Учет денежных средств в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение учета денежных средств в коммерческих предприятиях.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы учета денежных средств;
- определить роль и задачи бухгалтерского учета денежных средств;
- изучить нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета денежных средств;
- проанализировать документальное оформление, синтетический и аналитический учет денежных средств.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы учета денежных средств
1.1 Роль и задачи бухгалтерского учета денежных средств 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета денежных средств 7
1.3 Формы расчетов с контрагентами 11
2. Организация бухгалтерского учета денежных средств на предприятии
2.1 Учет кассовых операций 16
2.2 Учет операций по расчетному счету 20
2.3 Учет операций на валютных счетах 24
2.4 Учет денежных средств на специальных счетах 27
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Учет денежных средств в организации.docx

— 71.02 Кб (Скачать файл)

- документ по учетной  политике предприятия;

- утвержденные руководителем  формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем  План счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем  формы внутренней отчетности.

Основанием для отражения  в бухгалтерском учете движения наличных денежных средств служат первичные  документы.

Кассовые операции оформляются  типовыми межведомственными формами  первичной учетной документации, которые утверждены постановлением Госкомстатом России от 18 августа 1998 года № 88 по согласованию с Центральным  банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации[12].

К форма первичной учетной  документации по учету кассовых операций относятся:

КО - 1 "Приходный кассовый ордер" - применяется для оформления поступления наличных денег в  кассу организации;

КО - 2 "Расходный кассовый ордер" - применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации ;

КО - 3 " Журнал регистрации  приходных и расходных кассовых документов" - применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов;

КО - 4 " Кассовая книга " - применяется для учета поступлений  и выдач наличных денег организации  в кассе;

КО - 5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств" - применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации  другим кассирам или доверенному  лицу[18].

Первичные документы оформляются согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34 и содержат следующие реквизиты:

- наименование документа  (формы);

- код формы;

- дата составления документа;

- наименование организации,  от имени которой составлен  документ;

- содержание хозяйственной  операции;

- измерители хозяйственной  операции (в натуральном и денежном  выражении);

- наименование должностей  работников, ответственных за совершение  хозяйственной операции и правильность  ее оформления;

- личные подписи этих  работников и их расшифровки[8].

Документы заполняются в  одном экземпляре, четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или  на компьютере. Подчистки, помарки или  исправления в этих документах не допускаются. Печатью заверяются документы, для которых это предусмотрено законодательством.

 

1.3 Формы расчетов с контрагентами

 

Большинство расчётов между  предприятиями, с бюджетом и внебюджетными  фондами производится в виде безналичных  платежей.

Безналичные расчёты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы  корреспондентских счетов между  различными банками, а также с  помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги. Перечисления производятся посредством записей, которые показывают уменьшение денежных средств плательщика на его счете в банке и соответственно увеличение остатка денежных средств на счете получателя. Посредником при расчетах выступают банки.

Для хранения денежных средств  и операций по расчётам предприятия, имеющие самостоятельный баланс и собственные оборотные средства, открывают в учреждениях банков расчётные счета.

Движение средств на расчётном  счёте оформляются платёжными документами. Денежный чек - письменное распоряжение владельца счёта банку о выплате указанной суммы денег лицу, на имя которого он выписан. Денежный чек должен содержать наименование предприятия-чекодателя, номер его расчётного счёта, сумму к выдаче, паспортные данные получателя, подписи руководителя и главного бухгалтера, оттиск гербовой печати. По чеку предприятия получают деньги на выплату заработной платы, хозяйственные и другие расходы.

Объявление на взнос денег наличными - письменное распоряжение владельца счёта банку зачислить на расчётный счёт деньги, сдаваемые из кассы. В нём проставляются номер расчётного счёта, сумма взноса и дата. После сдачи денег в кассу банка, кассир предприятия получает квитанцию, подтверждающую данную операцию.

Безналичные расчёты предприятия  осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям  относят куплю-продажу сырья, материалов, реализацию выполненных строительно-монтажных  работ. Их учитывают на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».

К нетоварным операциям относят  расчёты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями  и т.д. Их учитывают на счёте 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»[10].

В зависимости от местонахождения  поставщика и покупателя безналичные  расчёты разделяют на иногородние  и одногородние. Иногородними называют расчёты между предприятиями, обслуживаемые отделениями банка, находящимися в разных населённых пунктах. Их основными формами расчётов являются расчёты платёжными поручениями – требованиями, аккредитивами, с особых счетов, денежные переводы. Одногородними называют расчёты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населённом пункте. Их формами расчётов являются расчёты в порядке плановых платежей, платёжными поручениями - требованиями, платёжными поручениями и расчётными чеками.

Расчёты платёжными поручениями - требованиями. При данной форме расчётов, получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчётный документ, содержащий требования к плательщику об уплате получателю через банк определённой суммы за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Оплата платёжных поручений - требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта. Акцепт в расчётах означает согласие плательщика на оплату. Плательщик имеет право отказаться от акцепта счёта в полной сумме в случае отгрузки поставщиком незаконной, недоброкачественной, нестандартной и т.д. продукции. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, поступлении части не заказанной, недоброкачественной и т.д., продукции.

При расчётах платёжными поручениями - требованиями расчёты у поставщиков отражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». Покупатель использует счета 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчётный счёт», 63 «Расчёты по сомнительным долгам».

Платёжное поручение представляет собой распоряжение владельца счёта  банку на перечисление денежных средств  с его расчётного счёта на счёт получателя денег. В нём обязательно  указывают назначение подлежащих перечислению сумм. Платёжное поручение передаётся в учреждение банка плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Расчёты платёжными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным платежам относятся: авансовые платежи; платежи после отгрузки; частичные платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Отражение на счетах бухгалтерского учёта происходит таким же образом, как и при расчётах, платёжными поручениями - требованиями.

