Учет заготовления и приобретения материалов (на примере ЗАО «Волга» Марксовского района Саратовской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в методологии бухгалтерского учета РФ произошли кардинальные изменения. Появились новые объекты бухгалтерского учета, изменились терминология, система налогообложения и т.д. Изменения в бухгалтерском учете претерпели и материально-производственные запасы, они и являются предметом исследования в моей курсовой работе. Я считаю, что на данный момент времени тема является весьма актуальной. Целью работы является изучение порядка оценки материалов, документального оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материалов, а также контроля за сохранностью и использованием их в производстве.

Содержание

Введение 3
1 Материально-производственные запасы. Общие положения 5
1.1 Нормативное регулирование учета материально-производственных запасов. 5
1.2 Оценка материально-производственных запасов 6
1.3 Учет заготовления и приобретения материально-производственых запасов, его задачи 9
2 Организация бухгалтерского учета заготовления и приобретения материалов 12
2.1 Краткая характеристика ЗАО «Волга» 12
2.2 Синтетический учет материально-производственных запасов 20
3 Проект совершенствования учета заготовления и приобретения материально-производственных запасов 26
3.1 Международные стандарты ведения бухгалтерского учета 26
3.2 Автоматизация бухгалтерского учета 28
Выводы и предложения 32
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 2 файла

Курс по бфу.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Списание материалов вследствие их непригодности оформляют  актом на списание материалов, который  составляется специально созданной комиссией с участием материально ответственного лица.  
Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами.  
На фактически израсходованные материалы подразделение - получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, шифр заказа, на выполнение которого израсходованы материалы, нормативный и фактический расход материалов с указанием выявленных отклонений и их причин. В необходимых случаях в акте указывают количество изготовленной продукции либо объем выполненных работ. Кроме того, подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей и передают их в бухгалтерию.  
В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.

2.2 Синтетический  учет материально-производственных запасов

Синтетический учет производственных запасов ведут на синтетических счетах 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материалов".

К счету 10 "Материалы" могут быть открыты следующие субсчета:  
10-1 "Сырье и материалы";  
10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";  
10-3 "Топливо";  
10-4 "Тара и тарные материалы";  
10-5 "Запасные части";  
10-6 "Прочие материалы";  
10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону";  
10-8 "Строительные материалы";  
10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" и др.  
На малых предприятиях все производственные запасы можно учитывать на одном синтетическом счете 10 "Материалы" без открытия субсчетов.  
Внутри каждой из перечисленных групп материальные ценности подразделяются на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наименованию, сорту, размеру присваивают числовое обозначение (номенклатурный номер) и записывают его в специальный документ, который называют номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике указывают также учетную цену и единицу измерения материалов.

Сельскохозяйственные организации  могут открывать к счету 10 "Материалы" отдельные субсчета для учета семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и др.  
На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам.

При синтетическом учете  материальных ценностей по учетным  ценам дополнительно используют счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".  
Счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" предназначен для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте (материалы, животные на выращивании и откорме, товары). Материально-производственные запасы, фактически поступившие в организацию, списывают по учетным ценам с кредита счета 15 в дебет счетов 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме" и 41 "Товары".  
Сумму разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списывают со счета 15 в дебет счета 16. Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материально-производственных запасов в пути.  
Израсходованные или проданные материально-производственные запасы списывают на счета издержек производства (обращения) и продажи с кредита материальных счетов по учетным ценам. Технология обработки информации на счете 15 существенным образом отличается от общепринятого порядка:

1. Определяется сальдо  конечное по счету 15. Структурно  оно состоит из двух частей. Первая часть соответствует материалам, находившимся в пути на начало  периода и не поступившим в  отчетном периоде и определяется  на основании первичных документов, подтверждающих поступление на предприятие материалов до этого числящихся в пути. Вычисление производится путем вычитания из начального сальдо сумм фактических затрат по материалам, поступившим в отчетном периоде. Вторая часть соответствует материалам, расчетные документы на которые поступили в отчетном периоде, а сами материалы остались в пути. Эта часть также определяется на основании соответствующих первичных документов.

2. Подсчитывается оборот  кредитовый (Окр) по общепринятым  правилам как сумма учетных цен материалов, фактически поступивших на предприятие за отчетный период.

3. Определяется оборот  дебетовый (Одеб) путем вычитания  из сумм фактических затрат  на приобретение материалов за  отчетный период, отраженных по  дебету счета 15, части этих  затрат, относящихся к материалам, расчетные документы на которые поступили в отчетном периоде, а сами материалы остались в пути.

