Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 19:27, реферат
Целью настоящей работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета и методики проведения аудиторской проверки товарных операций, а также разработка предложений по совершенствованию учета на исследуемом предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы учёта и аудита товарных операций;
3) Раскрыть особенности ведения учета товарных операций;
4) Провести аудит товарных операций;
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1 Цель, объекты и задачи бухгалтерского учёта товарных операций
1.2 Синтетический и аналитический учет движения товаров
1.3 Аудит товарных операций: принципы и методические подходы
ГЛАВА 2. УЧЕТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Учет поступления товаров на предприятии
2.3 Учет продажи товаров на предприятии
2.4 Учет хранения и инвентаризация товара на предприятии
Заключение
Список литературы
В соответствии с планом счетов налог на прибыль учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 4 «Налог на прибыль». Начисление налога учитывается по кредиту счета, уплата авансовых платежей относится на дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 4 «Налог на прибыль».
Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разница между выручкой от реализации товаров без налога на добавленную стоимость и акцизов и себестоимостью товаров.
2.4 Учет хранения и
инвентаризация товара на
Хранение товара начинается после приема и перемещения на склад. Все работы на складе организованы таким образом, чтобы в наибольшей степени способствовать обращению и сохранности товарно-материальных ценностей. Целесообразность хранения и содержания товара на складе определяется спросом на этот товар. Товары на складе хранятся таким образом, чтобы свести к минимуму возможные товарные потери и повреждения.
Учет товара на складе ведет материально-ответственное лицо. Учет товаров в бухгалтерии ведется на активном счете 41 "Товары".
Хранение товаров на складе осуществляется сортовым способом. Учет всех товаров и операций с ними ведется в электронном виде в программе 1С «Торговля и склад». Здесь отражаются фактические остатки всего товара, а также регистрируется каждый его приход и расход.
Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации на предприятии проводится инвентаризация товаров, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние, оценка.
Проведение инвентаризации обязательно:
1. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
2. При смене материально-
3. При выявлении фактов хищения,
злоупотребления или порчи
4. При реорганизации или ликвидации предприятия.
Также практикует проведение внеплановой (внезапной) инвентаризации для усиления контроля за работниками склада.
Выявленные при инвентаризации товаров на складе расхождения между фактическим наличием имущества и данным бухучета отражается на счетах бухучета в следующем порядке:
а) излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и данная сумма зачисляется на финансовые результаты;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки организации, сверх норм - за счет виновных лиц.
Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и материально-ответственным лицам. Для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия. Состав инвентаризационной комиссии утверждается руководителем организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Проверка фактического наличия товаров производится при обязательном участии материально-ответственных лиц
Списание товара в результате обнаружения недостачи актом о списании товара по форме № ТОРГ-16. Оприходование товара в результате обнаружения излишков оформляется документом «Оприходование товара». Недостачи могут быть списаны в дальнейшем за счет различных источников. Например, недостачи в пределах норм естественной убыли (при их наличии) относятся на издержки обращения, что фиксируется записью:
Дебет 44-1 «Издержки обращения»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Сверхнормативная убыль относится за счет виновных лиц, что отражается записью:
Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При отсутствии виновных лиц недостачи сверх норм отражаются:
Дебет 91-2 «Прочие расходы»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Пример.
При проведении инвентаризации была обнаружена недостача резины МБС в количестве сверх норм естественной убыли. Согласно акта снятия остатков на складе по состоянию на 01 июля 2011 г. недостача резины составила 10,35 кг, себестоимость которой составляет 101 сом/кг.
Заведующий складом Хорошев А.Н., являющийся материально-ответственным лицом, дал письменное согласие на удержание суммы недостачи из заработной платы.
Бухгалтерией предприятия произведены следующие записи:
Выявлена недостача резины в количестве 10,35 кг в сумме 1045 сом.35 тыйын.
Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К 41-4 «Покупные изделия»
Отнесена недостача на виновное лицо Хорошева А.Н. в размере 1045 сом. 35 тыйын.
Д-т 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Удержание суммы недостачи из заработной платы виновного работника в размере 1045 сом. 35 тыйын.
Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Пример
При проведении инвентаризации была обнаружена недостача трубки ТЛВ в количестве 166 метров (сверх норм естественной убыли) по себестоимости 52 сом. за метр. По результатам проверки виновное лицо не найдено.
Бухгалтерией предприятия производятся следующие записи:
Выявлена недостача трубки ТЛВ в количестве 166 метров на сумму 8362 сом.
Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т 41-4 «Покупные изделия».
списание недостачи в размере 8632 сом.
Д-т 91-2 «Прочие расходы»
К-т 94 «Недостачи и потери о порчи ценностей»
Если товары хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, то их количество можно определять на основании документов, но при этом необходимо обязательно выборочно проверить хотя бы часть этих товаров. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании взвешивания) данные этих, ведомостей сличают, и выверенный итог вносится в опись. Акты замеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагаются к описи товаров.
До начала проверки фактического наличия товаров комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении товаров. Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам ордеров (отчетам), с указанием «До инвентаризации на (указывается дата)», для того чтобы бухгалтер мог установить остатки товаров на начало инвентаризации.
Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на товары сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все товары, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход.
Основными этапами инвентаризации являются:
1. Проверка фактического наличия товаров;
2. Документальное оформление
3. Принятие хозяйственных
Порядок проведения и документального оформления результатов инвентаризации определен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов от 13.06.95 № 49. Комиссия при обязательном участии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товаров и тары по каждому месту хранения ценностей в отдельности.
