Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 21:42, дипломная работа

Краткое описание

При всем многообразии видов коммерческой деятельности строительство было и остается одним из ведущих видом деятельности. Она оказывает решающее влияние на развитие огромного количества смежных направлений материального производства. Продукцией строительства являются законченные и подготовленные к вводу в действие новые и реконструируемые промышленные предприятия и цеха, жилые дома, общественные здания и другие объекты.
Правовую основу деятельности, охватываемой понятием «строительство», определяет, в частности, Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ). Так, выполнение подрядных работ регламентируется в нем главой 37 «подряд» (в которой в свою очередь присутствует специальный параграф 3 - «Строительный подряд»).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции 6
1.1. Особенности строительства и их влияние на систему бухгалтерского учета
1.2. Сущность калькулирования себестоимости продукции: принципы, объект и методы 6
1.3. Понятие «издержки», «затраты» и «расходы» предприятия, их классификация………………………………………………………………………………….15
1.4. Характеристика методов учета затрат и калькулирования себестоимости 20
Глава 2. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в ООО «МСО Кизлярская» 28
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «МСО Кизлярская» 28
2.2. Система калькулирования себестоимости строительных работ на предприятии 35
2.3. Организация бухгалтерского учета затрат в ООО «МСО Кизлярская» 41
2.4. Учёт и документальное оформление объёмов выполненных строительно-монтажных работ………………………………………………………………….
3. Совершенствование учета затрат в ООО «МСО Кизлярская» 51
3.1. Предложения по совершенствованию организации учета затрат и калькулированию себестоимости продукции в ООО «МСО Кизлярская» 63
Заключение 71
Список литературы 75
Приложения 79

Вложенные файлы: 1 файл

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в строительстве.doc

— 482.50 Кб (Скачать файл)

Также типовая форма журнала-ордера № 10-с имеет графы для отражения показателей сметной стоимости строительства, компенсации, фактических затрат и финансовых результатов с начала строительства; аналогичных показателей по субподрядным работам; нормативного срока и даты начала строительства, плановой и фактической даты окончания строительства; договорной стоимости объекта (для генподрядчика).

В журнале-ордере № 10-с для учета затрат по всем видам производств используют следующие счета бухгалтерского учета:

20 «Основное производство» - при  выполнении работ, непосредственно  связанных с осуществлением строительных работ;

23 «Вспомогательные производства» - затраты вспомогательных и подсобных производств;

25 «Общепроизводственные расходы» - расходы по эксплуатации оборудования, машин и механизмов;

26 «Общехозяйственные расходы» - расходы  по управлению производством;

29 «Обслуживающие производства  и хозяйства» - расходы по содержанию служб и хозяйств, обслуживающих работников организации;

44 «Расходы на продажу» - по содержанию  службы сбыта строительной организации.

Затраты на производство строительной продукции обобщаются на калькуляционном счете 20 «Основное производство».

По дебету этого счета записи осуществляются в корреспонденции со счетами:

70 «Расчеты с персоналом по  оплате труда» - на сумму основной  заработной платы;

10 «Материалы» - на стоимость использованных основных и вспомогательных материалов, конструкций и деталей;

25 «Общепроизводственные расходы» - на расходы по использованию  строительной техники;

23 «Вспомогательные производства» - на стоимость транспортных услуг  и др.;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость подлежащих оплате услуг, оказанных сторонними организациями; на суммы начисленных субподрядным организациям за выполненные работы;

26 «Общехозяйственные расходы» - на  сумму накладных расходов, отнесенных на производство строительной продукции.

Счет 20 «Основное производство» кредитуется в корреспонденции со счетом 90 «Продажи» - на фактическую себестоимость сданных застройщику предприятий, пусковых комплексов, объектов, комплексов и выполненных работ.

Дебет счета 90 «Продажи» корреспондирует, в частности, со счетами:

Кредит 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» - на стоимость сданных заказчику этапов незавершенных работ, т.е. осуществляется сдача объема строительных работ по частям;

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - на сумму НДС, начисленной от стоимости выполненных работ;

Кредит 99 «Прибыли и убытки» - на сумму прибыли по сданным объектам и работам.

Сводный учет затрат на производство строительной продукции ведется на счете 20 «Основное производство» по объектам учета по калькуляционным статьям в соответствующем регистре бухгалтерского учета.

Наряду со счетами учета затрат по видам производств в журнале-ордере № 10-с для учета предварительно оплаченных и понесенных расходов, связанных с производством строительных работ, но не совпадающих со временем включения их в себестоимость, используется счет 97 «Расходы будущих периодов», а для учета расходов и потерь от брака и переделок выполненных или сданных работ и объектов - счет 28 «Брак в производстве».

Для определения затрат на производство строительной продукции по строительному участку и в целом по строительной организации объекты учета в журнале-ордере № 10-с группируются по принадлежности к строительному участку, а внутри строительных участков - по видам работ (строительные работы, монтаж оборудования, капитальный ремонт и другие виды строительных работ).

