Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:35, курсовая работа
Результаты исследований отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что накладные расходы в большинстве отраслей промышленности постоянно увеличиваются как в абсолютной сумме, так и относительно общей величины издержек экономического субъекта. Это связано с научно-техническим прогрессом, усложнением задач управления и соответствующим ростом численности управленческого персонала, его квалификационного уровня, широким использованием в управлении ЭВМ, современных средств коммуникаций, повышением требований к представительности офисов, их оборудованию и т.п.
Введение – стр. 2
Теоретические основы – стр.3
Практическая часть – стр.10
Вывод – стр.30
Список литературы – стр.31
План работы
Введение
Сложность управления экономикой предприятия в условиях рынка, проводимые преобразования по реформированию субъектов хозяйствования требуют создания адекватной системы информационного обеспечения управления затратами производственно-хозяйственной деятельности организаций и поиска новых подходов к решению проблем совершенствования управленческого учёта.
Система сбора и обработки бухгалтерской информации для нужд административного аппарата, координирующего и регулирующего деятельность хозяйствующих единиц, скрыта от внешних пользователей. Концентрация и комбинирование производства, наметившиеся тенденции к сближению отечественной и зарубежной экономических систем, расширение рыночных коммуникаций заставили пересмотреть саму концепцию управления. Перспектива развития региона и страны в целом зависит от производственной сферы, которая должна развиваться согласно принятым международным нормам.
Соответствующие службы предприятия обязаны позаботиться о создании такой системы бухгалтерского учёта и анализа на предприятии, которая обеспечивала бы конкретного руководителя необходимой информацией для оперативного и стратегического управления производственно-сбытовой деятельностью организации.
В рыночных условиях хозяйствования стало очевидным, что наиболее управляемыми с позиций поиска резервов экономии, роста прибыли и рентабельности на предприятии, определившим программу производства и сбыта, постепенно становятся не основные, а накладные расходы, и поэтому направлением совершенствования деятельности управленческой бухгалтерии может послужить создание концепции интегрированного учёта, бюджетирования и анализа накладных расходов.
Стоит отметить, что недостаточно адаптированные к рыночным условиям методы учёта и анализа накладных расходов отрицательно сказываются не только на текущей работе, но и приводят к принятию неверных стратегических управленческих решений.
Результаты исследований отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что накладные расходы в большинстве отраслей промышленности постоянно увеличиваются как в абсолютной сумме, так и относительно общей величины издержек экономического субъекта. Это связано с научно-техническим прогрессом, усложнением задач управления и соответствующим ростом численности управленческого персонала, его квалификационного уровня, широким использованием в управлении ЭВМ, современных средств коммуникаций, повышением требований к представительности офисов, их оборудованию и т.п. В новых условиях проявляется осознанная потребность в гибких административных системах, смене методологических принципов управления и его составляющих, ужесточения контроля за расходованием средств на уровне руководства организации, проведении аналитических исследований по оптимизации затрат в этой области.
Теоретические основы
Значение накладных расходов в системе управленческого учёта
Управленческий учёт представляет собой систему, обеспечивающую формирование информации для оценки и измерения затрат и результатов, а также для принятия решений руководителями на всех уровнях внутрифирменного управления.
Современная система управленческого учёта включает в себя следующие элементы:
Следует отличать производственный учёт от понятия управленческий учёт. производственный учёт является, по своей сути, составной частью управленческого учёта. По сути производственный учёт представляет собой систему сводного учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции. На предприятиях функции производственного учёта возлагаются на отдел учёта затрат в бухгалтерии, и ниже мною будет приведена схема составляющих управленческого учёта.
Схема № 1
Для ведения полноценного управленческого учёта необходим, по крайней мере, ещё один отдел, который может быть назван отделом управленческого контроля и анализа. В его рамках следует формировать и обобщать информацию в целях принятия управленческих решений, вести Бюджетирование и проводить анализ затрат.
