Учет и анализ банкроств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:28, курс лекций

Краткое описание

Рыночные преобразования вызвали множество изменений в экономике страны. Наряду с позитивными изменениями (новые формы хозяйствования ), возникли и негативные (невозврат кредитов, обвал производства). С 1996 года Россия находится в кризисе. Основной причиной которого стали неплатежи между субъектами хозяйствования, оцениваемые специалистами как катастрофические.

Вложенные файлы: 1 файл

Учет и анализ банкротств.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 1.  Кризисы  в управлении предприятием.

 

     1. Предмет и задачи курса « Учет и анализ банкротств»

2.Роль кризисов в  экономической жизни предприятия

3.Понятие, причины  возникновения кризисов и их  виды

 

  1. Предмет и задачи курса

Рыночные преобразования вызвали множество изменений в экономике страны. Наряду с позитивными изменениями (новые формы хозяйствования ), возникли и негативные (невозврат кредитов, обвал производства). С 1996 года Россия находится в кризисе. Основной причиной которого стали неплатежи между субъектами хозяйствования, оцениваемые специалистами как катастрофические. Доля просроченной задолженности по России составляет около 30% ВВП. Увеличился также невозврат кредитов, предоставляемых банками реальному сектору экономики. В результате возникла острейшая проблема – неплатежи как на федеральном, так и на региональном уровне. Произошла цепная реакция: все большее количество хозяйствующих субъектов становятся неспособными выполнить свои обязательства перед кредиторами, вследствие чего наблюдается дисбаланс  в отечественной экономике. Мировые рейтинговые агенства включили Россию в перечень стран с рисковой экономикой, что и стало причиной нежелания потенциальных инвесторов работать на российском рынке.

Современный с/х производитель  поставлен в зависимость от влияния многих внешних факторов, которые диктуют рыночные отношения, усиливая кризисные явления в аграрном секторе. Тяжелое положение дел объясняется неспособностью с/хтоваропроизводителей противостоять монополизированным структурам в сфере производства, торговли и переработки. Значительные потери с/х связаны с диспаритетом цен на промышленную и с/х продукцию, цены на продукцию с/х растут в 5 раз медленнее чем на продукцию промышленности, поставляемую деревне.

Проблема неплатежей  в аграрном секторе экономики важна и актуальна в настоящее время, т.к. неплатежеспособность многих с/х предприятий приводит их к банкротству. В других отраслях экономики кредиторская задолженность  предприятий примерно равна дебиторской, в аграрном секторе она в три раза выше. Просроченную задолженность имеют 87,9% с/х предприятий. В общем объеме просроченной задолженности на платежи в бюджет и внебюджетные фонды приходится 53,8%, на долг поставщикам 30,6%, банкам- 12,1%, на долги по з/пл -3,5%.

Большинство с/хп по сути дела вытолкнуты в теневой полулегальный бизнес. В отрасли преобладают бартерные сделки (около 60% оборота) и наличные денежные расчеты (около 67% денежного оборота).

Угроза банкротства  нависла над абсолютным большинством сельских СПК, ООО и др.форм собственности. В настоящее время в арбитражных судах находится около 2 тысяч дел о банкротстве с/х предприятий и имеется тенденция к их увеличению. Рассмотрение 90% таких дел заканчивается признанием хозяйства банкротом, открытием конкурсного производства и, в конечном счете, их ликвидацией.

При банкротстве предприятий  выявляется 2 характерные тенденции:

- банкротство нерентабельных  хозяйств с устаревшим менеджментом

- смена собственников  на многих предприятиях в силу  финансового передела и концентрации  капитала.

Итак, если вашему бизнесу  нормально развиваться мешают постоянные задержки платежей партнерами, растущие долги покупателей, применяйте механизм банкротства, п.ч. не зря говорят  « Проблема должника - это ваша постоянная головная боль». А решать эту проблему все равно придется, и при удачном стечении обстоятельств вы сможете расширить свой бизнес и укрепить финансовое положение.

Учет и анализ банкротств — это учетно-аналитический процесс подготовки к принятию стратегических и тактических решений в условиях экстремальных ситуаций и жесткого дефицита времени. Как информационно-аналитический модуль системы антикризисного управления, он охватывает сферу профилактических, реорганизационных и ликвидационных процедур, направленных на обеспечение успешного функционирования бизнеса в обозримой перспективе.

