Учет и анализ денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. Учет и контроль денежных средств всегда был во главе всех контрольных мероприятий в любой организации, поэтому тема дипломной работы является очень актуальной.
Важное значение для благополучия предприятий имеет своевременность денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций. Этим и занимается бухгалтерский учет денежных средств, целью которого является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики бухгалтер должен исходить из принципа, что умелое использование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободный денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, акции и облигации сторонних предприятий и т.д).

Содержание

Введение.…………..…………………………………………………………....................4
Заключение………………………………………………………………………….…....30
Список использованных источников………………………………………….………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсак.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Большое внимание следует уделить динамике изменения кредиторской и дебиторской задолженности. Желательно, чтобы кредиторская задолженность была немного выше дебиторской. Это обусловлено тем, что дебиторская задолженность – это деньги временно отвлеченные из оборота, а кредиторская – денежные средства, вовлеченные в оборот. Также нежелательно сильное превышение кредиторской задолженности над дебиторской, потому что в случае требования кредиторов (особенно по краткосрочной задолженности) вернуть долг, предприятие может быть поставлено в зависимость от финансового состояния дебиторов.  

Денежные средства направляются в основном на оплату труда. Средств полученных от покупателей вполне хватит, чтобы произвести расчеты. Это говорит о нормальной работе организации.

Цель: анализ притока и оттока денежных средств за 2010-2012 гг.

 

 

 

 

Таблица 2.4 – Анализ источников притока и оттока денежных средств ООО «КЭМО» за 2010-2012 гг.

Показатели, тыс. руб.

2010 год

2011 год

2012 год

Отклонение

2011/ 2010

2011/ 2010

Остаток денежных средств на начало года

349

507

805

+158

+298

Поступило денежных средств всего, в т.ч.

1 134

1 455

1 746

+321

+291

Средства полученные от покупателей и заказчиков

1 047

1 333

1 578

+286

+245

Прочие поступления

87

122

168

+35

+46

Направлено денежных средств всего, в т.ч.

976

1 157

1 341

+181

+184

- на оплату товаров

426

563

628

+137

+65

- на оплату труда

254

216

347

-38

+131

- налог на прибыль 

296

244

69

-52

-175

- прочие выплаты

-

134

297

+134

+163

Остаток денежных средств на конец периода

507

805

1 210

+298

+405


Вывод: за анализируемый период ООО «КЭМО» в целом за каждый год преобладал приток  денежных средств над оттоком.

Негативным моментом является отсутствие финансовых вложений у предприятия ООО «КЭМО». Однако, несмотря на преобладание в целом за период притока денежных средств над оттоком, иногда у предприятия не хватало средств, чтобы рассчитаться с кредиторами.

Рисунок 2.4 – Динамика оттока и притока денежных средств ООО «КЭМО» за 2010-2012 гг.

 

Произведем оценку достаточности денежных средств на ООО «КЭМО». Для этого рассчитаем длительность периода их оборота. Для расчета были привлечены внутренние учетные данные о величине остатков на начало и конец периода по счетам денежных средств. В ООО «КЭМО» большая часть расчетов проходит через кассу, поэтому указанные расходы денежных средств по счету кассы были прибавлены к сумме кредитового оборота по расчетному счету.

Цель: расчет периода оборота денежных средств.

Таблица 2.13 – Изменение оборота денежных средств ООО «КЭМО» за 2010-2012 гг.

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

Отклонение

2011/ 2010

2012/ 2011

1. Остаток денежных средств, тыс. руб.

507

805

1 210

+298

+405

2. Выручка от реализации, тыс. руб.

8 312

10 037

5 012

+1 725

-5 025

3. Коэффициент оборачиваемости  денежных средств (стр.2/стр.1)

16,39

12,47

4,14

-3,92

-8,33

4. Период обращения денежных  средств (365/стр.3)

22,27

29,27

88,16

+7

+58,89


 

Вывод: как следует из данных таблицы 2.13 средний остаток денежных средств в 2012 году составляет 1 210 тыс. руб., что больше на 405 тыс. руб. по сравнению с 2011 годом.

Выручка от реализации в 2011 году увеличилась на 1 725 тыс. руб. и составила 10 037 тыс. руб., в 2012 году снижение составило 5 025 тыс. руб. и значение составило 5 012 тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости  денежных средств показывает сколько раз за период, денежные средства, находящиеся на счетах и в кассе организации совершили оборотов. За анализируемый период наблюдается снижение данного показателя, если в 2010 году значение составило 16,39 оборота, то в 2011 году произошло снижение на 3,92 оборота и значение составило 12,47 оборота, в 2012 году показатель снизился до 4,14 оборотов.

Динамика коэффициент оборачиваемости  денежных средств представлена на рисунке 2.5.

Снижение оборачиваемости и рост среднего срока оборота денежных средств свидетельствует о нерациональной организации работы предприятия, допускающего замедления использования высоколиквидных активов, основное назначение которых – обслуживание производственно – хозяйственного оборота предприятия.

Рисунок 2.5 – Динамика коэффициент оборачиваемости денежных средств ООО «КЭМО» за 2010-2012 гг.

 

Период обращения денежных средств в 2012 году увеличился на 8,71 дней по сравнению с 2011 годом и составил 18,87 дней.

Динамика  периода обращения  денежных средств представлена на рисунке 2.6.

 

Рисунок 2.6 – Динамика периода обращения денежных средств

ООО «КЭМО» за 2010-2012 гг.

