Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 12:22, курсовая работа
Физические и юридические лица, желающие вложить имеющиеся у них ресурсы в тот или иной бизнес, могут выбрать сферу приложения своего капитала, основываясь, прежде всего на финансовой отчетности. Бухгалтерский учет существует именно потому, что выполняет свое предназначение - поставляет информацию. И чтобы эта информация представляла интерес для пользователей, она должна быть достоверной, заслуживающей доверия, отвечающей их потребностям. В настоящее время под бухгалтерским учетом понимается процесс записи, классификации и суммирования определенным образом в денежном выражении тех взаимодействий и событий, которые имеют отношение к финансам, а также интерпретация их результатов. Строго говоря, бухгалтерский учет - это сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании документов, в различных измерителях.
Преимущества аккредитива перед другими формами расчетов предопределили широкое его использование в расчетных отношениях не только на внутреннем, но и на международном рынке. Хотя законодатель и закрепил основные положения и принципы регулирования аккредитивных отношений в ГК РФ, что явилось большим шагом вперед, но существующие противоречия и пробелы во внутреннем правовом регулировании аккредитивного отношения, несоответствие национального законодательства международным нормам, принципам и обычаям в области регулирования аккредитива, затрудняют широкое использование аккредитива в платежном обороте страны и препятствуют совершенствованию и развитию этого правового института в России [13].
Даже чисто внешне расчеты по аккредитиву очень похожи на расчеты платежными поручениями, с той лишь разницей, что банк, получивший заявление на аккредитив, должен будет совершить платеж только при условии представления ему получателем платежа документов, указанных в заявлении, в то время как банк, принявший к исполнению платежное поручение, должен просто заплатить, не выясняя основательности этого платежа.
Однако есть и различия.
Согласно п. 4.1 Положения о безналичных расчетах «при расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи». Как видим, расчеты по аккредитиву должны начинаться с дачи клиентом-плательщиком обслуживающему его банку аккредитивного поручения и достижения соглашения с банком с таким клиентом об условиях исполнения такого поручения (открытии аккредитива). Заключение аккредитивного соглашения инициируется клиентом путем направления им банку заявления на аккредитив, составленного по определенной форме и определяющего содержательную сторону конкретной аккредитивной операции.
Во внутрироссийских расчетах факт принятия банком заявления на аккредитив внешне выражается точно так же, как и принятие к исполнению платежного поручения - календарным штампом о приеме к исполнению за подписью операциониста. В международных расчетах банки обычно выдают подобие квитанции или расписки в принятии заявления на аккредитив к исполнению, которая не имеет единообразной формы.
Соглашение об открытии аккредитива становится основанием возникновения условного обязательства банка (банка-эмитента) перед приказодателем, в зависимости от случая, либо уплатить определенную денежную сумму третьему лицу (бенефициару), либо акцептовать или учесть переводные векселя, выставленные приказу бенефициара, за счет приказодателя.
Аккредитивы, предусматривающие обязательство акцептовать тратты приказу бенефициара, называются акцептными; обязательство учесть тратты - учетными. Акцептные и учетные аккредитивы используются, главным образом, в международной торговле в операциях, именуемых, соответственно, акцептно-рамбурсным кредитом и акцептным кредитом.
Если в заявлении на аккредитив не содержалось специальных указаний о банке, который обязан исполнять указанное обязательство (так называемом исполняющем банке), то предполагается, что банк-эмитент обязался исполнить данное обязательство сам лично. Если же в заявлении на аккредитив содержится указание о том, что банком, который должен будет произвести исполнение, является третий банк, не совпадающий с банком-эмитентом, на банк-эмитент возлагается иная обязанность - сделать так, чтобы банк, назначенный исполняющим, исполнил бы обязательство, соответствующее условиям заявления на аккредитив [3].
Прекращение аккредитивных обязательств именуется красивым термином «закрытие аккредитива». Аккредитивные обязательства прекращаются их исполнением, истечением срока аккредитива, а также по заявлению получателя средств об отказе от использования аккредитива до истечения срока его действия. Обязательства по отзывному аккредитиву могут быть прекращены также отзывом аккредитива. Прекращение обязательств по покрытому аккредитиву влечет обязанность немедленного возврата сумм неиспользованного покрытия исполняющим банком банку-эмитенту, а банком-эмитентом - приказодателю (ст. 873 ГК) [5].
1.2 Правовое регулирование
Правовое регулирование безналичных расчетов в современной России осуществляется, в основном, нормами:
1) глав 45 и 46 Гражданского Кодекса РФ, а в части, не противоречащей им, -
2) Положением
о безналичных расчетах в
3) Положением
о порядке осуществления
4) Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденным ЦБ РФ 24 декабря 2004 г. № 266-П. (в ред. Указаний ЦБ РФ от 21.09.2006 N 1725-У, от 23.09.2008 N 2073-У)
Основными задачами ведения бухгалтерского учета денежных средств предприятий являются:
- проверка правильности
- обеспечение сохранности и
правильного использования
- своевременное и точное
- строгое соблюдение
- изыскание возможность
ГЛАВА 2. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЁТНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СЧЕТАХ В БАНКАХ
В рыночной экономике между предприятиями и банками постоянно совершаются сделки по поводу перераспределения, хранения денежных средств. Всевозможные расчеты, возникающие между предприятиям, также ведутся при помощи денежных средств. С их помощью завершается превращение денежной формы выделенных средств в производственные запасы, получение денежной выручки и заключенного в ней чистого дохода.
