтобы предприятие-потребитель не платило за неэффективную работу предприятия-производителя.

3. Ценообразование на основе полных затрат. Ценообразование на основе полных затрат используется в тех же случаях, что и предыдущий метод, за тем лишь исключением, что в цену включается надбавка, компенсирующая постоянные расходы. Надбавка на покрытие постоянных затрат зависит от объема реализуемой продукции. Покажем это на примере предприятия-производителя (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1

Зависимость надбавки на покрытие постоянных затрат от объема реализуемой продукции

Показатель

Объем реализации = 100 единиц

Объем реализации = 150 единиц

Переменные затраты

150 руб./ед.

150 руб./ед.

Объем реализации

100 ед.

150 ед.

Постоянные затраты

3000 руб.

3000 руб.

Полные затраты

150 · 100 + 3000 = 18000 руб.

150 . 150 + 3000 = 25500 руб.

Трансфертная цена на основе полных затрат

18000/100 = 180 руб./ед.

25500/150 = 170 руб./ед.

Надбавка по сравнению с маржинальным ценообразованием

       (180 — 150)/150 = 20%

       (170-150)/150= 13%

Как видно из таблицы, при объеме реализации в 150 единиц трансфертная цена на основе полных затрат будет меньше, чем при объеме реализации 100 единиц. Таким образом, прежде чем устанавливать трансфертную цену на плановый период, необходимо определить плановый объем поставляемой продукции между предприятиями. Если фактически объем будет отличаться от планового, то предприятие-производитель получит прибыль или понесет убытки по итогам периода. Предположим, что в примере фактический объем поставок составил 130 единиц, а по плану он должен был равняться 100 единицам. Тогда реализация составит 130 · 180 = 23400 руб., расходы 18000 руб. и прибыль 23400 — 18000 = 5400 руб. Если фактический объем производства окажется меньше запланированного, тогда предприятие-производитель покажет убыток по итогам работы за период.

4. Ценообразование на основе подхода «затрат плюс». Данный метод используется в тех же случаях, что и ценообразование на основе полных затрат с той разницей, что в цену закладывается надбавка на прибыль, т. е. предприятие работает с заранее определенной рентабельностью. Базой для начисления надбавки могут служить переменные затраты или полные затраты. В первом случае надбавка покрывает постоянные затраты и прибыль, во втором — только прибыль. На практике определение величины надбавки всегда вызывает много споров. Наилучшим решением представляется установление надбавки, равной среднеотраслевой рентабельности, при условии, что последняя может быть обоснованно рассчитана. В этом методе не снимается проблема отклонения объема производства от запланированного, описанная в предыдущем методе.

5. Ценообразование на основе маржинальных затрат плюс постоянная фиксированная надбавка. Данный метод предполагает передачу продукции предприятию-потребителю по маржинальным затратам и выплату последним предприятию-производителю фиксированной надбавки.

Рассмотрим на примере.

Предприятие А поставляет продукцию предприятию Б. Переменные затраты предприятия А составляют 40 руб. за единицу. Постоянные затраты — 5 тыс. руб./мес. Плановая прибыль равна 10 тыс. руб. Плановый объем поставок составляет 1000 единиц. Тогда предприятие Б должно заплатить предприятию А 55 тыс. руб. (40 · 1000 + 5000 + 10000), что эквивалентно 55 руб. за единицу.
Предположим, фактический объем потребления продукции предприятием Б составил только 800 единиц. Тогда сумма платежей будет равна 47 тыс. руб. (40 . 800 + 5000 + 1000), что эквивалентно 58,75 руб. за единицу. Таким образом, предприятие Б заплатит большую стоимость в расчете на единицу продукции. Это своего рода плата за недоиспользование производственных мощностей предприятия А.

Ценообразование на основе маржинальных затрат плюс постоянная фиксированная надбавка позволяет устранить проблему изменения объема производства, характерную для ценообразования на основе полных затрат и подхода «затраты плюс».

6. Ценообразование на основе переговоров. Трансфертные цены на основе переговоров наиболее приемлемы в ситуациях, когда существует несколько рыночных цен или реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков разные. Данный метод может быть использован при наличии трех условий:

               предприятие-производитель имеет возможность реализовывать продукцию на сторону, а предприятие-потребитель может закупать продукцию на стороне в неограниченном количестве;

               предприятия обладают одинаковой переговорной силой;

               существует разница между реализационными расходами при продаже товара на внешний рынок или внутри группы.

Первые два условия позволяют определить ориентиры для трансфертных цен, а последнее необходимо для того, чтобы предприятиям выгоднее было бы сотрудничать друг с другом, нежели с внешними контрагентами. Если хотя бы одно из условий не выполняется, может возникнуть ситуация, при которой менеджеры не договорятся о трансфертной цене. Тогда в установлении оптимальных трансфертных цен придется участвовать корпоративному центру, что нарушит автономность предприятий, которые в результате не смогут нести ответственность за чужие решения.

7. Двойное ценообразование. Данный метод заключается в установлении различных цен для предприятия-производителя и предприятия-потребителя. Например, первое может отпускать продукцию по ценам «полные затраты плюс надбавка», второе получать продукцию «по маржинальным затратам». При этом разница списывается на корпоративный центр. На практике двойное ценообразование не получило широкого распространения. Основная причина этого заключается в том, что прибыль группы в целом не равна суммарным прибылям предприятий. У последних в итоге складывается иллюзия эффективной деятельности вследствие того, что они работают в тепличных условиях, имея возможность продавать продукцию по ценам выше рыночных и закупать по ценам ниже рыночных. Длительное применение двойного ценообразования может привести к ухудшению конкурентоспособности предприятий. Кроме этого, данный метод усложняет консолидацию бухгалтерской отчетности в холдинге, поскольку необходимо постоянно производить элиминирование внутрихолдинговых оборотов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Внедрение трансфертных цен на предприятии

Механизм трансфертных цен наиболее развит в банках и других финансовых организациях. Это обусловлено тем, что в таких компаниях ключевым понятием является разница между стоимостью денег и доходами, которые они могут принести. В банке все подразделения делятся на активные (размещающие средства) и пассивные (привлекающие средства). Цена денег для активных подразделений назначается исходя из оценки рынка, а также с учетом особенностей специализации конкретного банка и рискованности того или иного ресурса. Соответственно, чем выше будет процент размещения средств на рынке, тем выше прибыль активного отдела, и чем более дешевый ресурс привлечет пассивное подразделение, тем выше будут его доходы.

Что касается производственных и торговых компаний, то в них трансфертные цены чаще всего устанавливаются для оценки деятельности центров прибыли и центров инвестиций. Однако возможно установление трансфертных цен также и на услуги центров затрат. По такому пути пошло, например, объединение компаний PRADO Group, в котором все компании, а также обслуживающие подразделения – юридическая, бухгалтерская службы и т.д. — оказывают друг другу услуги по установленным ценам.

Многие компании устанавливают трансфертные цены на услуги подразделений, которые планируется выделить в отдельный бизнес. Так, несколько лет назад из отдела информационных технологий НК «Юкос» вышла компания — системный интегратор «Сибинтек». По аналогичному пути шли и другие компании, в частности энергетические компании, выделившие непрофильные подразделения в рамках реформирования отрасли.

Для  внедрения трансфертных цен на предприятии должны быть причины, которые могут быть внутренними и внешними.  Существует несколько основных внутренних для предприятий причин установления трансфертных цен:

1) Регулирование норм прибылей.

Трансфертные цены используются для создания определенной нормы прибыли в тех или иных подразделениях корпорации. В результате подобных действий внутри корпорации образуются фирмы, аккумулирующие прибыль корпорации (profit center). Если существуют фирмы, на которых образуется прибыль, то существуют фирмы – центры издержек (cost center). В основном, это те фирмы, которые оказывают различные услуги фирмам, входящим в корпорацию предприятиям. Цены продажи их услуг устанавливаются таким образом, чтобы только покрыть издержки производства. Норма прибыли на таких предприятиях является минимально допустимой. Механизм использования таких центров прибылей и издержек прост. В идеале все структуры одной корпорации продают друг другу товар по ценам себестоимости (включая транспортные расходы и т.д.) и только в одном месте, так называемом profit center возникает огромная разница закупочных и реализационных цен. Данная фирма покупает продукцию по внутрифирменным ценам, а реализует по рыночным ценам, что приводит к возникновению намного превышающую общий рыночный уровень прибыли. Подобное построение структуры корпорации упрощает инвестиционный процесс, так как все проекты финансируются из одного общего центра;

2) Экономический контроль предприятий.

Трансфертные цены используются холдингами для создания эффективной системы экономических стимулов. Посредством данной системы холдинг может контролировать и регулировать выпуск каждого из предприятий системы. Постоянной практикой функционирования дочерних предприятий является реализация друг другу различных нематериальных товаров. Это может быть информация о рынке, краткосрочная помощь внутри корпорации при возникновении различных проблем, связанных с технологией производства, менеджментом, практикой учета. В этом случае нельзя выделить никаких специфических внутренних причин для установления цен на подобные услуги. В идеале, они могут оказываться бесплатно, так как все работают на одну корпорацию. Таким образом, можно выделить такой тип внутрифирменных трансакций, где у корпорации нет никаких внутренних причин устанавливать специальные цены. Тем не менее, принцип платности здесь реализуется через внешние стимулы корпорации. Международные корпорации действуют одновременно в нескольких юрисдикциях и вынуждены устанавливать трансфертные цены при международных сделках.

В качестве внешних причин можно выделить следующие:

1) Наличие таможенных пошлин при международных операциях. Если пошлины взимаются со стоимости товара, то назначение больших цен при международной операции означает увеличение уплаченных пошлин при пересечении границы. Если же размер пошлины исключительно зависит от количества единиц товара, то решение о трансфертных ценах не влияет на размер пошлины.

2) Косвенные налоги и НДС при международных операциях. В современной практике международного налогообложения НДС взимается по принципу места назначения. Завышение трансфертных цен приводит к завышению таможенной стоимости товара, что приводит к увеличению налогового бремени по косвенным налогам (НДС и акцизы). Следовательно, для минимизации бремени по косвенным налогам необходимо занижать трансфертные цены при международных операциях.

3) Требование налоговых органов. В соответствии с требованием налоговых органов корпорация должна учитывать все трансакции, так как от этого зависит налогообложение дохода корпорации. Поэтому корпорация должна устанавливать трансфертные цены даже там, где нет никаких внутренних причин к этому. Таким образом, существование внутренних и внешних причин побуждает корпорацию к установлению трансфертных цен. Тем не менее, в соответствии с основной предпосылкой экономической науки корпорация, как и любой экономический агент, руководствуется принципом рациональности в своих действиях: трансфертные цены устанавливаются таким образом, чтобы достичь цели увеличения стоимости корпорации в долгосрочном периоде. 

Принимая решение о введении трансфертных цен, необходимо помнить, что такой способ управления требует соблюдения ряда требований. Эти требования достаточно просты, тем не менее, для их реализации иногда необходим пересмотр механизмов управления компанией.

   Наличие управленческого учета. Для того чтобы правильно определить базу для определения трансфертных цен, то есть перечень услуг, которые будут оплачиваться, и способ расчета стоимости, компании необходима развитая система управленческого учета. Так, должна быть возможность рассчитать динамику нефинансовых показателей, например, изменения числа автоматизированных мест в компании, количество человеко-часов, необходимых для подбора сотрудника на одну вакансию, количество документов для оформления различных операций и т.д.

   Высокий уровень квалификации руководителей.  Чтобы уметь пользоваться предоставленной свободой действий, правильно определять направления для снижения издержек и повышения прибыльности подразделения, руководители бизнес-единиц должны хорошо понимать экономические законы, по которым работает любой рынок. Возможно, некоторым из них потребуется дополнительное обучение. С теми же, кто окажется не готов к рыночным отношениям, придется расстаться.

Информация о работе Трансфертное ценообразование