Учет денежных средств в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение учета денежных средств в коммерческих предприятиях.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы учета денежных средств;
- определить роль и задачи бухгалтерского учета денежных средств;
- изучить нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета денежных средств;
- проанализировать документальное оформление, синтетический и аналитический учет денежных средств.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы учета денежных средств
1.1 Роль и задачи бухгалтерского учета денежных средств 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета денежных средств 7
1.3 Формы расчетов с контрагентами 11
2. Организация бухгалтерского учета денежных средств на предприятии
2.1 Учет кассовых операций 16
2.2 Учет операций по расчетному счету 20
2.3 Учет операций на валютных счетах 24
2.4 Учет денежных средств на специальных счетах 27
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Учет денежных средств в организации.docx

— 71.02 Кб (Скачать файл)

Приведем основные корреспондентские  связи счета 50.

Таблица 1 - Корреспонденция  счетов по учету кассовых операций

№ п/п

Содержание  операций

Корреспондентские счета

Дебет

Кредит

1

Оприходована выручка за наличные

50

90-1

2

С расчетного счета по чеку получены денежные средства

50

51

3

Возвращены остатки неиспользованного  аванса подотчетными лицами: наличными, чековой книжкой

50

71, 55-2

4

Оприходована выручка оптовых  организаций за наличный расчет в  пределах лимита

50

62

5

Возмещение наличными материального  ущерба

50

73-2

6

Погашение займа

50

73-1

7

Погашение платежей за товары, проданные  в кредит

50

73-3

8

Поступление наличных от акционеров в счет их вклада в уставный капитал

50

75-1

9

Поступление платежей от прочих дебиторов

50

76

10

Погашение ранее выданных поставщикам  и подрядчикам авансов

50

76

11

Погашение поставщиками ранее предъявленных  им претензий

50

76-2

12

Поступление авансов от покупателей  и заказчиков

50

62

13

Поступления, обусловленные продажей и прочим списанием основных средств  и иных активов

50

91

14

Возмещение поставщиками сумм недостач материалов, товаров

50

60

15

Поступление денежных средств от филиалов

50

79-2

16

Поступление валютных средств по чеку

50

52

17

Поступление краткосрочных кредитов и займов

50

66

18

Получены средства целевого назначения

50

86

19

Отражение положительных курсовых ризниц по валюте и излишков денежных средств в кассе

50

91

20

Установлены излишки в инкассаторской сумке при подсчете в банке  и недостача на эту же сумму  в кассе

50

57

21

Передача денежных средств в  кассу организации операционными  кассами

50

50-2

22

Отражение внесения денег в простое  товарищество в счет вклада в это  товарищество

50

58- 4

23

Поступление арендной платы наличными  в счет будущих платежей

50

98-1


 

Выдача денежных средств  и денежных документов из кассы отражают по кредиту счета 50 в корреспонденции  с дебетом счетов: 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в  пути», 58 «Финансовые вложения», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам», 68 «Расчеты по налогам  и сборам», 69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 99 «Прибыли и убытки» и др.[2].

Инвентаризация (ревизия) наличия денежных средств в кассе производится согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности не менее одного раза в месяц. Ревизия кассы проводится внезапно комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия, в присутствии кассира. При этом полистно проверяются наличные деньги, денежные документы, ценные бумаги и бланки строгой отчетности.

Расписки на выданные суммы  наличными, не оформленные расходными кассовыми ордерами, в остаток  по кассе не включаются. Результаты инвентаризации оформляются актом (ф. № инв. 15).

На оборотной стороне  акта материально ответственное  лицо пишет объяснение о причинах излишков или недостач, установленных  инвентаризацией, а руководитель предприятия - решение по результатам инвентаризации.

Излишки средств приходуются  как доход предприятия (дебет  счета 50, кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы»). Недостача средств списывается  на счет 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей», с которого затем списывается  в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». По кредиту счетов 73 записи производятся в корреспонденции счетов денежных средств - на суммы внесенных платежей; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы удержаний из заработной платы. В случае отказа кассира погасить недостачу организация имеет право подать исковое заявление в судебные органы. [23].

 

2.2 Учет операций по расчетному счету

 

Предприятия могут открывать  в банках расчетные и текущие  счета.

Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который  проводятся все денежные операции без  ограничения их перечня.

Текущие счета открываются  для обособленных операций. К текущим  счетам относятся: валютные счета, ссудные  счета, счета по операциям со средствами целевого назначения и т.п.

Для открытия расчетного счета  предприятие предоставляет в  банк следующие документы:

  • заявление на открытие счета
  • решение учредителя о создании предприятия
  • уставные документы (копии, заверенные нотариально)
  • свидетельство о регистрации предприятия (копия)
  • справка налоговой инспекции  о постановке на налоговый учет
  • карточка с образцами подписи и оттиском печати (2 экземпляра)

Между банком и предприятием заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, кроме правовых норм, оговариваются тарифы - стоимость банковских услуг[24].

Прием и выдача наличных денег или безналичные перечисления оформляются денежно-расчетными  документами установленной формы:

  • платежные поручения
  • платежные требования-поручения
  • расчеты по инкассо
  • аккредитивы
  • чеки
  • объявление на взнос наличными

Платежное поручение - это поручение банку о перечислении определенной суммы со счета предприятия на счет получателя средств (поставщика). Платежное поручение составляется в 2-3 экземплярах под копировальную бумагу, первый (мемориальный) экземпляр оформляется подписями предприятия (в соответствии с карточкой) и оттиском его печати. 2 экземпляра предоставляются в банк для местных платежей, 3 экземпляра для междугородных платежей.