Аккредитив - это поручение отделения банка покупателя, отделению банка поставщика, об открытии специального аккредитивного счёта, для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы. Аккредитивная форма применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в соответствие с положением о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Особенности аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции. Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной мере аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приёмо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара.

Расчёты чеками. Расчётный  чек содержит письменное поручение  владельца счёта (чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной  в чеке суммы денег с его  счёта на счёт получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчётов всё шире используется при одногородних расчётах. Расчёты  в порядке плановых платежей производят в тех случаях, когда между  подрядчиком и заказчиком сложились  устойчивые хозяйственные и расчётные отношения, а взаиморасчёты носят регулярный характер. Сущность данной формы заключается в том, что заказчик оплачивает будущую строительную продукцию равными суммами и в сроки, установленные соглашением. Расчёт в порядке плановых платежей заказчики отражают на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», подрядчики - на счёте 62 «Расчёт с покупателями и заказчиками»[17].

Применение безналичных  расчётов сокращает потребность  в наличных деньгах, снижает расходы  на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств  организаций, обеспечивает их более  надёжную сохранность.

2 Организация бухгалтерского учета денежных средств на предприятии

 

2.1 Учет кассовых операций

 

Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятие имеет  кассу. Для ведения кассовых операций предусмотрена должность кассира, с ним должен быть заключен договор  о материальной ответственности. В  условиях малых предприятий эти  функции может выполнять главный  бухгалтер или лицо, им уполномоченное.

Размер сумм наличных денег  в кассе предприятия ограничен  лимитом, устанавливаемым кредитным  учреждением по согласованию с предприятием. Сверх установленного лимита деньги могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в течение 3-х рабочих дней, включая день получения денег в кредитном  учреждении[8].

Прием наличных денег оформляется  приходным кассовым ордером (ПКО) (форма  КО-1), подписанным главным бухгалтером, или лицом, им уполномоченным.

Выдача наличных денег  из кассы оформляется расходным  кассовым ордером (РКО) (форма КО-2) или  надлежаще оформленными платежными ведомостями с указанием в  них номера расходного кассового  ордера. Документы на выдачу денег  из кассы выписывает бухгалтерия, подписывает  руководитель, главный бухгалтер  или лица, ими уполномоченные.

Банк России указанием  от 20.06.07 N 1843-У определил предельный размер расчетов наличными деньгами в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами, в сумме, не превышающей 100 000 руб.

Все кассовые ордера после  их исполнения погашаются штампом «Получено» или «Оплачено» с указанием даты.

При получении или выдаче денег по каждому кассовому документу  кассир делает записи в кассовую книгу (форма КО - 4). Каждая организация  ведет только одну кассовую книгу (если отсутствуют расчеты в инвалюте - в этом случае организация открывает вторую книгу для учета наличной валюты).

К кассовой книге предъявляются  следующие требования: она должна быть пронумерована, прошнурована, подписана  руководителем и главным бухгалтером (и/или лицами, ими уполномоченными). В условиях применения компьютерной техники эти процедуры выполняются  по завершению года.

Кассовая книга составляется на основании кассовых ордеров. Записи в кассовой книге производят в  двух экземплярах через копировальную бумагу - отрывная часть кассовой книги формирует отчет кассира с подшитыми к нему первичными документами, обозначенными за этот день работы кассы. Кассовый отчет составляется ежедневно, независимо от оборота денежных средств.

На основании кассового  отчета оформляется регистр синтетического учета - журнал-ордер № 1, который состоит из двух частей - журнала, в котором отражаются кредитовые обороты, и ведомости, в которой отражаются дебетовые обороты[24].

Аналитический учет кассы  ведется по каждому кассиру в  кассовых книгах, книгах кассира-операциониста, машинограммах.

Учет кассовых операций организуется на счете 50 «Касса» - счет активный, дебетовое  сальдо показывает сумму наличных денежных средств в кассе предприятия  на начало и конец месяца. Поступление  денежных средств отражается по дебету счета, а списание - по кредиту.

В своем составе счет 50 имеет субсчета:

  • 50/1 «Касса организации (предприятия)» - учет денежных средств в кассе организации.
  • 50/2 «Операционная касса» - учитываются денежные средства, получаемые организацией при расчетах с населением. В этом случае организация обязана иметь контрольно-кассовую машину (ККМ), зарегистрированную в налоговых органах. На каждую кассовую машину заводится «Книга кассира-операциониста». Она должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями налогового инспектора, руководителя и главного бухгалтера, а также печатью организации. Книга кассира - операциониста не заменяет кассовый отчет. Записи в книге производятся в хронологическом порядке. В конце рабочего дня кассир должен подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему кассиру, а последний - инкассатору.
  • 50/3 «Денежные документы». В кассе предприятия могут храниться не только денежные средства, но и ценные бумаги (бланки трудовых книжек, акции, облигации, векселя, оплаченные санаторно-курортные путевки). Учет организуют в отдельной кассовой книге, а на каждый вид документов выделяется отдельная страница. Учет поступления документов осуществляется по накладной, выписанной кассиром в двух экземплярах. Выдача осуществляется на основании требования, выписанного бухгалтером. Денежные документы учитываются по номинальной стоимости. При движении денежных документов составляется отдельный кассовый отчет и передается бухгалтеру.
  • 50/4 «Касса в иностранной валюте»[13].

Информация о работе Учет денежных средств в организации