Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 00:47, реферат
В общей системе бухгалтерского учета в строительстве учет материально-производственных запасов занимает важное место. Материальные затраты являются основным элементом себестоимости строительной продукции. В статье освещены вопросы учета, отражения, перемещения, отпуска на производство, хранения, а также ответственности за порчу или хищение материальных ценностей.
Карточки учета материалов бухгалтерия строительной организации регистрирует в специальном журнале-реестре. После получения карточек учета материалов под расписку материально ответственное лицо заполняет предусмотренные в карточках реквизиты, которые характеризуют место хранения материалов, в соответствии с бирками, прикрепленными к месту хранения. Карточки должны располагаться в возрастающем порядке номенклатурных номеров с разделителями по каждому синтетическому счету, субсчету, группе и подгруппе строительных материалов.
Бухгалтерия строительной организации обязана проводить на складах проверку достоверности и своевременности оформления первичных документов и записей в карточках учета материалов. Если при проверке обнаружены ошибки в записях или подсчете остатков, бухгалтер вносит в документы исправления, которые должны быть оговорены подписями бухгалтера и материально ответственного лица.
Учет движения материальных ценностей
Дальнейший учет материально ответственными лицами может осуществляться двумя способами. Первый способ предусматривает в конце каждого месяца на основании первичного документооборота и записей в карточках учета материальных ценностей составление отчета о движении материальных ценностей, к которому прилагаются все первичные документы, накопленные за месяц. При этом отчеты составляются в натуральных измерителях; оценка отраженных в отчете материалов осуществляется бухгалтерией строительной организации. Отчеты о движении материальных ценностей составляются в двух экземплярах, из которых один остается в бухгалтерии, а второй с подписью бухгалтера о приемке возвращается материально ответственному лицу после сверки его данных с данными первичного документооборота. На каждую группу материальных ценностей составляется отдельный отчет, где указывается остаток ценностей на начало месяца, затем заполняются приходная и расходная его части и выводится сальдо на конец месяца по каждому виду ценностей и в целом по отчету.
При большом ассортименте материалов допускается составление отчета материалов на бланках отчета материальных ценностей в суммовом выражении (без наименований материалов).
Приход и расход строительных материалов группируются по источникам поступления и направлениям их использования согласно корреспондирующим счетам, которые проставляются в отчете бухгалтером материального отдела.
При организации складского учета по второму способу материально ответственное лицо сдает бухгалтеру материального отдела все первичные документы. При их приеме-сдаче оформляется реестр приемки-сдачи документов, в котором указываются количество и номера сдаваемых первичных документов каждого наименования раздельно по приходу и расходу.
Бухгалтер материального отдела строительной организации принимает от материально ответственного лица документы непосредственно на складе, проверяет правильность отражения основных реквизитов документов в карточках учета материалов и подтверждает правильность записей своей подписью. С этого момента карточка приобретает статус регистра бухгалтерского учета.
Учет материалов
Материально ответственное лицо ежемесячно переносит остатки из карточек учета материалов в ведомость учета остатков, которая открывается в разрезе хранения или по материально ответственным лицам. При этом бухгалтер материального отдела должен проверять правильность отражения остатков в количественном выражении.
Синтетический учет материалов ведется
на счете 10 "Материалы", к которому
рекомендуются открывать
- "Основные строительные
- "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";
- "Топливо";
- "Тара и тарные материалы";
- "Запасные части";
- "Прочие вспомогательные
- "Материалы, переданные в переработку на сторону";
- "Материалы, конструкции,
В соответствии с ПБУ 5/01 фактическая себестоимость приобретенных материалов складывается из стоимости по ценам приобретения и расходов по заготовке и доставке материалов в строительную организацию.
Вариант учета поступления материалов ведется и с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
При учете материалов по учетным ценам (плановая цена приобретения, средняя цена приобретения и т.д.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической ценой приобретения ценностей отражается на счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
В этом случае на основании поступивших
в организацию расчетных
Дебет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.
- в зависимости от места
Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается бухгалтерской записью:
Дебет 10 "Материалы"
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Аналитический учет по счету 10 "Материалы" ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).
