Управление розничными операциями коммерческого банка. Организация оказания банковских услуг в сети Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

Определение розницы как «деятельность по предоставлению банковских услуг физическим лицам», строго говоря, неверно. Чтобы продемонстрировать ошибочность утверждения, приведем пример зарплатного проекта. Услуга предназначена для средних и крупных корпоративных клиентов, хотя операции в основном ведутся с физическими лицами. Возможны варианты предоставления услуг организациям, при которых де-юре контрагентом является физическое лицо. Таким образом, номинальное определение розницы через юридически корректную формулировку проблематично.

Вложенные файлы: 1 файл

Материал.doc

— 437.00 Кб (Скачать файл)

 

Б. Обеспечение безопасности в сфере информационных технологий.

 

4) Аутентификация клиентов, пользующихся электронными каналами  обслуживания.

 

5) Недопущение отказа  от обязательств по онлайновым  трансакциям и строгая ответственность  за их проведение.

 

6) Разграничение функций  банковских служащих при работе  в системах е-банкинга, использовании  баз данных и приложений.

 

7) Эффективный контроль  над процедурами авторизации и получения доступа к системам е-банкинга, базам данных и прикладным программам.

 

8) Обеспечение целостности  данных по операциям и записям  в сфере онлайновых услуг.

 

9) Точный учет трансакций, совершаемых электронным способом.

 

10) Сохранение конфиденциальности ключевой банковской информации.

 

В. Управление правовым и  репутационным рисками.

 

11) Предоставление необходимой  информации об электронном банковском  сервисе на Web-сайте банка.

 

12) Предотвращение несанкционированного  доступа к клиентской информации.

 

13) Содержание систем  е-банкинга в постоянной эксплуатационной  готовности.

 

14) Создание эффективного  механизма реагирования на неожиданные  внешние и внутренние атаки  на системы е-банкинга.

 

В некоторых странах  надзорные органы считают нужным перевести данные правила из разряда рекомендательных в разряд обязательных (например, это сделал Федеральный банк Германии). Столь серьезный подход надзорных органов к проблеме управления рисками в сфере электронных банковских услуг позволяет надеяться, что коммерческие банка смогут достаточно уверенно развивать Интернет-сервис, получающий все более широкое признание.

 

2.2 Правовое регулирование  электронной банковской деятельности

 

Правовая проблема выбора механизма регулирования электронной банковской деятельности, и в целом информационных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, становится все более актуальной как для большинства индустриально развитых государств мира (в том числе в лице их фискальных органов) и международных организаций, так и для потребителей различных банковских услуг.

 

На сегодняшний день отсутствует не только наработанная и признанная в различных странах  мира практика регулирования и налогообложения  названной деятельности, но и значимые исследования данной проблемы в юридической науке. Вместе с тем сеть Интернет достигла такого уровня развития и в такой степени способна оказывать воздействие на жизнь общества, что это предполагает неминуемый переход от саморазвития к государственному регулированию его деятельности, и в первую очередь – регулированию экономических отношений в сети. Совершенно очевидна необходимость разработки полноценной нормативно-правовой базы в области правового регулирования банковский услуг, оказываемых в сети Интернет, в целях защиты и обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов данной деятельности. В частности, к этой группе следует отнести нормативные акты в сфере законодательного закрепления, в самом широком смысле, «права на электронную сделку», а именно закрепляющие принципы осуществления электронной экономической деятельности (такие документы только предстоит разработать и принять), принципы законности формы электронной сделки (требования к ее форме), вопросы применения электронной цифровой подписи и т.д.

 

Что касается международного права, регулирующего сферу электронного бизнеса, то еще в 1996 г. Генеральная  Ассамблея ООН приняла Типовой  закон об электронной торговле, разработанный  и утвержденный Комиссией ООН  по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и руководство по его применению. Этот Закон применяется к любому виду информации в форме сообщения данных, используемой в контексте торговой деятельности. Под термином "сообщение данных" понимается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту, телеграмму, телекс или телефакс. «Основной правовой принцип электронной коммерции, который работает как на международных, так и на внутренних рынках, заключается в следующем: стороны, заключившие электронную сделку, не могут ставить ее под сомнение только на том основании, что она заключена, а часто исполняется (как в финансовой сфере) электронным способом и в основе ее не лежит традиционный бумажный документооборот, сопровождаемый традиционной собственноручной подписью»[8].

 

Правовым способом регулирования  электронной формы сделки выступают  закрепленные законом технологии верификации (подтверждения подлинности) документов посредством использования электронно-цифровой подписи. Нормативные акты, закрепляющие юридическую силу электронной подписи, приняты во всех странах Евросоюза, а также в большинстве других индустриально развитых стран мира (США, Великобритания, Япония и пр.). В 2002 году аналогичный закон был введен в действие и в Российской Федерации – речь о его особенностях пойдет ниже.