Платежное требование-поручение - это требование поставщика к покупателю и поручение покупателя своему банку - оплатить стоимость поставленной продукции (работ, услуг) на основании расчетных и отгрузочных документов. Поставщик  направляет требование-поручение в банк покупателя минуя свой банк.

Расчеты по инкассо  - это  требование о бесспорном списании денежных средств (ИФНС, социальные фонды и  т.п.)[6].

Аккредитив - это поручение банка, обслуживающего предприятие иногороднему предприятию, обслуживающему поставщика, производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в заявлении на открытие аккредитива.

Чек (денежный) - это поручение баку о выдаче со счета предприятия указанной в чеке суммы наличных денег. Денежные чеки являются документами строгой отчетности и выдаются учреждениями банка на основании заявления установленного образца.

Объявление на взнос наличными  выписывается при взносе наличных денег  на расчетный счет. В подтверждение  о получении денег банк выдает вносящему лицу квитанцию, которая  служит оправдательным документом.

Подчистки и исправления  в расчетных документах не допускаются.

Для учета операций по расчетному счету применяется активный счет 51 «Расчетный счет», по дебету которого отражается поступление денежных средств, а по кредиту - их списание (перечисление, снятие). Дебетовое сальдо по счету 51 на каждую дату должно соответствовать остатку денег на расчетном счете (по выписке банка).

Основанием для отражения  операций по счету 51 являются выписки  банка.

Выписка - это копия лицевого счета предприятия, открытого банком. Выписка содержит номер счета предприятия и даты, за которые производились операции по расчетному счету (текущая и предыдущая). Храня денежные средства предприятия, банк считает себя его должником, т.е. на эту сумму имеет кредиторскую задолженность. Поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет банк записывает по кредиту расчетного счета, а списания и выдачу наличными – по дебету. Обрабатывая выписки необходимо учитывать эту особенность и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списание – по кредиту[4].

Предприятие ежедневно получает от банка выписку с приложенными копиями документов, на основании  которых зачислены или списаны  средства.

Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51 «Расчетный счет».

Таблица 2 - Корреспонденция счетов по учету операций по расчетному счету

№ п/п

Содержание  операции

Дебет

Кредит

1

Зачислены на расчетный счет организации  суммы числящиеся в пути

51

57

3

Возвращен займ, предоставленный другим юридическим лицам

51

58.3

4

Из бюджета возвращена излишне  перечисленная сумма налога

51

68

5

Поступили денежные средства в результате погашения дебиторской задолженности  покупателем

51

62

6

Зачислены денежные средства на расчетный  счет организации в результате предоставленных  кредитов

51

66

7

На расчетный счет организации  поступили вклады в уставный капитал  от участников простого товарищества

51

80

8

Зачислена на расчетный счет организации  выручка от продажи товаров

51

90.1

9

На расчетный счет зачислены  денежные средства, не принадлежащие  организации и выявленные в процессе проверки и обработки выписки  кредитной организации

51

76 .2

10

перечислены денежные средства организации  с расчетного счета на валютный счет другого кредитного учреждения

52

51

11

В бюджет перечислена сумма налога

68

51

12

Выплачена заработная плата сотрудникам  предприятия

70

51

13

Перечислены суммы доходов учредителям

75.2

51

14

Перечислен аванс поставщику

60

51

15

Работнику организации предоставлен займ на индивидуальное и кооперативное  жилищное строительство

73.1

51


 

Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется организацией по каждому расчетному счету, сумма  оборотов по которым должна соответствовать дебетовому и кредитовому оборотам синтетического счета.

2.3 Учет денежных средств на валютных счетах

 

На основании законодательных  актов, действующих в Российской Федерации, организации независимо от формы собственности и видов  деятельности могут вступать в различные  внешнеэкономические отношения (экспорт  продукции собственного производства, импорт товаров, продажа и покупка  валюты и т.д.) с инофирмами при наличии соответствующей лицензии.

Порядок государственного регулирования  валютных операций определяется Федеральным  законом от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (последняя редакция закона от 26.07. 2006г.)[15].

Для открытия валютного счета  предприятие формирует тот же пакет документов, что и для  открытия расчетного счета.

Рассмотрев представленные документы, учреждение банка оформляет  открытие текущего балансового валютного  счета соответствующим распоряжением, один экземпляр которого передается клиенту-владельцу счета. В распоряжении указывается двадцатизначный номер  валютного счета, присвоенный учреждением  банка, а также требование соблюдения режима пользования счетом.

К валютным ценностям, кроме  валюты, относятся кредитные, платежные  и другие коммерческие документы (векселя, чеки, банкноты и др.), выраженные в  иностранных денежных единицах и  применяемые в международных  расчетах (иностранная валюта).

Открываемые банком клиентам валютные счета находятся в полном распоряжении их владельцев и в соответствии с установленным порядком могут  быть использованы по их первому требованию. За хранение денежных средств на валютных счетах банки начисляют и выплачивают определенный процент в соответствующей валюте.

Бухгалтерский учет денежных средств в иностранной валюте осуществляется на счете 52 «Валютные  счета», который предназначен для  обобщения информации о наличии  и движении денежных средств в  иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных  организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами. Этот счет по отношению к балансу является активным и размещается в разделе II актива баланса по статье «Валютные  счета (52)».

По дебету счета 52 «Валютные  счета» отражаются наличие и поступление  денежных средств на валютные счета  организации, а по кредиту - списание денежных средств с валютных счетов организации (в рублевом покрытии).

Информация о работе Учет денежных средств в организации