Одна из особенностей строительного производства заключается в том, что в процессе строительства отдельных объектов возникает потребность в использовании разного рода сооружений, но только, как правило, на период строительства этих объектов. Учет данных объектов ведется на субсчете "Инвентарь и хозяйственные принадлежности".
Пример документального
Таблица 1
Отражение в учете приобретения материалов
Содержание хозяйственной операции |
Документальное оформление |
Корреспонденция счетов |
Сумма, тыс. руб. | |
Произведена предоплата за материалы |
Договор, счет, платежное поручение, выписка из расчетного счета |
60 |
51 |
35,4 |
Получены материалы. Отражен НДС |
Доверенность (формы N N М-2 и М-2а), приходный ордер (форма N М-4), акт о приемке материалов (форма N М-7), карточка учета материалов (форма N М-17), счет-фактура |
10 19 |
60 60 |
30 5,4 |
Зачтена сумма ранее перечисленного аванса в погашение кредиторской задолженности за полученные материалы |
Бухгалтерская справка, регистры бухгалтерского учета |
60 |
60 |
30 |
Зачтена сумма НДС по приобретенным материалам к уменьшению платежа в бюджет |
Расчет |
68 |
19 |
5,4 |
Материальные ценности в зависимости от их назначения и места использования относятся на разные калькуляционные и собирательно-распределительные счета.
Построение номенклатуры калькуляционных статей и отражение в них материальных затрат требует, во-первых, определенной группировки материальных затрат по их производственному назначению и характеру; во-вторых, обоснованного принципа их оценки.
Для целей учета и отчетности материальные ценности классифицируются по характеру использования, принадлежности, системам первичного учета, оценке.
Многие регистры отраслевого учета в строительстве разработаны десятки лет назад, в связи с чем значительно устарели и не полностью отвечают информационным и управленческим требованиям.
По характеру использования материально-производственные запасы, принадлежащие строительной организации, подразделяются:
- на ценности, используемые в
производстве, - сырье, материалы,
топливо, строительные
- на готовую строительную
- на оборудование к установке.
Все использованные непосредственно при осуществлении строительства зданий и сооружений материальные ценности объединяются в одной калькуляционной статье "Материалы". Повышение сборности строительства отражается на росте удельного веса конструкций и деталей; в составе материальных затрат они занимают первое место.
В статью "Материалы" включаются также услуги производственного назначения как со стороны, так и полученные от собственных вспомогательных производств.
Учет оборудования к установке
Оборудование к установке приобретается и учитывается как материальная ценность строительной организацией только в случае, если это предусмотрено договором строительного подряда, заключенным с заказчиком. Организации других отраслей, являясь заказчиками, приобретают и учитывают оборудование с момента начала его сборки или установки на постоянном месте эксплуатации в составе долгосрочных (внеоборотных) вложений.
Инвентаризация материально-
При учете материально-
- уменьшение объема или массы
материально-производственных
- погрешность измерительных
- халатное отношение
- чрезвычайные или стихийные ситуации.
Поэтому в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности строительной организации необходимо проводить инвентаризацию материально-производственных запасов.
При проведении инвентаризации материально-производственных запасов читателям журнала следует руководствоваться нормами Приказа Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
Инвентаризация - это проведение проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета строительной организации, отраженным на счетах. Инвентаризация материальных ценностей позволяет проверить, все ли хозяйственные операции отражены в системном бухгалтерском учете строительной организации. Инвентаризации подлежат материальные ценности, как принадлежащие организации, так и находящиеся на давальческих условиях.
Инвентаризация может быть обязательной в соответствии с действующим законодательством или проводится по инициативе руководителя.
Главными задачами инвентаризации материальных ценностей являются:
- выявление фактического
- контроль за сохранностью материальных ценностей;
- выявление материальных
- выявление сверхнормативных и
неиспользуемых материальных
- проверка соблюдения правил
и условий хранения
- проверка реальной (рыночной) стоимости учтенных на балансе материальных ценностей.
Инвентаризация должна проводиться
в установленные сроки в
Организация обязана проводить инвентаризацию материальных ценностей:
- при смене материально
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при выявлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи материальных ценностей;
- в случае пожара или стихийных
бедствий и других
- при реорганизации или
Информация о работе Учет материалов в строительных организациях