Учет и анализ издержек обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование учета и анализа издержек обращения, а также выявление направлений его совершенствования.
Объектом исследования выступило РУП БТО «Глобус», г.Минск.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
раскрыта экономическая сущность издержек обращения,
определены задачи и цели их учета,
рассмотрен порядок бухгалтерского учета на торговом предприятии,

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 44.79 Кб (Скачать файл)

К факторам прямого воздействия относятся: объем и структура товарооборота; издержкоемкость товаров; производительность труда; увеличение в структуре товарооборота удельного веса менее или более издержкоемких товаров; мощность торгового предприятия и его складских помещений; рациональное использование всех видов ресурсов; сокращение звенности товародвижения; доля мелкооптовой продажи в общем объеме товарооборота; транспортировка (вид транспорта, эффективность его использования); затраты на управление заказами и др.

Для более  глубокого познания сущности издержек и обеспечения возможности управления ими разработана система классификации  затрат, т. е. их группировка по какому-либо предварительно разработанному или  принятому признаку. Классификация  позволяет непрерывно контролировать и анализировать издержки обращения по их разновидностям, следить за их динамикой, выявлять изменения, тенденции с целью дальнейшего управления ими. Единая классификация издержек обращения дает возможность сопоставлять их не только с затратами внутри торгового предприятия, но и с затратами по другим магазинам. Можно тем самым сравнить качество управления в разных магазинах и в разных отделах.

В управленческом учете в развитых странах используются следующие варианты классификации затрат:

  1. по экономическим элементам затрат;
  2. по статьям себестоимости (статьи калькуляции издержек); по отношению к технологическому (торговому) процессу — основные, накладные;
  3. по составу (одноэлементные, комплексные); по способу отнесения на себестоимость товара (издержкоемкость) — прямые и косвенные;
  4. по роли в торговом процессе — производственные, непроизводственные;
  5. по целесообразности расходования (производительные, непроизводительные —и те и другие являются общественно необходимыми).
  6. по возможности охвата планом — планируемые, непланируемые;
  7. по отношению к объему товарооборота (продаж) — переменные, постоянные;
  8. по периодичности возникновения — текущие, единовременные, декадные, посменные, ежедневные;
  9. по включению в калькуляцию — нейтральные (некалькулируемые), калькулируемые, дополнительные; по временной форме — фактические, плановые.

Затраты могут подразделяться на следующие группы:

  • Затраты на капитал
  • Затраты на услуги третьих фирм
  • Затраты на налоги
  • Затраты  на использование услуг третьих лиц
  • Принудительные отчисления
  • Затраты на электроэнергию,  коммунальные услуги, телефон
  • Косвенные налоги, отчисления и др. в различные фонды, связанные с решением государственных социальных задач.
  • Расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки .
  • Расходы на оплату труда.
  • Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря.
  • Амортизация основных средств
  • Отчисления и затраты на ремонт основных средств.
  • Износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов.
  • Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд .
  • Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
  • Расходы на торговую рекламу .
  • Проценты за пользование кредитом и займами.
  • Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации.
  • Расходы на тару.
  • Отчисления на социальные нужды.
  • Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения. Прочие расходы [ссылка на инстр.]

В зарубежной практике, в  частности в торговле США, применяют  два вида классификаций: естественную и функциональную. В основу естественной классификации положена сущность издержек независимо от того, для осуществления  какой функции были произведены  эти затраты. Функциональная классификация  построена по принципу отнесения  затрат на конкретные задачи, решаемые торговым предприятием[9, c.245].

Сравнивая системы классификаций  затрат, применяемых в отечественном  и зарубежном учете, можно выделить общие моменты и различия. К  общим относятся группировки  затрат по экономическим элементам, статьям калькуляции, по отношению  к торгово-технологическому процессу. Отличительными чертами являются некоторая  упрощенность и условность классификации, принятой за рубежом, отсутствие единой классификации всех затрат во всех отраслях деятельности. В отечественной экономике недостаточно используется для управления затратами их деление на постоянные и переменные.