 

Однако в зарубежной юридической практике по-прежнему остро  стоят отдельные ключевые вопросы  регулирования Интернет-банкинга. В  частности, не решена проблема налогообложения результатов банковской деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет. Сложность состоит в том, что действующее национальное налоговое законодательство практически всех стран ориентируется на регулирование традиционных правоотношений, и многие общепринятые правовые категории не применимы в Интернете. Кроме того, необходимо решать проблему юрисдикции, которая обусловлена, прежде всего, экстерриториальностью сети Интернет, что не позволяет в полной мере осуществлять налоговый контроль в пределах конкретного государства.

 

Следует отметить, что  решение названных проблем на международном уровне, безусловно, заслуживает поддержки, однако это  не исключает необходимости разработки адекватного национального законодательства.

 

В Российской Федерации  в настоящее время отношения  по поводу оказания в сети Интернет электронный банковских услуг регулируются:

 

1) законодательными актами  общего характера, нормы которых,  помимо прочего, могут быть  применены и к субъектам электронной банковской деятельности (здесь в первую очередь должны быть названы Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, УК РФ);

 

2) банковским законодательством  (федеральные законы «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

 

3) информационным законодательством  и отдельными нормами финансовых  законов, призванных урегулировать  ряд информационных вопросов  электронной банковской деятельности. Такими законодательными актами, в частности, являются федеральные законы от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», от 4июля 1996г. №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», от 10 января 2002г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

 

4) подзаконными актами  ЦБ РФ, в частности: Указанием  ЦБ РФ от 01.03.2004 «О порядке информирования  кредитными организациями ЦБ  РФ об использовании в своей  деятельности Интернет-технологий»,  Указанием ЦБ РФ от 03.02.2004 № 16-Т «О рекомендациях по информационному содержанию и организации Web-сайтов кредитных организаций с сети Интернет», Письмо ЦБ РФ от 19.01.2005 № 8-Т «О сведениях, рекомендуемых для размещения на WEB-сайтах кредитных организаций в сети Интернет».

 

Главная проблема Российского  законодательства в данной области  – бессистемность разработки и принятия актов гражданского и банковского  законодательства, а также актов  законодательства о налогах и  сборах. В действующем законодательстве фактически отсутствуют легальные определения большого количества базовых понятий финансового и банковского права, широко используемых в практике электронной банковской деятельности, например: «безналичные расчеты», «электронные расчеты», «электронные банковские услуги» и многие другие. Терминологические проблемы банковского права, и в целом вопросы, порождаемые высокой степенью пробельности и подзаконности (на уровне нормотворчества Центрального банка РФ) правового регулирования в области финансов и кредита в России, могут быть сняты с принятием единого кодифицированного акта в данной сфере – Банковского кодекса РФ (по оценкам многих экспертов задача разработки и принятия такого акта может быть поставлена высшим политическим руководством страны в обозримом будущем).

 

Что касается проблемы налогообложения электронной коммерции, то Министерство РФ по налогам и сборам пока не выработало свою позицию по следующим вопросам:

 

- должен ли взиматься  налог на прибыль и на добавленную  стоимость (НДС) с иностранных  компаний, которые реализуют свои товары и услуги через сеть Интернет;

 

- как квалифицировать  налоговый статус иностранного  юридического лица, осуществляющего  коммерческую деятельность через  свой Web-сайт в сети Интернет;

 

- могут ли компании, принимающие платежи за товары  и услуги в электронных деньгах, уменьшать свои налоговые выплаты.

 

Необходимо отметить также, что правила использования  технологий электронных коммуникаций в законодательстве Российской Федерации  изложены в наиболее общем виде. Например, в Федеральном законе РФ от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" отсутствует упоминание о правилах участия в обмене информацией с использованием сети Интернет, не учитывается тот факт, что по компьютерным сетям можно передавать не только содержание, но и реквизиты документов. Кроме того, законодательно не определена единая система доказательств, принимаемых и применяемых в судебной практике при рассмотрении споров.

 

Рассматривая возможности  доступа к банковским операциям, каталогам и прочим услугам, нужно отметить, что оплата этих услуг может происходить как традиционными методами, так и электронными с использованием "электронных денег". Пока еще нет правовой ясности в вопросах электронной торговли для полностью безбумажных трансакций. Учитывая тот факт, что Интернет-банкинг быстро развивается в России, Центральный банк РФ принял решение сформировать подразделение по надзору за электронной коммерцией банков, которое будет занимается разработкой нормативной базы для регулирования этой сферы деятельности. Но конкретных законопроектов, регулирующих сферу деятельности Интернет-банкинга, на рассмотрение в Государственную Думу РФ пока не предложено.