Расчеты совершаются в двух формах: путем безналичных перечислений через систему банка или в виде платежей наличными деньгами.
Проведение операций через банк позволяет государству всесторонне контролировать финансово-хозяйственную деятельность объединений (предприятий). Банк контролирует предприятия и в части соблюдения ими установленных фондов заработной платы, лимитов на командировки и хозяйственные расходы, следит за своевременностью расчетов предприятий с госбюджетом по налогам и сборам, следит за своевременной оплатой счетов и платежных требований поставщиков, выдает предприятию ссуды на различные цели, под определенные обеспечения и наблюдает за возвратом этих ссуд в установленный срок и т.п.
Поскольку денежные средства являются посредником во всех расчетах, очевидно, что для обеспечения нормального кругооборота средств в народном хозяйстве, ведения деятельности в условиях рыночной экономики необходимо правильно и своевременно выполнять все расчеты. В свою очередь эффективность расчетных операций во многом зависит от состояния бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций. Перед бухгалтерским учетом в области учета денежных средств, расчетов и кредитов стоят следующие основные задачи:
2.1 Порядок открытия и ведения расчетных и прочих счетов в банках
В соответствии с законодательством РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности каждое предприятие вправе открывать в любом банке по своему усмотрению расчетный и другие счета для хранения денежных средств и осуществления через эти счета всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Большая часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем - перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. На этом счете сосредотачиваются денежные средства, поступающие от реализации продукции, работ, услуг, и проводятся платежи другим предприятиям, а также выдача наличных денег в кассу предприятия. Посредником при осуществлении этих расчетов является банк.
2.2 Учет операций по расчетному счету
Для хранения временно свободных денежных средств и безналичных расчетов каждому предприятию в избранном им банке открывается, прежде всего, расчетный счет. Через него и осуществляются расчеты путем записей (переноса сумм) с расчетного счета одного предприятия или объединения на расчетный счет другого. Расчетные счета открываются всем юридическим лицам вне зависимости от форм собственности, находящимся на полном хозяйственном расчете и составляющим самостоятельный баланс.
Для открытия расчетного счета организация должна предоставить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:
После предоставления банку необходимых документов, банк присваивает расчетному счету предприятия специфический серийно-порядковый номер. Предприятие, которому открыт расчетный счет, является его владельцем. Оно распоряжается в пределах предоставленных ему прав всеми средствами, числящимися на этом счете.
В бухгалтерии предприятия расчетному счету присваивается счет 51 без открытия субсчетов. Этот счет активный, и сальдо показывает, сколько свободных средств у предприятия находится на хранении в банке на определенное число. В бухгалтерском учете на предприятии согласно Плану счетов и инструкции по его применению, поступления средств на расчетный счет отражаются по дебету, а списание - по кредиту.
Основные банковские документы.
Одним из основных документов, необходимых для учета операций по расчетному счету, является выписка с расчетного счета. Как правило, предприятия получают такие выписки периодически (ежедневно) или в другие согласованные с банком сроки. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об одной особенности. Денежные средства клиента в банковском учете фактически являются кредиторской задолженностью, вследствие чего поступления на расчетный счет клиента записываются по кредиту, а списание с расчетного счета и выдача наличными - по дебету. Поэтому средства, указанные в выписке по кредиту, бухгалтером должны быть отражены по дебету сч. 51.
Выписка банка является основанием для бухгалтерских записей. Она же является и регистром аналитического учета по расчетному счету. Проверка и обработка выписки должны производиться в день их поступления. При ошибочном зачислении сумм на расчетный счет они должны отражаться проводкой: Д-т 51 К-т 63 на ошибочно зачисленную сумму, с использованием счета 63 «Расчеты по претензиям».
Для сдачи излишних наличных денег сверх норм оптимальной потребности, из кассы предприятия на хранение в банк, на имя представителя предприятия выписывается расходный кассовый ордер, по которому деньги изымаются из кассы. В банке представитель предприятия получает у оператора банка и заполняет «Объявление на взнос наличными» в одном экземпляре, состоящем из трех частей. После проверки правильности заполнения объявления работником банка, само объявление - остается в банке, талон к объявлению - прикладывается к выписке, квитанция – выдается на руки кассиру и служит оправдательным документом.
Получает предприятие наличные деньги из банка по денежному чеку, выписанному на его имя. В день получения суммы бухгалтер заполняет все реквизиты одного чека и корешок к нему и под роспись в корешке выдает чек кассиру. Чек представляется в банк. Работник банка проверяет правильность заполнения чека, отрывает от него и передает предприятию контрольную марку, по которой выдают деньги из кассы банка. На каждую полученную в банке сумму в бухгалтерии выписывается приходный кассовый ордер на имя получателя денег с указанием номера чека. Квитанция от приходного ордера прикладывается к выписке банка, а сам приходный ордер - к кассовому отчету.
Информация о работе Учет денежных средств на расчетных и прочих счетах в банках