Термин «банкрот» (итал. banco — скамья, банк и rotto — сломанный) дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговую или финансовую деятельность. Отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что его скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением остальных.

Управление информационными  потоками, имуществом, капиталом, совместной деятельностью людей и отношениями с контрагентами состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой деятельностью человека в процессе ее протекания. Поэтому в условиях антикризисного управления выявляется состояние проблематики вмешательства человеческого фактора. Именно таким образом выделяются следующие дисциплины: стратегическое управление, экологический менеджмент, учет и анализ банкротств и др.

Предмет курса — закономерности, принципы и иные формы выявления  причинно-следственных связей, влияющих на выработку стратегических и тактических решений по предупреждению, смягчению и успешному разрешению кризисной ситуации на предприятии.

Цель курса — изучить  особенности несостоятельности (банкротства) предприятия, уметь пользоваться общими и специфическими инструментами анализа и учета банкротств в условиях кризиса.

Основные задачи курса:

- научное использование  принципов и методов анализа кризисных ситуаций на предприятиях, выбор путей предупреждения кризисов, выход из них с минимальными потерями;

- изучить практические  навыки в учетных и аналитических  процедурах, оказывающих поддержку при разработке и принятии оптимальных управленческих решений в условиях неопределенности, экстремальных ситуаций, острой конкурентной борьбы, дефицита ресурсов, неплатежеспособности предприятий;

-сформировать навыки  работы с персоналом, владения  основами ситуационного, экономического и финансового анализа предприятий-должников.

 

2. Роль кризисов  в экономической жизни предприятия

Начало 1990-х гг. пробудило новый всплеск внимания в США, Англии, Индии и других странах к финансовой несостоятельности предприятий. В связи с этим были пересмотрены акты и законы о банкротстве, направленные на более конструктивное решение финансовых затруднений. Институт банкротства, защищая личную и корпоративную собственность от опасно высоких убытков, также должен содействовать выявлению экономических и политических приоритетов и ответственности. В рыночной экономике вероятное банкротство собственника можно рассматривать как неизбежное явление, которое, однако, должно проявляться в допустимых пропорциях. Как показывает опыт США, там ежегодно терпит банкротство примерно 1% общего числа предприятий с кредиторской задолженностью более 1 млн долл.

Предприятие будет успешно функционировать на рынке при соблюдении двух главных условий: благоприятного окружения и эффективного менеджмента. Предприятие может рассматриваться как нездоровое, если, во-первых, оно сталкивается с финансовыми затруднениями (возрастающая неспособность погашения обязательств по мере их возникновения) и, во-вторых, его жизнеспособности угрожают значимые факторы. Существует множество факторов, которые предприятие не в силах контролировать: недостаток важных ключевых ресурсов (основного сырья и материалов, энергии); изменения в политике правительства относительно акцизных сборов и таможенных пошлин, вступления в ВТО и др.; отставание в новых технологиях; ужесточение конкуренции и изменение потребительских предпочтений; неблагоприятное межнациональное развитие; недоступность кредитных и инвестиционных ресурсов.

Анализ удельного веса причин кризиса предприятий в  России и за рубежом выявил, что  основными виновниками банкротства  являются неэффективный менеджмент и рыночный спад продаж. Неэффективный менеджмент может принимать форму нерационального управления производством, персоналом, финансами и другими ресурсами. На стадии планирования и осуществления планов кризис может возникнуть из-за недооценки статей издержек, недостаточного внимания к маркетинговым прогнозам, удлинения срока реализации инвестиционного проекта, завышения стоимости внеоборотных активов. На последующей стадии кризис может проявиться из-за назначения на руководящие посты некомпетентных работников, участия многих посредников в реализации продукции, продажи продукции с непосильными для бизнеса льготами.

По мере развития ситуации с финансовыми затруднениями, когда  фирма уже не способна платить  по своим обязательствам,  возникает  потребность в получении ответов  на следующие ключевые вопросы:

1.  Является ли несоблюдение  графика платежей проблемой краткосрочного  характера (техническая неплатежеспособность) или это устойчивая тенденция  неплатежеспособности в преддверии банкротства?

