Учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ОАО «ЗВЭК «Прогресс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:09, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение состояния учета расчетов с поставщиками на предприятии, и проведение анализа кредиторской задолженности.
Задачами исследования учета и анализа расчетов с поставщиками являются:
- изучить теоретические и правовые аспекты учета расчетов с поставщиками;
- дать характеристику объекту исследования;

Содержание

Введение 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 7
1.1 Значение и задачи учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками 7
1.2 Методологические основы учета и анализа расчетов с поставщиками и покупателями 9
1.3 Нормативное регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 23
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЗВЭК «ПРОГРЕСС». 28
2.1 Организационная характеристика ОАО «ЗВЭК «ПРОГРЕСС» 28
2.2 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЗВЭК «ПРОГРЕСС» 31
3. Практические аспекты учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «ЗВЭК «ПРОГРЕСС». 36
3.1 Учет операций с поставщиками и подрядчиками в ОАО «ЗВЭК «ПРОГРЕСС». 36
3.1.1 Анализ внутренних документов предприятия. 36
3.1.2 Наличные и безналичные формы расчетов 40
3.1.3 Неденежные формы расчетов 46
3.1.4 Учет неотфактурованных поставок 48
3.1.5 Учет расчетов по претензиям. 50
3.1.6 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 52
3.1.7 Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «ЗВЭК «ПРОГРЕСС» 56
3.1.8 Налогообложение операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками 58
3.1.9 Раскрытие информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками в отчетности 59
3.2 Анализ кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками 61
3.2.1 Анализ состава, динамики, структуры кредиторской задолженности 66
3.2.2 Факторный анализ оборачиваемости кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам 71
3.2.3 Прогнозирование кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками. 76
3.3 Автоматизация ведения бухгалтерского учета 79
3.3.1 Задачи автоматизации 79
3.3.2 Рекомендации по совершенствованию автоматизации учета на ОАО «ЗВЭК «ПРОГРЕСС» 80
Заключение 90
Список использованных источников. 93

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)

Порядок расчетов между  предприятием поставщиками и подрядчиками по внутри – российским поставкам  определяется в соответствии с правилами безналичных расчетов в РФ. Условия внутри – российских поставок формируют в соответствии с принятыми в стране условиями (франко – завод, франко – станция отправления, франко – вагон и др.), определяющими права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.

При журнально-ордерной форме учета учет расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6, где  синтетический расчет учетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом.

При автоматизации учета  на основании выписок банка составляются машинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Эти машинограммы служат основанием для разработки оборотных ведомостей по счетам, по итоговым данным, на основании которых делаются записи в Главную книгу.

Безруких П. С. справедливо  утверждает, что в условиях рыночной экономики для уменьшения риска  не оплаты или несвоевременной оплаты счетов поставщик может либо потребовать  предварительной оплаты счета, либо произвести расчеты за счет выставленного покупателем аккредитива, либо прибегнуть к вексельной форме расчетов. Предварительная оплата связана с неэтичным использованием средств покупателя в обороте поставщика до момента перехода товара в собственность плательщика. Аккредитивная форма расчетов также ведет к отвлечению денежных средств покупателя из оборота. Наиболее гибкой, оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов. Согласно Гражданского Кодекса РФ [1, ст.815], вексель является формой договора займа. С момента выдачи векселя отношения сторон регулируются нормами вексельного права.

Различают простые и  переводные векселя. Простой вексель  по определению Кондракова Н.П., –  это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму денег по наступлению срока платежа другой стороны (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или указанные услуги.

Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функцию универсального кредитно – расчетного документа.

Выделение расчетов с  использованием векселей осуществляется в аналитическом учете. Выданные векселя под приобретение ТМЦ отражают по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" субсчет "Векселя выданные". По мере погашения задолженности по векселям она списывается в дебет счета 60 субсчет "Векселя выданные" с кредита счетов по учету денежных средств (50, 51,52 и др.).