 

Управление потоком денежных средств заключается в оптимизации величины денежных средств, находящихся на счетах предприятия, с целью реализации целевых приоритетов деятельности, оптимизации величины текущих платежных средств. Задачей также является осуществление кругооборота денежных активов, их бесперебойное и оперативное перетекание в товарную, производительную и вновь в денежную форму. Только в этом случае денежные активы превращаются в их потоки. Целью является и оптимизация остатка денежных средств. Эти средства должны соответствовать долговременной и текущей потребности в них. Цель управления потоком денежных средств делится на несколько составляющих:

а) максимизацию положительного денежного потока (их притока, что в свою очередь предполагает рост объема или скорости поступления);

б) минимизацию отрицательного потока (путем уменьшения объема или замедления скорости оттока);

в) максимизацию сальдо между ними (вышеописанными методами) в текущей деятельности с последующей оптимизацией среднего остатка денежных средств за определенный период времени;

г) оперативное использование остатка денежных средств;

д) увеличение отдачи от вложенных денежных средств (капитализацию прибыли, снижение финансовых рисков, дисконтирование капитала).

Таким образом, увеличение или уменьшение балансового остатка денежных средств за определенный период непосредственно зависит от произошедших изменений в стоимости активов и пассивов баланса. Увеличение стоимости любых статей активов (кроме денежных средств) – причина уменьшения денежных средств. И наоборот, прирост заемных или собственных источников финансирования – фактор увеличения остатков денежных средств.

ООО «КЭМО» за анализируемы период имеет высокую долю дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств. Практически вся являлась нормальной задолженностью, то есть ее погашение ожидалось в рамках установленных сроков. Тем не менее, вследствие выявленных негативных фактов и тенденций, необходимо проведение мероприятий по оздоровлению дебиторской задолженности.

В ООО «КЭМО» за состоянием дебиторской задолженности следит бухгалтерия. Задача бухгалтера состоит в том, чтобы определять сроки погашения данной задолженности, выявлять непогашенную в срок дебиторскую задолженность, своевременно предупреждать руководство об истечении срока исковой давности по дебиторской задолженности. Все это выявляется в результате инвентаризации задолженностей. Поэтому предприятие должно обозначить в своей учетной политике дату проведения инвентаризации дебиторской задолженности (не реже 1 раза в год).

Для проведения инвентаризации должна создаваться специальная комиссия, назначенная руководителем. Проверка состояния дебиторской задолженности должна проводиться по каждому покупателю и заказчику отдельно, чтобы знать, с кого именно впоследствии требовать уплату долга. После проведенной инвентаризации организация, на наш взгляд, должна изучать, какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия, а также производить оценку по срокам образования задолженностей и срокам их возможного погашения.

Однако, выявление просроченной дебиторской задолженности один раз в год недостаточно. Руководство должно регулярно информироваться о состоянии задолженности покупателей, чтобы иметь возможность не допустить невыполнения покупателями своих обязательств. Для этого бухгалтерия может еженедельно представлять руководству отчет о наличии и движении дебиторской задолженности.

После того, как в ООО «КЭМО» провели инвентаризацию дебиторской задолженности и выявили дебиторскую задолженность, срок погашения которой истекает, необходимо разработать план мероприятий по работе с конкретными покупателями и заказчиками. Такие мероприятия могут включать:

  • телефонные переговоры;
  • письменное напоминание на официальном уровне. В письме целесообразно указать необходимость согласования графика погашения задолженности к фиксированному сроку;
  • выезды к контрагентам;
  • анализ финансового состояния дебитора. Здесь оценивается возможность дебитора погасить задолженность на основе анализа баланса и отчета о финансовых результатах.

Данные мероприятия по работе с покупателями помогут избежать просрочки платежей, а также заранее установить, в состоянии ли покупатель выполнить свои обязательства.

Кроме того, существует ряд приемов и способов предотвращения неоправданного роста дебиторской задолженности, обеспечения возврата долгов и снижения потерь при их невозврате:

  • своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженностей (просроченные (неоправданные) задолженности).
  • контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным (просроченным) задолженностям.
  • по возможности ориентироваться на большее число покупателей с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.
  • следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей: значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) источников финансирования. Использовать способ предоставления скидок при досрочной оплате.
  • избегать дебиторов с высоким риском неоплаты, например покупателей, представляющих организации, испытывающие серьезные финансовые трудности;
  • периодически пересматривать предельную сумму отпуска товаров (услуг) в долг исходя из финансового положения покупателей и своего собственного;
  • при продаже большого количества товаров немедленно выставлять счета покупателям, с тем чтобы они получили их не позднее чем за день до наступления срока платежа;
  • определять срок просроченных платежей на счетах дебиторов, сравнивая этот срок со средним по отрасли, сданными у конкурентов и с показателями прошлых лет;
  • при предоставлении займа или кредита требовать залог на сумму не ниже величины дебиторской задолженности по предстоящему платежу, пользоваться услугами учреждений и организаций, взыскивающих долги при наличии поручительства;
  • обменивать дебиторскую задолженность на акции или доли участия в уставном капитале предприятия-должника в целях усиления своего влияния в его бизнесе.
  • для дебиторов с наибольшей степенью риска следует применять предоплату отпущенной продукции (товаров, услуг).
  • стимулирование покупателей к досрочной оплате счетов - способ управления дебиторской задолженностью. Обычно это делают путем предоставления скидок с цены продажи или стоимости поставки, если платеж осуществлен ранее договорного срока. Преимущество поставщика состоит в том, что, получив выручку раньше обусловленного срока и используя ее в денежном обороте, он возмещает предоставленную скидку.

Информация о работе Учет и анализ денежных средств