2.  Разрешится ли  временная проблема отсрочкой  платежей с последующим удовлетворением требований кредиторов? Если же стоимость чистых активов резко упала и потери уже имеют место, то кто покроет эти потери?

3.  Можно ли сказать  о фирме, что она скорее «мертва,  чем жива»? Повысится ли ценность  бизнеса в случае финансового оздоровления и продолжения операций или лучше его ликвидировать и продать по частям?

4.  Следует ли фирме  подавать заявление о возбуждении  судебной процедуры банкротства или попытаться провести досудебную санацию?

5.  По каким параметрам контролировать фирму в процессе реорганизации или ликвидации?

Формальные и неформальные процедуры разрешения кризиса имеют  свои плюсы и минусы. Отечественная  практика формальных планов реорганизации  постоянно совершенствуется. От доктрины абсолютного приоритета в удовлетворении требований кредиторов осуществляется переход к доктрине относительного приоритета, преследующей более гибкий и сбалансированный подход. Усиливается роль арбитражного суда и ответственность специалистов по учету и анализу банкротств в оценке приемлемости предлагаемых планов реструктуризации. Это касается оценки будущих продаж, анализа основной деятельности с прогнозом будущих доходов и потоков денежных средств, обоснования ставки капитализации для денежных потоков, оценки стоимости бизнеса и распределения этой стоимости для удовлетворения предъявленных претензий. Главным тестом на приемлемость плана реструктуризации служит достижение безубыточности и восстановление платежеспособности.

В ходе продолжающегося  реформирования общества органы государственной власти Российской Федерации постоянно совершенствуют рыночную экономическую политику. В настоящее время в этой области пройдены важные этапы и получены позитивные результаты: проведена либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, снижена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование кредитными ресурсами, в основном определена законодательная база (Трудовой, Налоговый, Бюджетный, Административный и Арбитражный кодексы).

Создание макроэкономических условий для экономического роста  еще не до конца переломило негативные тенденции и лишь обозначило реальные предпосылки для преодоления  промышленного кризиса.

Недостаточное влияние  органов государственной власти на проведение активной микроэкономической политики и не всегда адекватная компетентность самих руководителей предприятий еще тормозят налаживание более гармоничного развития рыночного механизма. Причины недостаточной эффективности реализации потенциала экономической реформы состоят в следующем:

1.  Низкая эффективность  функционирования системы управления предприятиями.

2.  Недостаточный уровень  ответственности руководителей  перед учредителями и собственниками  за последствия принимаемых решений в части сохранности имущества и эксплуатации инвестиций в активы предприятия, неадекватное влияние на финансово-хозяйственные результаты деятельности.

3.  Малые суммы уставного  капитала акционерных обществ.  После проведенных переоценок  основных фондов добавочный капитал предприятий на порядок выше величины уставного капитала.

4. Слабая проработка  механизма исполнения решений  судебного делопроизводства, особенно в части обращения взыскания на имущество должника.

5.  Снижение инвестиционной  привлекательности бизнеса из-за нарушения единства предприятия как имущественного комплекса.

6.  Высокие расходы  на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства, энергоресурсы.

7.  Снижение конкурентоспособности  российских предприятий на внутреннем и внешнем рынках из-за наличия устаревших технологических линий производства профильной продукции.

8.  Сложность получения  достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия акционерам и менеджерам, потенциальным инвесторам и кредиторам, а также органам исполнительной власти.

Официальная статистическая отчетность в основном направлена на обеспечение необходимой информацией органов государственной власти. Спрос предприятия на маркетинговую информацию практически остается не удовлетворенным. Недостаточный   объем   достоверной   маркетинговой   и   экономической информации наряду с неразвитостью информационной инфраструктуры российской экономики затрудняет принятие продуктивных управленческих решений на уровне предприятия, а также оценку контрагентами степени риска при заключении ими договоров. Из-за подчиненности системы бухгалтерского учета целям налогообложения затруднено получение реальной картины финансово-экономического состояния предприятия. Действующая в настоящее время система бухгалтерского учета приводит к искажению соотношения доходов и расходов предприятия. Предприятие лишается права самостоятельной идентификации расходов при делении их на капитальные и текущие, расходы будущих периодов.

Информация о работе Учет и анализ банкроств