Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:26, курсовая работа
Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения расчетов и кредитования в народном хозяйстве, в укреплении платежной дисциплины, в эффективном использовании финансовых ресурсов. Целью бухгалтерского учета денежных средств – является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики любой бухгалтер должен исходить из принципа, что умелое использование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, акции и облигации сторонних предприятий, инвестиционные фонды и т.д.).
Введение ………………………………………………………………………………………..…….3
Порядок ведения кассовых операций ………...………………..…………..………………4
Учет денежных средств на расчетном счете предприятия …………………………...12
Учет денежных средств на валютном счете предприятия ……………………………19
Учет денежных средств на специальных счетах …………………………………….….22
Управление системой расчетных отношений с внешней средой …………….……...25
Заключение………………………………………………………………………………………...…26
Список используемой литературы………………………………………………………………..27
Предназначенная для выплат заработной платы, стипендий и других выплат сумма наличных денег устанавливается согласно расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости). Срок выдачи наличных денег на эти выплаты определяется руководителем и указывается в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости). Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).
Кассир подготавливает подлежащую выдаче сумму наличных денег и передает расчетно-платежную ведомость работнику для подписания. Кассир пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег таким образом, чтобы работник мог наблюдать за действиями кассира, и выдает ему наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в расчетно-платежной ведомости.
В последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат, кассир в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) проставляет оттиск штампа или делает надпись “депонировано” напротив фамилий работников, которым не проведена выдача наличных денег, подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму, подлежащую депонированию и сдаче в банк, сверяет указанные суммы с итоговой суммой в расчетно-платежной ведомости и оформляет в произвольной форме реестр депонированных сумм.
После оформления реестра депонированных сумм кассир заверяет своей подписью расчетно-платежную ведомость, реестр депонированных сумм и передает их для сверки соответствия записей в реестре депонированных сумм с данными расчетно-платежной ведомости и подписания главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии — руководителю.
На фактически выданные суммы наличных денег по расчетно-платежной ведомости оформляется расходный кассовый ордер, номер и дату которого кассир проставляет на последней странице расчетно-платежной ведомости.
При оформлении реестра депонированных сумм руководителем соответствие записей в реестре депонированных сумм с данными расчетно-платежной ведомости заверяется им самим.
Порядок ведения кассовой книги
Для учета поступающих в кассу на личных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, ведется кассовая книга.
Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру, оформленному на полученные (выданные) наличные деньги. Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись. Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии — руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку. Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились и записи в кассовую книгу не осуществлялись, остатком наличных денег на конец рабочего дня считается сумма остатка наличных денег, выведенная в последний из предшествующих рабочий день, в течение которого проводились кассовые операции.
Приложение 1. Типовая корреспонденция счетов по кассовым операциям
№ п/п |
Содержание операции |
Корреспондирующие счета | |
Дебет |
Кредит | ||
1 |
Поступила арендная плата |
50 |
91 |
2 |
Получена выручка за реализованную продукцию, оказанные услуги |
50 |
62, 76 |
3 |
Поступила выручка за реализованные основные средства и иное имущество |
50 |
76 |
4 |
Получены наличные деньги с расчетного, валютного и иных счетов в банке |
50 |
51, 52, 55 |
5 |
Получен аванс от заказчика |
50 |
62 |
6 |
Сдан в кассу остаток не использованных подотчетными лицами средств |
50 |
71 |
7 |
Погашена наличными задолженность по товарам в кредит, по займам, недостачам, растратам и хищениям |
50 |
73 |
8 |
Внесен наличными вклад в уставный капитал |
50 |
75 |
9 |
Погашена наличными дебиторская задолженность |
50 |
62 |
10 |
Получен наличными штраф, пеня |
50 |
91 |
11 |
Списана положительная курсовая разница |
50 |
91 |
12 |
Возвращены в кассу излишне выплаченные суммы заработной платы |
50 |
70 |
13 |
Поступили наличные деньги от филиалов и подразделений организации |
50 |
79 |
14 |
Оплачены долгосрочные ценные бумаги, внесены вклады, выданы займы |
58 |
50 |
15 |
Оплачены счета по услугам сторонних организаций |
76,60 |
50 |
16 |
Оплачены из кассы расходы, осуществленные за счет средств целевого назначения |
86 |
50 |
17 |
Оплачены организацией приобретенные товары |
41 |
50 |
18 |
Сданы денежные средства на счета в банке |
51,52 |
50 |
19 |
Выданы единовременные пособия |
69 |
50 |
20 |
Выдана заработная плата |
70 |
50 |
21 |
Выдано под отчет |
71 |
50 |
22 |
Выдано наличными разным кредиторам |
76 |
50 |
23 |
Выявлена недостача денег в кассе |
94 |
50 |
24 |
Недостача удержана из заработной платы кассира |
73 |
94 |
70 |
73 | ||
25 |
Оприходованы поступившие в кассу денежные документы (почтовые марки, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и т.д.) |
50 |
50,51,52,71,76 |
2. Учет денежных средств на расчетном счете предприятия
Все временно свободные денежные средства организации, за исключением наличных денег в кассе, должны храниться на ее расчетном счете, открываемом в отделении банка. На расчетный счет предприятия зачисляются выручка за реализованную продукцию (работы, услуги) от покупателей, заказчиков и другие поступления. Наличные деньги для зачисления на расчетный счет (выручка от реализации продукции, работ, услуг, не выданная заработная плата и др.) банк принимает от представителя владельца счета.
Банк выполняет поручения предприятия о перечислении или выдаче соответствующих сумм в оплату приобретенных товарно-материальных ценностей, по погашению кредитов банка и займов, обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками, другими кредиторами, для расчетов с членами трудового коллектива по оплате труда, на командировочные, хозяйственные и представительские расходы, приобретение горюче-смазочных материалов, другие цели в пределах остатка средств на счете и соблюдения очередности, предусмотренной законодательством.
Списание денежных средств с расчетного счета по требованиям, относящимся к одной очередности, производится в порядке календарной очередности поступления документов. Банк контролирует операции, совершаемые по расчетному счету. В частности, проверяет, не проводит ли предприятие-владелец счета операции, не соответствующие характеру его деятельности, предусмотренной уставом, нарушающие установленный порядок использования средств или правил расчетов.
При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете предприятия, предъявленные к оплате платежные документы, банк помещает в картотеку. Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере поступления средств на расчетный счет предприятия, соблюдая условия очередности.
Порядок открытия расчетного счета
Для открытия расчетного счета предприятие представляет в учреждение банка все необходимые документы (учредительные, бухгалтерские). Право первой подписи на банковских документах принадлежит руководителю предприятия или его заместителю, а второй - главному бухгалтеру или его заместителю.
Предприятия обязаны информировать свою налоговую инспекцию обо всех открытых счетах. Одновременно такая же обязанность возложена на отделения банков, в которых предприятиями были открыты счета.
Наличные расчеты
Все операции по расчетному счету банк проводит с согласия владельца или на основании его распоряжений (документов установленной формы). Наличные деньги с расчетного счета выдаются предприятию (на оплату труда, пособий по временной нетрудоспособности, премий, на командировочные, представительские и хозяйственные расходы, на приобретение горюче-смазочных материалов) на основании чеков.
Денежный чек представляет собой распоряжение предприятия банку выдать указанную в нем сумму наличных денег с его расчетного счета. Предприятие получает чековые книжки в обслуживающем его учреждении банка. Чек заполняют от руки чернилами или шариковой ручкой. В нем указывают сумму, дату выдачи, наименование получателя, а также сведения о назначении полученных сумм (на оплату труда, на хозяйственные, представительские или командировочные расходы и т. д.). Чеки подписывают лица, которым предоставлено право первой и второй подписи по счету, и скрепляют печатью предприятия. Какие-либо исправления в чеках не допускаются. Банк выдает деньги по чеку после проверки подлинности подписей и печати, т. е. их соответствия образцам.
Наличные деньги банк принимает на расчетный счет предприятия по объявлению на взнос наличными - письменному приказу владельца счета. Объявление заполняют в одном экземпляре, в нем обязательно указывают источник вносимых денег (выручка за услуги, депонированная заработная плата и др.). На принятые суммы банк выдает кассиру квитанцию, которая служит основанием для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера и списания денежных средств в кассе.
Формы безналичных расчетов за товарно-материальные ценности
Большинство расчетов между организациями производится в безналичной форме. Безналичные перечисления ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (расчетных, кредитных и др.), заменяющих наличные деньги в обороте. Поэтому обязательным посредником при этом будет выступать банк, как плательщика, так и получателя.
Банк осуществляет расчеты по требованию клиента, когда последний выступает или получателем (поставщиком), или плательщиком.
Организации используют следующие формы и способы расчетов: платежные поручения, платежные требования, посредством аккредитивов и особых счетов, в порядке плановых платежей, расчетные чеки, пластиковые карты, инкассовые поручения.
Выбранная партнерами форма расчетов обычно фиксируется в договорах по приобретению материальных ценностей, выполнению работ и услуг или их реализации. Выбор наиболее рациональной формы расчетов позволяет сократить разрыв между временем отгрузки и зачисления платежа или временем получения ценностей, работ, услуг и списания денежных средств за них. Это способствует ликвидации необоснованной кредиторской задолженности. При любой форме расчетов банк выступает посредником между организациями-партнерами. Любая из указанных форм в первую очередь защищает интересы владельца денежных средств - плательщика, так как только с его согласия (акцепта) или по его поручению банк имеет право на списание денежных средств (за исключением безакцептного списания или погашения банковских кредитов и процентов).
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом "погашено". Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 76/2 «Расчеты по претензиям», а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.
Учет расчетов платежными поручениями
Расчеты платежными поручениями - самая распространенная форма расчетов, так как используется в местных, одногородних и иногородних расчетах между организациями, за материальные ценности, работы и услуги, с бюджетной системой по всем видам налогов и платежей, с органами социальной защиты по отчислениям и полученным средствам.
Поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
Учет расчетов платежными требованиями и инкассовыми поручениями
Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю произвести оплату на основании расчетных и отгрузочных документов поставляемых товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг. Поставщик продукции (работ, услуг) выписывает платежное требование и сдает в банк на инкассо.
Инкассо представляет собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента осуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании расчетных документов.
Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с предварительным акцептом или без акцепта плательщика.
Согласие на оплату (акцепт) плательщик обязан дать в течение трех дней с момента получения платежного документа. В противном случае он имеет право отказаться от оплаты, но в письменной форме. Со счетов плательщика оплачивают без его согласия (безакцептные платежи) требования за коммунальные услуги, электроэнергию, абонентную плату за телефон, проценты за кредит и др. В бухгалтерском учете следует различать порядок учета операций у поставщика, предъявившего требование, и плательщика, получающего материальные ценности, платящего за товар. У поставщика учитывается факт реализации продукции: Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 90 "Продажи" в сумме договорной стоимости, указанной в платежном требовании-поручении.