В журнале-ордере № 10-с приводится также незавершенное строительное производство на начало и конец месяца по фактической себестоимости и его стоимости, определяемой в соответствии с договорной ценой.

Особенностями строительного производства обусловлено применение позаказного метода учета и калькулирования себестоимости строительных работ как наиболее распространенного в данной отрасли. В то же время для расчета отдельных затрат применяются нормы и нормативы. При применении нормативов для учета производств строительных работ в журнале-ордере сводного учета предусмотрены графы и строки для учета затрат на производство указанных работ по нормам и отклонениям от норм.

Стоимость выполненных объемов работ и незавершенного строительного производства по отдельным объектам учета отражается в учетном регистре по данным справки или акта о выполненных объемах работ.

Аналитический учет по видам производств ведется в зависимости от характера производств и содержания работ по счетам:

20 «Основное производство» - по  объектам строительства, комплексам  и этапам строительных и монтажных  работ;

26 «Общехозяйственные расходы»  и 44 «Расходы на продажу» - по статьям расходов согласно сметам, утвержденным организацией на содержание складского и управленческого аппаратов;

23 «Вспомогательные производства»  по видам вспомогательных производств, а внутри них - по заказам и видам продукции и услуг;

25 «Общепроизводственные расходы» - по видам строительных машин и механизмов;

  1. «Брак в производстве» - по объектам и видам производств;
  2. «Обслуживающие производства и хозяйства» - по видам производств и хозяйств, внутри них - по видам расходов согласно утвержденным сметам;

97 «Расходы будущих периодов» - по видам расходов, понесенных ранее.

По дебету каждого из этих счетов в разрезе объектов учета собираются затраты, которые затем списываются в установленном порядке в кредит используемых счетов в соответствии с принципом организации учета при журнально-ордерной форме счетоводства.

В отличие от других регистров журнал-ордер № 10-с построен по принципу шахматной ведомости, в которой по строкам отражаются затраты по используемым в нем счетам, а по графам отражаются затраты, списываемые с кредита счетов, учет которых ведется в данном регистре.

На каждый счет, аналитический и синтетический учет операций по которому ведется в данном журнале-ордере, выделен один развернутый лист (или несколько). Завершает журнал-ордер развернутый лист, где в подлежащем приводятся счета (как правило, на каждый счет выделяется по строке), в дебет которых записываются суммы кредитовых оборотов со счетов, учитываемых в данном журнале-ордере.

Наряду с приведенными выше калькуляционными счетами бухгалтерского учета журнал-ордер № 10-с является также регистром для учета кредитовых оборотов по счетам:

  • 02 «Амортизация основных средств»;
  • 05 «Амортизация нематериальных активов»;
  • 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
  • 10 «Материалы»;
  • 69 « Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
  • 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Записи в журнале-ордере № 10-с по всем счетам производятся по истечении месяца на основании документов первичного учета и данных уже заполненных регистров бухгалтерского учета в следующей последовательности.

В первую очередь разносятся расходы с кредита счетов:

02 «Амортизация основных средств» - согласно данным разработочной  таблицы РТ-7 «Расчет износа (амортизации) основных средств»;

05 «Амортизация нематериальных активов» - согласно ведомости 17 «Ведомость учета нематериальных активов и износа»;

10 «Материалы» - по данным ведомости 10-с «Ведомость учета движения  материалов в денежном выражении»;

69 «Расчеты по социальному страхованию  и обеспечению» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - согласно данным разработочной таблицы РТ-5-с «Сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям работников, учета расчетов с работниками по страхованию и распределению заработной платы»;

94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на основании актов и заключений администрации списываются суммы недостач и потерь, по которым приняты соответствующие решения.

Затем закрываются счета учета содержания служб, производств и хозяйств, обслуживающих основное производство, учитываемых в журнале-ордере № 10-с, в следующей последовательности: счета 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу». Далее закрываются счета: 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы». Затраты, учтенные на приведенных счетах, распределяются на себестоимость продукции на основе аналитических данных, приводимых по каждому счету непосредственно в журнале-ордере № 10-с (об объемах оказываемых услуг - по счету 23 «Вспомогательные производства», отработанных машино-сменах - по счету 25 «Общепроизводственные расходы») или на основе специальных расчетов.

Последним закрывается счет 20 «Основное производство», где наряду с себестоимостью, произведенной в отчетном месяце строительной продукции, определяется также себестоимость сданных объектов строительства и работ и стоимость незавершенного строительного производства на конец отчетного месяца.

В заключение подсчитываются кредитовые обороты по остальным счетам, приводимым в данном журнале-ордере, и дебетовые обороты по счетам, приводимым на заключительном листе журнала-ордера учета себестоимости (в подлежащем).

При закрытии журнала-ордера № 10-с обороты по кредиту каждого счета из строки «Всего по журналу-ордеру» переносятся и Главную книгу в графу «Обороты по кредиту». Фактическая себестоимость единицы работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество выполненных по этому заказу работ.