Порядок проведения взаимозачета установлен Гражданским Кодексом РФ (2, ст. 410), согласно которого обязательства  одного из участников договора прекращаются (полностью или частично) зачетом  встречного однородного требования другого участника договора, срок исполнения которого наступил или определен моментом востребования. Необходимым условием осуществления взаимозачетов является то, что он производится только между организациями, имеющими однородные договорные обязательства друг перед другом без участия третьей стороны. При этом каждый из участников зачета по одному договору выступает кредитором, а по другому должником (дебитором).

Для проведения взаимозачета достаточно заявления одной из сторон договора при условии отсутствия разногласий по предмету взаимозачета. Для этого необходимо оформить акт сверки расчетов, в котором указать документы, по которым возникли задолженности и суммы задолженности с выделением НДС, оформить письменное заявление одной из сторон о проведении зачета за подписью руководителя и главного бухгалтера.

Бартерная операция является договором мены, действие которого регулируется Гражданским Кодексом РФ (2, гл. 31).

В соответствии с действующим  законодательством товарообменные сделки рассматриваются как сделки, осуществляемые в рамках договора мены. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой.

Особенностью товарообменных операций является оценка приобретенного имущества. С 1 января 2002 года выручку по договорам, предусматривающим оплату в натуральной форме, определяют по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. (п.6.3 ПБУ 9/99) Стоимость этих товаров устанавливают исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей (т.е. исходя из рыночной цены).

Если невозможно установить рыночную стоимость полученных ценностей, выручку определяют по стоимости  своей продукции (товаров), подлежащих передаче другой организации. Стоимость своей продукции устанавливают исходя из обычной отпускной цены на свою такую же аналогичную продукцию (п.6.3 ПБУ 9/99).

По мнению Сотниковой Л.В. неотфактурованными считаются  поставки, по которым материальные ценности поступили в организацию без платежного документа [38, с.132] На складе их приходуют, выписывая приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам и обычно по окончании месяца, когда вероятность получения документа от поставщика исключается, показатели акта регистрируются в журнале-ордере № 6: в графе «Номер счета» проставляется буква «Н» (не отфактуровано), наименование поставщика, номер приемного акта и учетная стоимость поступивших материалов на склад на группу и по графе «Акцепт». Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так основанием для оплаты банком являются документы, по которым она может быть произведена, отсутствуют. При открытии журнала-ордера № 6 на следующий месяц эта поставка будет зарегистрирована как сальдо на начало месяца – кредитовое. По мере поступления товаросопроводительных документов и документов на оплату по этой поставке в следующем месяце они акцептуются организацией, оплачиваются банком и регистрируются бухгалтерией в журнале-ордере № 6 в свободной строке по группе материалов и в графе «Акцепт» в сумме платежа, а по строкам: сальдо (незаконченных расчетов) ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется, то же по группе в графе «Акцепт». Расчеты с поставщиком, таким образом, по этой поставке будут закончены.

Материалами в пути считаются  поставки, по которым организация  акцептовала (приняла к оплате) документы  поставщика. При этом право собственности  на материально-производственные запасы перешло к покупателю, но они на склад еще не поступили. К учету принимаются акцептованные товаросопроводительные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

В журнале-ордере № 6 указанные  платежные документы регистрируются в течение месяца в графе «За  не прибывший груз» и в графе «Акцепт». По окончании месяца ниже показателя «Итого поступило» фиксируется сумма стоимости материалов по соответствующим группам, оставшихся в пути на конец месяца, т.е. материалы приходуются условно без записи на склад. Указанная запись позволяет включить эти материалы в балансовые показатели.

По мере поступления  этих ценностей бухгалтерия получит  приходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже был дан в  момент поступления расчетных документов) по строке регистрации этого счета в не законченных на начало месяца расчетах. При закрытии журнала-ордера № 6 по окончании месяца эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.

 При расчетах с  поставщиками за материальные  ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом. Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам организации или по договорным (отпускным ценам), а затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензии к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при этом распределяется пропорционально массе груза, а суммы наценок, скидок – пропорционально стоимости груза.

