Учет движения товаров на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 19:27, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета и методики проведения аудиторской проверки товарных операций, а также разработка предложений по совершенствованию учета на исследуемом предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы учёта и аудита товарных операций;
3) Раскрыть особенности ведения учета товарных операций;
4) Провести аудит товарных операций;

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1 Цель, объекты и задачи бухгалтерского учёта товарных операций
1.2 Синтетический и аналитический учет движения товаров
1.3 Аудит товарных операций: принципы и методические подходы
ГЛАВА 2. УЧЕТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Учет поступления товаров на предприятии
2.3 Учет продажи товаров на предприятии
2.4 Учет хранения и инвентаризация товара на предприятии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Учет движения товаров на предприятии-курсовая.docx

— 90.68 Кб (Скачать файл)

При журнально-ордерной форме учета поступление товаров и тары отражают в ведомости по дебету счета 41. Оборот по дебету счета 41 по каждой строке учетного регистра должен быть равен общей сумме прихода товаров в соответствующем товарном отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с показателями в товарном отчете.

По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 «Товары» подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам. Итоги дебетовой ведомости переносят в журналы-ордера по кредиту соответствующих счетов. Контроль за своевременностью и полнотой оприходования товаров и их сохранностью осуществляется также сопоставлением данных по поступившим товарам от поставщиков в учетном регистре по счету 41 с данными журнала-ордера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Аналитический учет поступления товаров в бухгалтерии может вестись сортовым, сальдовым и партионным способами. Бухгалтерия должна обеспечить тождество аналитического учета оборотам и остаткам синтетического учета на первое число каждого месяца (сумма прихода по аналитическим счетам в денежном выражении должна равняться дебетовому обороту синтетического счета 41 «Товары»).

Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, к счету 44 открывают субсчет 44-1 «Издержки обращения», на котором могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

По дебету счета 44-1 «Издержки обращения» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

Все остальные расходы, связанные с продажей товаров ежемесячно относятся на себестоимость проданных товаров.

Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов.

Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражается выручка и себестоимость по товарам.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров списывается с кредита счетов 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90 «Продажи».

В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товары») с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»).

К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета: 90-1 «Выручка»; 90-2 «Себестоимость продаж»; 90-3 «НДС»; 90-4 «Акцизы»; 90-9 «Прибыль / убыток от продаж».

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «НДС», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года.

По окончании отчетного периода все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль / убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль / убыток от продаж».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

1.3 Аудит товарных операций: принципы и методические подходы

Основу хозяйственной деятельности товарных организаций составляет совокупность товарных операций. Данный комплекс хозяйственных операций имеет специфические характеристики, оказывающие существенное влияние на методику и технику аудиторской проверки. С учетом циклического подхода аудиторская проверка товарных операций охватывает два цикла - цикл оплаты и частично цикл приобретения (исключая приобретение внеоборотных активов).

Данные циклы включают группы хозяйственных операций, связанных с приобретением, хранением и использованием товарно-материальных ценностей, использованием денежных средств, как наличных, так и безналичных, в качестве средства платежа. В частности, можно выделить такие специфические черты товарных операций и факторы, определяющие методические основы аудита, как:

- массовый, регулярный их характер, значительные количественные массивы  товарно-денежных потоков;

- доступ к товарно-материальным  и денежным средствам достаточно  большого количества физических  лиц, что существенно осложняет  организацию материальной ответственности  и функции системы внутреннего  контроля товарных организаций;

- разнообразные направления товарных  операций по источникам поступления  и выбытия ценностей (сторонние  поставщики, имеющие организационно-правовой  статус как юридических, так и  физических лиц, склады и подразделения  своей системы, внутреннее перемещение  товаров и продуктов, продажа  за наличный и безналичный  расчет, предпродажные потери товаров, потери товаров и сырья по  физико-химическим их особенностям  и ряд др.);

- специфический характер сделок  купли-продажи - приобретение товаров, продуктов, сырья у населения  за наличный расчет, приобретение  товаров на условиях комиссии, продажа товаров за наличный  расчет через контрольно-кассовые  аппараты, продажа товаров в кредит, возврат товаров в соответствии  с действующим законодательством  о защите прав потребителей  и другие особенности, вытекающие  из специфики каждого хозяйствующего  субъекта;

- особенности процесса ценообразования - наличие товаров с регулируемым  пределом товарных наценок, применение  дисконтных скидок для потребителей, калькулирование цен на предприятиях общественного питания, использование «плавающих» режимов торговой наценки в зависимости от времени продажи товаров (обеденное, вечернее, ночное), сезонные переоценки товаров и т.п.

Названные специфические черты товарных операций предопределяют и технологию учетных работ, которые и выступают объектом аудиторского анализа.

Подтверждающий аудит характеризуется тем, что при проведении проверки аудитор проверяет и подтверждает практически каждую хозяйственную операцию, а также может предусматривать параллельное составление аудитором (собственных) учетных регистров. Для достижения поставленной цели в ходе аудиторской проверки необходимо решить целый комплекс задач, представленный в Приложении.