Принятию правильных управленческих решений содействует организация  учета издержек обращения по системе  «директ - костинг». Западногерманский  ученый - экономист Д. Бернер [6, стр.8] «директ - костинг» охарактеризовал  как систему учета издержек производства и обращения, базирующуюся на разделении общих затрат предприятия на постоянные и переменные. Такое деление широко применяется за рубежом, где управленческие решения по уровню цены, размеру  прибыли и т.п. принимаются с  учетом тенденции их изменения. В  разных странах эта система именуется  по-разному. В Германии и Австрии  она называется учетом частичных  либо граничных затрат, или учетом суммы покрытия; в Великобритании - учетом маржинальных затрат; во Франции  – маргинальным учетом. Иногда его  называют учетом ограниченной или сокращенной  себестоимости [6, стр9].

Основные особенности  и преимущества «директ - костинга»:

  1. издержки для оперативного управления планируются только в части переменных затрат, что значительно упрощает сам процесс планирования;
  2. появляется возможность изучать взаимозависимость между объемом реализации, затратами и прибылью;
  3. он позволяет с помощью экономико-математического и графического методов определить формы зависимости затрат от объема реализации или использования производственных мощностей, получить необходимую информацию о прибыльности (убыточности) отдельных товаров, рассчитать соответствующие критические точки, прогнозировать поведение издержек производства и обращения в целом и по отдельным элементам и на основе всего этого принимать стратегические управленческие решения;
  4. «директ - костинг» является важнейшим элементом маркетинга, позволяет определить изделия с низкой рентабельностью  и отказаться от их производства или продажи, а также установить предел изменения цены;
  5. создается возможность повысить обоснованность планов, эффективность оперативного контроля за постоянными расходами.

Вместе с тем следует  отметить, что наряду с внедрением учета по системе «директ - костинг» в условиях недостаточно развитой конкуренции  не исключается расчет полных затрат и жесткий контроль за расходованием  средств. Как известно, только жесткая конкуренция заставляет предприятия строго следить за уровнем издержек, потому что более высокие затраты снижают уровень рентабельности, а тем самым постоянно ведут к банкротству.

Поэтому «директ - костинг» необходимо рассматривать как дополнение к принятой и действующей системе  учета, анализа и планирования издержек. «Директ - костинг» можно применять  там, где это целесообразно (когда  требуется более детальная оценка поведения переменных затрат в связи  с изменением условий работы с  контрагентами, когда удельный вес  переменных в общей сумме издержек составляет около 75 % и т.п.). За рубежом  в целях совершенствования управления затратами применяются несколько (три – четыре) методов их калькулирования («директ - костинг», полная калькуляция, пропорционально валовым доходам  и др.)

Практическая ценность деления  затрат на переменные и постоянные состоит в следующем: во-первых, такое  деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения издержек при росте выручки от реализации; во-вторых, такая классификация  позволяет определить окупаемость  затрат, то есть «запас финансовой прочности» предприятия; в-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинальной прибыли (валовой  доход минус переменные затраты) для определения размера торговой надбавки.

Действующая в Республике Беларусь классификация издержек обращения  в разрезе статей ориентирована  на затратный принцип ведения  хозяйства. В ней пока отсутствуют  затраты, характерные для самостоятельных  предприятий, работающих в рыночных условиях на принципах самофинансирования.

Издержки обращения являются одним из  важнейших качественных показателей в торговле, и от их размера во многом зависят конечные финансовые результаты работы предприятий  – прибыль и рентабельность.

Для выявления фактических  результатов хозяйственной деятельности предприятия необходимо определять сумму расходов, относящуюся к  тому или иному отчетному периоду. Следовательно, затраты следует  относить на издержки в том периоде, когда они возникли, и в том  размере, в каком они приходятся на данный отчетный период. Исходя из этого, одной из основных задач бухгалтерского учета издержек является правильное распределение расходов хозяйства  по отчетным периодам.

В условиях действующего налогового законодательства перед бухгалтером  предприятия питания стоит задача не только не занизить размеры налогооблагаемой прибыли, но и достоверно отразить реальные издержки, понесенные хозяйствующим  субъектом.

По мнению Л.И. Кравченко  и Е.Ф. Мазаник «в настоящее время  в торговле имеются большие возможности  и резервы снижения издержек обращения  при повышении качества обслуживания населения. Наше исследование показало, что расходы торговых предприятий  можно сократить примерно на одну треть за счет проведения режима экономии в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, устранения бесхозяйственности, расточительства, оптимизации их хозяйственной деятельности»[5,стр.350]. Все это в полной мере относится  и к предприятиям розничной торговли.

Выявление резервов сокращения расходов производится в разрезе  отдельных статей расходов.

Повышению эффективности  расходования средств на оплату труда  содействуют совершенствование  системы хозяйствования, приватизация и акционирование предприятий, устранение многозвенности и параллелизма в  их управлении, сокращение до оптимальных  размеров численности работников, улучшение  использования рабочего времени, совмещение профессий, должностей и функций, прием  на работу лиц на неполный рабочий  день и т.п.

Снизить расходы на оплату труда можно за счет обеспечения  равномерного, ритмичного развития товарооборота  и выпуска собственной продукции. При недовыполнении плана товарооборота  и выпуска продукции работникам обычно доплачивают до гарантийного минимума, а при значительном перевыполнении планов они нередко получают необоснованно  высокие премии. В связи с этим необходимо проверить правильность установления планов товарооборота  и выпуска собственной продукции  по предприятию в целом и по его структурным подразделениям; изучить расходование средств на оплату труда по месяцам и кварталам  в увязке с анализом развития показателей  производственно-торговой деятельности предприятия.

Относительного снижения расходов на оплату труда можно достичь  и за счет рационального расходования средств фонда оплаты труда. На практике нередко неэффективно расходуют  средства на оплату труда. В частности, производят необоснованные выплаты  за работу в выходные и праздничные  дни, сверхурочно, за время проведения инвентаризаций и проверок, компенсацию за неиспользованный отпуск и другие виды оплаты труда, не предусмотренные планом. Проверку рациональности расходования средств на оплату труда проводят по данным расчетно-платежных ведомостей, регистров учета и первичных документов.

Особое внимание уделяют  выявлению и мобилизации прогнозных резервов оптимизации труда, рациональности расходования средств на оплату труда.

Значительный удельный вес  в издержках обращения занимают транспортные расходы. Расход средств  по данной статье во многом зависит  от правильности выбора вида транспорта. При перевозках товаров на большие  расстояния наиболее дешевыми и экономичными видами транспорта являются железнодорожный  и водный. При перевозках на небольшие  и средние расстояния в основном используют автомобильный транспорт. Наиболее экономичной формой доставки продуктов является централизованный завоз. Он улучшает процесс товародвижения, обеспечивает более производительное использование транспортных средств, снижает себестоимость перевозок  грузов и т.п. Поэтому необходимо изучить возможности использования  централизованного завоза. При перевозке  небольших партий товара наиболее выгоден  кольцевой завоз. Для выявления  возможностей сокращения расходов по данной статье необходимо также проверить  обоснованность взимания наценок поставщиками на возмещение расходов по централизованной доставке. В настоящее время предприятиями  питания в значительных размерах производится самостоятельный завоз  сырья, товаров. Предприятия оплачивают автохозяйствам за каждый час нахождения у них автомобиля или за количество тонн перевезенных грузов. Перевозка  грузов автомобилями с почасовой  оплатой обходится предприятиям намного дороже, чем автотранспортом, работающим с оплатой объема выполненных  работ. Но она позволяет скрыть недостатки в организации процесса транспортировки, сверхнормативные простои, неудовлетворительное использование автомашин и других транспортных средств. Поэтому необходимо выявлять возможности сокращения «почасовых»  машин. Одновременно необходимо установить пути и возможности улучшения  использования транспортных средств  за счет полной загрузки автомобилей (путем  рациональной укладки грузов, наращивания  бортов, правильного выбора марок  автомашин для перевозки определенных партий грузов и т.п.), использования  прицепов, контейнеров, закрепления постоянных шоферов за определенными маршрутами, сокращения порожних пробегов и простоев автомобилей при погрузке и разгрузке в их ожидании. Снизить простои транспортных средств при погрузке и разгрузке можно за счет предварительной подготовки груза и сопроводительных документов к отправке, механизации погрузочно-разгрузочных работ.

При определении рациональности расходов на содержание основных средств  проверяют обоснованность расходов по каждому их виду в отдельности. В частности, изучают как экономно расходуют топливо, электроэнергию, воду, нет ли утечки воды, неэкономного использования топливно-энергетических ресурсов. Следует также определить целесообразность установки водомеров, счетчиков тепла, замены ламп накаливания  более экономичными люминесцентными, изменения схем включения светильников в обеденных и торговых залах, складских и подсобных помещениях. Необходимо также проверить правильность взимания платы на содержание охраны, не состоящей в штате предприятия, и выявить возможности замены постовой охраны обходной или установки  автоматической сигнализации.

Информация о работе Учет и анализ издержек обращения