4. Определяется расчетным  путем величина отклонения Откл = Снач + Одеб - Окр - Скон.

Если сумма фактических  затрат на приобретение материалов превышает их стоимость в учетных ценах, то отклонение признается положительным и отражается по кредиту счета. Если сумма фактических затрат на приобретение материалов меньше их стоимости в учетных ценах, то отклонение признается отрицательным и отражается по дебету счета.

Акцептованы счета  поставщиков материалов:

Дт 15    Кт 60          Покупная стоимость без НДС

Учтен НДС, подлежащий уплате поставщику:

Дт 19   Кт 60    Сумма НДС согласно счету-фактуре

Поступили документы  на материалы, подлежащие получению в качестве вклада в уставный капитал:

Дт 15   Кт 75    Денежная оценка вклада, согласованная  с учредителями в учредительном  договоре

Поступили документы  на безвозмездно полученные материалы:

Дт 15    Кт 98-2   Рыночная цена на дату оприходования

Поступили документы  на материалы, подлежащие получению  из производства:

Дт 15   Кт 20,23   Сумма фактических затрат, связанных  с производством данных материалов

Оприходованы  материалы на склад:

Дт 10      Кт 15     Учетная цена

В конце отчетного  периода списано положительное отклонение фактической себестоимости заготовления материалов от учетной цены:

Дт 16      Кт 15      Величина отклонения

В конце отчетного  периода списано отрицательное отклонение фактической себестоимости заготовления материалов от учетной цены:

Дт 15     Кт 16       Величина отклонения

В конце отчетного  периода списаны суммы положительных  отклонений по направлениям выбытия материалов:

Дт 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44  Кт 16   Величина отклонения

В конце отчетного  периода сторнированы суммы отрицательных отклонений по направлениям выбытия материалов:

Дт 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44  Кт 16   Величина отклонения (сторно)

 

Счет 16 "Отклонения в стоимости  материальных ценностей" предназначен для учета разницы в стоимости  приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот счет используют только в том случае, если на счетах 10, 11, 41 синтетический учет ведут по учетным ценам.  
Накопленные на счете 16 разницы между фактической себестоимостью приобретенных материально-производственных запасов и стоимостью их по учетным ценам списывают с кредита счета 16 в дебет счетов издержек производства или обращения или других счетов, как правило, пропорционально стоимости израсходованных материально-производственных запасов по учетным ценам. Допускается списание отклонений на затраты производства или на расходы на передачу в месяце их выявления. В бухгалтерском балансе сальдо по счету 16 включается в стоимость материально-производственных запасов без отражения этой операции на счетах бухгалтерского учета.  
Аналитический учет по счету 16 ведут по группам материально-производственных запасов с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

Счет 16 «Отклонение в  стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения информации об отклонениях в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости заготовления и учетных ценах.

Счет может иметь  дебетовый или кредитовый остаток. Наличие дебетового сальдо свидетельствует о наличие положительного отклонения фактической себестоимости материалов от учетной цены, по которой материалы учитываются на счете 10, наличие кредитового сальдо — о наличие отрицательного отклонения.

 

3 Проект совершенствования  учета заготовления и приобретения материально-производственных запасов

3.1 Международные  стандарты ведения бухгалтерского учета

Основная цель финансовой отчетности – облегчение принятия экономических  решений. Поэтому задача МСФО состоит  в предоставлении всем пользователям необходимых сведений о финансовом положении, результатах хозяйственной деятельности компании либо консолидированной группы компаний, эффективности управления ею. Международные стандарты устанавливают, что финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, сведений о прибылях и убытках, движении денежных средств и собственного капитала, распределении чистой прибыли, а также пояснений и примечаний, раскрывающих содержание приведенных показателей. При этом пояснения и примечания составляют важную часть отчета. Из 39 международных стандартов, действующих в настоящее время, 37 касаются признания, оценки и дополнительного раскрытия информации в пояснениях и примечаниях. Международные стандарты в отличие от наших рассматривают налоговые платежи как расходы компании, а не как форму распределения прибыли. Причем для компании имеет значение только чистая прибыль.

Кроме того, стандарты не связывают  признание расходов с правилами  налогообложения на территории конкретных государств. Более того, стандарт указывает на необходимость учета отложенных налоговых требований и обязательств, возникающих из-за различий в порядке расчета налогооблагаемой базы и реальной методике учета расходов и доходов данной компании. Эти статьи характеризуют налоговые последствия, которые возникнут в следующих отчетных периодах. МСФО не признают убытки в качестве самостоятельного элемента финансовой отчетности. Это тоже расходы, уменьшающие в конечном итоге собственный капитал компании в результате случайных и чрезвычайных событий, а также обычных операций, по которым расходы не полностью покрываются доходами в течение отчетного периода. Доходы компании связаны с увеличением стоимости активов либо уменьшением обязательств или тем и другим вместе. Доходы приводят к увеличению капитала компании независимо и сверх вкладов собственников.

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности придает большое  значение проблемам, связанным с  инвестициями, и совершенствованию  финансового инструментария в этой сфере. Согласно этим документам “инвестиции – это активы, которые компания держит в целях увеличения богатства через распределение (в форме процента, роялти, дивиденда, арендной платы), повышения стоимости капитала или получения инвестирующей компанией других выгод, например, таких же, которые достигаются через долговременные деловые взаимоотношения”. Одним из последствий инвестиций является установление контроля над компаниями – объектами капвложений. Поэтому международные стандарты предписывают составлять сводную финансовую отчетность, включающую все дочерние компании, контролируемые материнской фирмой. Сводная финансовая отчетность представляет информацию о группе консолидированных компаний как о единой, с выделением доли меньшинства в чистых активах и финансовых результатах группы.

Международные стандарты обеспечивают прозрачную информацию о деятельности любой компании. Они требуют давать сведения о существенных ошибках, допущенных в отчетности, представленной в предыдущие годы, и их влиянии на показатели нынешней деятельности, раскрывать причины и содержание изменений в учетной политике.

Главное препятствие применения международных  стандартов финансовой отчетности отсутствие закона, регулирующего порядок составления  и представления консолидированной  финансовой отчетности российскими компаниями, нет даже официального перевода международных стандартов на русский язык. Также крупным препятствием для ведения учета в полном соответствии с МСФО является несовершенный, устаревший план счетов, приятый еще в 1959 г. и не претерпевший значительных изменений при переходе к рыночным отношениям. Авторы отчетов убеждены в необходимости специального ответственного органа при Минфине, который на постоянной основе обеспечивал бы мониторинг поправок в МСФО и предоставлял рекомендации по применению.

3.2 Автоматизация бухгалтерского учета

Руководителю российского  предприятия сегодня приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает  его постоянно держать под  контролем различные аспекты  финансово - хозяйственной деятельности. Эта деятельность отражена в большом количестве документов, содержащих разнородную информацию. Грамотно обработанная и систематизированная она является в определенной степени гарантией эффективного управления производством. Напротив, отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, к серьезным убыткам. Если не брать во внимание умышленные противоправные действия, то все ошибки бухгалтерского учета совершаются либо по небрежности (например, арифметические ошибки), либо из - за незнания особенностей ведения бухгалтерского учета в России. Такие ошибки практически неизбежны при ручном учете или при использовании устаревших или нелегальных версий программных комплексов. В неавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учета обработка данных о хозяйственных операциях легко прослеживается и обычно сопровождается документами на бумажном носителе информации - распоряжениями, поручениями, счетами и учетными регистрами, например бесконечными журналами учета МПЗ. Аналогичные документы часто используются и в компьютерной системе, но во многих случаях они существуют только в электронной форме. Более того, основные учетные документы (бухгалтерские книги и журналы) в компьютерной системе бухгалтерского учета представляют собой файлы данных, прочитать или изменить которые без компьютера невозможно. Способ обработки хозяйственных операций при ведении бухгалтерского учета оказывает существенное влияние на организационную структуру фирмы, а также на процедуры и методы внутреннего контроля. Компьютерная технология характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля. По сравнению с неавтоматизированными системами бухгалтерского учета компьютерные системы более открыты для несанкционированного доступа, включая лиц, осуществляющих контроль. Они также открыты для скрытого изменения данных и прямого или косвенного получения информации об активах. Чем меньше человек вмешивается в машинную обработку операций учета, тем ниже возможность выявления ошибок и неточностей. Ошибки, допущенные при разработке или корректировке прикладных программ, могут оставаться незамеченными на протяжении длительного периода. В программе существует режим формирования произвольных отчетов, позволяющий на некотором бухгалтерском языке описать форму и содержание отчета, включая в него остатки и обороты по счетам и по объектам аналитического учета. С помощью данного режима реализованы отчеты, предоставляемые в налоговые органы, кроме того данный режим используется для создания внутренних отчетов для анализа финансовой деятельности организации в произвольной форме. Кроме того программа имеет функции сохранения резервной копии информации и режим сохранения в архиве текстовых документов.

Агрофирма Волга 2007-09.xls

— 198.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Учет заготовления и приобретения материалов (на примере ЗАО «Волга» Марксовского района Саратовской области)