Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях все более возрастает значение учетной политики в хозяйственной деятельности организации. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение
Часть 1. Нормативно-правовые аспекты учетной политики организации
1.1 Нормативно-правовое регулирование учетной политики организации
1.2 Значение учетной политики и её задачи
1.3 Формирование и раскрытие учетной политики
1.4 Организация бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой
1.5 Учётная политика по учёту затрат.
Часть 2. Исследование ОАО «Востоксибэлектромонтаж»
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Востоксибэлектромонтаж»
2.2 Учётная политика по внеоборотным активам
2.3 Учётная политика по учёту материально производственных запасов
Заключение
Список использованных источников
учетный бухгалтерский актив

Вложенные файлы: 1 файл

!Содержание!.docx

— 103.37 Кб (Скачать файл)

     Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Минфином РФ от 28.07.98 г. №34н (с изменениями №31н) по своему статусу является документом третьего уровня системы, так как утверждено не законодательным органом, а Минфином РФ.

     Сюда  же относятся документы, раскрывающие механизм применения документов первого  уровня. Это инструкции, приказы, указания, методические рекомендации, предлагающие возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии  с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения  бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных  и других характеристик организаций.

     Учетная политика организации создается  как для целей бухгалтерского, так и налогового учета. Учетная  политика для целей налогообложения  получила официальное закрепление  со вступлением в силу гл. 21 Налогового кодекса РФ (НК РФ). А с введением гл. 25 НК РФ организуемый учет по исчислению налога на прибыль получил статус налогового, который нужен для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, и его могут вести отдельные подразделения или бухгалтер, которому это поручат. Учетная политика для целей налогового учета регулируется Налоговым кодексом РФ.

     Таким образом, на предприятии создается  два вида учетной политики: для  целей бухгалтерского учета и  для целей налогообложения. Каждый из них регулируется различными нормативными документами, относящимися к разным уровням нормативного регулирования. В любом случае учетная политика любой организации должна полностью соответствовать действующим нормативно-правовым документам. Поэтому руководителям и бухгалтерам организаций необходимо следить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве Российской Федерации. 
 

     1.2 Значение учетной политики и её задачи 

     Обязанность организаций формировать учетную  политику прямо установлена статьей 6 Закона "О бухгалтерском учете". Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут руководители организаций).

     В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона "О бухгалтерском учете" ответственность за формирование учетной политики организации несет главный бухгалтер.

     Принятая  организацией учетная политика применяется  последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

     Хотя  учетная политика для целей налогообложения  разрабатывается и утверждается отдельно от учетной политики для целей бухгалтерского учета, организациями, которые в качестве приоритета выбирают минимизацию различий между бухгалтерским и налоговым учетом, данные изменения должны быть учтены.

     В соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/2008 под  учетной политикой организации  понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

     К способам ведения бухгалтерского учета  относятся способы группировки  и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации  документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

     Таким образом, при разработке и утверждении  учетной политики организации преследуются две основные цели:

  1. закрепление выбранных способов ведения бухгалтерского учета;

     2) регулирование (на уровне внутреннего  нормативного акта) максимально возможного количества элементов организации бухгалтерского учета, включая организацию документооборота, организацию работы бухгалтерской службы, организацию горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.

     При этом достижение первой цели является обязательным. О выбранных способах бухгалтерского учета должны быть извещены все группы заинтересованных пользователей. Налоговые органы не являются самыми приоритетными пользователями бухгалтерской отчетности, однако, разногласия во взаимоотношениях именно с ними с высокой степенью вероятности могут повлечь за собой наложение финансовых санкций и, как следствие, ощутимых материальных потерь. С введением в действие отдельных глав части второй НК РФ обязывает организации также разрабатывать учетную политику для целей налогообложения. Поэтому каждая организация обязана закрепить распорядительным документом (как правило, приказом руководителя организации) учетную политику, в которой закреплен обязательный минимум выбранных способов бухгалтерского учета, необходимый для однозначного определения активов и обязательств организации и исчисления налоговой базы по всем уплачиваемым налогам.

     Роль  учетной политики в организации  всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие  нормативно-правовые акты в ряде случаев  допускают выбор юридическим  лицом способа организации учета  из нескольких, определенных соответствующим  нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность  разработать соответствующий порядок  самостоятельно. В качестве "классического" примера последней ситуации можно назвать установленную п. 7 ст. 346.27 НК РФ обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при совмещении ЕНВД и иного режима (иных режимов) налогообложения, когда законодатель вообще не указал, каким образом и на основе каких показателей такой раздельный учет должен быть организован.

     В этой связи учетная политика организации  выполняет сразу несколько функций.

     Во-первых, учетная политика представляет собой  руководство по организации и  ведению учета внутри организации  – правила, установленные для  всех работников организации, принимающих  участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие  учет результатов своей финансово-хозяйственной  деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает  единственным способом надлежащей организации  унифицированного учета.

     Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика – это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней  мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что  чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила  ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим  оспорить правомерность их применения.

     Наконец, в-третьих, учетная политика – это  нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что  учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст. 320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.

     Вместе  с тем, необходимо обратить внимание на то, что документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета исчерпывающее определение способов ведения бухгалтерского учета не приводится. Из этого следует, что учетная политика организации может представлять собой объемный документ, включающий несколько приложений и регулирующий практически все элементы учетного процесса. Столь тщательная проработка указанных элементов и закрепление их на уровне распорядительного документа позволяет обеспечить наиболее эффективное взаимодействие всех сторон, в той или иной степени участвующих в учетном процессе и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов. 

         1.3 Формирование и раскрытие учетной политики 

     Из  пункта 1 ПБУ 1/2008 следует, что процесс  составления учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов - формирования (выбор и обоснование) и раскрытия (придание гласности) учетной политики.

     Первый  этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица. Исключение сделано только для кредитных организаций (в силу специфики осуществления ими предпринимательской деятельности) и для филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации (которые могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности).

     Раскрывать  учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых установлена законодательно.

     Учетная политика организации - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета:

     - первичного наблюдения;

     - стоимостного измерения;

     - текущей группировки;

     - итогового обобщения фактов хозяйственной  деятельности.

     К способам ведения бухгалтерского учета (в соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/2008) относятся способы группировки  и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

     В соответствии с пунктом 9 ПБУ 1/2008 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

     Вновь созданная  организация, организация, возникшая  в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с пунктом 9 ПБУ 1/2008 не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

     Принятая  организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. По нашему мнению, так как вид организационно-распорядительного документа жестко не определен, наиболее целесообразным представляется оформление принятия учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены ее основные элементы, а те элементы, которые требуют подробной разработки и занимают сравнительно большой объем, следует помещать в приложения к данному приказу. В число таких приложений могут входить:

     - формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм;

     - структура и состав структурного  подразделения организации, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;

     - график документооборота и т.п.

     Учетная политика организации формируется  главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

     При формировании учетной политики утверждаются:

     1. Рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В рабочий план счетов должны быть включены все счета бухгалтерского учета, а также субсчета всех уровней, используемые организацией, а не только те, которые отсутствуют в Плане счетов.

Информация о работе Учетная политика предприятия