Учет материалов в строительных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 00:47, реферат

Краткое описание

В общей системе бухгалтерского учета в строительстве учет материально-производственных запасов занимает важное место. Материальные затраты являются основным элементом себестоимости строительной продукции. В статье освещены вопросы учета, отражения, перемещения, отпуска на производство, хранения, а также ответственности за порчу или хищение материальных ценностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Бухучет в строительных организациях.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Карточки учета материалов бухгалтерия строительной организации  регистрирует в специальном журнале-реестре. После получения карточек учета материалов под расписку материально ответственное лицо заполняет предусмотренные в карточках реквизиты, которые характеризуют место хранения материалов, в соответствии с бирками, прикрепленными к месту хранения. Карточки должны располагаться в возрастающем порядке номенклатурных номеров с разделителями по каждому синтетическому счету, субсчету, группе и подгруппе строительных материалов.

Бухгалтерия строительной организации обязана проводить  на складах проверку достоверности  и своевременности оформления первичных документов и записей в карточках учета материалов. Если при проверке обнаружены ошибки в записях или подсчете остатков, бухгалтер вносит в документы исправления, которые должны быть оговорены подписями бухгалтера и материально ответственного лица.

 

Учет движения материальных ценностей

 

Дальнейший учет материально ответственными лицами может осуществляться двумя  способами. Первый способ предусматривает  в конце каждого месяца на основании  первичного документооборота и записей  в карточках учета материальных ценностей составление отчета о движении материальных ценностей, к которому прилагаются все первичные документы, накопленные за месяц. При этом отчеты составляются в натуральных измерителях; оценка отраженных в отчете материалов осуществляется бухгалтерией строительной организации. Отчеты о движении материальных ценностей составляются в двух экземплярах, из которых один остается в бухгалтерии, а второй с подписью бухгалтера о приемке возвращается материально ответственному лицу после сверки его данных с данными первичного документооборота. На каждую группу материальных ценностей составляется отдельный отчет, где указывается остаток ценностей на начало месяца, затем заполняются приходная и расходная его части и выводится сальдо на конец месяца по каждому виду ценностей и в целом по отчету.

При большом ассортименте материалов допускается составление отчета материалов на бланках отчета материальных ценностей в суммовом выражении (без наименований материалов).

Приход и расход строительных материалов группируются по источникам поступления  и направлениям их использования  согласно корреспондирующим счетам, которые проставляются в отчете бухгалтером материального отдела.

При организации складского учета  по второму способу материально  ответственное лицо сдает бухгалтеру материального отдела все первичные  документы. При их приеме-сдаче оформляется  реестр приемки-сдачи документов, в котором указываются количество и номера сдаваемых первичных документов каждого наименования раздельно по приходу и расходу.

Бухгалтер материального отдела строительной организации принимает от материально  ответственного лица документы непосредственно на складе, проверяет правильность отражения основных реквизитов документов в карточках учета материалов и подтверждает правильность записей своей подписью. С этого момента карточка приобретает статус регистра бухгалтерского учета.

 

Учет материалов

 

Материально ответственное лицо ежемесячно переносит остатки из карточек учета материалов в ведомость учета остатков, которая открывается в разрезе хранения или по материально ответственным лицам. При этом бухгалтер материального отдела должен проверять правильность отражения остатков в количественном выражении.

Синтетический учет материалов ведется  на счете 10 "Материалы", к которому рекомендуются открывать следующие  субсчета:

- "Основные строительные материалы";

- "Покупные полуфабрикаты и  комплектующие изделия, конструкции и детали";

- "Топливо";

- "Тара и тарные материалы";

- "Запасные части";

- "Прочие вспомогательные материалы";

- "Материалы, переданные в  переработку на сторону";

- "Материалы, конструкции, детали, изделия собственного изготовления".

В соответствии с ПБУ 5/01 фактическая себестоимость приобретенных материалов складывается из стоимости по ценам приобретения и расходов по заготовке и доставке материалов в строительную организацию.

Вариант учета поступления материалов ведется и с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

При учете материалов по учетным ценам (плановая цена приобретения, средняя цена приобретения и т.д.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической ценой приобретения ценностей отражается на счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

В этом случае на основании поступивших  в организацию расчетных документов поставщиков делается следующая  бухгалтерская запись:

Дебет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"

Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.

- в зависимости от места поступления  тех или других материальных  ценностей и от характера расходов  по заготовке и доставке материалов  в организации.

Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается бухгалтерской записью:

Дебет 10 "Материалы"

Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Аналитический учет по счету 10 "Материалы" ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).

Одна из особенностей строительного  производства заключается в том, что в процессе строительства  отдельных объектов возникает потребность  в использовании разного рода сооружений, но только, как правило, на период строительства этих объектов. Учет данных объектов ведется на субсчете "Инвентарь и хозяйственные принадлежности".

Пример документального оформления приобретения материалов приведен в  табл. 1.