Распоряжение о проведении инвентаризации оформляется на бланке «Приказ о проведении инвентаризации» (форма № ИНВ-22), в котором определяются содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23). Сведения о фактическом наличии товаров записываются в инвентаризационные акты и описи по форме № ИНВ-3 «Инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей», № ИНВ-4 «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных».
Каждая из описей составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за хранение. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально-ответственных лиц. Все товары заносятся в опись отдельно по каждому наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и т.д.). Товары отражают в тех ценах, в которых они числятся в бухгалтерском учете. На находящиеся в пути товара должка заполняться отдельная форма - «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути» (форма № ИНВ-6).
Описи подписываются всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку о проведении комиссией проверки товаров в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи товаров на ответственное хранение.
В описи должны включаться все выявленные товары, в том числе и излишки. Если при инвентаризации обнаружены испорченные товары, то на них составляют соответствующие акты. По результатам проверки фактического наличия товаров, отраженных в инвентаризационных описях и актах, составляются сличительные ведомости по форме № ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей».
В сличительных ведомостях отражаются только те товары, по которым были выявлены отклонения от учетных данных. В ведомостях показывают расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. При оформлении итоговых документов следует учитывать пересортицу товаров, а также списание потерь в пределах норм естественной убыли. Обобщенные данные результатов проведенных инвентаризаций отражаются в «Ведомости результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26)
При обнаружении несоответствий данных инвентаризации и бухгалтерского учета председатель инвентаризационной комиссии должен доложить об этом руководителю организации, который решает, как эти расхождения будут урегулированы. Только руководитель организации может принять решение о взаимном зачете излишков и недостач или о списании выявленных недостач в пределах норм естественной убыли, а также о привлечении виновных лиц к ответственности за недостачи сверх норм естественной убыли. Установленные недостачи или излишки в бухгалтерском учете отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация.
Инвентаризационную опись товаров, материалов и тары составляют обычно в двух, а при приеме-передаче - в трех экземплярах. На каждой странице описи указывается общее количество натуральных единиц (шт., кг, м и т. п.). Исправления в описях должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. В описях не допускаются пропуски незаполненных строк. В последних листах описей пустые строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо.
В случае смены материально-ответственного лица в описи расписываются работник, принявший ценности, и работник, сдавший их. Товары, поступившие во время инвентаризации, принимают материально- ответственные лица в присутствии членов комиссии и приходуют после инвентаризации. Эти ценности оформляются отдельной описью "Материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В данной описи указывают поставщика, дату и номер приходного документа, на котором делается отметка "После инвентаризации" со ссылкой на дату описи.
На товары, находящиеся в пути, составляют отдельный акт, в котором по каждой отправке указывают наименование и количество товара (по документам бухгалтерского учета), дату отгрузки, перечень и номера отгрузочных документов. Отдельными описями оформляют наличие неходовых, залежалых и неполноценных, пришедших в негодность товаров. Такие товары должны храниться отдельно. Результаты инвентаризации в 5 - 10-дневный срок должны быть определены в бухгалтерии предприятия после проверки документов, цен, а также таксировки описей по каждому наименованию товаров и тары в количественно-суммовом выражении. Для этого сопоставляют данные бухгалтерского учета с фактическим наличием товара и тары по описи. На ценности, по которым выявлены расхождения, составляют сличительную ведомость, в ней указываются наименование товара, номенклатурный номер, количество и стоимость по учетным ценам, недостача или излишек.
Суммовые разницы, возникшие при зачете пересортицы от завышения цен, подлежат возвращению покупателям, а если установить их невозможно, то приходуются в доход предприятия. Суммовые разницы от занижения цен на товары при инвентаризации недостачи товаров и потери от порчи ценностей подлежат взысканию с виновных лиц или, в случае отсутствия таковых лиц, относят на издержки обращения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оптовая торговля - это перепродажа товаров, приобретенных исключительно для этой цели. Оптовая торговля может осуществляться через оптовые склады и базы, оптовые рынки, оптовые торговые центры.
Целью организации учета товарных операций на торговом предприятии является обеспечение формирования полной и достоверной информации о наличии и движении товаров по местам хранения и материально-ответственным лицам.
Основным видом деятельности исследуемого предприятия является оптовая торговля строительными материалами (кирпич, трубки ПВХ, утеплитель и т.п.).
За исследуемый период выручка от продажи товаров и себестоимость продаж снизились. Это отрицательный фактор в деятельности. Но темпы снижения себестоимости выше, чем темпы снижения выручки, что положительно сказывается на увеличении прибыли и рентабельности.
Валовая прибыль в 2010 году увеличилась на 18,6%, прибыль от продаж - на 43,9% по сравнению с 2009 годом. Коммерческие расходы в исследуемом периоде возросли на 5,7%. Прибыль до налогообложения практически не изменилась из превышения прочих расходов над прочими доходами.
Предприятия осуществляет товарные операции на основании договоров купли-продажи и договоров поставки. Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и т.д.
Поступление товаров отражается по дебету активного счета 41 «Товары», по субсчету 41-4 «Покупные изделия». Учет товаров ведется по покупным ценам. Расходы по заготовке и доставке товаров при этом собираются на счете 44-1 «Издержки обращения», а также, когда они осуществляются сторонними организациями за счет торгового предприятия, могут быть учтены в учетной стоимости товара.
При этом записи производятся в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке товаров на предприятие.
Товары, поступающие, должны иметь сопроводительные документы: товарную накладную (форма № ТОРГ-12) в двух экземплярах, товарно-транспортную накладная (форма № 1-Т) и счет-фактура.