Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:22, контрольная работа
Как следует из практики, среди различных форм инвестиций строительная деятельность занимает важнейшее место. Между тем в настоящее время серьезным препятствием для увеличения объемов инвестиций, связанных с капитальным строительством, являются несовершенство существующей методологии бухгалтерского учета, налогообложения, а также системы внутреннего контроля.
Введение 3
1. Организация бухгалтерского учета затрат строительных организаций 6
1.1. Затраты как объект бухгалтерского учета 6
1.2. Классификация затрат на производство. Правовое регулирование учета затрат 9
1.3. Учетная политика организации – как системообразующий фактор учета 15
2. Учет затрат строительной организации 18
2.1. Документальное оформление и учет затрат на производство строительно-монтажных работ 18
2.2. Порядок документального оформления и учета законченного строительного объекта 22
2.3. Особенности учета затрат в ЗАО "Контакт 108" 26
Заключение 31
Список использованных источников 33
Одним из важнейших факторов оценки эффективности управления строительным производством является достижение определенного уровня доходности, что предполагает организацию систематического контроля за издержками производства. Для обеспечения такого контроля необходим научно обоснованный подход к классификации затрат.
Таблица 1.2.
Классификация затрат
По видам деятельности |
По отношению к отчетному периоду |
Производственные затраты – связаны непосредственно с осуществлением строительных работ (приобретением материалов, заработная плата рабочих, занятых на производстве). |
Затраты текущего периода – связаны с выполнением строительных работ и отраженные в учете в текущем отчетном месяце |
Непроизводственные затраты – не относятся к строительству. |
Затраты будущих периодов – относятся расходы, понесенные в отчетном месяце, но подлежащие отражению в учете в последующих отчетных периодах. |
По технико-экономическому назначению |
По однородности состава |
Основные затраты – относятся затраты обусловленные производственным процессом. |
Простые (одноэлементные) затраты – относятся однородные затарты, которые нельзя разделить на составляющие (например, расходы на оплату труда). |
Накладные затраты – относятся затраты, связанные с управлением или обслуживанием строительных участков и бригад. |
Комплексные затраты – состоят из разнородных элементов, например общехозяйственные расходы или расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов |
Кроме того, имеют место расходы прошлых отчетных периодов. Обычно это несвоевременно выявленные в отчетном периоде затраты, относящиеся к строительной продукции, произведенной в прошлых отчетных периодах, например услуги сторонних организаций, оказанные в прошлых отчетных периодах, но принятые к учету по факту представления документов в отчетном периоде. В бухгалтерском учете они не могут быть отражены в затратах отчетного периода, поэтому отражаются как внереализационные расходы.
Для осуществления контроля и составления отчетности представленный перечень затрат на производство и сдачу заказчику строительно-монтажных работ группируется по элементам и статьям.
Группировка затрат строительного производства по экономическим элементам позволяет установить, что израсходовано на производство строительно-монтажных работ, а классификация по статьям затрат показывает, на какие цели израсходованы ресурсы.
Группировка затрат на производство строительных работ по экономическим элементам используется при составлении статистической отчетности. Затраты на производство строительных работ группируются по следующим элементам (см. таблицу 1.3):
1. материальные;
2. затраты на оплату труда;
3. отчисления на социальные нужды;
4. амортизация основных средств и пр.
Группировка производственных затрат по статьям нужна для учета, анализа и контроля, а также для составления годовой бухгалтерской и статистической отчетности.
Типовая группировка затрат на производство строительных работ предусматривает следующие статьи расходов:
1. "Материалы";
2. "Расходы на оплату труда рабочих";
3. "Расходы на эксплуатацию
строительных машин и
4. "Накладные расходы".
По статье "Материалы" отражаются использованные непосредственно при выполнении строительно-монтажных работ материалы, строительные конструкции, детали, топливо, электроэнергия, пар, воду и другие виды материальных ресурсов. Покупные материальные ресурсы при их списании в себестоимость выполненных работ оцениваются в порядке, предусмотренном учетной политикой организации.
При этом ведется учет материалов по планово-учетным ценам с расчетом отклонений, в состав которых включаются все транспортно-заготовительные расходы.
Из затрат на материалы, которые отражаются в себестоимости, исключается стоимость возвратных отходов.
Таблица 1.3.
Группировка затрат на производство строительных работ по экономическим элементам
Материальные затраты |
Затраты на оплату труда |
Отчисления на социальные нужды |
Амортизация основных средств |
1. приобретенные строительные материалы, конструкции и детали, топливо, энергия; 2. стоимость услуг производственного характера, а также на административные и прочие хозяйственные нужды, включая транспортные услуги для подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств; 3. стоимость продукции, работ и услуг подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств[1] |
1. все выплаты в пользу работников организации; |
1. затраты, связанные с начислением единого социального налога; 2. обязательные отчисления в Пенсионный Фонд; 3. отчисления по обязательному медицинскому страхованию. |
1. амортизация основных производственных средств, начисленная по правилам бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой |
[1]Там же с. 324
В случае, если строительная организация, ведет и другую коммерческую деятельность, тем или иным образом связанную с основной строительной: проектно-изыскательские работы, деятельность вспомогательных производств, связанная с добычей и обогащением сырья для изготовления строительных материалов, а также производство этих материалов или конструкций из них. Затраты по ведению других (не относящихся к отрасли "Строительство") видов деятельности, а также расходы вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств учитываются обособленно. При этом учетная политика учитывает специфику каждого вида деятельности в контексте общего порядка ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета для составления всех видов отчетности.