В ООО «МСО Кизлярская» в соответствии с принятой учетной политикой накладные расходы относятся на себестоимость строительной продукции пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

При списании накладных расходов путем их распределения по объектам учета, составляются записи:

Дебет счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства»

Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы», субсчет «Накладные расходы».

Накладные расходы, приходящиеся на строительно-монтажные работы, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счета 26 «Общехозяйственные расходы». При этом они распределяются сначала между строительными и монтажными работами пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, между объектами - пропорционально фактической сумме прямых затрат.

 

2.4. Учёт и документальное оформление объёмов выполненных строительно-монтажных работ

 

Учёт затрат на производство строительно-монтажных работ ведут по каждому виду строительства, входящему во внутрипостроечный титульный список и имеющий отдельный проект и смету. Регистром оперативного учёта выполненных объёмов строительно-монтажных работ на объекте в натуральном и стоимостном выражении является журнал учёта выполненных работ, который ведёт руководитель участка. Журнал выдают начальнику строительного участка ещё до начала работ. В нём содержатся данные об объёмах работ, подлежащих выполнению, в разрезе конструктивных элементов и видов, которые приводят в последовательности их выполнения. В журнале должны также приводится данные о сметной величине прямых затрат на указанные работы, сумме накладных расходов и накоплений, которые в совокупности составляют сметную стоимость строительно-монтажных работ. По мере окончания каждого вида работ на объекте на основании замеров их отражают в журнале  натуральном и стоимостном выражении против соответствующих наименований конструктивных элементов и видов работ. Данные журнала используют в процессе строительства для составления отчётности о выполнении плана строительно-монтажных работ, заполнение соответствующих данных отчёта об использовании основных строительных материалов, контроля за объёмами работ, выполненными строительными машинами и автотранспортом, а также отражёнными в документах по начислению з/ п. рабочим. Для определения объёма незавершенного строительного производства необходимо проводить ежемесячную инвентаризацию остатка всех работ, выполненных строительной организацией и не подлежащих сдаче заказчика. На основе данных оперативного учёта объёма выполненных работ строительно-монтажных работ и актов инвентаризации незавершенного строительства должна составляться справка о сметной стоимости выполненных работ типовой формы №3. Такую же справку должны предоставлять генподрядчику субподрядные организации по выполненным работам. Строительные организации чаще всего заключают договоры с заказчиком на условиях оплаты по мере выполнения отдельных этапов и видов работ. В таких случаях после завершения отдельного этапа или вида строительно-монтажных работ при участии заказчика оформляют промежуточные акты приёмки выполненных работ, в которых отражают объёмы выполненных и принятых заказчиком строительно-монтажных работ. Кроме этого, заказчик отдельно принимает по мере завершения все подготовительные и скрытые строительные работы, отражая результаты приемки в актах типовой формы. На основе этих фактов рассчитывают суммы причитающегося дохода строительной организации за отчётный период по выполненным и принятым работам, и выставляют счета заказчику. Одновременно фактические затраты на производство принятых объёмов работ списывают на расходы по реализации строительной продукции. Определение фактической себестоимости сданных работ и величины остатков незавершенного производства, а также причитающейся суммы дохода возможно путём использования методики, предложенной в 12 Стандарте б/у «Договоры подряда на капитальное строительство» или исходя из других принципов, зафиксированных в учетной политике хозяйствующего субъекта и в условиях договора. Величину фактической себестоимости сданных работ и величину остатков незавершенного производства можно определить следующим образом:

- на основе фактически понесённых  затрат на выполнения законченного  цикла работ, при этом договорная  стоимость выполненных работ  может быть определена с учётом  уровня рентабельности строительного производства, запланированного при заключении договор подряда;

- на основе фактически понесённых  затрат на конец периода за  вычетом сметной или плановой  себестоимости работ, остающихся  в составе незавершенного производства, порядок определения договорной стоимости аналогичен предыдущему;

- на основе сметной себестоимости  выполненных и сданных работ, при этом договорную стоимость  определяют в том же соотношении  с величиной договорной стоимости  всего заказа, что и сметную  стоимость выполненных работ, по отношению к сметной стоимости всего заказа.

 

3. Совершенствование учета затрат  в ООО МСО «Кизлярская»

3.1. Предложения по совершенствованию организации учета затрат и калькулированию себестоимости продукции в ООО «МСО Кизлярская»

 

Издержки – это суммарные «потери» предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Под затратами следует понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, т.е. стоимостные оценки ресурсов, используемые организацией в процессе своей деятельности.

В соответствии с Налоговым Кодексом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Определение расходов как экономической категории в составе информации, формируемой в бухгалтерском учете, дано в ПБУ10/99 «Расходы организации». В соответствии с п. 2 ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей бухгалтерского учета все расходы делятся на две основные группы: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Для практического использования в системе управления формированием затрат выделяют классификацию затрат с учетом вида расходов – по статьям калькуляции и элементам затрат.

Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции. Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т.е. на единицу продукции, заказа, услуги, работы, предназначенных для продажи, а также внутреннего потребления.

Информация о работе Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции