Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 15:24, курсовая работа
Учетная политика всегда была объектом повышенного внимания контролирующих органов. Любая проверка начинается с изучения учредительных документов и документов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского и налогового учета в проверяемой организации. Являясь документом для внутреннего использования и практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии, она имеет весомое значение и для внешних пользователей. В частности, при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способы учета, закрепленные в ней.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………5
1.1. Понятие и формирование учетной политики………………………………5
1.2. Организационные аспекты учетной политики……………………………..9
1.3. Методические аспекты учетной политики………………………………..11
1.4. Общие понятие по формированию учетной политики…………………..12
1.5. Раскрытие и изменение учетной политики……………………………….15
2. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ………………………………18
2.1. Налоговые последствия выбора учетной политики………………………18
2.2. Оптимизация налоговых платежей предприятия…………………………20
2.3. Элементы учетной политики для налогообложения прибыли…………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….33
Учетная политика предприятия и ее налоговые последствия.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………5
1.1. Понятие и формирование учетной политики………………………………5
1.2. Организационные аспекты учетной политики……………………………..9
1.3. Методические аспекты учетной политики………………………………..11
1.4. Общие понятие по формированию учетной политики…………………..12
1.5. Раскрытие и изменение
учетной политики……………………………….
2. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ………………………………18
2.1. Налоговые последствия
выбора учетной политики…………………
2.2. Оптимизация налоговых
платежей предприятия…………………………
2.3. Элементы учетной политики
для налогообложения прибыли………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению, накоплен огромный многолетний опыт. Сегодня очень мало изданий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти, глубоко продуманные, просчитанные предложения по снижению налоговой нагрузки, отвечающие условиям законности. Актуальность выбранной нами темы очевидна в сложившейся ситуации налоговых преобразований в стране.
Оптимизация налогообложения - это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений. Оптимизация налогообложения включает в себя:
- анализ схем налогообложения;
- устранение системных ошибок в налоговом учете и обеспечение требуемого качества первичных документов;
- разработка новой модели уплаты налогов и реформирование договорной базы и учетной политики;
- заключения по неурегулированным законодательством или спорным вопросам налогообложения.
Правильная оптимизация налогообложения и прогнозирования возможных рисков оказывает значительную помощь в создании стабильного положения предприятия, так как позволяет избежать материальных потерь в процессе хозяйственной деятельности, поэтому тема работы актуальна.
Оптимизация налогообложения должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше – до создания предприятия, так как будущая система налогообложения определяется уже при регистрации.
В начале нового финансового года каждая организация пересматривает учетную политику, которой пользовалась в течение предшествующего отчетного периода. При этом могут быть внесены определенные изменения и дополнения в документ, которым была закреплена учетная политика.
Как показывает практика, изменение учетной политики предприятия требует предельно внимательного и квалифицированного подхода. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, новая учетная политика будет действовать в течение всего отчетного года. Во-вторых, с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами предприятия. И в-третьих, элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств предприятия перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов.
Учетная политика всегда была объектом повышенного внимания контролирующих органов. Любая проверка начинается с изучения учредительных документов и документов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского и налогового учета в проверяемой организации. Являясь документом для внутреннего использования и практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии, она имеет весомое значение и для внешних пользователей. В частности, при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способы учета, закрепленные в ней.
Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации. Актуальность и значимость проблем составления, изменения, дополнения учетной политики, а также ее налоговые последствия обусловили выбор темы для написания курсовой работы.
1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятие и формирование учетной политики
В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Такое определение дано как в ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", так и во вступившем в силу в 2009 г. ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".
Для целей налогообложения учетная политика определена ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
При разработке учетной политики решаются следующие задачи:
1. сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;
2. создание систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации;
3. создание оптимальную систему налогового учета;
4. предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству РФ.
Учетная политика, отвечающая за решение всех перечисленных задач, может стать реальным источником необходимой информации для принятия руководством организации обоснованных решений.
При разработке учетной политики необходимо учитывать специфику деятельности организации, а также то, что рекомендации, приемлемые для управления одной организацией, полезные для нее, могут быть вредны или бесполезны для другой.
Таким образом, отдельные цеха, подразделения, филиалы должны придерживаться установленной предприятием учетной политики. Поэтому соответствующим образом оформленный приказ об учетной политике должен быть доведен до сведения всех обособленных и структурных подразделений предприятия вовремя – до начала нового финансового.
Необходимо отметить, что учреждения, финансируемые собственником, являются самостоятельными юридическими лицами, а потому на них не распространяется учетная политика, принятая предприятием-собственником.
Учетная политика организации выполняет несколько функций.
1. учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании - правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.
2. грамотно сформированная учетная политика - это очень весомый аргумент для предотвращения или решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.
3. учетная политика - это мощный инструмент оптимизации. Учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением, позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций".
Таким образом, роль учетной политики в организации всего учетного процесса велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно.
Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" учетная политика организации должна отвечать ряду требований (полнота, своевременность, осмотрительность, рациональность, непротиворечивость, приоритет содержания перед формой). Следует отметить, что в п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" установлено требование своевременности, которое призвано обеспечить своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности. Порядок исполнения данного требования отражен в ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" и ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности".
Влияние на формирование учетной политики в 2009 г. оказывают Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н) и "Расходы организации" (ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н). В Законе №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» указаны правила формирования учетной политики:
- принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета;
- принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год;
- изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности;
- в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года;
- в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год.
Таким образом, учетную политику для целей бухгалтерского учета организации принимают один раз и применяют последовательно из года в год, ее не нужно утверждать каждый год, она изменяется в строго определенных случаях.
Случаи, когда можно скорректировать учетную политику, приведены в НК РФ и ПБУ 1/2008. Право изменить учетную политику в целях как бухгалтерского, так и налогового учета появляется у организации, если существенно меняется порядок учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.
Решение о внесении изменений в учетную политику должно быть обязательно обосновано. Решение о новых применяемых методах учета принимается с начала финансового года и нового налогового периода, а в случае изменения норм законодательства - не ранее чем с момента вступления в силу этих изменений.
Учетная политика утверждается и применяется по учреждению в целом, то есть филиалы не могут иметь учетную политику, отличную от принятой в головном отделении организации.
1.2. Организационные аспекты учетной политики
В учетной политике должно быть предусмотрено два раздела: организационно-технический и методический.
Организационно-технический раздел определяет:
- организацию ведения бухгалтерского учета;
- форму бухгалтерского учета;
- технологию обработки учетной информации;
- порядок проведения инвентаризаций;
- организацию системы внутреннего контроля;
- порядок документооборота;
- рабочий план счетов бухгалтерского учета.
При этом порядок организации бухгалтерского учета должен устанавливать способ его ведения и степень централизации (при наличии в организации филиалов), структуру бухгалтерии. Технология обработки учетной информации прямо зависит от степени автоматизации учетных процессов.
Отчетным годом для организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.
Организация исходя из объема и сложности финансово-хозяйственной деятельности фирмы принимает решение о порядке ведения бухгалтерского учета.
Информация о работе Учетная политика предприятия и ее налоговые последствия