1.3. Учетная политика
организации – как
Учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 5 "Регулирование бухгалтерского учета" Федерального закона "О бухгалтерском учете": "организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности".
Учетная политика предприятия основывается на определенной совокупности общепринятых правил. Бухгалтерская информация, как результат бухгалтерского учета, должна быть полной и достоверной, доступной и понимаемой широким кругом заинтересованных пользователей.
Под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.
Разработка учетной политики является одним из основных направлений разработки финансовой политики предприятия (куда также входят анализ финансово-экономического состояния предприятия, разработка налоговой политики, выработка кредитной политики; управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью и так далее). Элементы учетной политики организации представлены на рисунке 1.3.
Элементы учетной политики организации | ||
Для целей бухгалтерского учета |
Для целей налогового учета | |
1 |
Организация работы учетных служб | |
2 |
Организация работы структурных подразделений | |
3 |
Организация документооборота | |
4 |
Разработка форм первичной документации | |
5 |
Формирование регистров налогового учета | |
6 |
Формы бухгалтерского учета |
Формы налогового учета |
7 |
Модель налогового учета | |
8 |
Разработка рабочего плана счетов | |
9 |
Технология обработки учетной информации | |
10 |
Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств |
|
11 |
Организация системы внутреннего контроля | |
12 |
Организация составления бухгалтерской отчетности |
Организация составления налоговой отчетности |
Рисунок 1.3 – Элементы учетной политики организации
Приказ по учетной политике организации должен отражать специфику способов формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации (методические способы ведения бухгалтерского учета), которая раскрывается в отношении способов бухгалтерского учета:
1. варианты, которых предусмотрены
нормативными актами по
2. описание, которых отсутствует
в нормативных актах по
3. принципы, которых определены
нормативными документами, а организация
утверждает особенности их
4. иных, чем установленные
нормативными актами по
5. варианты, которых обусловлены
противоречиями и
Отметим, что наиболее практическое применение получили способы, вариантность которых предусмотрена законодательством. Как минимум, они должны быть решены при обосновании учетной политики в процессе ее формирования.
2. Учет затрат строительной организации
2.1. Документальное
оформление и учет затрат на
производство строительно-
ЗАО "Контакт 108" – строительная компания, оказывающая полный комплекс услуг потенциальным застройщикам-инвесторам: поиск земельного участка для строительства, землеотвод, выполнение функций заказчика, разработка ТЭО и рабочей документации, поиск соинвесторов, строительство собственными силами без привлечения субподрядчиков, реализация объектов созданной недвижимости.
Рассмотрим порядок документального оформления и учета затрат на строительно-монтажные работы в ЗАО "Контакт 108".
Основными задачами учета затрат на производство строительно-монтажных работ на рассматриваемом предприятии являются:
1. своевременное, полное
и достоверное отражение всех
расходов, имевших место при проведении
строительных работ по их
2. обеспечение контроля
за ходом и качеством
3. правильное определение
и отражение инвентарной
4. осуществление контроля
за наличием и использованием
источников финансирования
5. формирование информационной
базы, в разрезе долгосрочных
инвестиций в объекты
Анализ затрат – эффективный инструмент точной калькуляции себестоимости и принятии решения, основанного на выборе альтернативного образа действий. Во многом благополучие предприятия зависит от того, как руководящие работники умеют разбираться в информации о производственных затратах. Анализ этой информации дает возможность:
1. Определить структуру и эффективность расходов;
2. Регулировать и контролировать расходы;
3. Правильно устанавливать цены;
4. Планировать затраты
на ближайшую и дальнюю
5. Планировать реальный уровень прибыли;
6. Оптимизировать виды готовой продукции;
7. Определить места закупки
и хранения материалов и
8. Определить места производства и хранения готовой продукции.
Бухгалтерский учет затрат на производство строительных работ ведется ЗАО "Контакт 108" в соответствии с правилами, установленными ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство". Эти затраты на строительство объектов группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией.
Учет затрат на строительство объектов в ЗАО "Контакт 108" ведется по следующей технологической структуре расходов:
1. на строительные работы;
2. на работы по монтажу оборудования;
3. на приобретение оборудования, сданного в монтаж;
4. на приобретение оборудования, не требующего монтажа, и инструмента, инвентаря и оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса;
5. на прочие капитальные затраты;
6. на затраты, не увеличивающие стоимость основных средств.
В состав затрат на строительство объектов в ЗАО "Контакт 108" так же включаются ожидаемые расходы, связанные со строительством и его финансированием, которое организация будет производить в соответствии с договором на строительство после окончания работ и ввода объектов в эксплуатацию или сдачи инвестору.