Основные операции по расчету с поставщиками и подрядчиками, и их документальное оформление представим в таблице1.2.1

Таблица 1.2.1

Хозяйственные операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками и их документальное оформление

Хозяйственная операция (операция)

Документ основание

Заключен договор с  поставщиками (подрядчиками)

Договор на обслуживание

Договор подряда

Договор субподряда

Договор аренды

Договор купли-продажи

Выплачен аванс поставщику (подрядчику), оплачены с расчетного счета (валютного счета) приобретенные  товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги

Платежное поручение, выписка  банка

Оплачены наличными  приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги

Расходный кассовый ордер, кассовая книга

На уменьшение суммы  задолженности перед поставщиками списана сумма претензий, выявленная при приемке продукции

Акт о приемке материалов, претензия

Получены материалы, товары

Учтена сумма выданного  аванса в момент получения товара

Приходный ордер, накладная  поставщика

Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении материалов, товаров

Отражена сумма НДС  на стоимость работ

Счет-фактура

Стоимость работы сторонних организаций отнесена на себестоимость основного производства

Акт о выполненных  работах

Отражено списание невостребованной кредиторской задолженности

Приказ (распоряжение) руководителя


 

По определению Кондракова Н.П., под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации.

Кредиторской называют задолженность данной организации  другим организациям, работникам и  лицам, которые называются кредиторами.

Согласно Гражданского Кодекса РФ, срок исковой давности по расчетам между юридическими лицами установлен в 3 года.

Организации должны списывать  дебиторскую задолженность, которая  признана нереальной для взыскания (пункт 77 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Отражение в учете  списания дебиторской задолженности  зависит от того, создается резерв по сомнительным долгам или нет.

В соответствии с пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета дебиторская задолженность  списывается по каждому обязательству  на основании данных проведенной  инвентаризации, письменного обоснования  и приказа (распоряжения) руководителя организации.

Если резерв по сомнительным долгам не создается, списанная задолженность, причем в сумме, в которой она  была отражена в бухгалтерском учете (с учетом НДС) (пункт 14.3 Положения  по бухгалтерскому учету "Расходы  организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н (далее - ПБУ 10/99)) относится на финансовые результаты.[7]

Необходимо обратить внимание, что Приказом Минфина Российской Федерации от 18 сентября 2006 года №116н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету", начиная с отчетности за 2006 год, внесены изменения в ПБУ 10/99, в соответствии с которыми списанная задолженность включается в состав прочих расходов на основании пункта 12 ПБУ 10/99.[8, с.5]

Основные бухгалтерские записи по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражены в Табл.1.2.2

 

Таблица 1.2.2

Основные бухгалтерские записи по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

№ п/п

Содержание операций

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Акцептованы счета поставщиков  и подрядчиков:

 

 

 

 

• за поступившее оборудование

07

60

• за оборудование, не требующее  монтажа, проектно-изыскательские и  строительно-монтажные работы

08

60

• за поступившие материальные ценности

10, 15

60

• за услуги по производству и продаже

20, 23, 25, 26, 29, 44

60

2

Списание недостачи  в пределах норм естественной убыли 

94

60

3

Списание недостачи  сверх норм естественной убыли, несоответствие цен, ошибки

76

60

4

НДС по приобретенным  ценностям

19

60

5

Акцептованы счета поставщиков  по непоступившим материальным ценностям 

10, 15, 41 субсчет «Материалы  в пути» 

60

6

Поступили материальные ценности по ранее акцептованным  счетам

10, 15, 41

10, 15, 41 субсчет «Материалы  в пути» 

7

Оплачены счета поставщиков и подрядчиков

60

50, 51, 52

8

Оприходованы материальные ценности, счета поставщиков по которым  не поступили 

10, 15, 41

60 субсчет «Неотфактурованные  поставки» 

9

Акцептованы счета поставщиков  по оприходованным ранее материальным ценностям

60 субсчет «Неотфактурованные  поставки» 

60

10.

Выдан аванс поставщику (подрядчику) под подставку материальных ценностей (выполнение работ)

60 субсчет «Расчеты  по авансам выданные» 

50, 51, 52

11

Зачет выданного аванса

60

60 субсчет «Расчеты по авансам выданные»

12

Отражена курсовая разница:

 

 

 

 

• положительная 

60

91.1

• отрицательная 

91.2

60

13

Списаны невозвращенные поставщиками авансы за резервы по сомнительным долгам

63

60

Информация о работе Учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ОАО «ЗВЭК «Прогресс»