 

Таблица 1

 

Отражение в учете приобретения материалов

 

      Содержание     

хозяйственной операции

     Документальное    

       оформление      

Корреспонденция

     счетов   

  Сумма, 

тыс. руб.

Произведена предоплата

за материалы         

Договор, счет, платежное

поручение, выписка  из  

расчетного  счета       

   60 

   51 

   35,4 

Получены материалы.  

Отражен НДС          

Доверенность           

(формы N N М-2 и М-2а),

приходный ордер        

(форма N М-4), акт о   

приемке материалов     

(форма N М-7), карточка

учета материалов       

(форма N М-17),        

счет-фактура

   10 

   19 

   60 

   60 

   30   

    5,4 

Зачтена сумма  ранее  

перечисленного  аванса

в погашение          

кредиторской         

задолженности за     

полученные  материалы 

Бухгалтерская справка, 

регистры бухгалтерского

учета                  

   60 

   60 

   30   

Зачтена сумма  НДС по 

приобретенным        

материалам  к         

уменьшению  платежа в 

бюджет               

Расчет                 

   68 

   19 

    5,4 


 

Материальные ценности в зависимости  от их назначения и места использования относятся на разные калькуляционные и собирательно-распределительные счета.

Построение номенклатуры калькуляционных  статей и отражение в них материальных затрат требует, во-первых, определенной группировки материальных затрат по их производственному назначению и характеру; во-вторых, обоснованного принципа их оценки.

Для целей учета и отчетности материальные ценности классифицируются по характеру использования, принадлежности, системам первичного учета, оценке.

Многие регистры отраслевого учета в строительстве разработаны десятки лет назад, в связи с чем значительно устарели и не полностью отвечают информационным и управленческим требованиям.

По характеру использования  материально-производственные запасы, принадлежащие строительной организации, подразделяются:

- на ценности, используемые в  производстве, - сырье, материалы,  топливо, строительные конструкции  и детали, запасные части и  агрегаты, шины и др.;

- на готовую строительную продукцию;

- на оборудование к установке.

Все использованные непосредственно при осуществлении строительства зданий и сооружений материальные ценности объединяются в одной калькуляционной статье "Материалы". Повышение сборности строительства отражается на росте удельного веса конструкций и деталей; в составе материальных затрат они занимают первое место.

В статью "Материалы" включаются также услуги производственного  назначения как со стороны, так и  полученные от собственных вспомогательных  производств.

 

Учет оборудования к установке

 

Оборудование к установке приобретается и учитывается как материальная ценность строительной организацией только в случае, если это предусмотрено договором строительного подряда, заключенным с заказчиком. Организации других отраслей, являясь заказчиками, приобретают и учитывают оборудование с момента начала его сборки или установки на постоянном месте эксплуатации в составе долгосрочных (внеоборотных) вложений.

 

Инвентаризация материально-производственных запасов

 

При учете материально-производственных запасов могут возникать расхождения между фактическими остатками и данными, отраженными на счетах системного бухгалтерского учета строительной организации. Такого рода расхождения возникают по различным причинам объективного или субъективного характера, к которым можно отнести:

- уменьшение объема или массы  материально-производственных запасов  в результате хранения или  перемещения (доставки);

- погрешность измерительных приборов;

- халатное отношение материально  ответственных лиц;

- чрезвычайные или стихийные  ситуации.

Поэтому в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности строительной организации необходимо проводить инвентаризацию материально-производственных запасов.

При проведении инвентаризации материально-производственных запасов читателям журнала следует руководствоваться нормами Приказа Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".

Инвентаризация - это проведение проверки соответствия фактического наличия  имущества данным бухгалтерского учета  строительной организации, отраженным на счетах. Инвентаризация материальных ценностей позволяет проверить, все ли хозяйственные операции отражены в системном бухгалтерском учете строительной организации. Инвентаризации подлежат материальные ценности, как принадлежащие организации, так и находящиеся на давальческих условиях.

Инвентаризация может быть обязательной в соответствии с действующим законодательством или проводится по инициативе руководителя.

Главными задачами инвентаризации материальных ценностей являются:

- выявление фактического наличия  материальных ценностей, а также  незавершенного производства;

- контроль за сохранностью материальных ценностей;

- выявление материальных ценностей,  не отвечающих стандартам качества;

- выявление сверхнормативных и  неиспользуемых материальных ценностей;

- проверка соблюдения правил  и условий хранения материальных  ценностей;

- проверка реальной (рыночной) стоимости учтенных на балансе материальных ценностей.

Инвентаризация должна проводиться  в установленные сроки в зависимости  от вида и характера материальных ценностей.

Организация обязана проводить  инвентаризацию материальных ценностей:

- при смене материально ответственных  лиц;

- перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности;

- при выявлении фактов хищений  или злоупотреблений, а также  порчи материальных ценностей;

- в случае пожара или стихийных  бедствий и других чрезвычайных  ситуаций;

- при реорганизации или ликвидации  организации, а также в иных  случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

Информация о работе Учет материалов в строительных организациях