Рассмотрим корреспонденцию счетов, применяемых в ЗАО "Контакт 108":
Таблица 2.1.
Корреспонденция счетов при отражении затрат по строительным работам
Содержание операции |
Корреспонденция счетов | |
Дебет |
Кредит | |
Строительство из материалов и оборудования подрядчика | ||
Суммы авансов, перечисленных подрядчикам (по оплате продукции, принятой по частичной готовности и т.д.) |
60 / авансы выданные |
51 |
Приняты к оплате (акцептованы) счета от поставщиков и подрядчиков за выполненные ими работы и оказанные услуги для капитального строительства |
08 |
60 76 |
Введены в эксплуатацию объекты основных средств, созданные законченным капитальным строительством |
01 |
08 |
Осуществлен зачет ранее выданных авансов в погашение задолженности подрядчикам |
60 |
60 / авансы выданные |
Произведен окончательный расчет |
60 |
51 |
Строительство из собственных (частично) материалов и оборудования | ||
Суммы авансов перечислены подрядчикам (по оплате продукции, принятой по частичной готовности и т.д.) |
60 /авансы выданные |
51 |
Передано подрядчику оборудование, требующее монтажа |
08 |
07 |
Переданы подрядчику материалы |
10.7 |
10 |
Списаны материалы, израсходованные подрядчиком |
08 |
10.7 |
Возвращены подрядчиком неизрасходованные материалы (предусмотрено договором) |
10 |
10.7 |
Списана сумма НДС на материалы, израсходованные подрядчиком |
09 |
19 |
Оборудование, приобретенное подрядчиком для монтажа на строящемся объекте |
08 |
60, 76 |
Начислен НДС по оборудованию, приобретенному подрядчиком для монтажа на строящемся объекте |
19 |
60 |
Оприходован законченный строительный объект |
01 |
08 |
Введено в эксплуатацию смонтированное оборудование, являющееся самостоятельным объектом основных средств |
01 |
08 |
Начислен НДС на введенное в эксплуатацию оборудование производственного назначения |
68 |
19 |
Начислен НДС на введенное в эксплуатацию оборудование непроизводственного назначения |
84, 86 |
19 |
Осуществлен зачет ранее выданных авансов в погашение задолженности подрядчикам |
60 |
60 / авансы выданные |
Зачтена стоимость переданных подрядчику материалов и неизрасходованных им (предусмотрена договором передача прав собственности) |
60 |
91 |
Списана стоимость перешедших в собственность подрядчика неизрасходованных материалов |
91 |
10.7 |
Начислен НДС по материалам, переданным и не израсходованным им, а перешедшим ему в собственность: По незачтенной в бюджет сумме По зачтенной в бюджет сумме |
91 91 |
19 68 |
Произведен окончательный расчет с подрядчиком |
60 |
51 |
Сдача объекта после окончания строительства | ||
Суммы полученных авансов от застройщика |
51 |
60 / авансы выданные |
Начислен НДС с полученных авансов |
60 / авансы выданные |
68 |
Приобретены необходимые материалы |
10 |
60 |
Начислен НДС по приобретенным материалам |
19 |
60 |
Произведен расчет с поставщиками материалов |
60 |
51 |
Зачет НДС по мере оприхования материалов и их оплаты |
68 |
19 |
Получено у застройщика оборудования для выполнения строительных работ |
005 |
|
Получены у застройщика материалы для выполнения строительных работ |
003 |
|
Собственные расходы на выполнение строительных работ: Амортизация основных средств Отпущены материалы Зарплата Начисления на ФОТ Налоги |
20 |
02 10 70 69 68 |
Приняты к оплате (акцептованы) счета субподрядчиков |
20 |
76 |
Списано оборудование, полученное у застройщика |
005 | |
Списаны материалы, полученные у застройщика |
003 | |
Зачтена стоимость полученных у застройщика и неизрасходованных материалов (предусмотрена договором передача прав собственности) |
10 |
60 |
Начислен НДС на материалы заказчика, перешедшие в собственность |
19 |
60 |
Начислена сумма НДС По отгрузке По оплате |
90 90 |
68 76 |
Списана фактическая стоимость выполненных работ |
90 |
20 |
Восстановлен НДС, уплаченный с аванса |
68 |
60 |
Сдача объекта по этапам строительных работ | ||
Суммы полученных авансов от застройщика |
51 |
60 / авансы выданные |
Начислен НДС с полученных авансов |
60 / авансы выданные |
68 |
Сдан законченный строительный этап, предусмотренный договором |
60 |
90 |
Начислена сумма НДС по выполненному этапу работ По отгрузке По оплате |
90 90 |
68 76 |
Списана фактическая стоимость выполненных по закрытому этапу работ |
90 |
20 |
Сдан законченный строительный объект (после выполнения всех предусмотренных договором этапов работ) |
60 |
90 |
Отражена стоимость оплаченных заказчиком этапов работ, принятых в установленном порядке |
60 |
90 |
Финансовый результат по выполненному этапу Прибыль Убыток |
90 99 |
99 90 |