 

В отношении рынка  ценных бумаг требуют уточнения  некоторые нормы, касающиеся разрешения: от депозитарной и регистрационной видов деятельности до установления правового режима функционирования Интернет-бирж.

 

Особые претензии предъявляются  участниками российского банковского  бизнеса к Федеральному закону от 10 января 2002г. №1-ФЗ «Об электронно-цифровой подписи». Электронно-цифровая подпись призвана стать одним из важных механизмов защиты прав и законных интересов контрагентов в процессе осуществления ими электронной экономической деятельности. Процедуры создания и проверки электронной подписи призваны юридически подтверждать действительность договорных обязательств, обеспечивать защиту от их одностороннего изменения или невыполнения, а также символизировать необходимую письменную форму сделки, заключенной контрагентами посредством глобальной сети Интернет. Однако в действительности данный закон мало соответствует объективным условиям банковского бизнеса в России[9]. Во-первых, он описывает технологию, которая до его принятия практически не использовалась в РФ, что повлекло за собой возникновение технологического конфликта. Во-вторых, закон противоречит международной практике и рекомендациям (в частности, Директиве Евросоюза «Об инфраструктуре цифровых подписей» и модельному закону UNCITRAL), ограничивая возможности использования ЭЦП и фактически сводя ее техническое воплощение лишь к криптографическим средствам. Здесь также возникает необходимость принятия разъяснительных документов по сертификации криптографических средств связи. Сейчас их сертификация осуществляется в нескольких местах (ФСБ, Гостехкомиссия и т.д.), что создает определенные трудности.

 

В целом закон достигает  своих целей лишь частично, так  как требует создания большого количества подзаконных актов, которые и  будут регламентировать правила  применения ЭЦП.

 

Итак, в России система  правового регулирования электронного бизнеса пока полностью не сложилась, но она будет формироваться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на международном и национальном уровнях. При этом необходимо идти по пути заключения многосторонних договоров, фиксирующих цели и принципы функционирования глобальных компьютерных сетей, финансирование и технические параметры их развития на базе существующих средств коммуникаций. К разработке вопросов совершенствования гражданско-правового законодательства целесообразно привлекать компании, занятые бизнесом в сети Интернет, и организации, которые обеспечивают работу самой сети в целом. Для России сегодня важно не отставать от тех процессов, которые происходят в области электронного бизнеса при формировании соответствующего международного законодательства и интеграции в мировую экономику.

 

2.3 Практический опыт  предоставления электронных банковских  услуг в сети Интернет на  примере ЗАО «Внешторгбанк –  Розничные услуги»

 

В конце прошлого века одной из первых кредитных организаций  России, внедривших систему Интернет-банкинга и начавших предоставлять клиентам пакеты банковских услуг дистанционно, был АКБ Гута-банк. В течение значительного промежутка времени этот банк считался IT-лидером – наиболее технологичным и «продвинутым» на российском рынке банковских услуг. Предоставляя достаточно удобный Интернет-сервис и применяя удачные технологические наработки, Гута-банк приобрел довольно широкую клиентскую базу в данной области и, пожалуй, самое организованное сообщество Интернет-вкладчиков. Выстояв во время кризиса 1998 года, Гута-банк тем не менее оказался одной из главных жертв так называемого банковского кризиса-light, разразившегося летом 2004 года. История для "Гуты" окончилась тем, что за символическую цену ее купил крупнейший коммерческий банк России с государственным капиталом – ОАО Внешторгбанк (далее – ВТБ). Гута-банк был переименован во «Внешторгбанк – Розничные услуги» и с 1 августа 2005 года возобновил свою деятельность под брэндом «Внешторгбанк-24». В настоящее время ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги входит в группу ВТБ, являясь дочерним банком ОАО Внешторгбанк, специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаций малого бизнеса. Таким образом, ВТБ произвел диверсификацию своей деятельности, четко разделив направления корпоративного и розничного обслуживания.

 

В настоящее время  «Внешторгбанк-24» позиционирует  себя как банк высоких технологий, способный предоставить своим клиентам возможность пользоваться новейшими  современными банковскими услугами на уровне международных стандартов. Недавно банк стал лауреатом премии «IT-лидер 2005» в номинации «Банки с государственным участием». По оценке руководства самого банка данная награда является не столько признанием лидерства в области IT, сколько оценкой динамики развития этих технологий в банке. В конце марта 2006 года «Внешторгбанг-24» выступил партнером десятого юбилейного Российского Интернет Форума – главного профессионального мероприятия отечественной Интернет-отрасли.

Информация о работе Управление розничными операциями коммерческого банка. Организация оказания банковских услуг в сети Интернет