К основным задачам учёта накладных расходов в рамках ведения управленческой бухгалтерии относятся:
Управленческий учёт отличает прежде всего возможность оперативно принимать решения. Используя данные учёта, бюджетирования и анализа, бухгалтера-аналитики определяют альтернативные варианты действий, собирают и обобщают по ним информацию, подготавливают рекомендации руководству. Неэффективные решения могут привести к нестабильному финансовому положению организации, т.е. послужить причинами потери рынка продуктов, роста затрат, неоправданного увеличения запасов и т.д. Важным критерием при принятии управленческого решения служат удельные затраты, а особую роль здесь играют накладные расходы, что будет рассмотрено мною в таблице № 1.
В управленческом учёте особое значение имеет постоянная часть накладных расходов, поскольку именно она представляет собой наиболее эффективный путь снижения себестоимости изделий. Основными направлениями действий в этой области можно назвать сокращение численности административного аппарата, уменьшение расходов на его содержание; увеличение объёма основной деятельности в пределах, обозначенных существующей на данный момент или рассчитанной на перспективу рыночной ситуацией; повышение квалификации персонала, занятого обслуживанием производственных процессов, и усиление контроля за использованием средств в этой сфере; повышение ответственности линейных руководителей, что стимулирует экономию
На регулируемых ими участках; внедрение системы норм и нормативов накладных расходов и системы управления по отклонениям, основной целью которых является предотвращение нерационального потребления указанных ресурсов.
Таблица № 1
Влияние накладных расходов на процедуру сбора и подготовки информации для принятия управленческих решений. | |
Решение в системе управленческого учёта. |
Влияние накладных расходов на процедуру сбора и подготовки информации для принятия управленческих решений. |
Мероприятия по снижению себестоимости продукции. |
Сокращению подлежат накладные расходы и затраты на управление предприятия в целом. Разрабатываются планы сокращения данных затрат, и после окончания периода (или оперативно по мере получения информации) они подлежат сравнению с фактическими данными. |
Выбор производства видов изделий. |
Критерием выбора производственной программы могут служить удельные затраты или, по-другому, себестоимость конкретных производимых изделий. Для определения себестоимости изделий расходы в первую очередь перераспределяют между центрами затрат, а затем между видами продукции. Выбор метода распределения накладных расходов влияет на величину себестоимости продукта. Таким образом, ошибка или неточность, заложенные в процедуру распределения накладных расходов могут стать причиной принятия неверного решения по производственной программе. |
Решения о собственном производстве или закупке |
Решающее влияние оказывает группировка ревалентных и неревалентных затрат, среди которых особое место занимают ревалентные и неревалентные накладные расходы. Учёт неревалентных накладных расходов позволяет выбрать более верное и правильное управленческое решение. |
Специальные решения о цене реализации товара. Определение границ скидок при продаже |
В рамках управленческого учёта широкое применение нашли затратный метод определения цен, и метод на основе маржинальной прибыли. В первом случае путём корректировки и управления накладными расходами можно влиять на динамику цен, во втором - ключевое значение имеют постоянные накладные расходы, которые являются составной частью маржинальной прибыли. |
Изменение технологии и организации производства. |
Внимание уделяют |
Стимулирование руководителей подразделений. |
Особое внимание уделяют
общехозяйственным и общецеховы |
Закрытие подразделений. |
Внимание уделяют группировке "переменные-постоянные" накладные расходы. На основе показателей маржинальной прибыли определяют рентабельность подразделений. Постоянные накладные расходы являются составной частью маржинальной прибыли. |
Решение типа, "на каком оборудовании следует размещать заказ". |
Внимание уделяют постоянным накладным расходам и неревалентным накладным расходам. |
Решение типа "ремонтировать имеющееся оборудование или покупать новое". |
Внимание уделяют |
Составление оптимальной программы производства при ограничении ресурсов. |
Внимание уделяют постоянным накладным расходам, поскольку оптимальная программа при ограничениях ресурсов рассчитывается с использованием показателя маржинальной прибыли на единицу ограничивающего фактора. Постоянные накладные расходы являются составной частью маржинальной прибыли на единицу ограничивающего фактора. |
В зависимости от масштабов, специфики производства и поставленных задач предприятия внедряют различные методы учёта затрат. Такими методами являются:
Стоит отметить, что большинство из этих методов являются одновременно системами управления затрат. Кроме собственно методов учёта затрат, они включают методы бюджетирования и анализа затрат. Системой управления затратами считается «директ-костинг», поскольку наряду с методом учёта затрат на базе сокращённой себестоимости он включает метод бюджетирования с использованием гибких смет и маржинальный анализ. Также системами управления затратами являются «стандарт-костинг», АВМ, ТСМ, SСМ (схема № 2), кроме систем управления затратами, на методику учёта накладных расходов могут оказывать влияние системы управления производством, такие как JIT, DBR и т.д.