Таким образом, аудиторская проверка товарных операций - это сложный и трудоемкий процесс. И для оптимизации аудита важно еще на стадии планирования определить принципы и состав аудиторских процедур, которые заранее должны быть разработаны и систематизированы. К общеметодическим принципам аудита товарных операций следует отнести:

- принцип выборочно-сплошного наблюдения  в силу однородности совокупности  операций и их классификации  на типичные и нетипичные для  данного хозяйствующего субъекта (например, договоры дарения, мены, закупка  сырья, продуктов у населения  на рынках за наличный расчет  и т.п.);

- принцип существенности на  основе анализа факторов, оказывающих  влияние на существенность информации  в бухгалтерской отчетности (соотношение  показателей по таким его статьям, как запасы, денежные средства, дебиторская  и кредиторская задолженность, и  валюты баланса);

- принцип подтверждения первичной  оценки системы внутреннего контроля  и бухгалтерского учета в целях  уточнения аудиторского риска  и объема аудиторских процедур;

- принцип выявления взаимосвязи  и тенденций в темпах изменения  таких показателей, как объем  продаж, величина товарных запасов  и денежных средств на основе  применения аналитических процедур  для оценки факторов, повышающих риск появления искажений.

Для оценки достоверности и законности товарных операций и решения других задач аудиторской проверки аудитор должен использовать общую методику аудита однородных хозяйственных операций, которая в самом общем виде включает:

- информационное обеспечение аудита (внешнее и внутреннее);

- предметную область проведения  аудита (правовая экспертиза хозяйственных  договоров, учетной политики);

- методику детального аудита  однородных хозяйственных операций (в отношении записей на счетах  бухгалтерского учета и документального  оформления хозяйственных операций).

Информационное обеспечение аудита товарных операций весьма разнородно, но в целях его систематизации можно выделить такие группы: нормативное регулирование, прочая внешняя информация и внутренняя информация аудируемого лица как учетного, так и внеучетного характера (табл. 1.1).

Рассмотренное информационное обеспечение, конечно, не является полным, но в целом дает общие гарантии для аудитора в получении достаточных и уместных аудиторских доказательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1.

Информационное обеспечение аудита товарных операций

 

Внешние источники информации

Внутренние источники информации

 

1. Нормативное регулирование  операций:

-Налоговый кодекс 

-Гражданский кодекс 

-План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  организаций и Инструкция по  его применению.

-Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

-«Доходы организации»  ПБУ 9/99.

-«Расходы организации» ПБУ 10/99.

-«Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.

1. Информация учетного  характера:

-учетная политика и  приложения к ней (рабочий план  счетов бухгалтерского учета, график  документооборота, план инвентаризаций);

-первичные документы (приходные  и расходные кассовые ордера, платежные поручения, поручения-требования, счета-фактуры, накладные всех видов, акты приемки-передачи, выписки банков, чековые книжки, кассовая книга, отчетность материально- ответственных лиц, кассовые и товарные отчеты);

-учетные регистры и  отчетность.

 

2. Прочая внешняя информация:

-отраслевая и региональная  статистическая информация;

-региональные и местные  нормативно-законодательные акты;

-информация различных  государственных контролирующих  органов;

- прочие сведения от  третьих лиц.

2. Внеучетная информация:

-внутренняя распорядительная  информация;

-договоры с поставщиками, покупателями и другими контрагентами, сборник рецептур, акты проверок  налоговыми и другими контролирующими  организациями, договоры о материальной  ответственности персонала, документы  других служб и отделов.

 
     

В соответствии с требованиями правила (стандарта) № 5 «Аудиторские доказательства» аудитор должен ранжировать рассмотренные источники аудиторских доказательств по степени их надежности, где самой надежной признается информация из внешних и смешанных источников и составленная самим аудитором. Так, к смешанным источникам аудиторских доказательств относятся различные виды накладных и счетов-фактур, других товарно-платежных документов, полученных от поставщиков и других контрагентов, а также отдельные банковские документы, что повышает их значимость для аудита.

Предметная и детальная части методики аудита товарных операций реализуются с помощью аудиторских процедур, которые включают осмотр и наблюдение, собеседование и тестирование персонала, арифметический контроль, приемы документального анализа, сверку синтетического и аналитического учета, прослеживание учетных записей по корреспондирующим счетам, тестирование и подтверждение оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета, аналитические процедуры, контрольно-выборочные сличения по количеству и сумме, подготовку альтернативного баланса движения товарно-материальных и денежных ценностей.

Важнейшей составной частью методики аудита однородных хозяйственных операций является детальная проверка в отношении записей на счетах бухгалтерского учета и документального оформления торгово-производственных операций. Данный методический подход к аудиторской проверке основывается на процессе дезагрегирования. Это процесс последовательного подразделения бухгалтерской отчетности на статьи; статей - на счета бухгалтерского учета; счетов - на хозяйственные операции, совершение которых послужило основанием для записей на счетах. С его помощью осуществляется подтверждение таких основных критериев достоверности бухгалтерской отчетности, как критерий существования, возникновения, прав и обязательств, полноты, оценки и точности, представления и раскрытия.

Критерий существования обычно можно подтвердить путем проверки сальдо по счетам бухгалтерского учета. Например, результаты инвентаризации товаров, сырья, продуктов и денежных средств в кассе могут служить основанием для получения аудиторских доказательств о наличии (существовании) этих активов на отчетную дату.

Критерий возникновения относится к оборотам счетов бухгалтерского учета, поскольку обороты регистрируют и характеризуют факты хозяйственной жизни клиента.

Критерий прав и обязательств касается юридического оформления активов и пассивов клиента. Например, активы и пассивы, отраженные в балансе экономического субъекта, должны подтверждаться договорами, контрактами, платежными и товарными документами или другими документами, имеющими юридическую силу.

Информация о работе Учет движения товаров на предприятии