Схема № 2
Перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой (таблица № 2). Можно сделать вывод о том, что в последние десятилетия на практике используются комбинированные методы учёта затрат. Наиболее сложной и трудоёмкой задачей в каждом из этих методов считается учёт накладных расходов. Любой из представленных методов учёта затрат в отдельности и каждая комбинация методов существенно влияют на концепцию накладных расходов. Так, организация, применяющая метод «стандарт-костинг», может одновременно вести учёт затрат в разрезе центров ответственности, по видам продукции, по видам деятельности (комбинация с методом АВС), по факторам производства и т.д. одновременно метод «стандарт-костинг» может быть комбинирован с позаказным методом, с попроцесным методом или с методом «директ-костинг». В зависимости от представленных комбинаций в системе «стандарт-костинг» меняются ставки накладных расходов, методы их учёта и распределения.
Таблица № 2
Накладные расходы в методах и системах учёта затрат. | ||||||
Метод учёта затрат. |
Учёт затрат. | |||||
по видам деятельности |
по видам деятельности (функциональный учёт) |
по центрам ответственности (затрат и прибыли) |
по факторам производства |
по статьям затрат |
по стадиям жизненного цикла продукта | |
Позаказный. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Попроцесный.٭ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Учёт полной себестоимости. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Учёт сокращённой себестоимости "директ-костинг". |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Учёт фактических затрат. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Учёт нормативных затрат "стандарт-костинг". |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Метод учёта затрат. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Метод ТС (целевой учёт затрат). |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Стратегический учёт затрат. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
٭Метод может рассматриваться как полуфабрикатный и бесполуфабрикатный. |
В завершение теоретической части хотелось бы сказать несколько слов о концепции распределения накладных расходов, и для этого я произведу описание центров затрат, в каких они формируются, и какая связь существует между данными центрами затрат.
Накладные расходы собираются в рамках следующих центров затрат:
Данные подразделения обозначены как центры затрат, что означает присутствие в них ответственных лиц, осуществляющих контроль за расходами.
Накладные расходы могут быть распределены несколькими способами. Наиболее распространённая схема распределения затрат (схема № 3) позволяет выявить полную себестоимость производства на предприятии продуктов и использовать эту информацию для целей управления. Пошаговое распределение накладных расходов приведено ниже:
Шаг 1. Группировка непроизводственных накладных расходов в разрезе центров ответственности (НЦЗ).
Шаг 2. Группировка производственных накладных расходов в разрезе ПЦЗ и формирование информации о расходах ОЦЗ.
Шаг 3. Перераспределение расходов обслуживающих центров затрат между НЦЗ, ПЦЗ и прочими ОЦЗ.
Шаг 4. Распределение накладных расходов, собранных в рамках ПЦЗ между продуктами и незавершённым производством.
Шаг 5. Списание непроизводственных накладных расходов.
Схема № 3 позволяет ответить на вопрос, сколько средств и ресурсов вкладывает предприятие на содержание конкретных подразделений и на производство конкретного продукта.
Схема № 3
Можно ещё очень долго продолжать описание методов и систем учёта накладных затрат, но мне не хотелось бы злоупотреблять теорией, и поэтому я перейду к практической части моей работы.
Практическая часть
В практической части работы я произведу распределение накладных расходов по схеме № 3, используя в качестве примера данные о производстве мороженного на ОАО «Гелиос-Холод».
Немного информации о предприятии:
Типичный хладокомбинат ОАО «Гелиос-Холод», учёт на котором формируется большим количеством проводок и счетов.
Холодильные предприятия в сфере рыночной экономики России занимают особое место, обусловленное следующими особенностями: